Конспект занятия в старшей группе на осеннюю тему по сказке В. Сутеева «Яблоко»
Интегрированное занятие по развитию речи со старшими дошкольниками «Путешествие в сказочный лес»
Задачи:
— закреплять знание примет осени и названия осенних месяцев;
— обогащать речь прилагательными, характеризующими состояние погоды;
— учить понимать смысл и содержание литературного произведения, содержательно, последовательно, выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их, понимать переносное значение пословиц, осмысливать характеры и поступки персонажей;
— формировать умения высказывать свои суждения, давать развернутую оценку, применяя образные слова и выражения, слушать, отвечать на вопросы, высказываться по предложению воспитателя, работать в коллективе;
— воспитывать интерес к сказкам;
— закреплять умение ориентироваться в пространстве;
— развивать логическое мышление на материале загадок, зрительное восприятие и мелкую моторику, умение изображать животных, формировать умение создавать выразительный образ, эмоциональную отзывчивость, эстетическое восприятие окружающего мира, музыкальный слух;
— поощрять проявление творчества, инициативу.
Оборудование: презентация мультимедиа; костюмы Сентябринки, Октябринки, Ноябринки и Осени; мольберты, фломастеры, магниты, листы ватмана с контурными изображениями овощей и фруктов; стулья (по количеству детей); ширма, куклы бибабо (заяц, ворона, еж, медведь); разноцветные листочки (по количеству детей); сюжетные опорные картинки для пересказа сказки В. Сутеева «Яблоко»; костюмы ежа, медведя, зайца, вороны для инсценировки сказки; две картины-пазла; надутые воздушные шарики; аудопроигрыватель; музыкальное сопровождение.
* * *
I. Вводная часть
Дети входят в зал. Воспитатель обращает их внимание на гостей и предлагает поздороваться с ними. Дети садятся на стульчики.
На экране изображение осени.
Воспитатель. Ребята, мы сегодня собрались в этом зале, чтобы совершить увлекательную прогулку. Хотите?
Дети. Да!
Воспитатель
Каждый год
Гостей ждет:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
Четвертый плачет.
Кто это?
Дети. Зима, весна, лето, осень.
Воспитатель. Да, ребята, это времена года, и я предлагаю вам совершить прогулку по чудесному времени года — осени.
На экране изображение ранней, золотой и поздней осени.
Под музыку появляется Осень в сопровождении Сентябринки, Октябринки и Ноябринки.
Осень
Вот я и снова среди вас,
Как много добрых детских глаз.
Нет во мне жарких дней,
Нет веселых птичьих песен.
И все ж наряд мой интересен!
Могу я порадовать солнцем,
Могу я дождем угостить,
Могу я снежком припорошить
И серебром принакрыть.
Здравствуйте, ребята. Я пришла к вам не одна. Со мной мои сестрицы Сентябринка, Октябринка и Ноябринка. Мое время заканчивается, и я дарю вам на память красивые осенние листочки.
Осень дает воспитателю листочки и уходит с Сентябринкой, Октябринкой и Ноябринкой.
II. Основная часть
Воспитатель. Осень оставила нам в подарок разноцветные листочки, на которых написаны загадки. Посмотрим, какая загадка на красном листочке.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Машу — земляникой,
Алену — костяникой,
Андрейку — орешком,
Юлю — сыроежкой,
Марину — малиной,
Ваню — хворостиной. (Лес.)
Ребята, вы готовы совершить путешествие в осенний лес?
Дети. Да.
Воспитатель. Тогда вставайте и пойдем смело по лесным тропинкам.
Дети встают за воспитателем и «змейкой» проходят по залу до стульчиков.
Ребята, а сколько месяцев длится каждое время года?
Дети. Три месяца.
Воспитатель. Правильно, ребята. Вот и осень, как и любое время года, тоже длится три месяца. В каждом месяце она разная. Посмотрите, пожалуйста, на экран и вспомните, какая осень в сентябре, октябре и ноябре.
Дети. В сентябре — ранняя, в октябре — золотая, в ноябре — поздняя.
На экране появляется картина И. Левитана «Золотая осень».
Воспитатель. Ребята, что вы видите на экране?
