Игры дома, когда скучно

Играем дома, когда нечем заняться

Зайцы и волки

Для этой увлекательной настольной игры сначала нужно подготовить игровую карту: на листе плотной бумаги чертится схема, представленная на рисунке 1.

Дополнительно понадобятся по 3 фишки двух цветов. Их тоже можно вырезать из плотного картона белого (зайцы) и серого или черного (волки) цветов. Вместо вырезанных из картона фишек вполне можно использовать обычные игральные шашки белого и черного цвета.

Рисунок 1. Игровое поле к игре «Зайцы и волки»

3 «зайца» располагаются на кружочках № 1, 2 и 3, а 3 «волка» — на кружочках № 10, 11 и 12. Цель игры — поменять местами зайцев с волками, двигая фишки по следующим правилам:

1) нельзя, чтобы заяц и волк встречались на соединенных между собой прямой линией полях;

2) на каждом игровом поле может одновременно находиться только одно животное.

Побеждает тот, кто первым достигнет цели.

«Кругом 34»

Эту игру можно проводить между командами игроков, а также устроить индивидуальное первенство между игроками. Для этого следует подготовить игровые карты: на листе картона небольшого размера (10x10 см или чуть больше) расчерчивается фигура, изображенная на рисунке 2; дополнительно из плотного картона вырезаются 16 круглых фишек. На них фломастером четко проставляются цифры от 1 до 16.

Рисунок 2. Схема карты к игре «Кругом 34»

Цель игры: расположить фишки в кружочках таким образом, чтобы сумма чисел, расположенных на вершинах каждого из двух квадратов, была равна 34; сумма чисел, расположенных на сторонах каждого квадрата, тоже должна составлять 34.

Игра проводится на время; выигрывает тот, кто первым располагает все фишки в соответствии с заданием.

 

Среди настольных игр есть много старинных, известных в нашей стране и в других странах очень давно. К ним относятся, конечно, разновидности лото, домино, карточные игры, нарды и многое, многое другое. Некоторые из них требуют участия лишь двух игроков, правила других допускают «к игре» нескольких участников. Сами правила их могут быть и очень простыми, но по уговору между игроками они допускают различные модификации и изменения. В любом случае настольные игры прекрасно подходят для любой компании, которая ищет спокойных или азартных развлечений в свободный вечерок.

Лото

Одна из древнейших настольных игр — лото. Ученые установили, что первые варианты этой азартной игры появились еще в XVI в. в Италии. С XVIII столетия в лото играют и в России. Лото всегда была весьма популярно: в нее играли во всех странах, граждане всех сословий и различных социальных статусов. «Эпидемия» лото распространялась по странам Европы, как чума. И в разных странах в разное время лото оказывалось запрещенным — слишком много времени люди проводили в игре, и слишком много денег улетало в трубу, в том числе и государственных.

Исключение, пожалуй, составлял бывший СССР: лото и здесь было чрезвычайно популярной игрой, но в качестве азартной не рассматривалось. Напротив, в лото, «по копеечке», играли в любой обычно советской семье — с детьми, бабушками-дедушками и папами-мамами.

Правила лото просты: существуют специальные наборы игральных карт, которые раздаются играющим (каждый может взять одну или несколько карт, если хочет увеличить свои выигрыш). На каждой Карточке расчерчена таблица, в некоторых клеточках которой указаны числа от 1 до 99. К комплекту для игры в л ото обычно прилагаются и игральные фишки, которые делаются в форме бочонков. На каждом бочонке также написаны числа от 1 до 99.

Жеребьевкой среди играющих выбирается ведущий. В его задачи входит тянуть вслепую бочонки с цифрами из мешка и «выкрикивать» номер вытянутого бочонка для остальных игроков. Ведущий может играть или не играть — в зависимости от своего желания. Играющие закрывают монетками или отмечают крестиками выпавший номер своих картах. Выигрывает тот игрок, кто первым закроет все числа карты или один из рядов чисел полностью. Это определяется договоренностью между игроками.

Лото — игра, зависящая только от индивидуальной удачи. Хотя в русском варианте важно также быть внимательным, потому что ведущий обычно «выкрикивает» номера бочонков очень быстро, да еще и использует специальные термины. Так, например, бочонок № 11 носит название «барабанные палочки»; № 44 — «стульчики»; № 69 — «туда-сюда», № с 88 по 90 называются «бабушка», «дедушкин сосед» и «дедушка» соответственно.

