Классный час в 5 классе на тему: Колядки
Конспект классного часа на тему: Святки-колядки для 5 класса
Классный час в 5 классе «Пришла коляда-отворяй ворота»
Фольклорные обрядовые праздники, знакомящие детей с историей и культурой народа, - это хорошее средство для формирования этнокультурной идентичности ребенка, пробуждения национального чувства. Эти праздники погружают детей в атмосферу народной жизни, приобщают к историко-культурному наследию, дают возможность ощутить связь и преемственность поколений.
Данный сценарий состоит из двух частей: информационной и фольклорной. В информационной части, которая дает детям сведения о зимних святочных праздниках, о традициях колядования, автор предлагает несложную инсценировку (бабушка - внучка). Если времени для такой инсценировки недостаточно, учитель сам может прочитать весь текст.
Фольклорная часть (собственно колядование) требует значительной подготовки - реквизит, костюмы, слова. Хорошо было бы подключить к этой работе родителей.
Цели: пробудить у детей интерес к народным традициям; способствовать становлению культурной идентичности, укреплению национального чувства; побуждать детей к участию в традиционных святочных праздниках.
Форма: ролевая игра «Колядки».
Подготовительная работа с детьми
а) распределить роли:
- историк готовит мини-лекцию по материалам сценария;
- бабушка Арина и внучка Татьяна готовят диалог о традициях колядования (по тексту сценария);
- фольклорная группа (три колядовщика, козовод, коза, кот, лиса, хозяин, хозяйка - всего девять учеников) - готовят фрагмент колядования (по тексту сценария);
б) остальные дети, не получившие ролей, выступают в качестве «хозяйских детей». Они готовят загадки и скороговорки для колядовщиков.
Подготовительная работа с родителями
Подбор реквизита и костюмов для фольклорной группы (цветастые шали, звезда на шесте, маски для кота, лисы, козы). Необходимо заготовить поднос с недорогим угощением для колядовщиков (печенье, конфеты).
Оформление класса
Можно повесить у двери пучки соломы, ветки ели, шестиконечную или восьмиконечную звезду.
План классного часа
1. Вступительное слово.
2. Мини-лекция «Откуда пришла Коляда».
3. Интерактивная беседа.
4. Сценка «Спроси у бабушки».
5. Ролевая игра «Колядки».
6. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Вступительное слово
Классный руководитель. Ребята, приближаются зимние праздники: Рождество, Новый год, Крещение. Вас ждут веселые каникулы. Многие из вас будут колядовать. Этот радостный праздничный обряд всегда очень любили на Руси. Недаром русские люди сберегли этот обряд с глубокой древности до наших дней. Но, к сожалению, многие сейчас не хотят изучать старинные обряды и сводят колядование к простому выпрашиванию денег.
Сегодня на классном часе мы поговорим о древней славянской традиции - колядовании.
У нас в классе присутствует специалист по истории славян (фамилия, имя). Передаю слово ему.
II. Мини-лекция «Откуда пришла Коляда»
Историк. Колядование - это славянский языческий обряд. Корни этой традиции уходят в глубокую древность. В конце декабря славяне праздновали день рождения Солнца. С этого праздника начинался солнечный год. В этот день зажигали костры, пели, плясали, скатывали с горы горящее колесо. Праздник длился несколько дней. И все эти дни по домам ходили ряженые и колядовали. Колядовщики обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки, виноградья, желали здоровья и благополучия хозяевам.
После принятия Христианства зимний языческий праздник Коляды совпал с Рождеством Христовым. И колядовщики стали петь рождественские колядки, прославляющие Иисуса Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой вертеп, показывая представления на евангельские сюжеты.
Таким образом, колядовать - значит петь на праздничной рождественской неделе.
III. Интерактивная беседа
Классный руководитель. А теперь проверим, знаете ли вы православные праздники.
- Сколько лет празднику Рождества? (2007 лет.)
- Когда он отмечается? (В ночь с 6 на 7 января.)
- Какой событие лежит в основе этого праздника? (Рождение Христа в Вифлееме.)
- Какие чудеса сопровождали это событие? (На небе зажглась звезда, волхвы принесли дары.)
- В какой великой книге впервые было описано это событие? (В Библии.)
- Как называется та часть Библии, в которой описывается Рождество Иисуса Христа? (Евангелие.)
- Когда православные встречают старый Новый год? (В ночь с 13 на 14 января.)
- Когда празднуют Крещение? (19 января.)
- Каким словом можно объединить все три праздника? (Святки.)
