Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Сценарий осеннего фольклорного праздника в начальной школе

Фольклорный праздник для младших классов «Всякому лету – аминь». Сценарий

Цели: развивать у детей стремление к реализации творческих способностей средствами фольклора; развивать у детей интерес к народным традициям; воспитывать уважительное отношение к труду хлебороба.

Подготовка к празднику начинается заранее: готовятся костюмы, реквизит, каждый класс на праздник приходит с караваем. Праздник проводится 21 сентября.

Дети выстраиваются в колонну парами и организованно идут на берег реки. Первыми идут участники фольклорного ансамбля в костюмах, несут икону Божьей Матери. Каждый класс несёт каравай на подносе с полотенцем. На берегу реки дети выстраиваются полукругом, оставляя место для выступления фольклорного ансамбля и ведущих праздника.

Ход праздника

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые учителя! Сегодня в нашей школе праздник — «Всякому лету — аминь». Это значит, что мы благодарим лето за его труды, за то, что подарило оно нам богатый урожай, это значит, что будет на нашем столе свежий и вкусный хлеб. И вот в наши края пожаловала осень в своём золотом наряде. Чудесное время года, когда после тяжёлого труда на Руси вновь начинали играть свадьбы, звучали песни, отмечали праздники. Ребята! Сегодня, 21 сентября, на Руси отмечается большой христианский праздник - Рождество Пресвятой Богородицы - матери Иисуса Христа. Богородицу на Руси почитали особо: ее считали заступницей русского народа, к ней обращались матери с молитвами о своих детях. В этот святой день в деревнях и селах шли православные люди на берег реки, озера с иконой Богородицы, с караваем из муки нового урожая и просили у Богородицы милости, просили благословения на добрые дела, просили помощи. Вот и мы с вами по русской традиции пришли на берег самой великой русской реки Волги - с иконой, с караваями. Давайте же и мы попросим у Богородицы помощи и славно отметим этот праздник:

«Пресвятая Богородица, спаси от маяты, надсады от души отведи, мое житие-бытие отведи!» (Эти слова дети повторяют три раза.)

Ведущий. Будем надеяться, что и нам в трудный час Богородица поможет, выполнит нашу просьбу. А мы продолжаем наш праздник. (В центр площадки выходят участники народного ансамбля.)

1-й чтец.

Осень, осень, в гости просим

С обильными хлебами,

С высокими снопами,

С листопадом и дождем,

С перелетным журавлем!

2-й чтец.

Осеница-царица по злату мастерица,

С пряльцем, с донцем, с гребнем, веретенцем,

С высоким колосочком, с широким снопочком.

Журавли-то - за моря, осеница - на поля.

3-й чтец.

Осень не браните, осень не журите,

Осень славную, листопадную.

Фольклорный ансамбль поет.

Осень, осень, сноп последний носим.

Приходи с ливнем, с хлебом обильным,

Со льном высоким, с корнем глубоким,

С толокой, обмолокой, золотым венцом.

Ведущий. Испокон веков на Руси выращивали хлеб - сеяли рожь, пшеницу, овес, ячмень. Вкусен хлеб на столе, да доставался он очень тяжело. А если случались войны на земле русской, приходилось пахарю вместо сохи и бороны брать оружие и защищать свою родную землю. Послушайте былинный сказ о том, как хлеб на Руси растили и как его защищали.

На фоне мелодии «сказитель» начинает свое повествование. Сказитель. Да как жил-пожил на земле русской богатырь Иван, да крестьянский сын. Утром рано вставал, свое поле пахал. Поле пахал, зерном засевал. А как пошел поле пахать, стал он помощников звать.

Иван. Эй, добры молодцы, богатыри русские! Завтра рано поутру выходите в поле! У кого есть сила-силушка, будем хлеб сеять, растить ниву-нивушку!

Сказитель. А как закатилось солнце красное за леса дремучие, так заснул Иван-крестьянский сын богатырским сном и проспал всю ночку темную.

Иван засыпает. Фольклорный ансамбль поет.

Встань, Ванюша, на заре, белый день на дворе.

Встань, коню сена дай и в плужочек запрягай.

Вспаши черную землицу, засей белую пшеницу,

И овес, и ячмень, поработай целый день.

Иван просыпается и выходит в поле, к нему подходят пахари. Иван и пахари поют.

Солнышко красненько, взойди раненько –

Пока коней запрягаю, пшеницу рассеваю.

