Классный час на 8 марта, 10-11 класс
Методическая разработка информационного классного часа к 8 марта для старшеклассников
Классный час для 10-11 класса. О женщинах и Международном женском дне
Среди разных чудес, что пленят и манят,
Свет далекой звезды или вечность седых
пирамид,
Есть одно, на котором всегда остановится
взгляд,
Это - женщина, в ней природа все тайны
хранит.
Несмотря на засилье боли и зла,
Чудо-женщина в доме тепло сберегла.
В жизнь обычную краски и звуки внесла,
В лихолетье быть королевой смогла.
Э. Асадов
Задачи
1. Познакомить учащихся с историей появления в календаре Международного женского дня, с ролью женщин в развитии общества.
2. Способствовать формированию информационной культуры учащихся, пониманию информации как средства развития собственного кругозора.
3. Воспитывать уважительное отношение к пониманию роли Международного женского дня в истории человечества.
Форма проведения: информационный калейдоскоп.
Подготовительная работа
1. Подготовить информацию об истории Международного женского дня.
2. Подготовить викторину по теме.
3. Подготовить интересную информацию о выдающихся женщинах страны и мира.
4. Найти статьи о необычных судьбах женщин мира.
5. Провести опрос учащихся по теме.
Опросник по теме
1. Когда был учрежден Международный женский день?
2. Что послужило поводом для появления в календаре Международного женского дня?
3. Считаете ли вы, что такой день необходим?
4. Каких выдающихся женщин страны и мира вы можете назвать?
5. Можете ли вы назвать памятники мира, посвященные женщинам?
Ход информационного часа
I. Основная часть
Классный руководитель. Ежегодно 8 марта мы празднуем Международный женский день. Сегодня мы познакомимся с историей этого праздника, интересными фактами, с ним связанными, узнаем о судьбах некоторых женщин, которые внесли свой вклад в историю женского движения.
Я хочу предоставить слово учащимся, владеющим информацией и располагающим фактами из истории праздника.
Выходят учащиеся, подготовившие информационный час.
Ученик 1. Прежде чем мы познакомим вас с информацией и интересными фактами об организации и проведении Международного женского дня, я хотел бы поблагодарить всех женщин за то, что есть в календаре этот день. Вы спросите почему? Да потому, что благодаря этому дню появился в календаре Всемирный день мужчин, который празднуется 1 ноября.
Ученик 2. Безусловно, появился этот день не без вмешательства женщин. А вообще, история женского праздника уходит глубоко в древность, в историю Персии. Именно там, можно сказать, зародилось и дало свои ростки женское движение.
Ученик З. И вот как это произошло. У персидского царя Ксеркса была любимая жена Эсфирь. Происходила она из старинного еврейского рода, однако ее муж не знал об этом. На основании доноса своих приближенных царь Ксеркс хотел истребить всех евреев, населявших государство. Царица Эсфирь обратила царский указ против самих персов, и в честь ее мудрости был утвержден в еврейском календаре день, который приходился на день 13 Адара (этот весенний месяц не имеет точной даты) и который стал праздноваться как современный еврейский праздник Пурим, или Пасха.
Классный руководитель. А какое отношение этот праздник имеет к 8 Марта?
Ученик 4. А дело все в том, что традиция, связанная с Эсфирью, женой царя Ксеркса, была продолжена ее потомками. Известная революционерка и борец за права женщин Клара Цеткин, выступая на международной конференции женщин в 1910 г., провозгласила идею ежегодно отмечать 8 Марта как день рождения женского движения в борьбе за свои права. Клара Цеткин, хорошо знавшая древнюю историю, решила увековечить подвиг персидской царицы Эсфири, которая своей женской мудростью спасла еврейский народ от истребления. В 1910 г. этот день, 8 марта, был как раз днем празднования праздника Пурим. Вот почему весенний праздник 8 Марта часто связан с празднованием Пасхи.
Классный руководитель. И все-таки с какими конкретными событиями связано стремление женщин мира иметь свой праздник?
Ученик 1. Я предлагаю восстановить хронологию этого праздника. Вот как это было. В 1857 г. жительницы Нью-Йорка, работавшие на текстильных фабриках, прошли маршем по улицам родного города, протестуя против низкой заработной платы и ужасающих условий труда. Их инициатива была поддержана женщинами Европы.
Ученик 2. Благодаря этим выступлениям в Новой Зеландии в 1867 г. женщины-налогоплательщицы получили право голосовать на местных выборах, а в 1893 г. - на парламентских выборах.
Ученик З. В 1869-1896 гг. женщины получили право голоса в четырех американских штатах: Вайоминг, Колорадо, Айдахо и Юта.
Ученик 4. 8 марта 1908 г. по призыву социал-демократической женской организации Нью-Йорка состоялся митинг с лозунгами о равноправии женщин.