Домино

Эта игра тоже появилась очень давно. В классическом варианте игры используются 28 костяшек (в древности они были каменными), на которые точками нанесено разное количество очков — от 0 до 6. При этом поле каждой костяшки разделено на 2 половины; в каждой половине свое число очков. Скорее всего домино произошло от игральных костей, на грани которых также точками нанесены очки: каждая половинка поля домино представляла собой результат от броска одной кости (кости бросались по две). Как бы то ни было, домино изобрели в Древнем Китае, а в Европе игра распространилась лишь в XVIII в., появившись сначала в Италии.

Само название «костяшка» связано с материалом, из которого эти фишки первоначально изготавливались. Чаще всего для домино бралась слоновая кость, имеющая светлый, едва желтоватый цвет, а точки-очки на полях костяшек инкрустировались черным деревом.

В домино (классический вариант) играют 2—4 человека, которые в начале игры набирают себе костяшки вслепую, не видя обозначенных на них очков — каждый из двух игроков берет по 7 костяшек; каждый из 3—4 — по 5. Остальные кости, которые лежат чистой стороной вверх, используются по мере необходимости во время игры (игрок ходит «на базар»).

Игру начинает тот, у кого есть костяшка со значением 6/6 (если таковой нет ни у кого из игроков, то начинает тот, у кого есть 5/5 и т. д.). Такая костяшка носит название «дубль». Кстати, дубли всегда кладутся поперек выкладки, а не вдоль, как остальные костяшки. Костяшка выставляется на середину стола, а следующие игроки пристраивают по очереди к ней свои костяшки той стороной, которая имеет шестерку. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои костяшки на игровой стол. Если игра ведется на очки, то победителю записывают сумму очков всех оставшихся у других игроков костяшек. Игра может продолжаться до любого числа, которое оговаривается игроками заранее.

Есть несколько деталей. Во-первых, если у игрока нет костяшки с нужными значениями, то он добирает себе нужную фишку «на базаре», оставляя себе все не подходящие по значению. Во-вторых, иногда игра заканчивается «рыбой»: на руках у игроков еще есть костяшки, но докладывать уже нечем, поскольку все нужные фишки уже вышли. Тогда победителем считается тот, у кого осталось меньше очков на руках, чем у других.

Доминошный козел

Известной модификацией домино является «Козел», в которого чаще всего играют пара на пару. Каждый игрок берет по 7 фишек; но игру начинает не старший дубль, а младший — 1/1. Игроки, как обычно, делают свои ходы по очереди, по часовой стрелке. Тот, у кого нет нужной костяшки, при отсутствии «базара» просто пропускает свой ход. Когда один из играющих выложит свою последнюю костяшку, очки оставшихся суммируются (играющие в паре высчитывают общую сумму) и записываются на две команды. Игра ведется до 101 очка: какая пара их набирает первой, считается проигравшей.

Блиц

Это очень быстрый вариант домино. Играть могут до 8 человек, при этом, естественно, в зависимости от количества игроков каждому достается разное количество костяшек:

1) если игроков четверо — по 7;

2) если пятеро — по 5;

3) если играют 6—7 человек — по 4;

4) наконец, для восьмерых костяшки раздаются по 3 штуки в руки.

Чем больше игроков, тем быстрее заканчивается кон.

Первым делает ход игрок, имеющий на руках «мыло» (дубль «пусто/пусто»). Если его на руках нет, то первой выкладывается самая наименьшая по сумме очков костяшка. За свой ход каждый игрок может выкладывать любое число костяшек, если выкладка это позволяет. Некоторые счастливчики умудряются закончить кон за 1 ход! Очки подсчитываются, как обычно.

Берген

Интересен «Берген»: игроки получают по 6 костяшек, если играют 2—3 человека, и по 5, если игроков четверо. Первым выкладывается дубль «пусто/пусто» или любой другой по возрастающей. Если дублей нет ни у кого из игроков, выкладывается костяшка с минимальным числом очков.

