Правила поведения в лесу для детей школьников
Правила поведения в лесу для младших школьников
Правила поведения в лесу. Беседа – классный час в начальной школе
Задачи
1. Повторить правила поведения в лесу.
2. Обучить навыкам безопасного поведения. Оборудование: конверты со словами.
Ход классного часа
Вступительная беседа учителя
Ребята, сегодня у нас необычный урок - мы отправимся в очень интересное путешествие по лесу. Летом многие из вас будут ходить в лес. А там тоже свои правила.
- Какие правила поведения в лесу вы уже знаете? Правила:
• Не рви зря цветы.
• Не обижай животных.
• Убирай за собой весь мусор.
• Не шуми.
• Никогда не пробуй на вкус грибы, ягоды и растения.
• Не собирай неизвестные тебе растения и грибы - они могут быть ядовиты.
Работа с пословицами
Учитель. Попробуйте собрать из слов пословицы. (Детям раздают конверты со словами, из которых состоят пословицы.
• Не сажал, не поливал, а рвать поспевал!
• От маленькой искры большой пожар бывает!
• Люби природу - она добром ответит! Дети объясняют каждую пословицу.)
Обсуждение рассказа
Перед соловушкой стыдно
Оля и Лида пошли в лес. После долгой дороги они сели обедать. Вынули из сумки хлеб с маслом, яйца. Только закончили обед - рядом запел соловей. Девочки не шевелились, слушали прекрасную песню.
Соловей кончил петь. Оля собрала остатки своей еды, бросила под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки, хлебные крошки и положила в сумку.
Оля спросила Лиду, зачем она берет с собой мусор. Ведь они в лесу. Их никто не видит.
- Стыдно... перед соловушкой, - ответила Лида.
По В. Сухомлинскому
Учитель. Как вела себя Оля? А что сделала Лида? (Дети отвечают.)
Физкультминутка
Учитель. Когда мы идем по лесу, то аккуратно придерживаем веточку, чтобы она не ударила по глазам следом идущему, не поцарапала лицо, не толкаемся, смотрим вперед и под ноги. На сучья не наступаем, перешагиваем их, ведь они могут повредить ногу.
- У деревьев корешки, а у нас? [Ножки!)
- У деревьев веточки, а у нас? [Ручки!)
Идем в поход
Учитель. А вот некоторые советы юным туристам. 1. Используйте для разведения костра только специально оборудованные места или уже имеющиеся старые кострища. Также сгодятся песчаные или галечниковые косы, места от вывороченных корней или другие, где обнажен минеральный слой почвы диаметром не менее полутора-двух метров.
Если такого места нет, то его нужно подготовить и окопать предполагаемое кострище с помощью лопаты, топора или другого подручного инструмента.
2. Никогда, даже в дождливую погоду, не разводите костер на подстилке из мхов и лишайников, а также посреди высокого травостоя из сухих злаков, легковоспламеняющихся кустарников или рядом с ними.
3. Не разводите большой костер. Небольшой, но хорошо сложенный костер, обложенный камнями, даст достаточно тепла.
4. Раскладывайте костер подальше от нависающих ветвей, крутых склонов, гнилых пней, бревен, сухой травы и листвы. Всегда следует очищать место вокруг костра, убирать с него все легковоспламеняющиеся материалы. Очень важно убедиться, что рядом есть какой-нибудь водоем, позволяющий набрать воды для тушения костра.
5. Никогда не оставляйте костер без присмотра. Даже небольшой ветерок способен вызвать быстрое распространение огня. Немедленно пресекайте любое расползание огня за пределы кострища.
6. Всегда имейте под рукой емкость с водой и держите наготове лопату, чтобы можно было немедленно забросать землей вырвавшееся пламя.
Опасная ситуация
В лес пошли мы за грибами,
Очень весело с друзьями.
Тут грибок и там грибок,
Положили в кузовок.
Учитель. Мы и не заметили, как заблудились. Оглянулись - кругом лес, и мы стоим посередине поляны. Ау! - закричали мы. Но никто не отозвался. Что делать? (Собираясь в лес, можно взять с собой надежного помощника - компас.)
Но компаса может не оказаться, или он потерялся. Что тогда?
Памятка «Если ты заблудился в лесу»
• Не стоит сразу бежать куда глаза глядят.
• Успокойся и внимательно прислушайся, не доносятся ли откуда-нибудь звуки, говорящие о близости людей.
• Уловив звук, иди в этом направлении. Если звук приближается, значит, ты идешь правильно.
Грибная поляна
Учитель. Какие грибы вы знаете? (Дети перечисляют известные им грибы.)
Загадки о грибах
Белка к елке подбежала,
Лапкой веточку достала
И на веточный изгиб
Положила белый... (гриб).
Кто стоит на белой ножке
В красной шапке у дорожки
Грибникам наперекор?
Отгадайте! (Мухомор.)
На пнях в лесу грибы растут,
Да вот забыл, как их зовут.
Помогите мне, ребята!