Ученик 1. В 1909 г. Социалистическая партия Америки впервые объявила национальный женский день, который отмечался вплоть до 1913 г. в последнее воскресенье февраля. В 1909 г. это было 28 февраля.
Ученик 2. В 1910 г. немецкая социалистка Клара Цеткин в ходе Второй Международной социалистической женской конференции, проходившей 27 августа в Копенгагене в рамках 8-го конгресса 2-го Интернационала, предложила учредить день борьбы за права женщин.
Ученик З. А 8 марта 1911 г. в Австралии, Германии, Швейцарии, Дании прошли митинги с требованием предоставить женщинам равные права с мужчинами. Так этот день получил международное признание.
Ученик 4. В 1912 г. праздник отмечался 12 мая в тех же странах. В 1913 г. в Германии женщины митинговали 12 марта, а в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии, Голландии - 9 марта, во Франции и России — 2 марта.
Классный руководитель. Каким образом этот день появился в русском календаре?
Ученик 1. В России празднование 8 Марта стало традицией с 1913 г. И по сей день в этот праздник все женское население нашей страны, независимо от возраста, образования, вероисповедания, получает поздравления от мужчин.
Ученик 2. В 1917 г. 23 февраля по старому стилю, или 8 марта по новому стилю, в Петрограде прошли женские демонстрации с лозунгами «Хлеба и мира!», на следующий день к забастовке подключились рабочие Путиловского завода, начались стычки с полицией. А 27 февраля всеобщая рабочая забастовка переросла в вооруженное восстание.
Ученик З. В июле 1917 г. Временное правительство объявило, что право участвовать в выборах в Учредительное собрание принадлежит всем гражданам России обоих полов, достигшим 20 лет к моменту выборов. Однако дело не ограничилось правом голоса. Конституция РСФСР 1918 г. включает статью о полном равноправии женщин и мужчин.
Ученик 4. В 1918-1919 гг. женщины получили право голоса в Германии, Австрии, Венгрии, Нидерландах, Канаде, Польше, Швеции, Люксембурге, Чехословакии, а в 1920 г. - в США.
Ученик 1. Однако хочу отметить, что в годы Первой мировой войны день борьбы за права женщин не отмечался.
Ученик 2. В 1921 г. по решению 2-й Коммунистической женской конференции было решено праздновать 8 Марта в память о женской забастовке в Петербурге 8 марта 1917 г., послужившей началом Февральской революции.
Ученик 3. Начиная с 1966 г., в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 г., день 8 марта стал праздничным и нерабочим.
В СССР этот день перестал быть политическим праздником, он стал днем всех женщин.
Ученик 4. С 1975 г. ООН, в связи с Международным годом женщин, объявила 8 марта Международным женским днем.
Ученик 1. В 1977 г. Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам объявить, в соответствии с их традициями и обычаями, любой день года Днем борьбы за права женщин и международный мир. Это решение было принято в связи с Международным годом женщин, а также с Международным десятилетием женщин, которое проходило с 1976 по 1985 г.
Ученик 2. В настоящее время мероприятия, посвященные Дню борьбы за права женщин и международный мир приурочиваются ООН к 8 марта.
Классный руководитель. Принять решение начать борьбу за права женщин - не каждый решится на такое дело. Кто были эти женщины, которые возглавили женское движение? Можете ли вы рассказать об этом?
Учащиеся рассказывают об основательнице женского движения Кларе Цеткин. Рассказ сопровождается презентацией.
Ученик 1. Говоря о борьбе женщин за свои права, необходимо сказать о Кларе Цеткин, или Кларе Эйсснер, имя которой в современной истории упоминается крайне резко или вообще не упоминается.
Ученик 2. Клара Эйсснер родилась в городе Видерау, который расположен в немецкой Саксонии, в семье учителя. Образование получала в частном педагогическом учебном заведении в Лейпциге, где сблизилась с кружком русских революционных студентов-эмигрантов, в числе которых был и ее будущий муж Осип Цеткин.
Ученик 3. Участвуя в рабочем и женском движении, она вступила в Социалистическую рабочую партию, которая с 1890 г. носила название Социал-демократической партии Германии. Затем была вынужденная эмиграция сначала в Цюрих, потом в Париж.
Именно там она сыграла важную роль в основании 2-го Интернационала и подготовила для его Учредительного конгресса речь о роли женщин в революционной борьбе.
Ученик 4. В разгар своей революционной борьбы она выходит замуж за Осипа Цеткина, с этого времени носит фамилию мужа. Только в 1890 г. Цеткин смогла вернуться в Германию. На Родине все свои силы она направила на борьбу за равные права женщин.
Наряду с теоретическими дискуссиями, Цеткин практически участвовала в борьбе за смягчение трудового законодательства для женщин и предоставление всеобщего избирательного права.
Ученик 1. С 1891 по 1917 г. она редактировала газету Социал-демократической партии Германии для женщин «Равенство». Именно в это время она превратила социал-демократическое женское движение в Германии в одно из сильнейших в Европе. Начиная с 1907 г. она возглавила созданное при СДПГ женское отделение.
