Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Рождество для детей младшего школьного возраста. Сценарий

Рождество для детей младшего школьного возраста. Сценарий

Рождество в начальной школе, 4 класс. Сценарий

Рождество для детей начальных классов. Сценарий

Ведущий: Рождественские и новогодние праздники — это сокровенная точка отсчета нового времени, поворот к солнцу и теплу, преодоление мороза, страха, новые мечты. Планы, надежды и желания.

Зима: Под покровом мягким, снежным

Дремлет русское село,

Все дороги, все тропинки

Белым снегом замело.

Снег под солнцем серебрится,

Яркий свет над ним струится,

И звучат слова:

«Здравствуй, праздник,

Светлый, ясный,

Величавый и прекрасный,

Праздник Рождества!»

Целый день метель кружила,

Над землей всю ночь мела.

Все в лесу она укрыла,

Замела, запорошила —

И сюда пришла.

Ведущий: Испокон веков перед лицом всевозможных трудностей и бедствий человек находил забвение в праздниках и увеселениях.

Невзгоды и печали на время отступали, казалось, что праздник будет длиться вечно. Но праздники не только давали возможность освободиться от давящей напряженности повседневной жизни. Они сплачивали всех в единой жизнерадостной стихии.

(Ученики читают стихотворение В. Я. Брюсова «Праздники»)

Ждать в детстве воскресенья,

Дня пасхи, рождества,

Дня именин, рожденья

Иль просто торжества, —

Какое восхищенье,

Когда вся жизнь — нова!

 

Зажгут в сочельник елку,

Мы раньше, вечерком,

Ее подсмотрим в щелку!

И в масках мы потом

Запляшем втихомолку,

Пугая целый дом!

 

И будем мы, при бое

Часов, под Новый год,

Записывать простое

Желанье в свой черед...

Зато нам ангел вдвое

Подарков принесет!

 

На масленой неделе

Кататься мы должны!

И утром чуть с постели. —

Вопрос: «Когда ж блины?»

А голосом свирели

Поют ручьи вечны...

 

...Вы, праздники, меж будней, —

Как звезды в груде страз!

Чем рок был многотрудней,

Тем слаще вспомнить вас, —

Рубинней, изумрудней,

Алмазней, чем алмаз.

Ведущий: Череда зимних праздников сопровождается большим обилием примет, обрядов и гаданий, как ни один другой праздник. Александр Сергеевич Пушкин описывал в своих произведениях святочные вечера, когда молодежь занималась поисками ответов на различные вопросы, гаданием.

Ученик:

Так нас природа сотворила

К противуречию склонна.

Настали святки. То-то радость!

Гадает ветреная младость, которой ничего не жаль,

Перед которой жизни даль

Лежит светла, необозрима...

Ведущий: На чем только не гадали: на курицах, петухах, лошадях, головных уборах, обуви, луковицах, бобах, сковородках, поленьях, полотенцах, зерне...

Ведущий: Рождественско-новогодний цикл весь проникнут проведением различных обрядов. Многие из них представляют собой смесь языческих обрядов и христианских ритуалов. Некоторые ученые считают, что идол, изображающий Коляду, стоял в Киеве и означал бога празднеств. Иногда Коляду изображал сноп, который приносили в дом накануне Рождества. Да и сами подарки тоже иногда называли колядками. Колядование сопровождалось ряжением в персонажей, предвещавших плодородие. За Коляду могли выдать девушку, одетую в белое, которую в рождественский сочельник возили в санях по заснеженной Москве. С идеей Рождества связано представление о том, что ничто живое не умирает, а лишь временно переходит в иной мир, чтобы затем воскреснуть.

Ведущий: Святочные вечера немыслимы без колядок. Очень многие из них предназначались специально для детского исполнения.

В последние годы традиция колядок начинает постепенно возрождаться, но большей частью через художественные творческие коллективы, детские дошкольные учреждения, в школах, массовых гуляниях.

Ученик:

Сегодня гулянье, гаданье, катанье!

Блины, пироги, чаепитие,

И розыгрыши, и свидания.

Зима нас торопит, спешите!

Спешите видеть, спешите слышать, участвовать!

Ученица:

Колядуйте, пляшите, шутите!

Есть забава не плоха:

Кто достанет петуха,

По высокому шесту

Одолейте высоту!

Кто в мешке без остановки

Проскакать сумеет ловко,

Кто горшок разбить сумеет —

Ни о чем не пожалеет!

Ведущий: Обычно дети собирались на околице деревни и шли от дома к дому с колотушками, бубенцами, колокольчиками и трещотками.

1-й ученик:

Авсень, авсень,

Ходи по всем,

Открывай двери,

Подымай с постели.

Открывай окно.

Запускай Рождество,

Зови всех гулять,

Зови колядовать.

2-й ученик:

Авсень, авсень,

Ты гулял по всем,

По заулочкам, по проулочкам.

Кому песни поем, тому сбудется.

Кому сбудется — не минуется.

Выходи, боярин! Выходи, хозяин!

Принимай гостей со всех волостей!

Ведущий: Со словами: «Пришла коляда, Рождество принесла» — колядующие обходят дома.

3-й ученик:

Тетенька, дяденька.

Подай что-то сдобненько:

Пышку, да лепешку,

Да свиную ножку.

4-й ученик:

Славим! Славим!

