Внеклассное мероприятие в начальной школе «Творчество Заходера»
Урок-встреча для учащихся начальных классов с творчеством Бориса Заходера «Про того, кто научил Винни-Пуха говорить по-русски»
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя.
II. Рассказ о жизни и творчестве Б. Заходера.
Ведущий. Поэта и писателя Бориса Заходера вы, не подозревая об этом, знаете чуть ли не с пеленок. Вам, конечно, знакомы стихи о детях, которые «играли в профессии». Это его стихи.
Читаются стихи из сборника «Строители», дети называют профессию, о которой идет речь.
СЛЕСАРЬ
Мне нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней сноровка!
САПОЖНИК
Мастер, мастер, помоги –
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдем сегодня в гости!
ПЕРЕПЛЕТЧИЦА
Заболела эта книжка:
Изорвал ее братишка.
Я больную пожалею:
Я возьму ее и склею!
ПОВАРА
Как легко приготовить обед!
Ничего в этом трудного нет,
Это проще простого;
Это раз - и готово!
(Если мама готовит обед.)
Но бывает, что некогда маме.
И обед себе варим мы сами,
И тогда
(Не пойму, в чем секрет!) –
Очень трудно
Готовить обед!
ПОРТНИХА
Целый день сегодня шью.
Я одела всю семью.
Погоди немного, кошка, -
Будет и тебе одежка.
Ведущий. Когда-то давно-давно маленький Боря учился в школе и влюбился. Он собрал дома все свои игрушки и принес их понравившейся девочке. Но когда пришел в класс учитель, игрушки вдруг посыпались из парты. Все посмотрели на Борю и стали смеяться. И та девочка тоже. Она и не догадывалась, что перед ней будущий большой писатель. А могла бы догадаться! Потому что уже тогда, пока все гоняли в футбол, Боря книжки читал. Все собирали марки и фантики, а Боря - считалки. Он их не записывал, а хранил в голове. Вот какая у него была голова! Прямо копилка считалок! Потом, когда он вырос, считалкам стало тесно в его голове, и Борис Заходер поместил их в книге «Считалия». В этой книге есть совсем простенькие считалки:
Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый - хвост.
А есть и позаходеристей:
СЧИТАЛОЧКА
Жили-были два соседа,
Два соседа-людоеда.
Людоеда
Людоед
Приглашает
На обед.
Людоед ответил: - Нет,
Не пойду к тебе, сосед!
На обед попасть не худо,
Но отнюдь
Не в виде
Блюда!
Но вот Борис закончил школу и устроился на завод учеником токаря, потом учился в трех институтах, а закончил один - Литературный (в 1946 году), потому что с детства писал стихи и очень хотел стать писателем.
Борису Заходеру в жизни выпало два испытания: он добровольцем прошел две войны - финскую и Великую Отечественную. Однажды его спросили про войну, а он только и сказал: «Ничего там хорошего нет!». Больше он говорить про войну не захотел и только погладил своего любимого пса.
Много лет назад Борис Заходер поселился в тихом подмосковном поселке (в 1966 году) в маленьком доме среди деревьев и цветов. В ма-аленькой комнатенке, где он жил, один угол занимали рыбки. 24 аквариума от пола до потолка! В этих аквариумах он разводил невиданных в Москве рыбок - жемчужных гурами - и продавал их на Птичьем рынке.
А потом на месте аквариумов появился большой письменный стол, и Заходер стал писать книжки. Первая его книжка называлась «На задней парте». И тут он, конечно, вспомнил школу, и ту девочку, и вообще...
III. Инсценировка стихотворения «Мы - друзья».
МЫ - ДРУЗЬЯ
Вова. |
С виду мы |
|
Не очень схожи: |
|
Петька толстый, |
|
Я худой. |
|
Не похожи мы, а все же |
|
Нас не разольешь водой! |
Петя. |
Дело в том, |
|
Что он и я - |
|
Закадычные друзья! |
|
Все мы делаем вдвоем. |
|
Даже вместе - отстаем! |
Вова. |
Дружба дружбою, |
|
Однако |
|
И у нас случилась драка. |
|
Был, конечно, важный повод. |
|
Очень важный повод был! |
|
Помнишь, Петя? |
Петя. |
Что-то, Вова, позабыл! |
Вова. |
И я забыл... |
|
Ну, неважно. Дрались честно, |
|
Как положено друзьям: |
|
Я как стукну! |
Петя. |
Я как тресну! |
Вова. |
Он как даст! |
Петя. |
А я как дам!.. |
Вова. |
Скоро в ход пошли портфели. |
|
Книжки в воздух полетели. |
|
Словом, скромничать не буду - |
|
Драка вышла хоть куда! |
Петя. |
Только смотрим - что за чудо? |
|
С нас ручьем бежит вода! |
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!