Ученик 2. Во время Первой мировой войны Клара Цеткин вместе с другими представителями радикального крыла Социал- демократической партии Германии осудила предоставление правительством кредитов для ведения войны. Она была одним из организаторов антивоенной конференции в Берлине в 1915 г. и неоднократно подвергалась аресту за свои выступления против империалистической войны.
Ученик 3. Клара Цеткин входила в состав «Союза Спартака», на базе которого 31 декабря 1918 г. - 1 января 1919 г. была основана Коммунистическая партия Германии.
В 1920-1933 гг., на протяжении всего времени существования Веймарской республики, немецкая революционерка представляла компартию в немецком рейхстаге.
С 1919 по 1929 г. она входила в состав ЦК КПГ. Параллельно она была занята в Исполнительном комитете Коминтерна, возглавляла его Международный женский секретариат, а также созданную в 1922 г. Международную организацию помощи борцам революции.
Ученик 4. Начиная с момента его возникновения Клара Цеткин резко осуждала фашизм. В 1932 г., председательствуя в рейхстаге, она выступила с воззванием противостоять нацизму всеми средствами. После поджога рейхстага и прихода к власти Гитлера левые партии в Германии были запрещены, Цеткин в последний раз отправилась в изгнание, на этот раз в Советский Союз.
Ученик 1. Мало кто сегодня знает, что скончалась она в 1933 г. в Архангельском близ Москвы. После смерти была кремирована, прах помещен в урне в кремлевской стене на Красной площади в Москве.
Ученик 2. В свое время в Германии была выпущена почтовая марка, посвященная Кларе Цеткин, в честь ее были названы улицы в городах России.
Ученик 3. Интересно, что своим двум сыновьям Клара Цеткин дала русские имена - Максим и Константин.
Ученик 4. Она очень любила нашу страну, которая стала для нее приютом после изгнания. Живя в Архангельском, она ухаживала за розами, очень много общалась с делегациями женщин, обращавшихся к ней по вопросам женского движения.
Классный руководитель. Представьте себе, что, возможно, не будь этой женщины, вопросы женского движения еще долго не решались бы не только в нашей стране, но и во многих странах мира. Кто еще из известных женщин был борцом за права женщин?
Выходит вторая группа, которая готовила рассказ и презентацию о Долорес Ибаррури.
Ученик 1. Эта женщина могла стать известной только благодаря одной сказанной ею фразе, которая говорит о ее характере, отношении к жизни, себе и людям.
Ученик 2. Именно ей принадлежат слова: «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях».
Ученик 3. Долорес Ибаррури, Пассионария - по-испански «пламенная», «цветок страстоцвет». Она родилась в Испании. Долорес Ибаррури была видным деятелем испанского и международного рабочего движения, лидером испанских коммунистов, активным участником республиканского движения в годы гражданской войны в Испании в 1936-1939 гг.
Ученик 4. На протяжении длительного времени она жила в Советском Союзе, а в 1960 г. даже получила советское гражданство.
Ученик 1. Ее единственный сын Рубен участвовал в Великой Отечественной войне и погиб под Сталинградом в 1942 г., защищая нашу страну от фашистов.
Ученик 2. С 1942 по 1960 г. Долорес Ибаррури - генеральный секретарь Коммунистической партии Испании, а с 1960 г. до конца жизни - ее председатель.
Ученик 3. Она вернулась в родную Испанию только в 1977 г. при короле Хуане Карлосе и была избрана в испанский парламент.
Ученик 4. Короткие строки биографии, за которыми большая и очень сложная жизнь. Ее автобиографическая книга «Единственный путь» переведена на русский, французский, итальянский, немецкий, английский и другие языки. Известна также ее автобиография «Но пасаран» («Они не пройдут»), изданная в 1966 г.
Долорес Ибаррури - одна из основателей Международной демократической федерации женщин, принимала активное участие в международном демократическом женском движении.
Ученик 1. Она - лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами». Профессор МГУ. Ее именем названа улица в Екатеринбурге.
Классный руководитель. Женщины во все времена боролись за свои права и умели их отстаивать. Даже заглянув в мифы и легенды, мы познакомимся с представительницами прекрасного пола, которые неустанно ведут борьбу за свои права. Неудивительно, что многие мифологические фигуры имеют женское начало.
Давайте с ними познакомимся и попробуем догадаться, о каком мифологическом персонаже идет речь.
Учащиеся выходят с рисунками, которые не показывают до тех пор, пока ребята не догадаются и не назовут мифологический персонаж.
Ученик 1. Начнем с самого простого. Позвольте вам представить представительницу мифологии, которая является борцом за свои права, иногда может прийти на помощь в трудной жизненной ситуации. Итак, первый персонаж.
