Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Мифы древней Греции

Мифы древней Греции (игра в Клубе Веселых и Начитанных)

Оборудование:

1. Книги по теме занятия.

2. Фотографии скульптур, изображающих древнегреческих богов и героев.

3. Репродукции картин на древнегреческие сюжеты.

Ход игры

I. Вступительная беседа.

Ведущий. Более трех тысяч лет назад, когда возможности человека понять природу и историю были ограничены, древние греки придумали мифы. Миф не сказка, а донаучное объяснение мира: как было по силам, так и объясняли.

Древние греки связывали непонятные и грозные силы природы с существованием могущественных, бессмертных богов, которых они представляли в виде идеальных людей, обладающих всеми чувствами, свойственными человеку (радость, гнев, зависть и т. д.).

О деяниях богов и повествуют древнегреческие мифы. Но не только о них. Древнегреческие мифы посвящены также описанию подвигов и приключений героев - людей, одаренных сверхъестественной мощью, силой, ловкостью и смелостью, одним из родителей которых был кто-то из богов или богинь.

Позднее древнегреческие мифы (с явно сказочной основой) были дополнены преданиями о реальных исторических событиях и людях. Эти сказания были вызваны особым почитанием греками своих предков, особенно вождей племен, память о которых они хотели сохранить для детей и внуков.

Так сложился огромный по занимаемому пространству (действие происходит на небе и звездах, в морах и реках, в лесах и горах, на земле и под землей) густонаселенный мир.

Создателями и распространителями легенд и сказаний (мифов) были бродячие певцы - аэды. Переходя из одного поселения в другое, аэды мерным голосом декламировали, аккомпанируя себе на кифаре (струнный щипковый музыкальный инструмент, родственный лире) песни и гимны в честь богов и героев, покровителей или мифических предков данного племени. Поэты были неграмотны, но это им не мешало, потому что все песни они держали в памяти и передавали их из уст в уста. Новую жизнь мифам дал театр, когда ряженые актеры стали представлять жизнь богов и героев в лицах. Записаны же мифы были много позднее историками, поэтами и писателями.

Древние греки не сомневались в реальности того, о чем рассказывали в своих мифах и сказаниях. Для них все события - неоспоримая правда. Ученые-историки XVIII и XIX веков иначе отнеслись к греческим мифам. Они видели в них лишь легенды и сказки, не заключающие в себе реальной информации. Ученые были убеждены, например, что никакого похода греков на город Троя не было и что герои поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» -мифические, а не исторические фигуры. Единственным из европейцев, поверившим эпосу, оказался Генрих Шлиман.

Жил в Германии мальчик. Прочитал он мифы об осаде и взятии греками Трои, древнего города на северо-западе Малой Азии, живо и увлекательно пересказанные древним аэдом Гомером, и загорелся страстным желанием отыскать остатки города Троя. Став взрослым и очень богатым человеком, изучив множество языков, в том числе древнегреческий, он приступил к раскопкам и действительно нашел ворота, башню, дворец и даже сокровища Трои: великолепные золотые и серебряные украшения и оружие.

Подробно с жизнью Генриха Шлимана и с древнегреческими мифами вы можете познакомиться, прочитав следующие книги:

- Керрам, К. Боги, гробницы, ученые. - М., 1994.

- Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. - М., 2004.

- Мейерович, М. Шлиман. - М., 1966.

- Стоун, И. Греческое сокровище. - М., 1979.

- Успенские, В. и Л. Мифы Древней Греции. - М., 1993.

- Штоль, Г. Генрих Шлиман. - М., 1991.

II. Викторина «Мир Древней Греции».

Ребят можно разделить на две команды, а можно предложить играть каждому за себя. За правильный ответ дается жетон. В конце занятия подводятся итоги и награждаются победители.

Задание 1.

Древнегреческим богам жилось беззаботно и весело: титанов и гигантов они победили и привыкли властвовать над людьми, вмешиваясь в их жизнь. Боги собирались все вместе на горе Олимп, пировали, наслаждаясь амврозией (пищей, возвращающей силы и дающей бессмертие), пили нектар, развлекались и трудились. Каждый бог отвечал за свой участок работы, у каждого была своя специальность, профессия.

Назовите основное занятие бога.

(Показать иллюстрации.)

Зевс - сильнейший из всех богов, бог грома и молнии.

Аполлон - бог музыки и поэзии.

Афина - богиня-мастерица и воительница.

Гефест - бог-покровитель огня и обработки металлов.

Афродита - богиня любви.

Пан - бог лесов и полей, покровитель пастухов, охотников, рыбаков.

Эскулап (Асклепий) - бог врачей и врачебного искусства.

Дионис - бог вина, виноделия.

Задание 2.

Персонажи древнегреческих мифов рассказывают о себе. Узнайте их.