Сейся, сейся, пшеница, уродись, яровица –

С корня корениста, сверху колосиста.

Сказитель.

И вскоре заколосилось хлебное поле,

Да пришла беда на землю русскую –

Налетело Чудо-юдо поганое.

Хочет поля пожечь оно,

А людей забрать в полон к себе.

И опять вышел тут Иван-богатырь,

Да как крикнет он на всю Русь великую...

На фоне музыки выходит Иван, уже в шлеме, кольчуге и с мечом в руках.

Иван.

Эй, добры молодцы, богатыри русские!

Завтра рано-поутру выходите в поле

Да берите мечи острые!

У кого есть сила-силушка,

Будем биться с ворогом,

Защищать ниву-нивушку!

Выбегает Чудо-юдо и «жжет» хлебное поле, выходят пахари. Исполняется танец - «битва пахарей и Чуда-юда». Наконец, Чудо-юдо изгоняется с русской земли.

Сказитель.

Была битва жестокая, была битва кровавая,

Но прогнали богатыри русские

Со земли своей Чудо-юдо поганое.

А тут и жнецы в поле вышли

Рожь-пшеницу жать да в снопочки вязать.

Выходят жнецы с серпами.

Жнецы.

Уйди, туча грозовая, у нас нива трудовая,

Ей зеленою быть, нам с серпами ходить!

Жнецы поют.

1. Жнем-пожнем, молодцы, жнем-пожнем, удальцы.

2. Нам весь день жать не лень и пшеницу, и ячмень.

3. Не оставит рука ни зерна, ни колоска.

4. Хоть мало зерно пшеницы, да зимою пригодится.

5. Мал ячменный колосок, да и он пойдет нам впрок.

Выходят хозяюшки, встречают жнецов. Один из жнецов несет хлебный сноп и обращается к хозяюшкам.

Жнец. Вот вам, хозяюшки, сноп именинный, перемолотите его, на мельницу зерно отнесите да нам из этой муки пирогов напеките!

Сказитель. И стали хозяюшки пироги печь, работников хвалить да песни звонкие распевать!

Хозяюшки.

Ох, и, слава богу, что жито пожали,

Что жито пожали да в снопы связали.

Хлеб на гумне стогами, в печи пирогами,

А за столом — с песнями!

Фольклорный ансамбль исполняет песню «Во горнице, во новой».

1. Во горнице, во новой стоит столик дубовой.

Припев:

Подай балалайку, подай балалайку,

Подай балалаечку сюда.

2. Стоит столик дубовой, а ножки точеные.

3. А ножки точеные, позолоченные.

4. Как за этим за столом да три девицы сидят.

5. Да три девицы сидят, они хлеб да соль едят.

6. Они хлеб да соль едят, про Ванюшку говорят.

На последнем проигрыше выходит чтец и на фоне утихающей музыки начинает читать.

Чтец.

Самая лучшая песня - та, что поется народом.

Лучшая из профессий - профессия хлебороба.

Весной он сеет, а осенью заботой его и волей

Станут зерна колосьями, колосья - широким полем.

И солнце в весеннем небе будет светить особо,

В праздник нового хлеба чувствуя хлебороба.

А он не привык к почету, ему сподручней работа,

Завтрашний день начнет он с новой большой заботы.

Возьмет он краюху хлеба и, лишь заря заалеет,

Уйдет распахивать небо и новые звезды сеять!

Ведущий. А теперь давайте устроим парад караваев, пусть все полюбуются на это великое чудо и красоту. Ребята! У кого в руках караваи, выходите в центр круга.

Дети выходят.

Чтец.

Слава миру на земле,

Слава хлебу на столе.

Вот он - хлебушко душистый,

Вот он - теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Дети с караваями под музыку идут по кругу.

Ведущий. Пусть теперь все отведают каравая, и продолжим наш праздник песнями и играми.

После того, как все присутствующие угостятся, дети расходятся по классам (по группам) и со своими учителями играют в русские народные игры (2-3 игры). Затем выстраиваются в колонну и возвращаются в школу, где проводится осенняя ярмарка.

Автор: Шевченко Л. А.

Похожие статьи:

КВН на тему «Осень» для 3 класса

День народного единства в начальной школе. Сценарий

Сценарий осеннего праздника в начальной школе

Праздник Покрова в начальной школе. Сценарий

Сценарий осеннего праздника в начальной школе. Обрядовый праздник 14 сентября

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!