Лесная старуха-волшебница, ведьма, ведунья. Персонаж сказок восточных и западных славян. Она живет в лесу, в избушке на курьих ножках. Одна нога у нее костяная, она плохо видит, летает по свету в ступе. В большинстве сказок - противница героя, но иногда его помощница и дарительница. (Баба-яга.)
Ученик 2. Теперь второй персонаж.
Это воздушные девы, оберегающие людей от упырей. Славяне считали, что они живут возле дома и защищают дом и его обитателей от злых духов. Веселые, шаловливые и привлекательные создания, поющие чарующие песни восхитительными голосами. Ранним летом при луне они кружатся в хороводах на берегах водоемов. Где они бегают и резвятся, там трава растет гуще и зеленее, а в поле хлеб родится обильнее. (Берегини.)
Ученик З. А вот еще один персонаж. По старинным преданиям, женщина, продавшая душу черту. На юге она более привлекательная, нередко молодая вдова; на севере - старая, толстая, как кадушка, баба с седыми космами, костлявыми руками и с огромным синим носом.
От прочих женщин отличается тем, что имеет маленький хвостик и владеет способностью летать по воздуху на помеле, кочерге, в ступе. Отправляется на свои темные дела непременно через печную трубу, может оборачиваться в разных животных, чаще всего в сороку, свинью, собаку и в желтую кошку. Вместе с месяцем стареет и молодеет. Известное место сбора этих женщин в Купальскую ночь - в Киеве на Лысой горе. (Ведьма.)
Ученик 4. А вот задание посложнее. Славянская богиня воды. Светлолицая девушка-река, журчащая свою жизнерадостную песню. Она и уставшего путника напоит, и рану воину омоет, а поднявшись в небо, упадет благодатным дождем на нивы. Почиталась как светлая и добрая богиня, дающая жизнь всему живому. От ее имени происходят названия рек - Днепр, Днестр, Дунай, Двина, Донец. Ее имя сложное и состоит из двух слогов, которые означают «вода» и «неня» - «мать». Особые почести этой богине воздавались во время Купальских праздников. (Дана.)
Ученик 1. А я хочу предложить другой, не менее известный персонаж из детских сказок, художественной литературы. В славянских сказках это чудесная птица, которая прилетает из тридесятого царства. А царство это - сказочно богатые земли, о которых мечтали в давние времена. Окраска этой птицы золотая, и живет она в золотой клетке. Можно предположить, что птица связана с другими мифологическими персонажами: Рарогом, Огненным Змеем. Иногда в сказках эта птица выступает в роли похитительницы. (Жар-птица.)
Ученик 2. Ее имя упоминается во многих стихах и песнях. Она — богиня любви, покровительница семьи, домашнего очага, богиня юности, красоты, плодородия. Сама женственность, нежная, певучая, русокосая, в белых одеждах, она и в хороводе парня к милой подведет в Купальскую ночь, и падчерицу от злой мачехи под ветвями спрячет, когда та на встречу с дружком соберется. В молодых семьях очаг поддерживает: иногда он лишь только тлеет, а она веточку подбросит, одеждами взмахнет - разгорится очаг, теплом тронет сердца неразумных - и снова лад в семье. (Лада.)
Ученик 3. Она названа в честь одного из дней недели. Это женское божество, покровительница пятницы. Благоволит также играм молодежи с песнями и танцами. Появляется в белых одеждах и охраняет колодцы. Где на дощатых крышах она изображена, там вода целебная. Чтобы не иссякала ее благодать, в давние времена женщины тайком приносили ей жертву - овечью шерсть на передничек. В Беларуси сохранился обычай изготавливать ее изваяния из дерева и молиться ей о дождях темной ночью. (Параскева Пятница, или Дева-Пятенка.)
Ученик 4. Сколько стихов и песен посвящено этому женскому образу! Она - дева вод, по иным преданиям — жена Водяного.
Это высокая красивая девушка, живущая на дне водоема. Ночью она вместе с подругами плещется на поверхности воды, садится на мельничное колесо, ныряет. Прохожего дева вод может защекотать до смерти или увести с собой. Как правило, ими становятся девушки, утопившиеся от несчастной любви или утопленные мачехами. По преданиям и легендам, она может выйти замуж за человека, но брак этот всегда неудачен. (Русалка.)
Ученик 1. Этот персонаж легенд и сказаний, связанных с женскими образами, - самый популярный и в наше время. А сколько фильмов ему посвящено! Она, по одним преданиям, дочка Мороза, по иным - его внучка. Добрая, не такого крутого нрава, как Мороз. Иногда летом живет у людей и помогает им. (Снегурочка.)
Классный руководитель. Мы с вами еще раз убедились в том, что даже в легендах и сказаниях велика роль женских образов. Они дают жизнь, спасают, помогают, охраняют, лечат, жалеют и любят.
А каково сегодня в жизни женщине - нашей современнице? Чем живет? Чем занимается? Как решает профессиональные и жизненные вопросы?