• Я - морской владыка. Ударю трезубцем - и поднимается на море страшная буря, вздымаются огромные волны, как легкие скорлупки, бросают корабли на скалы. Отложу свой трезубец - и стихают волны, спокойна бескрайняя гладь моря, а я на колеснице, запряженной златогривыми конями, спускаюсь на дно моря в великолепный дворец. (Посейдон.)

• Я - богиня охоты. С колчаном за спиной, с луком в руках преследую дичь по горам и лесам. Мои любимые спутницы - нимфы и наяды. Охотники приносят в жертву мне первых убитых животных. Мой брат - Аполлон. (Артемида.)

• Я - титан, который перешел на сторону Зевса. Я похитил для смертных людей божественный огонь, научил их искусствам и ремеслам, дал им знания. Счастливой стала жизнь на земле! За это жестоко покарал меня Зевс. (Прометей.)

• Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей мое царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. В царстве мертвых катят свои волны реки Стикс и Лета. Перевозчик Харон переправляет через них души мертвых. Трехглавый пес Кербер сторожит вход в царство мертвых. (Аид.)

• Я - бог, прекрасный, но холодный, гордый и самовлюбленный. Однажды увидел я в ручье свое отражение и полюбил самого себя. Я не ел, не пил, не спал и умер от горя. Тело мое превратилось в белый душистый цветок, который зовут так же, как звали меня. (Нарцисс.)

• Я - величайший герой Афин. Моя слава сравнима только со славой Геракла. Много подвигов совершил я, но самый главный - это победа над чудовищем Минотавром, который обитал во дворце-лабиринте критского царя Миноса и поедал прекрасных юношей и девушек. (Тесей.)

• Мы - боги первого поколения. Нас было 12-6 братьев и 6 сестер, могучих и прекрасных. Среди нас старший - Океан, которого поэты называли «началом всего», Гелиос - Солнце, Селена - Луна, Эос - Заря, Атлант, взявший на свои плечи тяжелую ношу небесного свода, Прометей, благороднейший из нас, и младший Крон, отец Зевса. (Титаны.)

• Мы, 60 греческих героев, под предводительством Ясона отправились на корабле «Арго» в далекую Колхиду за шкурой золотого барана, золотым руном. Много препятствий пришлось преодолеть нам, прежде чем мы достигли своей цели. Об этом вы узнаете подробно, прочитав миф «Золотое руно». (Аргонавты.)

Задание 3.

Геракл - сын Зевса - самый могучий герой. Еще в младенческом возрасте поразил Геракл всех, задушив двух чудовищных змей, заползших в его колыбель. В течение 12 лет пришлось служить Гераклу глупому и злому царю Эврисфею и совершить 12 знаменитых подвигов, после чего стал Геракл бессмертным.

Я от имени царя Эврисфея буду посылать Геракла на очередной подвиг, а вы станете рассказывать, как Геракл совершал его, что он сделал.

-Приказываю очистить от навоза конюшни Авгия, царя Элид. Авгиевы конюшни никто никогда не чистил, и за многие годы в них накопилась такая толща навоза, что никакой человеческой жизни не хватило бы на эту работу.

- Повелеваю привезли с острова Крит морского быка, который бродит по полям и лугам, оглашая окрестности диким ревом, убивая и калеча людей.

- Посылаю на охоту за страшным немейским львом. Непростой это зверь, а страшное волшебное животное огромного роста. Зубы его легко разгрызают самый твердый булыжник. Он живет в глубокой темной пещере, и пещера его заколдована: пока он в ней, его нельзя убить ни копьем, ни мечом, ни стрелой.

- Посылаю в ядовитое Лернейское болото, туда, где живет ужасная змея Гидра, которая похищает скот и опустошает земли. У нее 9 голов, из них одна бессмертная.

Задание 4.

Писатели, художники, музыканты разных времен и народов обращались к древнегреческим мифам и создавали свои произведения, посвященные богам и героям.

Сейчас мы с вами отправимся в музей, в зал, где выставлены произведения искусства, созданные по мотивам древнегреческих мифов. В роли экскурсоводов выступят ребята, которые заранее подготовились.

Они расскажут вам о следующих произведениях искусства:

- о статуе Артемиды;

- статуе Венеры Милосской;

- картине П. Рубенса «Персей и Андромеда»;

- картине В. Серова «Похищение Европы».

(Список скульптур и живописных полотен можно продолжить.)

Задание 5.

Зачастую в повседневной речи мы употребляем имена, названия, образные выражения, заимствованные из древнегреческих мифов.

Я перескажу несколько сюжетов из древнегреческих мифов, объясню, какие образные выражения вызвали они к жизни, а вы попробуйте определить значение выражения и придумать с ним предложение.

