Игровое занятие по ПДД в 1 классе. Правила перехода улиц и дорог
Конспект занятия по ПДД для младших школьников 1 класса «Переход улиц при регулировании дорожного движения светофором»
Цель: Объяснить учащимся назначение светофоров. Рассказать о значении светофора и регулировщика. Формировать представления младших школьников о безопасности перехода улиц при регулировании дорожного движения светофором. Научить детей переходить улицу по зеленому сигналу светофора.
Словарь: переход, светофор, сигнал, пешеход.
Содержание:
С виду грозный и серьезный,
Очень важный светофор
С перекрестка, с перекрестка
На меня глядит в упор.
Все, что хочет он сказать,
Я умею, я умею по глазам
Его читать!
Различать ты должен ясно —
Цвет зеленый, желтый, красный.
Г. Георгиев
Игра «Светофор»
Содержание: Перед началом игры учитель проводит беседу о поведении пешеходов при переходе улицы, заостряет внимание на желтом, зеленом и красном цвете светофора. В игре все ученики-«пешеходы».
Когда учитель показывает на «светофоре» желтый свет, то все ученики выстраиваются в шеренгу и готовятся к движению, когда «зажигается» зеленый свет - можно ходить, бегать, прыгать по всему залу; при красном свете - все замирают на месте. Ошибившийся - выбывает из игры.
Сегодня Петя Светофоров расскажет школьникам, как переходить улицу.
Собираясь перейти улицу, убедитесь, что в данном месте переход разрешен, далее, обратите внимание на сигналы светофора.
Светофоры бывают разные: трехцветные (красный, желтый и зеленый свет), двухцветные (красный и зеленый свет), одноцветные (желтый свет, светофор-мигалка ).
Красный сигнал светофора запрещает пешеходам движение.
Что делать, если красный сигнал вспыхнул, а вы уже начали переход? Вернуться назад, на тротуар. Если вы оказались на середине проезжей части, надо дожидаться зеленого сигнала, стоя, на «островке безопасности» или на осевой линии. А как поступить, если красный свет вспыхнул после начала вашего движения с осевой линии? Лучше всего остановиться и ждать, пока пройдет транспорт. Если транспорта нет — можно осторожно продолжать движение к тротуару, но нельзя пятиться назад или метаться перед движущимися автомобилями.
Желтый сигнал — предупредительный. При желтом сигнале начинать переход нельзя.
Пересекать дорогу можно лишь при зеленом сигнале светофора. Вы, конечно, видели на дорогах светофоры, у которых нет желтого сигнала. Это светофоры пешеходные, их сигналы обязательны только для пешеходов.
В современных городах на переходе устанавливаются световые табло для пешеходов. Следует всегда подчиняться их сигналам.
На нерегулируемых перекрестках, а также на переходах, где установлен желтый светофор-мигалка, пешеходы обязаны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт и, убедившись в полной безопасности, начинать переход. Особенно надо следить, не приближаются ли автомобили с улиц, которые ведут к перекрестку.
Площадь — особенно оживленное место в городе. Здесь всегда наблюдается интенсивное движение транспорта. Переходить площадь можно лишь в местах, где указан переход. Надо быть собранным, следить за сигналами светофоров, жестами регулировщика,
Категорически запрещается пересекать площадь то диагонали. Если на площади есть подземный переход, следует пользоваться только им, любое наземное движение через площадь для пешеходов в этом случае запрещено.
Если, переходя улицу, пешеход слышит резкий сигнал — сирену, он должен немедленно остановиться или освободить проезжую часть — мчится оперативный автомобиль.
Машины «скорой помощи», пожарные, милицейские и другие, выполняющие оперативные задания, пользуются преимущественным правом проезда в любом направлении. Все они оборудованы сиреной и мигающим фонарем-маячком на крыше.
Услышав предупредительную сирену, нельзя начинать переход даже на свободной улице при зеленом сигнале светофора.
Скажите, вы часто наблюдали, чтобы водители транспорта не выполняли сигналы светофора? А пешеходы? Часто ли они допускают это грубое нарушение Правил дорожного движения? Нужно честно признать, что дисциплина пешеходов отстает от дисциплины водителей. А почему? Ведь значения сигналов светофора одинаковы и обязательны для всех. К кому обращен красный сигнал этого устройства, тому и запрещается движение.
(Разучить песню - «Песенка светофора и пешеходов», слова В. Мурзина, муз. С. Миролюбова).