Выходят учащиеся, которые проводят экскурсию по галерее фотографий женщин, добившихся успехов в своей профессиональной деятельности.
Выходит первая группа учащихся.
Ученик 1. Мы решили узнать о жизни и деятельности замечательных женщин России и мира, которые и сегодня знают и чтят свой Международный женский день, вошедший в календарь памятных дат. Благодаря им, женщинам, борцам за мир и справедливость, жизнь становится лучше, добрее и чище.
Ученик 2. Вот одна из тех, о ком нам хотелось рассказать в преддверии Международного женского дня.
Ученик 3. Марина Лаврентьевна Попович - генерал- лейтенант казачьих войск.
Ученик 4. Женщина, которая удивительно органично вписалась в исконно мужскую профессию и предана ей всю свою жизнь.
Ученик 1. Итак, мы начинаем свой рассказ (открывает портрет M.J1. Попович).
Ученик 2. Кто поверит, что эта женщина - летчица и генерал, сценарист и режиссер?
Ученик 3 (сопровождает рассказ презентацией). Она родилась 20 июля 1931 г. на хуторе Леоненки Велижского района Смоленской области.
С детства она мечтала о небе. В 1951 г. ее мечта осуществилась, она окончила авиационный техникум в Новосибирске, затем - техническую школу ДОСААФ в Саранске. После был московский филиал Киевского авиационного института. Но и этого ей было мало - ею покорена Ленинградская академия гражданской авиации. Самое удивительное состоит в том, что она, кандидат технических наук, занимается не только техникой, но и творчеством, обучаясь в Государственном институте театрального искусства.
Ученик 4. Если рассматривать ее профессиональную деятельность, то думаешь: того, что делает эта женщина, с лихвой хватило бы человек на пять.
В 1964 г. стала летчиком-испытателем. Была командиром корабля Ан-12. Первой из женщин преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21, за что получила прозвище «мадам МиГ» в иностранных СМИ. Летом 1965 г. на самолете «РВ» с двумя турбореактивными двигателями установила мировой рекорд скорости полетов самолетов данного класса, пройдя замкнутый 2000-километровый маршрут со средней скоростью 737,28 км/ч.
20 сентября 1967 г. превысила мировой рекорд американки Жаклин Кокран, пролетев на самолете «РВ» по маршруту Волгоград - Москва - Астрахань - Волгоград 2510 км, на 344 км. 10 мировых рекордов установлено ею в качестве командира воздушного корабля-гиганта «Антей» (Ан-22). В последнем рекордном полете возглавляемый ею экипаж преодолел расстояние 1000 км со скоростью, превышающей 600 км/ч, с грузом 50 т.
До 1978 г. служила военным летчиком-испытателем в авиационном НИИ в г. Владимирском Астраханской области.
Ученик 1. Вы только представьте себе ее послужной список!
• Пять лет была летчицей-спортсменкой в ДОСААФ, работала инструктором в Центральном аэроклубе им. В.П. Чкалова.
• С 1979 г. пять лет работала ведущим летчиком-испытателем у генерального конструктора Антонова в его ОКБ в Киеве.
• Была президентом летной ассоциации «ВЕРСТО» в Тушино.
• Позднее возглавила авиакомпанию «Конверс Авиа» при Министерстве авиационной промышленности.
• Работает в центре А.Е. Акимова, который занимается торсионными полями.
• Является проректором Международного института управления (МИУ) по патриотической работе.
• Президент Международной академии энергетических инверсий им. П.К. Ощепкова.
• Вице-президент НО «Международный фонд "Здоровье Отечества"».
Ученик 2. Воинское звание Марины Лаврентьевны - инженер-полковник ВВС, генерал-лейтенант казачьих войск. Марина Лаврентьевна - летчик-испытатель со стажем. Принимала участие в первом отборе женщин - кандидатов в космонавты. Проходила стационарное медицинское обследование в составе второй группы из девяти человек в феврале-марте 1962 г. Она летчик- испытатель 1-го класса, автор 101 мирового рекорда на различных типах машин, общий налет составляет более 6 тыс. часов на 40 типах самолетов, заслуженный мастер спорта СССР.
Ученик 3. Кроме того, Марина Лаврентьевна - человек увлеченный и увлекающийся. Она - автор и соавтор девяти книг, в том числе и сборника стихов. Ее перу принадлежат следующие книги:
• «Жизнь - вечный взлет»;
• «Хождение за два маха»;
• «Сестры Икара»;
• «Старт над облаками»;
• «Автограф в небе»;
• «НЛО над планетой Земля».
Ученик 4. Она - автор сценариев двух фильмов: «Букет фиалок» и «Небо со мной». За свою многолетнюю деятельность М.Л. Попович имеет награды:
• Герой Социалистического Труда;
• орден «Знак Почета» и еще два ордена СССР;
• золотую и серебряную медали им. С.П. Королева и большую золотую медаль ФАИ;
Она действительный член Платоновской академии наук (Франция), действительный член Петровской академии наук и искусств (Санкт-Петербург), действительный член Международной духовной академии, член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, член Союза писателей России. Ее именем названа звезда в созвездии Рак.
