Причины возникновения детской агрессивности
Детская агрессивность. Причины её появления
Возникновению агрессивных импульсов способствуют соматические заболевания — последствия родовых травм, некоторые заболевания головного мозга, центральной нервной системы и т. д. В этом случае необходимо тщательное медицинское обследование ребенка с последующей фармакотерапией.
Агрессивность может быть также следствием нарушения семейного воспитания.
Непринятие детей родителями — одна из базовых причин агрессивности. Статистика подтверждает такой факт: нередко приступы агрессивности проявляются у нежеланных детей. К первому году жизни у ребенка формируется либо базовое чувство доверия к окружающему миру и людям, ощущение безопасности, либо недоверия, страха и тревоги. На формирование отношения к миру оказывает влияние проявление родителями безусловной любви к своему ребенку либо отсутствие таковой. Если родители проявляют искреннюю любовь к своему малышу в любой ситуации, если ребенок понимает, что, несмотря ни на что, его любят, то у него возникает чувство доверия к окружающим. Если же ребенок убеждается в том, что его не любят или даже ненавидят, то он решает, что хуже уже и быть не может и поэтому становится способным на все. Ему не нужно переживать, что он может потерять объект любви. Зачем ему тот, кто его не любит? Он может ожесточиться, может начать мстить. (Многие маньяки, убийцы в детстве были забитыми, презираемыми, униженными детьми.)
Такие дети стараются любыми способами доказать, что имеют право на существование, что они хорошие. Они пытаются завоевать столь необходимую им родительскую любовь и, как правило, делают это довольно агрессивно.
Разрушение эмоциональных связей в семье. К повышенной агрессивности может привести разрушение положительных эмоциональных связей в семье как между родителями и ребенком, так и между самими родителями, когда супруги живут в постоянных спорах. Жизнь в такой семье может стать для ребенка настоящим испытанием, особенно если родители используют его как аргумент в споре между собой. Часто в меру своих сил ребенок пытается примирить родителей, но в результате он может сам попасть «под горячую руку». Даже когда ссоры происходят «за закрытой дверью», ребенок все равно чувствует напряженную атмосферу.
Любая конфликтная ситуация воспринимается ребенком как угроза для него самого. В итоге он либо живет в постоянном напряжении, страдая от нестабильности в доме и конфликта между Двумя близкими ему людьми, либо черствеет душой и приобретает опыт использования ситуации в своих целях, чтобы извлечь из нее как можно больше выгоды для себя. Часто такие дети вырастают прекрасными манипуляторами, полагающими, что весь мир им Должен. Соответственно любая ситуация, в которой они должны что-то сделать для мира или чем-то пожертвовать, воспринимается ими в штыки, вызывает резкие проявления агрессивного поведения.
Неуважение к личности ребенка. Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями в адрес ребенка. Особенно неуважение к личности ребенка, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и своих силах.
Чрезмерный контроль или полное отсутствие его. Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) и его собственный чрезмерный контроль над собой не менее вредны, чем полное отсутствие такого (гипоопека). Подавляемый гнев в какой-то момент обязательно вырвется наружу. И его последствия будут тем страшнее и неадекватнее, чем дольше он копился.
Одной из причин подавляемой до поры до времени агрессии бывает жесткий характер матери или отца. Жесткосердные, чрезмерно властные родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой. Они вызывают у ребенка не столько любовь, сколько страх. Особенно опасно, если в качестве наказания практикуется моральная изоляция, лишение ребенка родительской любви. Результатом такого воспитания станет направленное на окружающих (детей и взрослых) агрессивное поведение ребенка. Его агрессия — завуалированный протест против существующего положения вещей, непринятие ребенком ситуации подчинения, выражение несогласия с запретами. Ребенок пытается защитить себя, отстоять свое «я» и формой защиты выбирает нападение. Он смотрит на мир настороженно, не доверяет ему и защищается даже тогда, когда никто и не думает на него нападать.