Светофор: Стою на перекрестке с давних пор.
Пешеходы: Стоит на перекрестке с давних пор.
Светофор: Я всем известный, всем известный светофор.
Пешеходы: Он всем известный, всем известный светофор.
Светофор: Вас от опасностей я ограждаю,
Заранее я вас предупреждаю.
Пешеходы:
Нас от опасностей он ограждает.
Заранее он нас предупреждает.
Светофор:
Вот зажегся красный свет —
Всем известно — хода нет.
Пешеходы:
Вот зажегся красный свет —
Всем известно — хода нет.
Светофор:
С вами так условимся:
Желтый — приготовимся,
А зеленый говорит:
«Путь открыт! Совсем открыт!»
Пешеходы: С вами так условимся:
Желтый — приготовимся,
А зеленый говорит:
«Путь открыт! Совсем открыт!»
Упражнения (на площадке и на улице)
Переход улицы по пешеходному переходу по одному и группами. Один из учащихся назначается руководителем группы. Проделать несколько раз, меняя руководителей, Вывести детей на улицу в сопровождении родителей, юного инспектора движения. Еще раз напомнить им правила перехода улицы. Затем, держа за руку ученика, перейти улицу вместе с ним. Таким образом перейти улицу с несколькими учениками. И, наконец, улицу переходят сами дети, по одному, под тщательным наблюдением учителя и родителей. Учитель в этом случае остается на одной стороне улицы с детьми, один из родителей переходит на другую сторону. Юный инспектор движения отходит на 15 — 20 м и, стоя на тротуаре, предупреждает об опасности.
Эти, упражнения повторяются несколько раз, чтобы выработался прочный навык.
В заключение можно предложить учащимся посмотреть кукольный спектакль, подготовленный старшими учащимися - юными инспекторами дорожного движения.
Уважайте светофор
(сценарий кукольного спектакля по материалам Т. Ф. Саулиной)
Оформление спектакля. У центральной стены зала устанавливается ширма высотой 150 см. На задней стенке ширмы изображен перекресток. Справа прикреплено плоскостное изображение светофора, глаза которого выполнены из пленок красного, желтого и зеленого цвета. В ходе спектакля используется подсветка светофора. За задней стенкой ширмы установлен магнитофон с записью шума улицы.
Действующие лица: Светофорчик, Еж, Петух, Заяц, Лиса, Буратино, Петрушка, Пес, кот Мурзик.
Ход спектакля
Светофорчик: Здравствуйте, дети! Меня зовут Светофорчик. Сегодня я буду учить Ежика, Лису, Зайца, Петуха и Буратино правилам дорожного движения. Ребята, они еще не приходили?
Дети: Нет!
Светофорчик: Вот и Ежик появился. Здравствуй, Ежик!
Еж: Здравствуй, Светофорчик!
(Бежит Лиса.)
Лиса: Я не опоздала? Здравствуйте.
Все: Здравствуй, Лисонька!
(Появляются Петух и Заяц.)
Петух и Заяц (хором): Здравствуйте!
Все: Здравствуйте!
Светофорчик: Все собрались?
Еж: Братцы, а где же Буратино? (Все персонажи повторяют этот вопрос, обращаясь друг к другу.)
(Еж уходит, затем возвращается на автобусе.)
Еж: Садитесь скорей, мы поедем и обязательно его найдем.
(Все, кроме Светофорчика, садятся в автобус. Зажигается зеленый свет.)
Светофорчик: Ехать можно, путь открыт!
Все (едут и поют):
Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Еж: Мы ищем Буратино.
Лиса: И мы его найдем.
Все (хором): И правила движения все вместе разберем!
Заяц: Я кого-то вижу!
Лиса: Это, кажется, кот Мурзик переходит улицу.
Еж: Стой! Не смей переходить — красный свет впереди!
Лиса: Беги, беги скорей, успеешь, мы еще далеко.
Петух: Ку-ка-ре-ку, скорей!
Заяц: Постой, не беги!
(Автобус с шумом тормозит. Кот Мурзик, мяукая, убегает.)
Светофорчик: Ребята! Можно было перебегать улицу или нет? Почему нельзя?
Дети: Горел красный свет!
Еж: Правильно, ребята.
(Зажигается зеленый свет, автобус продолжает движение.)
Все (поют):
Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Петух: Ку-ка-ре-ку!
(Появляется Шарик. Он мчится за мячом, подбрасывает мяч.)