Все про вас знаем!

На печи не валяйтесь,

В шубы одевайтесь,

Рождество встречайте,

Коляду величайте!

Ведущий: А хозяева домов разные бывают. Некоторые из них ничего давать не хотят. Про таких тоже были придуманы колядки.

5-й ученик:

Тешен, потешен, хозяин повешен

За задний желоб, за черный волос.

Волос-то оборвался, хозяин сорвался.

О камень - зубами, о тын - головой,

О щепицу — бородой.

Ведущий: Рассерженные колядовщики уходят далее по селу.

6-й ученик:

Хозяин с хозяюшкой,

Слезайте с печи,

Зажигайте свечи.

Открывайте сундучок,

Вынимайте пятачок.

Нам славить некогда. Мы озябли.

Кто не подаст лепешки, разобьем окошки.

Кто не подаст ватрушки, расстукаем кадушки,

Кто не подаст пирога, запрем ворота.

Ведущий: Иные хозяева специально раззадоривали колядовщиков, поддразнивая их.

7-й ученик: Коляда, коляда, не хошь пирога?

С луком, с перцем, с комариным сердцем?

Ведущий: Но все заканчивается по доброму: колядовщики получают угощение, а хозяева — поздравления с наступающим Новым годом и Рождеством.

Зима: У меня в эти предрождественские дни очень много работы. Надо рождественские метели запустить, нарядить в сказочное убранство лес, каждой снежинке придать очарование и неповторимость узора. А еще я вам приготовила зимние загадки.

(Загадки о зиме подготовить заранее)

Ведущий: Еще сто лет тому назад часто ставили рождественские сцены. Главными героями были Святое семейство, волхвы Каспар, Балтазар, Мельхиор, пастухи. Все они были посвящены рождению Христа.

8-й ученик:

То были времена чудес,

Сбывалися слова пророка;

Сходили ангелы с небес!

Звезда скатилася с востока;

Мир искупленья ожидал —

И в бедных яслях Вифлеема,

Под песнь хвалебную Эдема,

Младенец дивный воссиял... (Л. Мей)

9-й ученик (стихотворение «Звезда» (Рождественская песнь) И. Гриневская):

На широком небосводе,

В звездном ярком хороводе

Светит дивная звезда.

Всюду луч она заронит,

Где людское горе стонет, —

В села, рощи, города.

Луч доходит до светлицы

И крестьянки, и царицы,

И до птичьего гнезда.

Он вскользнет и в дом богатый,

И не минет бедной хаты

Луч волшебный никогда.

Всюду ярче радость блещет,

Где тот звездный луч трепещет,

И не страшна там беда,

Где засветится звезда.

10-й ученик («Божья елка» Г. Гейне):

Ярко звездными лучами

Блещет неба синева...

«Отчего, скажи мне, мама,

Ярче в небе звезд сиянье

В ночь святую Рождества?

Словно елка в горнем мире

В эту полночь зажжена,

И алмазными огнями

И сияньем звезд лучистых

Вся украшена она?»

«Правда, сын мой.

В Божьем небе

Ночью нынешней святой

Зажжена для мира елка

И полна даров чудесных

Для семьи она людской:

Посмотри, как ярко звезды

Светят миру там вдали:

Светят в них дары святые —

Для людей благоволенье,

Мир и правда для земли...»

11-й ученик («Ещё те звезды не погасли» К. Фофанова):

Ещё те звёзды не погасли,

Ещё заря сияет та,

Что озарила миру ясли

Новорожденного Христа.

Тогда, ведомые звездою,

Чуждаясь ропота молвы,

Благоговейною толпою

К Христу стекалися волхвы...

Пришли с далекого Востока,

Неся дары с восторгом грез,

И был от Иродова ока

Спасен властительный Христос.

Прошли века... И Он распятый,

Но все по-прежнему живой,

Идет, как истины глашатай,

По нашей пожити мирской;

Идет, по-прежнему обильный

Святыней, правдой и добром,

И не поборет Ирод сильный

Его предательским мечом...

Ведущий: На дворе стоит холодная зима, и только волшебство праздников помогает поверить в будущее пробуждение природы.

Ученик:

Украдкой время с тонким мастерством

Волшебный праздник создает для глаз.

И в то же время в беге круговом

Уносит все, что радовало нас.

Часов и дней безудержный поток

Уводит лето в сумрак зимних дней,

Где нет листвы, застыл в деревьях сок,

Земля мертва и белый плащ на ней. (У. Шекспир) Ведущий: Праздник заканчивался, и люди жили воспоминанием о нем в ожидании новой встречи с ним. В истории человечества, наверное, печали и горя гораздо больше, чем радости и праздников.

Зима:

Снеговикам я желаю снега,

Конькам и лыжам - быстрого бега,

У взрослых пусть будут спокойные сны,

А у детей — счастливые дни!

Когда уходит старый год,

А Новый год рождается,

Пусть веселится весь народ,

Пусть каждый улыбается!

Пусть танцуют и поют

Все на целом свете!

Пусть подарки раздает

Дед Мороз всем детям!

Похожие статьи:

Рождественская сказка. Сценарий, 2 класс

Рождество в начальной школе. Сценарий

Игры для детей на Рождество в помещении

Святки. Сценарий для школьников

Стихи про Рождество Христово для детей 7-9 лет

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!