Вова.
С нас вода ручьями льется,
А она еще смеется:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
IV. Чтение стихотворения «Перемена».
Можно предложить детям прочитать другие стихи Б. Заходера о школе.
ПЕРЕМЕНА
«Перемена, перемена!» -
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-ольшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он гляди какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, -
Словом,
Сделал всё, что мог!
Ну, а тут - опять звонок...
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём!
- Ничего, - вздыхает Вова, -
На уроке отдохнём!
Ведущий. Стол у Бориса Заходера был, наверное, какой- то «очень письменный», потому что за этим столом было написано много книг, веселых и добрых.
С детства Борис Заходер очень любил животных, ему нравилось наблюдать, как слетаются к кормушке воробьи и синицы, он, не задумываясь, бросался на защиту незнакомой кошки:
Наказать я сам готов
Тех, кто мучает котов.
И не случайно на страницах своих стихов и сказок Борис Заходер завел собственный зоопарк. Некоторые дикие и домашние животные попали в заходеровскую азбуку под названием «Мохнатая азбука».
V. Игра «Читаем по ролям стихи про ежа, кита, павлина, слона, ужа и черепаху».
К доске вызываются 6 детей, которым раздаются листочки со словами.
ЕЖИК
- Что ж ты, ЕЖ, такой колючий?
- Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
КИТ
Всю жизнь в воде проводит КИТ,
Хотя он и не рыба.
Он в море ест и в море спит,
За что ему - спасибо:
Тесно было бы на суше
От такой огромной туши!
ПАВЛИН
До чего красив
ПАВЛИН!
У него
Порок
Один:
Вся павлинья
Красота
Начинается
С хвоста!
СЛОН
Больше всех на суше он,
Очень, очень добрый СЛОН.
Видно, даже у зверей
Тот и больше, кто добрей!
УЖ
- Я по совести скажу:
Плохо, плохо мне, УЖУ, -
Очень гадок я на вид...
А ведь я - не ядовит!
ЧЕРЕПАХА
ЧЕРЕПАХА
Всех смешит,
Потому что не спешит.
Но куда
Спешить тому,
Кто всегда в своем дому?
Ведущий. А сколько животных в сборниках стихов Бориса Заходера под названием «Школа для птенцов» и «На горизонтальных островах»!
VI. Игра «Найди рифму».
Детям предлагается закончить строчки подходящими по смыслу словами.
КИСКИНОГОРЕ
Плачет Киска в коридоре.
У нее
Большое (горе):
Злые люди
Бедной Киске
Не дают
Украсть... (сосиски).
СПЯЩИЙ ЛЕВ
Этот лев
Совершенно
Сыт-
Оттого
Он
Спокойно
(Спит.)
Но не пробуй
К нему
Прикоснуться,
Потому что
Он может...
(Проснуться!)
Львов
Не следует
Трогать руками.
Объясните это...
(Папе и маме!)
КТО СКАЧЕТ, КТО ПЛАЧЕТ
Только три яичка
Было у Синички.
Прилетела Галка,
Съела все (яички!)
Галка
Скачет,
А Синичка (плачет.)
Галка
Скачет,
А Синичка (плачет...)
Прилетели птички
Помогать (Синичке):
Галку заклевали,
Хвостик (оторвали.)
Галка плачет,
А Синичка скачет.
Плачь, плачь, Галка,
Мне тебя (не жалко!)
СОМОМНЕНИЕ
Был в реке
Усатый Сом
Уважаемым лицом.
Жил он в славе
И в почете
За успехи
В устном (счете.)
Сам любил
Похвастать Сом
Этим редким...
(Мастерством.)
ЧУДАК СУДАК
Жил да был один Судак –
Удивительный (чудак):
Жил не в море, жил не в речке
Жил у бабушки на (печке!)
