Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Тренинг в лагере

Игра-тренинг для летнего лагеря

Тренинг «режим молчания», или «большой разговор»

Взяв группу на прогулку или в поход, можно объявить «режим молчания». Это значит, что участники группы будут общаться друг с другом лишь при действительной необходимости, и то с помощью жестов, мимики или, в крайнем случае, записки. Нарушивший «режим молчания» штрафуется (например, нести дополнительную поклажу или молчать дополнительное время, когда всем будет дозволено разговаривать).

Длительность молчания должна быть не менее получаса, а если возможно, — достигать полутора часов подряд. Люди все это время проводят вместе: в походе, общей работе или просто рассевшись на траве. Разрешается бегать, играть в мяч, лазить по деревьям, собирать ягоды, но делать все это молча.

Назначение такой игры двояко. Во-первых, каждый ее участник в непривычной ситуации совместного пребывания без права на речевые контакты начинает по-новому воспринимать себя и других. Он поневоле «проваливается» в те глубины своей душевной жизни, о существовании которых, возможно, и не догадывался. Поглядывая на изменившихся, «тихих» товарищей, встречаясь с ними глазами, изредка обмениваясь скупыми жестами, он понимает, что и они — каждый по-своему — «проваливаются в себя». Внутренняя жизнь, своя и чужая, открывается ему как новая реальность, и это способствует росту его движения к тем людям, которых он, как ему кажется, уже давно изучил, к которым привык, как привыкают к предметам обихода. В игровом молчании личность осознает себя зреющей.

Во-вторых, за период молчания у каждого члена группы накапливается острая жажда общения. Смутно или явственно он приходит к пониманию того, каким благом является возможность поговорить — выразить себя и вникнуть в мысли, в душевное состояние другого. Ценность коммуникации он постигает внутренним опытом. Так, человек не думает о ценности воздуха, которым он дышит, не замечает этого, дышит, однако ныряние в воду открывает ему радость дыхания.

Уважение и симпатия друг к другу, радость общения — все это слышится в оживленных разговорах группы после снятия «режима молчания». Люди настроены не по-обыденному, в той или иной форме переживают душевный подъем. Этим следовало бы воспользоваться, чтобы начать «большой разговор».

«Большой разговор» — это, собственно говоря, форма группового общения, хорошо знакомая педагогу. Не раз и не два доводилось ему проводить с учащимися беседу на главные темы жизни — о чести и героизма, о дружбе и преданности, о цели творческого пути; о сходствах и различиях между людьми, о науках и искусствах, о предках и о будущем, о Родине и человечестве... И, конечно, случалось так, что собравшимся не хотелось расходиться — была бы только взята верная «тональность» разговора и был бы только он впору, ко времени и общему настроению.

Если после «режима молчания» времени еще достаточно, т. е. впереди не менее трех часов без спешки и хлопот, то необходимое настроение для большого разговора можно, как правило, считать уже созданным. Ведущий начинает его, поставив определенный вопрос перед аудиторией и предложив желающим ответить на него. Первым из таких вопросов может быть следующий: «О чем я думал, что переживал, пока длилось молчание?» В любой группе найдется хотя бы один человек, готовый немедленно поделиться тем, что с ним произошло. Его слова побуждают еще кого-нибудь высказаться о себе. Потом обычно начинается «цепная реакция».

Дальнейшие вопросы должны быть заранее припасены педагогом (или психологом), но какой из них следует поднимать вслед за первым, приходится решать по ситуации. У группы не должно возникать чувство, что тема обсуждается, навязываясь «сверху». Одна тема естественно порождает другую — таков принцип «большого разговора». Что же касается припасенных вопросов, они могут быть таковыми:

— Отчего мне бывает скучно?

— Какую музыку я люблю, и почему она мне нравится больше, чем другая?

— На какого героя фильма или книги мне когда-либо хотелось походить?

— Каким я представляю себя и каким представляют меня другие (собравшиеся) лет через двадцать?

— Понимаю ли я своих родителей, бабушек, дедушек? Понимают ли они меня, и если нет, то почему?

— Какой хороший поступок был в моей жизни? (Имеется в виду «хороший» в его понимании, что бы об этом ни думали другие.)

— Люблю ли я животных, и с какими из них мне приходилось иметь дело?

— Есть ли у меня человек, которого я ненавижу? (Не называя, дать его психологический портрет.)

— Какие народные песенки и сказки (любого народа) мне приходилось слышать, и чем они мне понравились?

— Какие люди мне больше нравятся — скромные или бросающиеся в глаза — и почему?

— Приходилось ли мне переживать разочарование в человеке (называть его не надо), и с чем это связано?

— Знаю ли я кого-нибудь из воевавших в минувшей войне пожилых людей, и что я о нем думаю? (Называть его не обязательно.)

— В каких местностях страны и в каких странах земного шара мне хотелось бы побывать и почему?

— Какие профессии мне нравятся? Какие не нравятся и почему?

Это примерный и заведомо неполный перечень тем, возможных для «большого разговора».

Позиция ведущего при беседе, приближающейся по своему качеству к духовному уровню общения, должна быть исключительно тактичной. Он стремится (и требует от остальных) не перебивать говорящего, даже если тот, по общему мнению, вопиюще неправ.

 

В то же время он должен следить за тем, чтобы активные «солисты» не забывали сдержанных или легко теряющихся в беседе участников дискуссии. Желательно поощрять каждого, чтобы он взял слово, но недопустимо требовать от него высказываний, «вытягивать» их.

Незрелые, поверхностные, нелогичные, аморальные и. тому подобные суждения членов группы ведущий, завершая разговор, должен, разумеется, подвергнуть убедительной критике, но ни в коем случае не переходя при этом «на личность». Он против такой позиции, но он не против такого-то конкретного лица. Тем самым ошибающимся людям оставляется простор для последующих конструктивных размышлений на затронутые темы. (Обиженный или осмеянный человек тоже продолжает размышлять после разговора, но его размышления в этом случае часто носят деструктивный характер: в пику оппонентам субъект укореняется в своей неправоте.)

«Большой разговор», если он удался, становится незабываемым и заметно сплачивает группу в дальнейшем. Он имеет не только очевидный нравственный, воспитательный, но и психологический смысл, ибо общение на духовном уровне с древности известно, как вернейший способ облегчить, высветлить и укрепить душу человека.

Похожие статьи:

Сценарий праздника в летнем лагере. Карнавал

Сценарий праздника в летнем лагере. Праздник воды

Сценарий праздника в летнем лагере. В гостях у лесовичка

Сценарий мероприятия в летнем лагере. Сценарий игровой программы

Сценарий мероприятия в летнем лагере. Ералаш

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!