Если в других играх в домино очки насчитываются после окончания кона, то в «Бергене» — в ходе игры согласно следующим правилам:

1) тот, кто ходит с дубля, получает 2 очка;

2) каждому игроку начисляется по 2 очка каждый раз, когда число очков на свободной половине выложенной им костяшки совпадет с числом очков на другом свободном конце ряда;

3) 3 очка получает тот, кто заканчивает ряд дублем, совпадающим по числу очков на одной из половинок с количеством очков у костяшки на свободном конце расклада.

После того как костяшки на базаре закончились (2 последние в игре не участвуют), игроки подсчитывают оставшиеся на руках очки:

1) тот, у кого нет среди оставшихся костяшек дублей, получает 2 очка;

2) если же дублей нет ни у кого, то 2 очка получает тот, у кого на руках осталось меньше очков, чем у соперников;

3) если дубли остались у всех игроков, то 2 очка достаются тому, у которого меньший дубль;

4) наконец, тот, кто успел выложить все свои костяшки до окончания кона, тоже получает 2 очка.

Полученные в ходе игры и после окончания кона очки суммируются. Выигрывает тот, кто раньше других наберет нужное количество очков (для 2—3 играющих — 15; для четверых — 10).

Шашки

Эта популярная настольная игра рассчитана на двух игроков. Существуют шашки русские и международные; эта классификация зависит от размеров доски, т. е. игрового поля. В русских шашках поле разделено на 64 черные и белые клетки (8x8); в международных — на 100 клеток (10x10). Кроме того, различается и количество игровых фишек (шашек) у игроков: в русских шашках по 12 черных и белых шашек, в международных — по 20. У каждого игрока, естественно, шашки своего цвета.

Есть много различных шашечных игр, которые развивают смекалку, логику, математический расчет. Цель большинства из них — первому уничтожить («побить») шашки противника, передвигая свои шашки по черным клеткам игровой доски — одну Шашку за один ход. Игра заканчивается и тогда, когда у одного из игроков не остается ходов (это положение называется «сортир»). Иногда никто из игроков не может победить другого. Тогда объявляют ничью.

Ходить всегда начинают «белые», поэтому перед игрой проводится жеребьевка — один из игроков тянет вслепую одну из двух шашек. Играет он тем цветом, который вытягивает.

Среди шашек есть простые, а есть «дамки» (обычно, чтобы показать «дамку», шашку переворачивают «вверх ногами»). «Дамкой» становится любая простая шашка, которая достигает последней диагонали игрового поля.

Шашки ходят в соответствии со следующими правилами:

1) простая шашка может передвинуться вперед на 1 клетку по диагонали, заняв свободное черное поле. Это так называемый тихий ход;

2) ходить таким способом назад, т. е. в свою сторону, шашка не имеет права;

3) простая шашка также может «съесть» вражескую шашку любого достоинства (простую или «дамку»), если та стоит на соседнем по диагонали черном поле, перепрыгнув через нее на свободную черную клетку. При этом шашка может двигаться как вперед, так и назад;

4) «дамка» может передвигаться и вперед, и назад на любое количество клеток по диагонали за 1 ход;

5) соответственно, бить вражеские шашки «дамка» может, перепрыгнув на любое количество клеток по диагонали, если за «съедаемой» шашкой есть свободная клетка. Кроме того, «съедая» шашку противника, «дамка» может развернуться перпендикулярно своей диагонали в любую сторону и продолжить убивать вражеские шашки;

6) если у игрока есть на выбор несколько «тихих» ходов, то он может выбрать любой по своему усмотрению; но если у игрока, кроме нескольких вариантов «тихих ходов», есть еще и боевой ход, то игрок обязан бить.

Поддавки

На последнем правиле основана увлекательная игра «Поддавки». Цель игры — добиться того, чтобы все твои шашки были сняты с доски, т. е. убиты противником. Таким образом, каждый игрок специально подставляет свои шашки под шашки противника. Игра ведется по описанным выше правилам. Тот, у кого первого на доске не остается ни одной шашки, выигрывает.

Русские башни

Еще один вариант игры в шашки — «Русские башни». Правила те же, что и в обычных шашках, но «съеденная» вражеская шашка не убирается с игрового поля, а становится «нижним этажом» бьющей шашки. Если шашка бьет башню, то убирается с доски только один «верхний этаж», а остальные остаются в игре. Башня может содержать разное количество этажей, а является она простой или «дамкой», определяется верхней шашкой. Если башня, на верхушке которой находилась простая шашка, прошла в «дамки», т. е. достигла последней горизонтальной линии игральной доски, то верхняя шашка башни превращается в «дамку».