Не успев туда вселиться,
Начал он, чудак, (хвалиться):
- До чего мне повезло!
Тут и сухо и (тепло!)
Эй вы, щуки-судаки!
Вылезайте из (реки!)
Речка - это не квартира,
Там и холодно и (сыро!)
Не ходите, рыбы, в море
В море вы хлебнёте (горя),
А у бабки на печи –
И блины и (калачи!)
Затопила бабка печь –
Калачей-блинов (испечь.)
И зажарился Судак...
А ведь мог бы жить, (чудак!)
СОМНИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛИМЕНТ
Овечке
Волк
Сказал:
- Овца!
У вас прекрасный цвет (лица)\
Ах, если хвалит
Волк
Овечку -
Не верь ни одному (словечку!)
СОВА
Мудрейшая птица на свете -
Сова.
Все слышит,
Но очень скупа на (слова.)
Чем больше услышит -
Тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас
(Не хватает!)
Ведущий. Кроме стихов, Борис Заходер посвятил животным много сказок, веселых и грустных, но обязательно добрых и поучительных. Это «История Гусеницы» и «Ма-Тари-Кари», «Серая Звездочка» и «Русачок».
Постарайтесь обязательно прочитать эти сказки, а пока мы с вами в них поиграем. Попробуйте определить, каким животным, героям сказок, принадлежат эти имена.
VII. Игра «Назови животное».
Зачитывается отрывок из сказки. Дети угадывают героя. Ведущий называет произведение и показывает книгу.
• «Хотите - верьте, хотите - нет, а только жил, говорят, Хрюк, и был он необыкновенный - на задних ногах умел ходить». (Поросенок. «Хрюк на елке».)
• «Жил-был на лесной опушке Русачок». (Зайчик. «Русачок».)
• «Жила-была Серая Звездочка - неуклюжая, некрасивая, от нее пахло чесноком, а вместо колючек у нее были - бородавки. Брр!» (Жаба. «Серая Звездочка».)
• «И если тебе очень повезет и ты поедешь в Африку, ты сможешь своими глазами увидеть, как Ма-Тари-Кари чистит зубы Крокодилу». (Птичка. «Ма-Тари-Кари».)
• «Жил-был Фип. А был он маленький, желтенький, пушистый комочек на тоненьких ножках и с тоненьким голоском: «Фип! Фип! Фип! Фип!» (Цыпленок. «Жил-был Фип».)
• «У Чмока было очень много дел: он должен был разгрызть одну хозяйскую тапочку, а другую затащить под диван. И, кроме того, вырыть большую яму под кустом цветущих роз». (Щенок. «Сказка про всех на свете».)
• «В синем море жил-был маленький Отшельник. У него было все для полного счастья - десять ног и вытаращенные глаза, длинные-предлинные усы и могучие клешни». (Рак. «Отшельник и Роза».)
VIII. Загадки - «заходерки».
Он с жадностью пьёт –
А не чувствует жажды.
Он бел -
А купается только однажды:
Он смело ныряет
В кипящую воду,
Себе на беду,
Но на радость народу...
И добрые люди
(Вот это загадка!)
Не скажут: - Как жалко...
А скажут: - Как сладко!
(Кусок сахара.)
Нахмурилось небо
(Наверно, не в духе!).
Летают, летают
Белые мухи!..
И носятся слухи,
Что белые мухи
Не только летают,
Но даже - не тают!
(Первый снег.)
МОРДОЧКА, ХВОСТ И ЧЕТЫРЕ НОГИ
(Из Л. Керна.)
Порою
С пути нам случается сбиться
(Кругом темнота, и не видно ни зги),
Но нам не дадут
Насовсем заблудиться –
Мордочка, хвост и четыре ноги!
Пусть в чаще
Свирепые хищники воют –
Тебе не страшны никакие враги.
- Не бойся, мы рядом! - тебя успокоят
Мордочка, хвост и четыре ноги.
Маленечко мяса,
Маленечко каши...
(Короче - влезать не придётся в долги!)
Матрасик в углу...
И вот они - наши:
Мордочка, хвост и четыре ноги!
(Собака.)
IX. Заходер и Винни-Пух.
Ведущий. Однажды одна маленькая девочка написала Борису Заходеру: «Я очень люблю ваши стихи, потому что всегда улыбаюсь, когда их читаю. Пишите побольше стихов - тогда дети будут веселыми».