У таких детей также довольно часто наблюдается аутоагрессия, направленная на причинение вреда себе.
Избыток или недостаток внимания со стороны родителей. Когда в семье ребенку уделяется чрезмерное внимание, он становится избалованным и привыкает к тому, что его капризам всегда потакают. Такое часто случается в семьях, где «и мамки, и няньки». Ребенок привыкает к мысли о том, что он небесное создание, которому все готовы служить. Если взрослые не исполняют очередной каприз такого ребенка, они в ответ получают вспышку агрессии. Например, не дали папиным ножом поиграть, тогда я вам ножницами занавески порежу.
Диаметрально противоположная природа агрессии — у детей вечно занятых родителей. Их цель — добиться с помощью агрессии пусть отрицательного, но родительского внимания, в котором дети так нуждаются. Они действуют по принципу: «Пусть лучше отчитает, чем не заметит».
Детское восприятие мира очень отличается от взрослого. То, что нам кажется пустяком, ребенку может показаться катастрофой вселенского масштаба. У него сложится впечатление, что родители совершенно не способны его понять. Ребенок чувствует себя незащищенным и беспомощным. И как результат — неадекватные агрессивные реакции.
Запрет на физическую активность. Часто вспышки агрессивного поведения ребенка напрямую спровоцированы установками и запретами взрослых. Если ребенок в течение дня не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то его агрессия будет обусловлена накопившейся энергией, переизбытком энергии, которая должна обязательно найти выход. Иначе ребенок станет не только агрессивным, но и совершенно неуправляемым.
Отстаивание личных границ и своей территории. Ребенок рождается полностью зависимым от своих родителей, и его основная задача на протяжении всей жизни — обретение независимости (в первую очередь от родителей) и самостоятельности. Часто этот процесс происходит очень болезненно для обеих сторон и может иметь печальные последствия. Родителям важно понимать, что их дети — это не их частная собственность, и они им не принадлежат. Ребенок призван стать равноправным и равноценным человеческим существом. Есть наиболее важные периоды, когда ребенок решает эту задачу: это 3 года, начало школьной жизни и подростковый период.
В эти периоды дети особенно остро реагируют на внедрение в их жизнь, что находит свое выражение в протестных реакциях. Мудрые родители должны это учитывать и предоставлять ребенку разумную свободу и независимость.
Если есть возможность, нужно выделить ребенку отдельную комнату или отгородить его персональный уголок в общей комнате шкафом или ширмой. Важно, чтобы родители никогда без спроса не брали вещи ребенка, т. к. его реакция на нарушение внешних и внутренних границ будет скорее всего бурной. Многие родители ошибочно считают, что у ребенка не должно быть никаких секретов, забывая о том, что им самим такое вмешательство вряд ли бы понравилось. Ребенку нужна свобода, чтобы он самостоятельно научился принимать решения и отвечать за них.
Нарушенная исследовательская активность ребенка. Совсем маленький ребенок может ногой ткнуть собаку в бок и отбежать, ударить песочной лопаткой сверстника, шлепнуть бабушку по щеке и смотреть при этом не со злостью, а с любопытством. Такой вид «исследований» часто встречается у детей с нарушением развития эмоциональной сферы. Такие дети просто не способны оценить эмоциональные последствия своей активности. Настоящей агрессивности у них поначалу нет, но она может со временем появиться.
За агрессивность принимают что-то другое. Часто за агрессивность принимают детское упрямство. В возрасте от 2 до 4 лет ребенок отстаивает свою физическую автономию от родителей. «Не буду», «Не пойду», «Я сам» — это слышится от ребенка почти постоянно. Если на ребенка в этом возрасте давить, тащить волоком гулять, когда он не хочет идти, одевать насильно, когда он не хочет одеваться, то можно получить тот тип сопротивления, который легко принять за агрессивность. Перестали давить на ребенка, прошел кризисный возраст — и агрессивность исчезала.
Похожие статьи:
Нет комментариев. Ваш будет первым!