Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Психологические тренинги для детей в лагере

Программа тренинга «Ступеньки успеха» для подростков 12-13 лет

Цель: Создание условий для формирования эффективных форм общения со сверстниками и взрослыми, создание адекватного «Образа Я», что будет способствовать полноценному развитию личности каждого ребенка. Отработка взаимодействия в коллективе.

Задачи:

- формировать позитивный образ «Я» у ребенка, основанный на адекватной самооценке;

- снизить уровень тревожности у детей;

- совершенствовать мыслительные способности;

- развивать эмоциональное восприятие;

- оптимизировать ситуацию межличностного взаимодействия.

Форма работы -

групповая с элементами индивидуальной.

Почасовое планирование

Занятие первое

Цель: Установление контакта с детьми, создание благоприятной атмосферы в группе.

Вводная беседа (знакомство). Как тебя зовут и для чего пришел в группу?

Игра «Мое имя». Каждый из вас называет свое имя и рассказывает о себе что-нибудь интересное. Возможно, вы вспомните какие-то забавные истории или невероятные события своей жизни, связанные с вашим именем. Поделитесь с остальными своими воспоминаниями. (Упражнение позволяет снять напряжение первых минут коррекционных занятий, уйти в воспоминания и расслабиться. Как правило, дети вспоминают смешные ситуации и забавные истории.)

Символ-драма «Цветок». Инструкция: закройте глазки, расслабьтесь и представьте себе образ цветка. Любого. Остановите свое внимание на нем. Рассмотрите свой цветок. Какой он? Какие у него лепестки? Какой стебель? Есть ли у него имя? Где он растет? С кем дружит? Что он чувствует? О чем думает? О чем мечтает? А теперь откройте глазки и нарисуйте свой цветок. Напишите несколько слов о нем. (Рисунки хранятся у психолога.)

Рефлексия.

Игра «Кто похвалит меня лучше всех» (дети сидят в кругу). Инструкция. Сегодня мы проведем с вами необычный конкурс - конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше всех похвастается. Чем же мы будем хвастаться? Соседом справа. Подумайте, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается.

Игра «Положительные качества на первую букву имени».

Прощание. Пожелание успехов. Игра «Солнышко». Ладошки друг на дружку - получается солнышко из рук. Убирая ладошку, произносим пожелание.

Занятие второе

Цель: Отработка коммуникативных навыков, умения слушать, сочувствовать другому, понимать его точку зрения.

Игра «Интервью». Инструкция: «Сегодня мы постараемся поближе узнать друг друга. Выберите себе собеседника и в течение 5 минут задавайте ему вопросы. Попытайтесь выяснить, как живет ваш собеседник, сколько у него братьев и сестер, с кем он дружит, чем интересуется... Выслушайте очень внимательно все, что он расскажет о себе. Через 5 минут я подам вам сигнал того, что время прошло. После этого поменяйтесь ролями. (На упражнение дается 10 минут.) А теперь все вернитесь и сядьте в один большой круг. Пусть каждый представит классу своего партнера».

Анализ упражнения:

- Понравились ли тебе вопросы твоего собеседника?

- Что тебе было приятнее: спрашивать или отвечать?

- Кто из вас двоих сам выбирал себе партнера, а кто был выбран?

- Как ты теперь чувствуешь себя в классе?

Подведение итогов.

Правила жизненной мудрости (раздаточный материал на карточках):

Если ты оказался в сложной ситуации, постарайся спокойно обдумать ее и прими решение, которое посчитаешь правильным.

Взаимоотношения людей - большая ценность. Важно уметь поддерживать их, чтобы они не испортились. А для этого учись понимать чувства и настроение окружающих.

Не ожидай от других, что они прочтут твои мысли. Говори им о том, что ты хочешь, чувствуешь и думаешь.

Не нападай на других, когда тебе плохо.

Игра «Как ты себя чувствуешь?»

Изображение чувств пантомимой.

Домашнее задание. «Исполнитель желаний». Вы привыкли исполнять все свои желания, а теперь попытайтесь выполнять желания близких, родных вам людей, своих друзей по отряду. Попробуйте жить в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют они, а не вы.