При этой игре игрок может не только убивать чужие шашки, но и захватывать чужие, а также освобождать свои: если бьется башня, то с нее убирается верхняя шашка, а та, которая расположена под ней, вновь играет за свой цвет. Правда, если была «захвачена в плен» вражеская «дамка», то, освобожденная, она становится простой шашкой.

Международные шашки

Про отличие международных шашек от русских уже говорилось выше. Правила игры — те же самые, включая 2 типа ходов для простых шашек и для «дамок» — «тихий ход» и бой.

Единственное существенное отличие — существование «поля превращения», которое расположено на последней, дальней для каждого игрока, горизонтали: прыгая через это поле, шашка не становится «дамкой».

Уголки

Эта игра не связана с уничтожением шашек противника. Играют 2 игрока на 64-клеточной доске; у каждого из игроков по 9 шашек одинакового цвета. Игроки расставляют свои шашки квадратом 3x3 в ближнем для себя углу доски. Задача каждого — быстрее, чем соперник, перевести все свои шашки в его угол на доске. Ходить можно за ход на 1 клетку в любую сторону, двигаясь и по диагонали, и по вертикали (в «Уголках» используются все 64 шашечных поля). К тому же разрешается перепрыгивать через свои шашки и шашки противника по диагонали и вертикали, если за ними есть свободное место. За один ход можно совершить любое количество прыжков.

В «Уголки» иногда играют и двумя комплектами по 12 шашек; в таком случае их располагают прямоугольником со сторонами 4 клетки по горизонтали на 3 по вертикали.

«Чапаев»

Есть еще одна увлекательная игра, которая использует шашки и «клетчатую» доску. Это — «Чапаев». У каждого игрока по 8 шашек своего цвета, которые расставляются по нижней горизонтали друг напротив друга. Суть игры — уничтожить все шашки противника, «стреляя» в них своими шашками. «Выстрел» выполняется двумя способами: щелбаном, если игрок хочет сбить далеко расположенную шашку противника, и «тычком», когда две шашки — твоя и противника — стоят вплотную друг к другу.

Когда все шашки слетели, выигравший игрок выставляет свое шашечное воинство на одну горизонталь ближе к противнику.

Если удача переметнулась на сторону противника, то выигрывавший до сих пор игрок «отступает», отводя свои шашки на одну горизонталь назад.

Нарды

Нарды — средневековая персидская игра, в чем-то подобная шашкам: в нарды также играют на доске фишками двух цветов. Также ее иногда называют триктраком. Это, пожалуй, одна из настольных игр, которые имеют наиболее древнюю историю. Первые подобные нардам игры появились еще в III тысячелетии до н. э.

Игрокам раздаются по 15 фишек, которые у каждого игрока имею свои цвет — черный или белый (фишки для игры в нарды иногда называют камнями). Также используются 2 обычные игральные кости с обозначением очков на гранях (от 1 до 6). Доска для игры в нарды делится на 4 четверти; эти сектора-таблицы размечены шестью треугольными полями двух цветов (пунктами). Всего на доске 24 пункта. Пункты имеют номера (для каждого из игроков — свой), которые присваиваются пунктам, начиная от дома игрока. Таким образом, 24-й пункт одного игрока является 1-м пунктом для его противника.

Доска делится пополам вертикальной линией, которая называется «застава». Кроме того, «застава» разделяет доску на «внешние» и «внутренние» таблицы. «Внешние» таблицы каждого игрока называются его домом. Цель игры состоит в том, чтобы провести все фишки в свой дом. Ходить назад запрещено, т. е. каждый игрок двигает свои фишки по краю доски от пунктов с меньшими номерами к пунктам с большими.

Игроки передвигают свои фишки по доске, бросая игральные кости. Располагаются в самом начале фишки так: каждый из игроков имеет по 2 фишки в 24-м пункте, 5 фишек в 13-м пункте, 3 фишки в 8-м и 5 фишек в 6-м пунктах.

