Воспитание подростка. Советы родителям
Воспитание подростков. Советы для родителей от педагога-психолога
Парадоксы подростковой психики
Подростковый возраст — это пик активности, прежде всего физической, время бурной перестройки организма, который диктует специфические парадоксы подростковой психики.
1. Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при этом не зная, что с ней делать: хочет выразить себя, но не знает как.
2. Подросток стремится иметь свое лицо, «выделиться из толпы» и одновременно полностью слиться со своим окружением, «быть как все» — в компании, в классе, во дворе и т. д.
3. Подростку интересно все сразу и ничего.
4. Подростку хочется всего и сразу, а если позже — «то вообще тогда не надо».
5. Подросток очень неуверен в себе при всей своей демонстрируемой самоуверенности.
Психологические задачи подростка
Подросток решает следующие психологические задачи:
1. Осознать и принимать физические изменения в своем теле.
2. Развивать способность рассуждать, принимать решения и учиться на своих ошибках.
3. Учиться заботиться о себе и обеспечивать свою безопасность.
4. Осознать ответственность за свою жизнь и отказываться от потребности винить других в своих ошибках.
5. Развивать отношения с людьми своего и противоположного пола.
6. Исследовать ценности, отличающиеся от ценностей родителей и родной культуры.
7. Развивать свою сексуальную зрелость.
8. Обретать финансовую независимость.
Изменения личности подростка
1. Осознание и принятие физического изменения своего тела.
2. Развитие абстрактного мышления. Осознание границ своей личности.
3. Изменение статуса в семье и в обществе: уже не ребенок, но еще и не взрослый.
4. Изменение отношений со сверстниками. Дружба и любовь.
5. Изменение отношений с родителями и значимыми взрослыми.
Причины отклонения в поведении
1. Социально-педагогическая запущенность, когда ребенок неправильно ведет себя в силу своей невоспитанности, сформированное™ у него негативных стереотипов поведения.
2. Психический дискомфорт, вызванный неблагополучием семейных отношений, систематическими неуспехами в учебе, несправедливым отношением со стороны родителей, учителей, сверстников и т. д.
3. Отклонения в психическом и физическом состоянии здоровья, возрастные кризы и другие причины психоневрологического и физиологического свойства.
4. Отсутствие позитивных жизненных целей и планов, условий для самовыражения, незанятость полезными видами деятельности.
5. Безнадзорность, отрицательное влияние окружающей среды и развивающаяся на этой основе дезадаптация.
Факторы риска отклоняющегося поведения
1. Состояние семьи, ее атмосфера (неполная семья, неблагополучная семья).
2. Материальное положение семьи (бедность или богатство).
3. Низкий социально-культурный уровень родителей.
4. Отсутствие семейных традиций.
5. Стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жесткость родителей, бесправие ребенка).
6. Отрицание самоценности ребенка.
7. Удовлетворение потребностей детей (их недостаток или избыток).
8. Злоупотребление родителями алкоголя, наркотиков и др.
9. Попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.
Перечисленные факторы носят внешний, объективный характер. Однако помимо внешних воздействий на ребенка оказывают влияние и внутренние факторы риска. К ним относятся:
1. Ощущение собственной значимости и ненужности.
2. Низкая самооценка.
3. Неуверенность в себе.
4. Недостаточный контроль и самодисциплина.
5. Незнание или непринятие социальных норм и ценностей.
6. Неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях.
7. Неумение выражать свои чувства и реакции на самого себя и других людей.
Рекомендации по общению с подростками
1. Имейте ясное представление о подростках. Старайтесь понять их мир. Принимайте их такими, какие они есть.
2. Осознавайте свои границы как взрослого. Вы можете оказывать определенное влияние на поведение подростка, но оно никогда не абсолютно.
3. Научитесь доверять подросткам и верьте в их способность выжить в мире. Зачастую они оказываются намного более приспособленными к жизни, чем это представляется взрослым.
4. Объясняйте подросткам, что именно вы ждете от них. Подросткам надо также знать, какие последствия их ждут, если они будут не соблюдать правила. Важно дать возможность самим подросткам высказаться: что они думают по поводу установленных правил и последствий в случае их нарушения.
5. Будьте честными в отношении своих чувств, потребностей и ограничений. Не бойтесь делиться с подростками своей неуверенностью в чем-либо. Они прекрасно чувствуют, когда другие избегают каких-то тем или не говорят правды. Им также необходимо видеть, что взрослые тоже имеют слабости и недостатки, которые они признают.
6. Действуйте разумно относительно различных «экспериментирований» подростков. Ваше спокойствие и понимание может свести проблему к минимуму. Откровенно поговорите с подростками о том, что вы чувствуете в ситуации, когда они ведут себя рискованно. Избегайте высказывать свое осуждение, лучше помогите им осознать, как употребление алкоголя, наркотиков и другие ситуации риска могут сказаться на их жизни.
7. Не отталкивайте подростков, если они обратились к вам за помощью.
8. Помогите подросткам найти способ изменить свою жизнь к лучшему.
Похожие статьи:
Взаимодействие ребенка с окружающим миром
Социализация ребенка в обществе
Нет комментариев. Ваш будет первым!