А вы в ответ - это... (опята).
В толстой шапке он стоит.
Из-под елочки глядит.
Пусть и рос ом невелик –
Лучший гриб здесь... (боровик).
Вырос раннею весной
Этот первый гриб лесной.
Вон забрался под сучок
Весь в извилинах... (сморчок).
Дети хворост собирали
И случайно увидали:
Под кустом, как две сестрички,
Выросли грибы... (лисички).
- Какой гриб в загадках «лишний» и почему? (Это мухомор, потому что он несъедобный, а все остальные съедобные.)
- А какие есть еще несъедобные грибы? (Дети отвечают.)
Бледная поганка знаменита своей ядовитостью. Каждый год из-
за нее страдают во всем мире сотни людей, многие из них погибают. Высокая смертность объясняется не только действием сильного яда, входящего в состав этих грибов, но и его необычными свойствами. Основную роль в механизме отравления бледной поганкой играет аманитотоксин (аманита - латинское название семейства бледной поганки). Ничтожной дозы - 25-30 миллиграммов этого яда, содержащегося в одном грибе бледной поганки, вполне достаточно, чтобы вызвать смертельное отравление. Кроме того, аманитотоксин совершенно не растворяется в воде, сохраняет свою ядовитость даже после 20-минутного кипячения. Попав в организм, яд дает знать о себе не сразу, а несколько часов спустя.
...В один из летних дней пятилетняя девочка, отправившись на прогулку в лес со своей 12-летней сестрой, нашла гриб и попробовала его. Через несколько часов у нее началась тошнота, рвота. Девочку срочно поместили в больницу, где ей сделали промывание желудка и кишечника. После этого пациентка почувствовала себя настолько хорошо, что родители, вопреки советам врача, поспешили забрать ее из клиники. А спустя несколько часов произошло резкое ухудшение состояния ребенка, вскоре девочка умерла. Как было установлено, причиной смерти явилось отравление бледной поганкой.
Чтобы избежать тяжелых отравлений бледной поганкой, нужно знать ее отличительные признаки. Некоторые всерьез думают, что ядовитые грибы как-то сигнализируют о своей ядовитости неприятным запахом или вкусом, тем, что их не трогают черви и улитки. Увы, подобные взгляды - опасное заблуждение. Отравившиеся бледной поганкой нередко с похвалой отзывались о ее вкусе, запах этого гриба напоминает запах шампиньона.
Чем же отличается этот гриб от шампиньона? Бледная поганка всегда имеет на нижней части ножки клубневидное вздутие, покрытое пленчатым чехлом. В верхней части ножки есть пленчатое кольцо белого, зеленоватого или бледно-желтоватого цвета. Пластинки на нижней поверхности шляпки частые, белые, не меняющие своей окраски. У шампиньона же эти пластинки имеют различный цвет - от бледно-розового до темно-бурого, отсутствуют кольца, клубневидные утолщения на ножке и пленки. И сыроежку отличают те же признаки: отсутствие клубневидного вздутия с пленчатым чехлом и кольца на ножке, характерных для бледной поганки. Доскональное знание «портрета» бледной поганки, да и других ядовитых грибов, не позволит спутать их со съедобными грибами.
Секрет полного лукошка
(По книге Н. Надеждиной «Полное лукошко».)
Учитель. Я открою вам секрет полного лукошка, но обещайте, что и сами будете беречь нить-невидимку, и других ребят научите охранять грибные угодья.
Что для этого нужно? Когда идешь в лес по грибы, бери с собой ножик. Никогда не вырывай гриб из земли с корнем. В кончике ножки никакого вкуса, только лишний сор в корзинке. А вырывая гриб из земли с корнем, ты разрываешь нить-невидимку, губишь лесной урожай. Ученые говорят, что подземные нити грибницы гуще всего сплетаются возле самого кончика ножки гриба. Но если ты срежешь ножиком гриб под корень, на уровне земли, ни одна подземная нить
не будет затронута и на этом месте снова родятся грибы. И вся твоя забота - запомнить этот лесной тайничок да наведываться сюда после теплого дождя.
Второй секрет полного лукошка. У каждого вида грибов есть свои излюбленные породы деревьев. А когда знаешь, какой гриб с каким деревом дружит, увереннее идешь по лесу, быстрее находишь грибные места. Обо всем этом подробно расскажет книга «Полное лукошко» Н. Надеждиной. (Учитель показывает книгу.) Желаю всем приятного отдыха в лесу и полной корзинки грибов.
Творческое задание
Учитель. Изобразите на листе бумаги одно из правил поведения в лесу. (Дети рисуют, а потом устраивается выставка работ.)
Подведение итогов
Учитель. Закончите предложение: «Теперь я знаю, что...» (Дети вспоминают услышанное на классном часе.)
Похожие статьи:
Познавательное мероприятие для детей в летнем лагере
Сценарий мероприятия ко дню рождения Пушкина
Организационный период в лагере
Светлана
|
замечательный конспект!вы молодец!! |