Количество очков, которое определяется брошенными костями, указывает, на сколько пунктов игрок может передвинуть вперед свои фишки. При этом числа, выдаваемые разными костями, могут использоваться как для разных фишек, так и для одного. В последнем случае должно соблюдаться условие: фишка ходит еще раз, если после первого хода она стоит на свободном пункте.

Если кости выдают одинаковое количество очков (дубль), то такое число используется в игре 2 раза. Иными словами, дубль 5/5 рассматривают как 4 пятерки, и каждая из играющих фишек делает двойной ход. Если какой-то пункт оккупирован двумя или несколькими фишками одного игрока (говорят, что этот пункт «сделан»), то его соперник не может ставить сюда свои фишки. Вообще же на одном пункте может находиться любое количество фишек одного цвета. Зато если в пункте расположена только одна фишка соперника, то ее можно выбить с занятой позиции фишкой другого цвета. Выбитая из игры фишка ставится на «заставу». Игрок, которому она принадлежит, должен вернуть ее в игру, передвинув на противоположную «внутреннюю» таблицу игрового поля на незанятый пункт, номер которого определен одним из чисел, которые выброшены костями.

Игру начинает тот, кто выбрасывает перед игрой большее число очков костями. Он может ходить, используя очки, которые показал этот первый бросок костей, а может перекинуть кости заново.

Победителем игры в нарды считается тот, кто не только собрал все свои 15 фишек в своем доме, но и вывел их все с доски, т. е. «выбросил» их. Фишки «выбрасываются» с тех пунктов, номера которых определяются костями. Если большее из выпавших чисел определяет номер пункта, в котором нет фишек, и в пунктах с более высокими номерами тоже нет фишек, то игрок может «выбросить» фишку с занятого пункта, который имеет самый большой номер. Если игрок не хочет выкидывать фишку, то он имеет право ее передвинуть, если позволяет игровое поле.

Если игрок успел выкинуть все свои фишки, а соперник не выкинул ни одной, эта ситуация носит название «марс». Если же соперник победителя выкинул хотя бы одну фишку, это — «оин». Наконец, если соперник победителя успел вывести все свои фишки в свой дом, то это называется «домашний марс».

Карточная игра «Девятка»

Эта старинная настольная игра играется колодой в 36 карт. Значение карт считается от шестерки к тузу. Максимально допустимое количество игроков — 6. Сдающий тщательно тасует карты в колоде и сдает по одной карте каждому игроку его карты так, чтобы в колоде карт не осталось. Таким образом, у каждого играющего должно быть одинаковое количество карт на руках до начала игры.

Каждый игрок, выкладывая за ход по одной карте, стремится первым избавиться от всех имеющихся на руках карт. Игру начинает тот, у кого на руках есть девятка червей (в другом варианте — девятка треф). Он открывает ее и кладет на стол посередине. Далее игроки ходят по часовой стрелке, выкладывая карты вправо или влево по горизонтали от девятки в зависимости от их старшинства. Это означает, что ходящий следом за первым игрок может выложить на стол либо восьмерку червей, либо десятку червей. Если ни одной из этих карт у него нет, он выкладывает на стол еще одну девятку любой другой масти, иначе просто пропускает ход (в том случае, когда игра ведется на деньги, он за пропуск хода кладет в банк заранее оговоренную сумму, например 1 рубль).

Каждый ходящий стремится не только первым выложить на стол все свои карты, но и помешать другим игрокам сделать то же самое (что, впрочем, взаимосвязано), придерживая нужные карты.

Стукалка

Эта старинная карточная игра, которая была очень популярна в XIX в. Она проста, легка, а опытные мастера в прошлом никогда в нее не проигрывали. Игра называется так, потому что каждый игрок постукивал по столу, когда был готов сыграть. Стукалка имеет множество разновидностей, но она всегда ведется колодой из 52 карт. Здесь также берутся взятки и назначаются суммы. На кон ставятся деньги, но начинать можно с символических сумм. Один кон стукалки состоит из трех взяток.

В стукалке, как и в любой карточной игре, существуют свои правила и свои хитрости.