Марина Лаврентьевна увлекается изучением НЛО, мечтает о строительстве дирижаблей.
Классный руководитель. Одна судьба... Сколько же интересного мы сейчас узнали! Слушаешь и не веришь, что это рассказ об одной женщине! Трудно даже представить себе, что женщина может достичь таких высот в абсолютно мужской профессии.
Выходит вторая группа и открывает портрет на доске.
Ученик 1. А мы хотим рассказать о женщине, которая является представителем мусульманского мира, живет на Востоке. Принято считать, что удел восточных женщин - только дом и семья. Министр экономики ОАЭ шейха Любна бинт Халед Аль-Касими полностью опровергает это мнение.
Ученик 2. Министр экономики ОАЭ шейха Любна бинт Халед Аль-Касими включена в список 100 самых влиятельных женщин мира, составленный американским журналом «Форбс».
Среди заслуг первой женщины Объединенных Арабских Эмиратов, которой в 2004 г. был доверен портфель министра, журнал отмечает обеспечение прозрачности управления национальной экономикой, мастерство ведения переговоров, четкое планирование торговых связей, повышение авторитета страны.
Ученик 3. Шейха Любна входит в первую сотню выдающихся женщин мира наряду с тремя другими яркими представительницами арабских стран. Среди них - иорданская королева Рания, жена катарского эмира шейха Моуза Аль-Миснед и председатель кувейтского Глобального инвестиционного фонда Маха Аль-Гунейм.
Ученик 4. Шейха Любна принадлежит к старинной правящей династии эмирата Шарджа. Она училась в США и была первой представительницей этой страны, выехавшей на учебу за границу. Она изучала в Штатах компьютерные технологии и получила профессию программиста. По возвращении в страну из Калифорнии в 1981 г. нынешний министр работала по специальности в морском порту города Дубая и, по признанию местной печати, внесла большой вклад в совершенствование его работы.
Ученик 1. К моменту широкого распространения информационных технологий первая программистка ОАЭ была уже известным специалистом, имела собственную компанию и намеревалась заняться научной работой.
Ученик 2. Став в 40 лет с небольшим первой женщиной - членом правительства Объединенных Арабских Эмиратов, шейха Любна порвала оковы средневековых традиций и стала примером женского успеха в мужском обществе на Востоке.
Ученик З. Во время ее работы в министерстве в обстановке благоприятной мировой конъюнктуры годовой доход на душу населения в ОАЭ вырос более чем на 15%, превысив в 2005 г. 28 тыс. долларов США.
Ученик 4. Ее примеру последовали многие женщины Востока. Сегодня молодые женщины арабских стран борются за права точно так же, как когда-то вели эту борьбу женщины Европы.
Выходит следующая группа учащихся.
Ученик 1. Наша портретная галерея женщин - борцов за свои права и за права своего народа была бы неполной, если бы мы не рассказали о русской княгине Ольге.
Ученик 2. Кто-то может сказать, что княгиня Ольга мало имеет отношения к Международному женскому дню, но мы с этим не согласимся. Сила и мощь таких женщин, как княгиня Ольга, способствовали тому, что женщины во все времена боролись за свои права и влияли тем самым на женское движение.
Ученик 3. В истории России есть несколько прекрасных женских имен. Одно из них - великая княгиня Ольга, которую летописцы называли хитрой, церковь считает святой, а историки - мудрой.
Ученые до сих пор не пришли к единому мнению о происхождении княгини. Точно известно лишь то, что она была уроженкой тех мест, где сейчас находится древний Псков. По преданию, этот город и возник по желанию Ольги. Она будто бы любила ездить верхом на лошади по берегам озер или ходить на ладье по чистой широкой реке Великой. Во время одной из прогулок она остановилась на берегу и огляделась вокруг. По небу неслись тучи, закрывая солнце. Вдруг из-за туч пролился свет, озарив дивными лучами каменный мыс, который высился на месте слияния рек Великой и Псковы. Восхитившись красотой родной природы, княгиня сказала: «Здесь будет храм Святой Троицы и град велик, славен и во всем изобилии...»
Ученик 4. Имя Ольги свидетельствует о том, что скорее всего она родилась в семье варяга. В летописи сохранились сведения о том, что это была красивая девушка, поэтому унаследовавший после смерти князя Олега киевский престол князь Игорь после первой же встречи женился на ней. С того времени она стала княгиней Ольгой. Вскоре у них родился единственный сын Святослав. Вероятно, Ольга мало видела своего мужа, который постоянно находился в походах, вел бесконечные войны и собирал дань с подвластных ему племен. Во время сбора полюдья у племени древлян в 945 г. князь Игорь был убит. Ольге ничего не оставалось делать, как принять правление после мужа, поскольку наследник был еще слишком мал.