Для начала выберите наиболее приятного для вас человека и постарайтесь выполнить все его желания без всяких условий с вашей стороны. Если не получилось, через 1-2 дня сделайте еще одну попытку осуществить желания другого близкого вам человека. Если это получилось, постепенно увеличивайте круг людей, желания которых вы будете выполнять.

Занятие третье

Цель: Развитие чувствительности к невербальной коммуникации, снижение тревожности, связанной с межличностным общением.

Приветствие. Рефлексия домашнего задания «Исполнитель желаний».

Игра «Я предъявляю себя другим. Я - это Я!». (Дети становятся в круг. Каждый предъявляет себя (например: «Я - Саша») и выражает свое состояние жестом или движением. Все копируют Сашу.)

Игра «Собственное мнение». Вспомни какую-нибудь интересную книгу (или фильм, который видели и некоторые другие ребята), попробуй выразить собственное мнение о ней. Четко и конкретно расскажи о том, что особенно понравилось, что не понравилось. Только обязательно четко и конкретно. Попроси ребят высказать их мнение. Говори о своей личной точке зрения, если не согласен, отстаивай собственную позицию.

Упражнение «Снеговик». (Упражнение выполняется стоя.) Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено, как замерзший снег. Выглянуло солнышко, и снеговик начал таять. Сначала расслабляется голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки... Теперь ваш снеговик совсем растаял, и вы можете опуститься на стул.

Прощание. Пожелание успехов. Игра «Солнышко». Ладошки друг на дружку - получается солнышко из рук. Убирая ладошку, произносим пожелание.

Занятие четвертое

Цель: Развитие способности дифференцировать чувства (свои и других людей), осознание внутренних конфликтов.

Игра-самоанализ «Я готовлю отрядные дела» или «Мой рабочий день». Обсуждение. Рекомендации. Работа с дневником. Правило концентрации внимания «Я здесь и сейчас!». Новый взгляд на скучное задание. Полезные физкультминутки.

Игра «Тропинка». (Все дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия.) «Спокойно идем по тропинке. Вокруг кусты, деревья, зеленая травка. Поют птицы. Шелестят листья. Вдруг на пути появляются лужи. Обходим лужи. Одну. Вторую. Снова спокойно идем по тропинке. Перед вами мостик с перилами. Переходим по мостику на другую сторону. Тропинка привела нас к болоту. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три. Перешли болото. Снова идем спокойно. Перед нами овраг. Через него переброшено бревно. Переходим овраг по бревну. Осторожно идем. Ура! Наконец, перешли. Идем спокойно. Хорошо вокруг. Вот и пришли. Молодцы!»

Коллективное письмо-пожелание хроническому неудачнику. Вы все в чем-то достигли успеха. Но ведь есть дети, которым очень тяжело, они страдают, думают, что у них все плохо, что они неисправимые неудачники и никогда не достигнут успеха. Вы хотите помочь таким детям? (Каждый может высказаться.) Тогда давайте напишем коллективное письмо-пожелание такому человеку.

Упражнение «Переключение каналов». Представь, что находишься на уроке, который тебе не очень нравится. Что ты при этом чувствуешь, видишь, слышишь? Опиши свои ощущения, можешь придумать им название или нарисовать картинку-отражение твоего настроения. Теперь подумай о том, что ты любишь. Представь картинку своего любимого занятия как можно ярче. Что ты чувствуешь при этом? Можешь ли ты описать различия между ощущениями от первого и второго образов? Попробуй попеременно переключаться между ними, как будто переключаешь каналы телевизора. А теперь вообрази, что ты делаешь первое дело, испытывая приятные чувства и мысли. Получилось ли у тебя это? Как ты думаешь, можно ли сделать скучное и неприятное дело более интересным, используя эту игру?

Прощание. Упражнение «Дерево». Представьте себе дерево. Ваше дерево растет, становится сильным и мощным. Оно тянется к солнышку. Ваше дерево чувствует бодрость, жизнерадостность.

Занятие пятое

Цель: Развитие навыков продуктивного взаимодействия, проработка умений совместного принятия решений.

Игра «Аплодисменты». Кто из вас бывал в театре или в цирке и воочию видел, как публика рукоплещет артистам в конце представления? Кто из вас, хотя бы в своих мечтах, хотел оказаться на сцене и заслужить аплодисменты зрительного зала? Я считаю, что время от времени каждый из нас заслуживает аплодисментов. Поставьте стул в центре класса и попросите ребят окружить его со всех сторон. Кто из вас хочет первым встать на этот пьедестал и услышать аплодисменты в свой адрес?