Например. Коза, вскормившая своим молоком младенца Зевса, однажды, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Его взяла нимфа, обернула листьями, наполнила плодами и подала Зевсу. Зевс подарил рог воспитавшим его нимфам и обещал им, что все, что они ни пожелают, польется им из этого рога. Так появилось образное выражение «рог изобилия» - то есть символ богатства, изобилия. (В день рождения подарки сыпались на Сашу как из рога изобилия.)

• Титаническая борьба. Уран (Небо) и Гея (Земля) породили огромных, могучих и прекрасных титанов. Титаны восстали против богов-олимпийцев, за что были низвергнуты в Тартар. Осталось слово титанический - огромный, грандиозный.

• Панический страх. Бог Пан, бог лесов и полей, родился с козлиными ногами, рогами и с длинной бородой. Его вида испугалась даже родная мать, а что говорить о людях, на кого Пан наводил внезапный и безотчетный ужас, особенно на путников в глухих и уединенных местах, а также на войска, бросающиеся от этого в бегство. Так появились слова паника, панический - вызывающий безотчетный, внезапный, сильный страх, охватывающий множество людей.

• Муки Тантала. Царь Тантал был любимцем богов, которые часто приглашали его на свои пиршества. Но, возгордившись своим положением, он оскорбил богов, за что и был жестоко наказан. Наказание его состояло в том, что низвергнутый в Тартар, он вечно испытывал нестерпимые муки жажды и голода: он стоял по горло в воде, но вода отступала от него, как только он наклонял голову, чтобы напиться; над ним висели ветви с прекрасными плодами, но, как только он протягивал к ним свои руки, ветви отклонялись. Так возникло выражение муки Тантала - нестерпимые муки из-за невозможности достичь желанной цели, несмотря на ее близость.

• Сизифов труд. Коринфский царь Сизиф за оскорбление богов был принужден Зевсом к вечной муке в Тартаре: он должен был вкатывать в гору огромный камень, который, достигнув вершины, опять скатывался вниз. Возникло выражение сизифов труд - тяжелая бесконечная и бесплодная работа.

• Объятия Морфея. Морфей - сын бога сна Гипноса, крылатый бог сновидений. Получившееся выражение объятия Морфея означает сон.

• Кануть в Лету. Лета - река забвения в Тартаре, подземном царстве. Души умерших по прибытии в подземное царство пили из нее воду и забывали всю свою прошлую жизнь. Возникшее выражение кануть в Лету употребляется в значении «навсегда исчезнуть, быть забытым».

• Нить Ариадны. На острове Крит во дворце-лабиринте обитало чудовище Минотавр, которое каждый год требовало новых жертв - 7 юношей и 7 девушек. Афинский герой Тесей убил Минотавра. Совершить опасный подвиг Тесею помогла полюбившая его дочь критского царя Ариадна. Она дала ему острый меч и клубок ниток. Когда Тесей вошел в лабиринт, он привязал у входа конец нитки и пошел по запутанным переходам, постепенно разматывая клубок. Убив Минотавра, Тесей по проложенной нитке нашел обратный путь из лабиринта. Появилось выражение нить Ариадны - путеводная нить, способ, помогающий решить трудный вопрос.

• Авгиевы конюшни. Авгиевы конюшни никто никогда не чистил, и за многие годы в них накопилась такая толща навоза, что никакой человеческой жизни не хватило бы на эту работу. Геракл очистил от навоза конюшни Авгия, царя Элид.

А люди с тех пор и до наших дней, когда хотят рассказать о каком-нибудь грязном месте говорят: «Это настоящие Авгиевы конюшни».

Задание 6.

Напишите правильно следующие слова:

Зевс, аргонавты, Аполлон, Нарцисс, Эллада, циклопы.

III. Подведение итогов. Награждение победителей.

Литература

1. Артамонов, С. Д. Литература древнего мира [Текст] / С, Д. Артамонов. - М„ 1988.

2. Ашукин, Н. С. Крылатые, слова [Текст] / Н. С. Ашукин, М. Г. Ашукина. -М., 1987.

3. Гончарова, Т.Н. Исторические вечера в школе [Текст] / Т. И. Гончарова. - М., 1992.

4. Литературно-игровые программы [Текст]. - Иваново, 1994.

5. Мифологический словарь [Текст].-М., 1991.

6. Смирнов, С. Г. Задачник по истории древнего мира [Текст] / С. Г. Смирнов. -М., 1994.

Похожие статьи:

Сценарий внеклассного мероприятия 1, 2, 3, 4 класс. День рыбака

Внеклассное мероприятие 1, 2, 3 класс. Игра путешествие

Сценарий праздничного внеклассного мероприятия в начальной школе

Мифы Древней Греции, 3 класс. Литературное чтение

Мифы древней Греции для 4 класса

Комментарии (1)
Алеся Александровна Салманова # 27 февраля 2017 в 01:59 0
Много новой информации. Спасибо!