Ученик 1. Из Повести временных лет нам известно, что Ольга отомстила древлянам за убийство мужа. Сначала она хитростью заманила древлянских послов в ловушку и уничтожила их. Потом со своим войском отправилась воевать с древлянами, сожгла их поселения и наложила тяжелейшую дань. Затем была сожжена древлянская столица город Искоростень.
После покорения древлян Ольга занялась укреплением княжеской власти. Она устанавливала размеры дани и оброка, указывала места их сбора, и до сих пор в названиях деревень и погостов сохранились отзвуки ее имени. Так, на Днепре есть село Ольжичи, а на Севере - Ольгин погост.
Ученик 2. Надо отметить, что время ее правления характеризовалось спокойной, размеренной жизнью. Во всяком случае, в летописях нет никаких упоминаний о победоносных походах и кровопролитных сражениях, которые бы происходили в то время. На Руси установился недолгий период «тишины и замирения», как писал русский историк Н.М. Карамзин.
Ученик 3. Но это отнюдь не означало, что правительницу не интересовали внешнеполитические дела. Как и Олег, она стремилась повысить престиж Руси, хотя добивалась своей цели не военными, а мирными способами. Чтобы упрочить контакты с другими государствами, в частности с Византией, княгиня Ольга решила принять крещение. Это был очень важный и мудрый шаг. Крещение не только уравняло Ольгу с правителями других стран, но и позволило ей занять особое положение. Ведь она крестилась в Византии, причем ее крестным отцом стал сам император.
Ученик 4. После возвращения из Константинополя отошла от государственных дел, передав власть своему сыну Святославу Последние годы жизни она посвятила пропаганде христианства, под ее руководством в то время было построено несколько церквей. Поэтому после смерти Ольга стала первой русской женщиной, причисленной к лику святых. Православная церковь также признала княгиню Ольгу равноапостольной, что является достойной оценкой ее деятельности.
Выходит следующая группа учащихся с портретом М.А. Андреевой.
Ученик 1. А мы вновь приглашаем вас в наши дни. Женщина, о которой мы хотим рассказать, профессор, доктор географических наук, академик Российской академии естествознания.
Она живет в г. Челябинске, но ее достижения известны миру. Это Мария Андреевна Андреева.
Ученик 2. С 1958 г. она возглавляет кафедру физической географии Челябинского государственного педагогического института. В течение всех лет работы в институте ведет научные исследования по проблемам гидрометеорологического режима Урала. Актуальность ее работы определяется большим народно-хозяйственным значением водных ресурсов Урала, особенно Зауралья, испытывающего большой дефицит пресной воды.
Ученик 3. Она защитила кандидатскую диссертацию на тему «Физико-географические особенности озер Южного Урала и их хозяйственное использование». Дальнейшая научная работа была направлена на изучение многолетних колебаний гидрологического режима озер и определяющих его метеорологических факторов.
В 2000 г. Мария Андреева вошла в число ста выдающихся женщин мира. Ее имя внесено в международный справочник «Кто есть кто». Такое решение принял международный совет Биографического института Америки. Заслуженный деятель науки, член- корреспондент Российской академии естествознания, почетный член Географического общества России, Мария Андреева удостоена этого за большой вклад в науку. Она является автором около 180 научных трудов, в числе которых книги, учебные пособия и статьи по физической географии, гидрологии и экологии Урала.
Ученик 4. Челябинские школьники в новом учебном году смогли изучать географию своего региона по новому учебнику. Его автор - географ с мировым именем Мария Андреева - женщина, которая открыла миру географию Урала.
Классный руководитель. Мы могли бы и дальше продолжать рассказ о выдающихся женщинах России и мира. Однако сейчас я объявляю викторину «Кто есть кто», посвященную женщинам, которых нельзя не вспомнить в Международный женский день. Они жили и живут на разных континентах. Они сильные, умные, талантливые, стойкие, их вклад в развитие науки и культуры огромен.
Викторина, посвященная женщинам
1. Она блестяще победила на выборах. Являясь канцлером, десять лет подряд возглавляет список ста самых влиятельных женщин мира. (Ангела Меркель, канцлер Германии.)
2. В ряду спутниц великих людей она занимает особое место: ей одной сразу два мировых гения посвящали свое искусство и себя без остатка, с гордостью заявляя в течение многих лет: «Гала - единственная моя муза, мой гений и моя жизнь». Признаваясь: «Без нее я никто», ни Поль Элюар, ни Сальвадор Дали не лукавили: многочисленные свидетельства не оставляют сомнений - не будь ее рядом, мир остался бы без их шедевров. (Гала, или Елена Дмитриевна Дьяконова.)
3. Долгое время она работала в Правительстве России, являясь вице-премьером. Вскоре она выиграла выборы и стала губернатором одного из самых главных городов России. Возглавляя правительство этого города, она делает все возможное, чтобы сохранить его славу и величие, заложенное Петром Первым. (Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко.)