Анализ:

- Понравилось ли тебе получать аплодисменты?

- Тебе понравилось хлопать в ладоши?

- Как ты показываешь окружающим, что восхищаешься ими, что они тебе нравятся?

Игра «Я люблю тебя за...».

Упражнение «Колечко». Для развития мелкой моторики. Поочередно как можно быстрее перебирайте пальцами (указательным, средним, безымянным, мизинцем), складывая их в колечко с большим пальцем. Вначале упражнение выполняется одной рукой, затем -двумя.

Игра «Двадцать вопросов». Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием «Двадцать вопросов». Она называется так потому, что вы можете задать мне именно 20 вопросов, чтобы угадать, кого из вас я загадала. Если хотите, вы можете спрашивать о внешнем виде этого человека, например, о цвете его глаз, а можете спрашивать о его особых качествах и умениях, чертах его характера. Когда я отвечу на все 20 вопросов, можно высказать свои догадки о том, кого я угадала.

Анализ:

Ты быстро угадал, о ком идет речь?

- Есть ли среди ребят похожие друг на друга, непохожие?

- Как ты считаешь, похож ли ты на кого-нибудь?

Игра «Сочини историю». (Группа делится на несколько подгрупп. Каждая совместно сочиняет историю, сказку, рассказ о том, что «один в поле не воин». Затем каждая группа по очереди рассказывает свою историю. Обсуждение. Можно устроить конкурс на лучшую историю.)

Домашнее задание. «Сопереживание». Во время разговора попытайтесь почувствовать состояние собеседника, представить, что он ощущает, общаясь с вами. Можно об этом прямо спросить его: «Тебе интересно? Ты не устал? Может, ты хочешь отдохнуть?»

Занятие шестое

Цель: Формирование самоуважения и адекватной самооценки. Беседа. Представления о собственном «Я» можно изменять. Что такое самооценка?

Игра «Ошибки куклы Маши». Использовать куклу, рассказать о любой ошибке, которую совершила эта кукла. Обсуждение.

Упражнение «Моя самооценка». Работа с положительными и отрицательными качествами. Обсуждение.

Игра «Я - реальный, Я - идеальный». Предложить нарисовать себя реального и себя идеального на двух листках бумаги.

Упражнение «Комплименты».

Упражнение «Похвальное слово самому себе». Вспомните какое-нибудь свое достижение, заслугу, хорошее дело. Похвалите себя. Обсуждение.

Раздаточный материал «Как стать волевым человеком».

Считай себя удачливым человеком.

Помни, что ты можешь достичь своих целей, если очень постараешься и все сделаешь правильно.

Учись доводить начатое дело до конца.

Если считаешь, что ты прав, не оправдывайся и не обижайся. Лучше спокойно и четко изложи свое мнение.

Учись быть терпеливым, даже если не все сразу получается.

(Работа в группах и коллективный анализ.)

Домашнее задание. «Встречный юмор». Вам доставляют много неприятных минут насмешки над вами, шутки одноклассников и других людей. Как вы на них реагируете? Смущаетесь, расстраиваетесь, уходите в себя? С этого дня попробуйте на насмешки и шутки отвечать тем же, но только не надо это делать зло, постарайтесь быть более добродушным. А для того, чтобы у вас под рукой всегда было наготове несколько достойных шуток, займитесь сбором веселых рассказов, историй, анекдотов.

Занятие седьмое

Цель: Формирование позитивной самооценки.

Приветствие Анализ домашнего задания «Встречный юмор».

Упражнение «Сила моего желания». Покажите рукой, насколько сейчас сильно ваше желание выучить определенный материал. (Возможность создать установку на усвоение необходимого материала.) Можно нарисовать свои домики желания. Сила вашего желания - это домик. В каком домике вы хотите поселиться? Какой он? Чей домик вам понравился? Объясните, почему. Как вы думаете, если у человека очень сильное желание, может ли он достичь успеха? А если нет? А как, по-вашему, связаны внимание и желания?