И все-таки самое главное в Борисе Заходере другое. Он перевел Винни-Пуха. Ведь Винни-Пух родился в Англии. Но не подумайте, что писатель взял Винни-Пуха за лапу и перевел из Англии в Россию. Просто в Англии Винни-Пух говорил только по-английски, а Борис Заходер научил его говорить по-русски. То есть он переделал все английские слова на русские и еще к опилкам в голове Винни-Пуха добавил кричалки, шумелки, сопелки и ворчалки.
Послушайте одну из них.
Звучит «Песенка Винни-Пуха».
Вот он какой - переводчик!
Кроме Винни-Пуха он перевел из Англии в Россию Алису из страны чудес, летающего мальчика Питера Пэна и Мэри Поплине - лучшую в мире няню.
Подрастете - обязательно прочитайте и эти сказки в переводе Бориса Заходера.
X. Подведение итогов.
Ведущий. Закончить нашу встречу с Борисом Заходером хочу по-заходеровски, то есть очень весело.
Хорошо, что есть на свете Заходер!
Он, ребята, не задачка, не пример.
Он писатель-изучатель,
Новых слов изобретатель
И хороший ваш приятель!
Счастливых вам встреч с книгами Бориса Заходера!
Подсчитываются полученные в ходе игры жетоны, награждаются победители. Все дети получают по конфетке. Если останется время, можно прочитать детям сказку «Хрюк на елке», в сокращении.
Приложение
ХРЮК НА ЕЛКЕ
Б. Заходер
Хотите - верьте, хотите - нет, а только жил поросенок Хрюк, и был он необыкновенный - на задних ногах умел ходить.
Выйдет на прогулку, малыши - ягнята, телята, козлята - так за ним и ходят: «Хрюшенька, миленький, покажи свое уменье!»
Встанет Хрюк на задние ноги, передние на пузе сложит и выступает - важный-преважный.
Все удивляются, все Хрюка хвалят, а он пятачок все выше задирает. К зиме до того заважничал - с малышами разговаривать перестал. Ходит и сам с собой рассуждает:
- Чем я хуже людей? Захочу - пойду к ребятам на елку! Услыхал это старый Козел и ужаснулся:
- Безумец! Слыханное ли дело - поросенку к людям на елку ходить! Не вздумай пойти, глупая голова, а то зажарят тебя и с гречневой кашей съедят, бедного!
- А я так сделаю, что не зажарят, - отвечает Хрюк. - Даже и не узнают, что я поросенок! Я штаны надену, ботинки обую с калошами, очки надену. У ребят карнавал будет, они сами нарядятся - кто лисой, что зайцем, а кто и серым волком!
У него Кошка знакомая была, в школе сторожем служила. Она ему одежку раздобыла, под Новый год прибежала на скотный двор и говорит:
- Давай собирайся - елку скоро зажгут, угощение готово! Услыхал Хрюк про угощение и кинулся одеваться. -Постой, - говорит Кошка. - Уж больно ты замурзанный!
Умойся, а то ребята тебя узнают и скажут: «Что за свинья такая?»
Неохота было Хрюку умываться, но делать нечего, с горем пополам рыльце ополоснул. Стал он одеваться - штаны на голову натягивает, рукавички на задние ноги напяливает... И смех и грех!
Спасибо и тут Кошка помогла. Глянул Хрюк в корытце с водой - и сам удивился: настоящий мальчик, только нос пятачком!
Идут они с Кошкой, а у Хрюка сердчишко все-таки екает: что, как узнают, да в кашу... Страшно!
А тут по дороге Козел попался, чью-то рубашку жует. Увидел Козел Хрюка и сразу в сторонку.
- Не бей меня, мальчик! Не буду больше белье жевать! «Ага, - думает Хрюк, - не узнал меня Козел, за человека принял!»
Веселей ему стало. Идут они дальше - глядь, лежит под крыльцом Хрюкова мамаша, рылом столбы подрывает. Увидела Хрюка - поднялась и прочь.
- Видишь, - говорит Кошка, - как я все хорошо устроила! Уж если тебя родная мать не узнала, значит, никто не узнает!
А Хрюк вместо «спасибо» как на нее цыкнет:
- Брысь, такая-сякая!