4. Ей принадлежит слава первой в мире женщины-космонавта. Она начинала свою трудовую биографию в городе Ярославле. От рядовой ткачихи до космонавта - дорога непростая, но она ее прошла с честью. (Валентина Терешкова.)
5. Малому числу людей известно, что наибольший вклад в борьбу с герпес-вирусными инфекциями внесли русские ученые. И в первую очередь борьба с этим вирусом связана с именем известной женщины, которая изобрела одно из лучших лекарств для лечения герпеса - ацикловир. (Гертруда Элайон.)
6. Эта женщина внесла огромный вклад в становление демократических традиций Пакистана. Однако ее известность в политике, умение доходить в решении политических вопросов до каждого человека вызывали ненависть оппозиционных кругов Пакистана. Несколько лет назад она была убита. (Бывший президент Пакистана Беназир Бхутто.)
7. Этой женщине человечество должно быть благодарно за открытие ДНК. Полвека назад, весной 1953-ш, сотни тысяч людей были взволнованы серией статей в журнале «Натура», в которых рассказывалось об открытии структуры ДНК, вещества наследственности. (Розалинда Франклин.)
8. Удивительная жизнь этой женщины, отмеченная то роскошью, то нищетой, была полна бурных страстей и страшных трагедий. Ее уважали за мастерство и талант. Ей завидовали - за любовь публики, независимость поведения, покровительство сильных мира сего. А ее роман с Сергеем Есениным, близость к есенинскому окружению и преклонение перед революцией в России вспоминают даже чаще, чем яркую творческую жизнь великой босоногой танцовщицы. (Айседора Дункан.)
9. Ее любят и ненавидят, проклинают и завидуют ей, восхищаются ее умом и коварством, ищут дружбы с ней не только в ее стране, но и в других странах мира. Ее прическа стала предметом обсуждения политиков, журналистов и... юмористов, а поступки ее непредсказуемы. {Юлия Тимошенко - бывший премьер-министр Украины.)
10. Известный журналист, человек, который уделял большое внимание освещению проблем, связанных с жизнью людей в горячих точках. Она воспринимала чужую трагедию как свою личную. Ее статьи ждали, их боялись, надеялись, что, после того как она расскажет правду в газете, все изменится. Не получилось. Ее, известного журналиста, убили подло, исподтишка. (Журналист Анна Политковская.)
Классный руководитель. Наша викторина может быть бесконечной. Так много женщин планеты Земля сделали для того, чтобы человечество помнило о представительницах прекрасного пола не только в Международный женский день, так много славных женских имен вписано в историю женского движения планеты. Выходят учащиеся, подготовившие чтение стихотворения.
Ученик 1. Многие поэты и писатели воспели женщину в своих произведениях, но сейчас, как нельзя кстати, прозвучит стихотворение Э. Асадова «Женщина», которым мы хотим закончить рассказ о Международном женском дне.
В горах, на скале, о беспутстве мечтая,
Сидела Измена, худая и злая.
А рядом под вишней сидела Любовь,
Рассветное золото в косы вплетая.
Ученик 2.
С утра собирая плоды и коренья,
Они отдыхали у горных озер
И вечно вели нескончаемый спор –
С улыбкой одна, а другая с презреньем.
Ученик 3.
Одна говорила: «На свете нужны
Верность, порядочность и чистота.
Мы светлыми, добрыми быть должны –
В этом и красота!»
Ученик 4.
Другая кричала: «Пустые мечты!
Да кто тебе скажет за это спасибо?
Тут, право, от смеха порвут животы
Даже безмозглые рыбы!»
Ученик 1.
Однажды такой они подняли крик,
Что в гневе проснулся косматый старик,
Великий колдун, раздражительный дед,
Проспавший в пещере три тысячи лет.
Ученик 2.
И рявкнул старик: «Это что за война?!
Я вам покажу, как будить колдуна!
Так вот, чтобы кончить все ваши раздоры,
Я сплавлю вас вместе на все времена!»
Ученик 3.
Схватил он Любовь колдовскою рукой,
Схватил он Измену рукою другой
И бросил в кувшин их, зеленый, как море,
А следом туда же - и радость, и горе,
И верность, и злость, доброту, и дурман,
И чистую правду, и подлый обман.
Ученик 4.
Едва он поставил кувшин на костер,
Дым взвился над лесом, как черный шатер,
Все выше и выше, до горных вершин,
Старик с любопытством глядит на кувшин:
Когда переплавится все, перемучится, Какая же там чертовщина получится? Кувшин остывает. Опыт готов.
По дну пробежала трещина,
Затем он распался на сотню кусков,
И появилась Женщина.
II. Подведение итогов. Определение темы следующего информационного часа
Похожие статьи:
Конкурсы на 8 марта для старшеклассников в школе
Поздравления от мальчиков на 8 Марта
Нет комментариев. Ваш будет первым!