Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Урок мужества к 23 февраля, 9 класс

Классный час на 23 февраля – День защитника Отечества для школьников 9 класса

Урок мужества для 9 класса «Прикоснись к подвигу сердцем!..»

Участники: учащиеся 9-го класса, классный руководитель, бывшие военнослужащие.

Цели:

1) воспитывать у подростков уважительное отношение к ратным подвигам защитников Отечества;

2) содействовать формированию у учащихся чувства долга, гражданской ответственности.

Подготовительная работа

I. Сбор группами учащихся материалов по теме:

— основные этапы жизни А. Матросова;

— подвиг А. Матросова;

— деревня Чернушки — место подвига А. Матросова (разработка заочной экскурсии);

— история создания памятника А. Матросову в Великих Луках.

II. Приглашение на урок мужества выпускников гимназии, проходивших службу в полку имени А. Матросова, и других воинов запаса.

III. Организация с помощью совета клуба «Священная память» похода в деревню Чернушки.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) на классной доске прикреплен фотопортрет А. Матросова;

б) стенгазета о походе в деревню Чернушки;

в) выставка журнальных и газетных статей, книг о жизни и подвиге А. Матросова.

Ход урока

Чтец

Память моя хранит,

Память отца

И деда,

Память соседа,

С которым я никогда не встречался,

Память старухи в черном платке,

Память ходиков в комнате этой старухи,

Остановленных

Ровно

60 лет назад.

 

Вижу

С начала и до конца

Памятью деда и отца,

Вижу подробно и без прикрас

Памятью пальцев, памятью глаз,

Памятью взорванного небосвода

Эти четыре года.

Памятью неродивших,

Памятью нерожденных,

Памятью недоживших,

Но непобежденных

Вижу...

Классный руководитель. Этот учебный год получился богатым на знаменательные для нашей Великолукской земли события и даты. Давайте сейчас мы с вами еще раз перелистаем календарь юбилейных дат.

Ребята называют:

— сентябрь 2012 года — 85 лет образования Великолукского района;

— декабрь 2012 года — 70 лет со дня освобождения Переслегинской волости от немецко-фашистских захватчиков;

— январь 2013 года — 70 лет со дня освобождения города Великие Луки.

Классный руководитель. Сегодня, накануне 23 февраля, мы вписываем в этот календарь еще одну страницу — 60-летие подвига Александра Матросова, закрывшего 23 февраля 1943 года своим телом амбразуру вражеского дзота.

Ведущий. Это имя нам хорошо известно хотя бы потому, что часто мы ходим гулять «к Матросову», свадебные кортежи обязательно возлагают цветы к подножию памятника, ставшего своеобразной визитной карточкой города Великие Луки. У этого памятника своя жизнь, своя история...

Группа учеников проводит «экскурсию» к памятнику А. Матросову, рассказывает об истории его создания.

Ведущий. Кто же он, человек, чье имя стоит в одном ряду с такими героями, как Гастелло, Рокоссовский, Жуков? Человек, чье имя носят улицы и набережные, а ранее носили пионерские отряды и мотострелковый полк?

Ученики рассказывают об основных фактах биографии Александра Матросова до отправки на фронт курсантов пехотного училища, в числе которых был и Матросов, перемежая документальные материалы и фрагменты из книги П. Журбы «Александр Матросов».

Ведущий. И были военные будни. И было комсомольское собрание, о котором вспоминает майор Ноздрачев в своем письме: «Мне выпало служить с Александром Матросовым в одной части. Накануне боя за деревню Чернушки состоялось комсомольское собрание. Саша попросил слова. Он сказал: «Буду драться с фашистами, пока бьется мое сердце». Он сдержал свою клятву.

Рассказчик. Стоял февраль 1943 года. Шел бой за деревню Чернушки, которая служила опорным пунктом врага. Путь преградили три дзота. Два удалось подавить, но третий — средний — продолжал вести огонь. Шесть автоматчиков, посланные его уничтожить, были убиты. Вызвался Матросов. Он почти достиг дзота и на мгновение заглушил его очередью из автомата. Но когда бойцы поднялись в атаку, вражеский пулемет ожил. Тогда Александр бросился к дзоту и, упав на амбразуру, закрыл ее своим телом. Батальон овладел деревней.