Основные правила этой карточной игры таковы:

1) игрока, который будет раздавать карты, определяет жребий;

2) игра ведется по часовой стрелке;

3) раздающий сдает всем игрокам по 3 карты, открывает козырь и кладет на оставшиеся карты;

4) в этой игре предусмотрен прикуп, но игрок может получить его только тогда, когда он скинул не нужные ему карты;

5) первым ходит тот игрок, который брал прикуп (следующий по часовой стрелке за раздающим). Если у ходящего есть козырной туз, то первый ход делается с козырного туза обязательно. Если игрок этого не сделает, то ему записывают штраф в размере той суммы, которая разыгрывалась. Когда на руках марьяж козырной масти (король и дама), ходить надо с козырного короля;

6) каждый игрок перебивает старшую карту, но если у него нет нужной масти, то он обязан бить козырем;

7) все, кто нарушает правила, штрафуются;

8) ставка в игре зависит от договоренности, но она всегда кратна трем, т. е. на кон ставят 6, 9, 12 и так далее рублей;

9) поскольку в игре разыгрываются 3 взятки, то все деньги, поставленные на кон, делятся на 3 части, и каждый, кто взял взятку, забирает 1 часть себе. Те же игроки, которые не смогли взять, ставят штраф, который равен сумме, находившейся на столе на момент розыгрыша. Этот штраф разыгрывается в следующей игре.

Правила немного сложноваты, но разберем их на примере стукалки с гольцом.

В стукалку с гольцом могут играть от 4 до 7 человек. В этой игре прикуп разыгрывается для одного человека. Вот прикуп-то и называется «голец». Гольцом могут воспользоваться все игроки по очереди, но первым претендентом на него является игрок, сидящий слева от сдающего. Он, конечно, может отказаться от прикупа, если своя карта хороша. Тогда голец переходит к следующему участнику. Соответственно, раздающий имеет право на прикуп в самую последнюю очередь. Если никто не польстился на прикуп, т. е. он остался в колоде, то право первого хода принадлежит тому игроку, кто первый объявил о своем желании играть. Раздающий имеет право пасовать в любой ситуации. Он может не играть даже тогда, когда прикуп остался неразыгранным, чего остальные игроки делать не могут. А дальше все просто: игроки ходят и бьют карты друг друга по вышеописанным правилам. Взяток всего 3, и тот, кто их взял, берет деньги. Кому взяток не досталось, платит штраф.

Хитростей в этой игре много, но вот некоторые из них:

1) если на руках имеются туз и 2 мелких козыря, то можно рисковать, даже если в игре 3 человека;

2) рисковать и оставаться в игре можно даже тогда, когда много игроков, а вы являетесь предпоследним или последним по часовой стрелке от раздающего игроком и на руках нет верной взятки;

3) если игра идет на купленном гольце, то можно делать ход даже тогда, когда карты не очень хорошие, потому что противнику могли и не раздать старшие карты.

Монеты в 5 рядов

Для этой игры каждому игроку понадобится по 10 десятикопеечных монеток. Задача состоит в том, чтобы быстрее, чем соперники, расположить эти 10 монет в 5 рядов, чтобы в каждом лежало 4 монеты. Ряды могут пересекаться друг с другом.

На рисунке показано решение этой головоломки.

Сотня из 9 спичек

Можно предложить решить и такую интересную головоломку-шутку: каждому из желающих выдается по 9 спичек.

Их нужно составить между собой так, чтобы получилось сто.

Решение этой задачи дано на рисунке.

Смешные истории

Наверняка, в эту игру многие играли в школе на уроке. Предлагаем вспомнить счастливое детство. Правила игры простые: необходимо взять листок бумаги и ручки по количеству участников. Можно выбрать ведущего, который будет задавать наводящие вопросы, чтобы играющие не сбились с мысли. Листок передается по очереди от одного игрока к другому. Написав ответ на вопрос (любой, какой придет в голову), листок загибают. Подсматривать чужие ответы нельзя. Играют до тех пор, пока не кончатся вопросы или листок.

Вопросы: Что (Кто)? Где? Когда? Почему? С кем? Сколько? В чем? Что делал? О чем? Зачем?

Текст потом читают вслух, и все смеются, потому что получается очень смешно.

Похожие статьи:

Творческие игры для вечеринок

Веселые игры для детей и взрослых

Новогодние игры для взрослых

Конкурсы и игры для веселой компании взрослых дома

Как организовать день рождения

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!