Дети. Картину художника Исаака Левитана «Золотая осень».
Воспитатель. Как вы думаете, почему художник так назвал свою картину?
Дети. Художник использовал много желтой краски, так как в октябре листья на деревьях желтые. А когда ярко светит солнце, кажется, что листочки золотые.
Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на березе
Золотом горят.
Не слыхать веселых
Песен соловья.
Улетели птицы
В дальние края.
А. Ерикеев
Воспитатель. Осенью семь погод на дворе: веет, кружит, мутит, рвет, сверху льет, снизу летит. Кажется, только вчера осень наступила, а сегодня, посмотрите: мягко стелет, да жестко спать. Ребята, как вы понимаете это выражение?
Дети высказывают предположения.
Ребята, вы правильно объяснили. Но мы не будем унывать и споем про осень веселую песенку.
Дети встают врассыпную на ковре и поют песню «Осень» (муз. А. Филиппенко, сл. А. Шибицкой), затем садятся на стульчики.
Ребята, отгадайте загадку, которая написана на оранжевом листочке.
Мы вместе сажали весной огород,
Мы сами сажали, пололи и вот:
Расселся, разлегся в большущей корзине,
И красный, и желтый, и черный, и синий
Здоровый такой разноцветный народ.
Дети. Это овощи.
На экране изображение корзины с овощами.
Воспитатель. Правильно, ребята. А что еще нам дарит осень?
Дети. Фрукты, ягоды, грибы.
Игра-соревнование «Обведи по контуру»
Воспитатель обращает внимание детей на мольберты, на которых прикреплены листы ватмана с контурными изображениями овощей и фруктов.
Воспитатель. Для того чтобы узнать, что тут изображено, надо обвести контур фломастером.
Выставляются два мольберта и вызываются два ребенка, которые по сигналу воспитателя выполняют задание. Выигрывает тот, кто быстрее обведет изображение.
Физкультминутка «Лесные жители»
Воспитатель. Ребята, вы долго сидели, а сейчас я предлагаю вам встать врассыпную и подвигаться.
На экране слайд с изображением лесных животных и птиц.
Здесь по лесу скачет зайка, Дети прыгают на месте.
Там синичек села стайка, Делают «пружинки» и взмахи руками.
Здесь лисичка за кустом, Прыжок — ноги на ширине плеч, приседают с поворотом туловища.
Там в дупле бельчонка дом. В прыжке ноги ставят вместе, руки поднимают вверх и через стороны опускают вниз (2 раза).
Дети садятся на стульчики.
На экране портрет писателя В. Сутеева.
Воспитатель. Ребята, мы с вами уже знакомы с удивительным писателем-сказочником Владимиром Григорьевичем Сутеевым. На экране его портрет. Какие сказки Сутеева вы знаете?
На экране появляются иллюстрации к сказкам В. Сутеева «Под грибом», «Кто сказал “Мяу”?», «Утенок и цыпленок», «Дядя Миша».
Сегодня, ребята, я предлагаю вам посмотреть сказку В. Сутеева, которая называется «Яблоко».
На экране иллюстрация к сказке.
Проходите, пожалуйста, в наш театр и занимайте места. Сидите тихо, слушайте и смотрите внимательно. Сказка начинается...
Дети сидят на стульчиках перед ширмой и смотрят кукольный спектакль бибабо по сказке В. Сутеева «Яблоко», который показывают родители. После просмотра воспитатель задает вопросы по ее содержанию.
Вопросы
• Сколько героев в сказке? Назовите их.
• Что случилось в сказке?
• Кто помог животным?
Да, медведь всех рассудил и помирил.
Вот замолкли инструменты,
И тогда со всех сторон
Раздались аплодисменты.
Все выходят на поклон.
Воспитатель приглашает актеров-родителей выйти из-за ширмы и поклониться.
Раздается стук в дверь. Появляется взрослый в костюме медведя.
Медведь. Осень — очень красивое время года, но часто идут дожди. Несмотря на это, я люблю играть в любую погоду. А вы, ребята? Давайте поиграем в интересную игру.