Шарик: Мне машина нипочем!
Буду здесь играть с мячом!
(Пинает мяч, тот попадает под машину, с шумом лопается.)
Шарик: Ой, бедный мой мячик, что с ним стало!
Еж: Скажи спасибо, что с тобой ничего похожего не произошло.
Светофорчик: Ребята, помните: играть на проезжей части улицы нельзя. Это очень опасно!
(Загорается зеленый свет, автобус уезжает под песню «Веселые путешественники» (муз. М. Старокадомского, сл. С. Михалкова), появляется Буратино.)
Буратино: Странно, где же все? (Едет автомобиль.) Пойду я следом за машиной по дороге и найду их.
(Выезжает автобус и чуть не сбивает его. Светофор мигает всеми глазами по очереди.)
Светофорчик: Как тебе не стыдно, Буратино, ты разве не знаешь, что по проезжей части дороги ходить нельзя?
Заяц: Буратино, тебе не больно?
Петух: Нехорошо, нехорошо;
Еж: Вечно с тобой что-то случается.
Лиса: Нельзя быть таким глупым.
Светофорчик: Я думаю, Буратино все понял.
Буратино: Я, конечно, виноват и обязательно выучу правила дорожного движения.
Светофорчик: А ребята тебе помогут. Слушайте внимательно. У светофора три глаза. Верхний — красный, под ним - желтый и внизу — зеленый. Стоит он на улицах и перекрестках, открывает и закрывает поочередно глаза и дорогой управляет. Красный свет — перехода нет, желтый — подожди, посмотри, какой зажжется сигнал, а зеленый — смело переходи улицу. Мы сейчас поиграем в игру «Красный, желтый, зеленый».
Послушайте правила игры: на зеленый свет вы встаете и шагаете на месте возле своих стульчиков, на желтый — стоите смирно, на красный — садитесь.
(Проводится игра.)
Все:
Мы все поняли.
Нужно слушаться без спора
Указаний светофора.
Нужно правила движения
Выполнять без возражения.,
Светофорчик: Я рад, что вы все поняли. До свидания.
(Выбегает запыхавшийся Петрушка.)
Петрушка: Здесь первый класс?
Дети: Здесь.
Петрушка:
Я, ребята, к вам сегодня
Так спешил и так бежал!
Попрошу я извиненья,
Что немного опоздал.
Мне, Петрушке, очень надо
Вам загадки загадать.
Потому что вы, ребята,
Должны правила все знать.
Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы должны будете или отвечать «Это я, это я, это все мои друзья», или молчать,
1. Кто из вас идет вперед только там, где переход? (Ответ детей.)
2. Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора? (Молчание.)
3. Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой? (Молчание.)
4. Знает кто, что красный свет — это значит — хода нет? (Ответ детей.)
Молодцы ребята! А теперь слушайте загадку:
Посмотри, силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик. (Милиционер-регулировщик.)
Петрушка: Правильно, ребята, молодцы. Смотрите, к нам в гости пришел милиционер-регулировщик.
Регулировщик: Здравствуйте, ребята! Мы живем в большом и красивом городе с широкими улицами. По улицам движется много легковых и грузовых автомашин, едут автобусы. И никто никому не мешает. Это потому, что есть четкие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. Правила дорожного движения.
Дети! Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы: Где можно переходить улицу?
Ученик: Только по пешеходным переходам.
Регулировщик: Где нельзя играть?
Ученик: Нельзя играть на проезжей части.
Регулировщик: На какой свет мы переходим улицу?
Ученик: На зеленый.
Регулировщик: Что следует сделать, прежде чем начать переходить улицу?
Ученик: Надо посмотреть налево и направо, убедиться, что вблизи нет машин, и только тогда переходить.
Регулировщик: На все мои вопросы вы ответили правильно. Помните, ребята, что игры на улице в любой момент могут обернуться бедой. Всегда выполняйте правила дорожного движения.
На улице будьте внимательны, дети!
Твердо запомните правила эти.
Правила эти помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!
Задания и вопросы:
1. Какие бывают светофоры?
2. Для чего служат светофоры на дорогах?
3. Какие сигналы светофора мы знаем?
4. Как нужно переходить дорогу, где нет светофора?
Автор: Ковалько Валентина Ивановна
Похожие статьи:
Сценарий мероприятия по ПДД в 1-2 классе
Внеклассное мероприятие в начальной школе по ПДД
Конспект классного часа по ПДД для 1 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!