Упражнение для развития координации движений «Ухонос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой - за левое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Игра «Я умею». По кругу по очереди каждый будет называть (показывать) какое-нибудь свое умение. Примечание: после окончания игры вместе с детьми вспомнить те умения, которые были забыты.

Прощание. Игра «Я люблю себя за...».

Занятие восьмое

Цель: Снятие нервного напряжения, коррекция страхов.

Приветствие. Рефлексия игры «Я люблю себя за...». Прорисовка страхов «Нарисуй свой страх».

Беседа «Расскажи свой страх». Представьте себе свой страх. Что это за образ? Рассмотрите его. Как он выглядит? Как его зовут? Где он живет? Что он чувствует? О чем он думает?

Вы хотите избавиться от своего страха? А сейчас отдайте мне свой страх. (Дети отдают свои рисунки руководителю. Можно демонстративно уничтожить рисунки.)

Упражнение для снятия эмоционального напряжения. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая вдох спокойно, не торопясь, сжимайте кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие, сделайте выдох. Повторите 5 раз. Лучше делать упражнение с закрытыми глазами.

Игра «Спасибо за прекрасный день». Станьте, пожалуйста, в круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за прекрасный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем к ним подходит третий человек, берет за руку и говорит: «Спасибо за прекрасный день!» Когда к вашей группе присоединится последний ребенок, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Этим игра и завершается.

Прощание. С каким настроением вы уходите сегодня с нашего занятия? На что сейчас похоже ваше настроение? Обсуждение.

Занятие девятое

Цель: Развитие эмпатии и рефлексии.

Приветствие. Мои впечатления о работе в группе. Все высказываются по очереди.

Упражнение «Представьте себе...». Представьте себе свой успех. Что это за образ? На что похож ваш успех? Что он чувствует? О чем думает и мечтает? Поделитесь впечатлениями.

Игра «Покажи свое настроение». (Все становятся в большой круг. Каждый по очереди показывает свое настроение в данный момент. Обсуждение.)

Упражнение «Я все могу!». (Каждый по очереди повторяет слова: «Что бы ни произошло, я с этим справлюсь! Я все могу!») (Обращать внимание на интонацию, с которой произносятся эти фразы. Поправлять, если ребенок говорит неуверенно и вяло. Можно сопровождать слова энергичными жестами.)

Упражнение-конкурс «Моя символика». (Ребятам предлагается придумать и изобразить три символических атрибута, отражающих самое главное в личности каждого из них. Это могут быть псевдоним, именной знак и девиз. Каждый работает на отдельном листе бумаги.) Рефлексия.

Домашнее задание. «Тимуровец». Если вы забыли, напоминаем, что тимуровцы - это ребята, которые делают добрые дела и никому не говорят об этом. Итак, несколько раз в день вы будете играть эту роль.

Сделайте кому-либо доброе дело, но так, чтобы человек не узнал, что это сделали именно вы. И постарайтесь (хотя это будет трудно для вас) не говорить ему об этом. Проследите за его реакцией, и вместе с ним удивитесь и обрадуйтесь, но ни за что не говорите, кто это сделал.

Прощание. «Жизнь прекрасна». Несколько раз в день подходите к зеркалу и внимательно рассматривайте выражение своего лица. Скорее всего, первое время вы будете видеть лицо обиженного, раздраженного человека. Постарайтесь улыбнуться самому себе, скажите при этом: «Я милый и хороший человек, у меня все в полном порядке. Я ни на кого не обижаюсь и не сержусь. Ничто меня не раздражает. Жизнь прекрасна!»

Эти слова можно говорить и вслух. Повторите их несколько раз подряд, сохраняя на лице улыбку.

Психологические игры, которые можно использовать дополнительно: проективный рисунок «Наша группа», «Мысли без слов», «Пингвины», «Рассказ по цепочке», «Мои соседи», «Моя особенность», «Самохарактеристика», «Комплименты», «Похвальная грамота».

Похожие статьи:

Познавательное мероприятие для детей в летнем лагере

Сценарий мероприятия в летнем лагере. Сценарий игровой программы

Сценарий праздника в летнем лагере. В гостях у лесовичка

Сценарий мероприятия ко дню рождения Пушкина

Сценарий мероприятия в летнем лагере. Ералаш

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!