Игра «Левый-правый, передай»
Дети встают в круг. В руках у них листочек. На слово «левый» — лист в левой руке, на слово «правый» — в правой руке, на слово «передай» — передают листочек соседу. Игра повторяется несколько раз.
Медведь. Ребята, с вами так весело и интересно! Можно я останусь на вашем празднике?
Дети. Да.
Воспитатель предлагает детям и Медведю сесть на стульчики.
Логопед. Ребята, вы посмотрели замечательный спектакль и поиграли в игру. Но есть хорошая пословица: «Делу — время, потехе — час». После веселья надо немного поработать. Я еще раз расскажу вам сказку «Яблоко» В. Сутеева, а вы внимательно слушайте и запоминайте. В ней встречаются слова «спросонок», «рявкнул», «пискнул», «рассудил». Как вы понимаете их значение?
Дети отвечают.
Логопед читает сказку и выставляет предметные и сюжетные опорные картинки. Обращает внимание на интонацию и выразительность речи.
Дидактическая игра «Прятки»
Логопед. Наши картинки очень любят играть с детьми. Они будут прятаться, а мы — вспоминать то, что на них изображено.
Дети закрывают глаза. Логопед выборочно переворачивает опорные картинки. Дети повторяют текст этого фрагмента сказки.
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Логопед. В этой сказке медведь очень умный, он старается подружить всех животных. Он посоветовал поровну поделить яблоко, чтобы никого не обидеть. А вы умеете дружить так же, как животные из этой сказки? Давайте встанем врассыпную, повернемся к гостям и расскажем с помощью наших пальчиков стихотворение.
Дружат в нашей группе Дети ритмично соединяют «в замок» пальцы, обеих рук.
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять — Пальцами поочередно касаются друг друга, начиная с мизинца
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять —
Мы закончили считать.
Дидактическая игра «Картинки на место»
Логопед. Ребята, я раздам вам картинки с изображением фрагментов сказки. Поставьте их в правильном порядке.
Логопед раздает детям несколько опорных картинок. 2—3 картинки остаются на доске. Дети восстанавливают последовательность событий.
Игра «Расскажите сказку»
Логопед. Теперь давайте попробуем рассказать сказку сами.
Дети рассказывают сказку В. Сутеева «Яблоко» по цепочке, стараясь передать интонацию и характер героев.
Ребята, сейчас мы превратимся в актеров и зрителей и покажем фрагмент сказки В. Сутеева «Яблоко», в котором медведь всех рассудил и помирил.
Звучит музыка, воспитатель и логопед надевают на детей костюмы ежа, зайца, вороны. Разыгрывается фрагмент сказки В. Сутеева.
Ребята, вам понравилась сказка?
Дети. Да.
Логопед. Давайте похлопаем нашим артистам.
III. Заключительная часть
Воспитатель
Каждый важен в жизни нашей.
Мы зависим друг от друга,
Жить не можем друг без друга.
Даже в сказке, ребята, животные могут договариваться друг с другом и дружить. Надо и нам и стараться быть добрее и внимательнее к своим друзьям и близким. Давайте покажем нашим гостям, как мы умеем сообща выполнять трудную работу.
Дидактическая игра «Собери пазлы»
Дети делятся на две команды и, сидя на ковре, собирают картины из пазлов. Родители им помогают.
На экране изображения собранных из пазлов картин.
Воспитатель
Всем известно в мире это:
За весной приходит лето.
А за летом — чудо-осень,
А за осенью — сама
Белоснежная зима.
Логопед
Вслед зиме весна идет,
И опять круговорот.
1-й ребенок
Мы любим осень,
Любим зиму
И лета красного жару.
2-й ребенок
Весны таинственный приход.
Мы веселимся круглый год!
Все дети и взрослые берут шарики и водят хоровод.
Воспитатель
Все было так чудесно и красиво.
Мы скажем всем: «Спасибо».
Мы с вами не прощаемся,
Ведь сказка возвращается.
Авторы: Парфенова Екатерина Вячеславовна, Пескова Наталья Леонидовна
Похожие статьи:
Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе на осеннюю тему
Прогулки в старшей группе. Картотека с целями на Сентябрь
Осеннее театрализованное представление в ДОУ. Старшая группа
Нет комментариев. Ваш будет первым!