Чтец

Он понимал, что не пройдет пехота.

И, расстегнув поспешно воротник,

Застыл на миг над жаркой пастью дзота

И вечность прожил

В этот самый миг...

Классный руководитель. На комсомольском билете Александра Матросова наискось написано: «Лег на огневую точку противника и заглушил ее. Проявил геройство». Согласны ли вы с мнением летчика, трижды Героя Советского Союза Покрышкина, который так охарактеризовал поступок Матросова: «Матросов, пожертвовав собой, спас десятки жизней, обеспечил успех боевой операции. Причем вспомните, как расчетливо действовал герой. Он не бравировал храбростью. Настоящий героизм проявляется вовсе не в том, что люди не считаются с опасностью. Саша это понимал и действовал с предельной осторожностью, учитывая опасность, и бросился на амбразуру... только тогда, когда исчерпал другие возможности подавить огневую точку врага»?

Беседа с учащимися.

Ведущий. Весть о подвиге Александра Матросова разнеслась по всем фронтам. Имя Героя Советского Союза Александра Матросова стало легендарным.

Такой же подвиг во время Великой Отечественной войны совершили еще 174 воина Советской Армии.

Чтец

За пять минут уж снегом талым

Шинель запорошилась вся.

Он на земле лежит, усталым

Движеньем руку занеся.

 

Он мертв. Его никто не знает.

Но мы еще на полпути,

И слава мертвых окрыляет

Тех, кто вперед решил идти.

 

В нас есть суровая свобода:

На слезы обрекая мать,

Бессмертье своего народа

Своею смертью покупать.

Учитель беседует с учащимися о смысле стихотворения, о том, что такое «подвиг», как соотносятся понятия «подвиг» и «мирное время»; «подвиг» и «сегодня».

Ведущий. На нашей встрече присутствуют выпускники гимназии, которые служили в полку, носившем имя Александра Матросова.

Выступления выпускников И. Карповича, В. Иванова.

Вместе с этими ребятами клуб «Священная память» организовал поход в Чернушки, к месту совершения подвига. В нем приняли участие и наши одноклассники.

Рассказ ребят о походе, «мини-экскурсия» для присутствующих.

«Прикоснись к подвигу сердцем»... Эти слова вошли в обиход. Их можно услышать на встречах, прочитать в газетных публикациях. Они стали привычными. Но в них заложен глубокий смысл. Прикоснуться к подвигу сердцем — это значит пропустить через свою душу действия человека, сопереживать и подражать ему; это значит не только помнить о тех, чья гибель стала подвигом, но и о тех, кто живет среди нас, кто отдал многие годы своей жизни служению Отечеству. Я говорю о ветеранах Вооруженных сил, о ветеранах Армии и Флота.

Выступления военнослужащих запаса Д.А. Кравцова, В. В. Перова.

Сегодня — лишь звено между вчера и завтра. Прошлое смотрит на нас, как бы проверяя, готовы ли мы сделать шаг в будущее. И сегодня опять идет война, и сегодня воины России идут в бой во имя исполнения долга, во имя завтра.

Звучит песня «Псковский десант» в исполнении дуэта гитаристов.

Классный руководитель. Вот и перевернули мы еще один листок календаря знаменательных дат. Он не последний, мы встретимся еще не раз, чтобы поговорить о том, что важно и интересно для нас.

Литература

1. Анисимов Н.А., Агафонов А.И. Великие Луки. Великие Луки, 2001.

2. Великие Луки: Очерки истории / Сост. П.М. Давыденко. Л., 1986.

3. Журба П. Александр Матросов. Л., 1976.

Похожие статьи:

День Защитника Отечества в школе. Сценарий

Классный час на тему 23 февраля, 9 класс

Сценарий мероприятия к 23 февраля в 5-6 классе

23 февраля. Сценарии для школьников

Классный час на 23 февраля в 5 классе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!