Кошка с перепугу на дерево залезла.
Тут Хрюк совсем развеселился. «Так-то оно лучше, - думает, - а то эта чистюля еще проболтаться могла!»
Вот и школа. Двери распахнуты, дежурные всех встречают, «добро пожаловать» говорят.
И Хрюку сказали:
- Добро пожаловать!
Только он ничего на это не ответил, а как был, в шубе и галошах, прямо в зал полез.
- Погоди, мальчик, - кричит дежурный, - ты разденься сперва! Хоть галоши сними!
Нечего делать, снял Хрюк галоши и в зал вошел.
Там как раз концерт начинался. Кто поет, кто пляшет, кто стихи читает. Все слушают, сидят тихо-тихо, а потом громко- громко хлопают. А у Хрюка одно угощение на уме - знай вертится на стуле да похрюкивает:
- Скоро ли за стол?
- Тише, мальчик, - шепчут соседи, - ты слушать мешаешь!
А он все свое.
«Какой невоспитанный мальчик», - удивляются соседи. Но долго удивляться было некогда - пошли все вокруг елки танцевать.
И Хрюк туда же. Одному на ногу наступит, другого толкнет, а сам и ухом не ведет, словно так и надо... Извиниться - это не его поросячье дело!
- Медведь какой! - говорит девочка. - Что ты толкаешься?
А Хрюк только фыркнул. «Не узнала, - думает, - ура!»
Но вот наконец и к столу позвали.
Первым Хрюк летит, всех расталкивает. Плюхнулся на стул и давай со всех тарелок к себе угощение сгребать.
Шум, хохот кругом, ребята и есть не могут - все над Хрюком смеются. А ему и горя мало - пятачком в тарелку залез и уписывает все подряд.
Наконец отвалился да и... ноги на стол!
Тут уж кто-то не стерпел и сказал:
- Разве это мальчик? Это ж просто-напросто поросенок!
Хрюк вскочил да как завизжит:
- Ой, узнали!
И кинулся со всех ног бежать. Зацепился за ручку двери, штаны с него слетели. Без штанов, чуть живой добрался Хрюк до родного хлева, зарылся в солому - один пятачок наружу торчит.
Дрожит бедняга от страха, а сам и говорит:
- Да почему же они меня узнали?
И верно - почему?
Литература
1. Борису Заходеру - 80 лет! [Текст] // Мурзилка. - 1998. - №9.-С. 2-3, 31-32.
2. Вербова, И. У поэтов не бывает возраста [Текст] / И. Вер- бова, Г. Соболева // Сударушка. - 1993. - № 36. - С. 11.
3. Голованова, М. В. В стране Вообразилии [Текст] / М. В. Голованова, О. Ю. Шарапова // Начальная школа. - 1999. - № 1. - С. 7-11.
4. Заходер Б. В. [Текст] // Жили-были : сказоч. газ. - 1995. - № 17. - С. 2-3. - (Сказочники).
5. Заходер Б. В. [Текст] // Писатели нашего детства. 100 имен : биографический словарь. -Ч. 1. -М., 1999. - С. 189-193.
6. Заходер, Б. В. Стихи и сказки [Текст] / Б. В. Заходер. - М. : Детская литература, 1988.
7. Заходер, Б. В. Строители [Текст] / Б. В. Заходер. - М. : Детская литература, 1986.
8. Комарова, Е. Заходер и несть ему числа [Текст] / Е. Комарова // Учительская газета. - 1988. - С. 24.
9. Корф, О. Б. Заходер Б. В. (1918-2000) [Текст] / О. Б. Корф // О. Б. Корф. Детям о писателях: XX век: от А до Н
10. Левин, В. Кто научил Винни-Пуха говорить по-русски? [Текст] / В. Левин // Начальная школа. - 1998. - № 33. - С. 1, 5-16.
11. Скляренко, Н. С. Борис Заходер: поэтический праздник [Текст] / Н. С. Скляренко // Начальная школа. - 2004. - № 4. - С. 46-48.
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие по сказкам Андерсена, 4 класс
Внеклассное мероприятие в начальной школе. Книги Джанни Родари
Внеклассное мероприятие 1, 2, 3 класс. Игра путешествие
Классный час «В гостях у сказки», 2 класс
Сценарий праздничного внеклассного мероприятия в начальной школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!