Трудовая деятельность в лагере
Говоря о значении общественно полезного труда детей в лагере, мы имеем в виду два аспекта. Первый состоит в пользе труда, т. е. в получении конкретного предметного результата произведенной детьми работы. Второй связан с воспитанием и его целью - формированием всесторонней, гармонично развитой личности.
Труд, точнее сказать, воспитание трудом является важным средством для осуществления этой цели. Именно поэтому мы говорим о трудовом воспитании и его задачах. Рассмотрим важнейшие из них.
Необходимо воспитывать в ребенке убеждение, что труд на благо общества является единственной морально оправданной формой существования человека, и одновременно развивать в нем потребность трудиться.
Говоря о роли труда в гармоничном развитии человека, нельзя останавливаться лишь на моральных аспектах, поскольку труд влияет и на умственное развитие личности. Именно в труде человек имеет возможность на практике использовать теоретические знания, всесторонне проверить их. После физического труда появляются здоровая усталость, аппетит, хороший сон, т. е. труд является средством восстановления нервной системы.
Дети, проводящие много времени за партами, нуждаются в физическом труде, чтобы отдохнуть от занятий. Поэтому пребывание в лагере должно быть для детей временем отдыха, который, в сущности, представляет собой чередование физического и умственного труда. При этом следует учитывать возраст детей, их физическое развитие, состояние здоровья, предыдущую физическую подготовку и в зависимости от этого давать посильные задания, которые они действительно способны выполнить.
Надо стремиться создать в лагере такие условия, чтобы дети всегда имели возможность очень хорошо выполнять свою работу, а воспитатели - повод похвалить их.
Очень важно, чтобы ребята делали полезные и нужные вещи, так как сознание необходимости своего труда способствует повышению интереса к работе, помогает преодолевать трудность, усталость, лень. Кроме того, сознание полезности труда развивает здоровое честолюбие ребенка. Это особенно относится к детям, хуже усваивающим теоретические знания, так как дает им возможность доказать на практике, на что они способны.
Желательно, чтобы дети принимали участие в организации и благоустройстве лагеря, поддержании чистоты и порядка в нем. Только тогда они будут считать лагерь своим, научатся уважать труд других, бережно относиться к общественной собственности, а именно в этом и состоит огромное значение участия детей в создании материальных условий лагерей.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ И БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
Первые дни пребывания в лагере заполнены волнениями и работой. Все советуются, делятся мыслями, предложениями, и лагерь под руками ребят на глазах преображается. Расчищаются площадки, дорожки, подновляются прогнившие ступеньки, ставятся перила, строятся мостики через ручьи и канавки, делаются новые ящики и подставки для цветов. Как грибы после дождя, всюду вырастают новые дополнительные постройки, символизирующие лагерь: флагшток, арка над входом, наблюдательная вышка, сторожевая будка, навесы для дров и инструмента; оформляются стенд пожарной охраны и стенд с образцами узлов, ориентировочная карта лагеря и окружающей местности, стенные газеты, уголок лагерной символики, площадка для костра; навешиваются почтовые ящики; украшается помещение столовой, делаются подсобные приспособления для нее: незамысловатые сушилки, разделочные доски и т. п.; выбирается подходящее место для летнего кино или театра с естественными сценой и кулисами. Какой простор для фантазии и смекалки!
Создаются спортивные площадки, беговые дорожки, площадка для прыгунов из песка или опилок, тир для стрельбы из пневматического ружья, мишени для стрельбы из лука; устанавливаются лагерные термометр, барометр, солнечные или водяные часы. Необходимо также привести в порядок пляжи для купания: расчистить вход в воду, сделать буйки, отремонтировать паром и лодочную пристань, построить водяную горку и вышку для прыжков в воду, плот и др.
В лагерях стационарного типа трудовую деятельность рекомендуется ориентировать на постройки многолетнего пользования. Никогда не давайте рабочее задание детям в форме приказа, без предварительного объяснения. Каждое задание сначала обсудите со всем отрядом, дайте ребятам возможность обдумать детали, поддержите интерес и инициативу детей, создайте впечатление, что они сами решают, как организовать работу и руководить ею.
Только сделанное собственным трудом приносит чувство радости и удовлетворения. Дети могут принимать участие и в более крупном строительстве в лагере, но основная часть работы при этом ложится на вожатого, который организует работу и отвечает за безопасность детей.
Похожие статьи:
Сценарий открытия лагерной смены
Конкурсная программа «Великолепная семерка». Сценарий
Конкурсы в летнем лагере. Сценарий программы «Живая шляпа»
Нет комментариев. Ваш будет первым!