IV. Сценка «Спроси у бабушки»
Классный руководитель. Итак, прежде чем идти колядовать, мы узнаем, как раньше колядовали наши бабушки. Мы дали задание Тане, чтобы она все разузнала у своей бабушки Арины./
На стул перед классной доской усаживается девочка, исполняющая роль бабушки. Она в платке, в очках, в руках держит спицы.
Таня. Бабушка, а мы под Новый год с ребятами колядовать идем!
Бабушка. Да кто ж сейчас колядует? Еще ж до Рождества целых семь дней!
Таня. А когда можно колядовать?
Бабушка. Скоро все православные будут праздновать великий светлый праздник - Рождество Христово. Канун этого праздника называется Сочельник. Знаешь, почему он так называется?
Таня. Ой, знала, да забыла уже!
Бабушка. Тогда слушай да на ус наматывай. В день перед Рождеством, б января, запрещено вкушать пищу. Только после появления на небе первой звезды можно есть сочиво - кашу с сушеными ягодами и медом, или кутью. Поэтому и день этот накануне Рождества называется Сочельник. В этот вечер на Руси и начинали колядовать.
Таня. Ой, значит, и мы пойдем колядовать в Сочельник! А как вы колядовали?
Бабушка. Ну, собирались ребята и девушки, брали звезду на палке, по домам ходили, славили Христа.
Таня. Значит, под Новый год колядовать нельзя? А у нас ребята ходят...
Бабушка. Можно колядовать только под старый Новый год. Он наступает через неделю после Рождества, в ночь с 13 на 14 января.
Таня. Ой, страшно ночью по дворам ходить. А утром нельзя колядовать?
Бабушка. У нас в деревне считалось, что в старый Новый год первым должен в дом войти мужчина. Поэтому утром, до рассвета, ребята обходили все дворы и посевали овсом, чтоб был достаток в доме.
Таня. А хозяева вас угощали?
Бабушка. Ну, конечно, в этот вечер люди не скупились, ведь от Щедрости хозяев зависело счастье их семьи на весь год. Оттого и вечер этот называли «щедрый». Денег, правда, давать было не принято. А вот пряников, конфет, пирогов собирали полные мешки.
Таня. И куда вы девали столько еды.
Бабушка. Потом собирались в какой-нибудь избе и устраивали посиделки, там и поедали все угощение.
Таня. Ой, бабушка, побегу я во двор, всем ребятам расскажу, как и когда нужно колядовать.
Бабушка. И будет у всех праздничное настроение, себе и людям в утешение!
Таня и бабушка уходят. Вместе с ними выходят за дверь и 9 участников группы колядовщиков.
V. Ролевая игра «Колядки»
Классный руководитель. Рассказала Таня всем ребятам о колядках. Подготовили они целое представление, всем людям на удивление. И вот наступил этот светлый вечер перед Рождеством.
Звучит спокойная музыка. К доске выходят Хозяин и Хозяйка, садятся на стулья.
Заканчивается Рождественский пост. В доме все прибрано, хозяйка напекла пирогов, наготовила всякой снеди.
Ночью хозяева пойдут в церковь на всенощную службу. А сейчас - самое время встречать колядовщиков!
Раздается стук в дверь.
Колядовщик 1. Эй, хозяева, пустите колядовать!
Хозяин. Заходите, люди добрые! »
Колядовщики входят в класс. Дети несут шест со звездой. Среди ребят ряженые в костюмах козы, кота, лисы.
Все дети (поют). Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье! (Повторяется 2-3 раза.)
Или следующий куплет:
Коляда, Коляда, отворяй ворота!
Пришла Коляда накануне Рождества! (Повторяется 2-3 раза.)
Дети выстраиваются в шеренгу перед классной доской. Хозяева берут в руки подносы с угощением и становятся с краю шеренги.
Колядовщик 2.
Сорока летит,
Всему свету твердит:
Хозяева, не зевайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!
Колядовщик 3.
Дай, Бог, тому,
Кто в вашем дому,
Колядовщик 1.
Добрым хозяевам,
Милым детушкам.
Все.
С праздником поздравляем!
Счастья, здоровья желаем!
Все колядовщики кланяются.
Колядовщик 2.
Открывайте сундучки –
Доставайте пятачки!
Колядовщик 3.
Щедрик-ведрик,
Дай нам вареник,
Ложечку кашки,
Наверх колбаски.
Этого мало,
Дай кусок сала.
Выноси скорей.
Не морозь детей!
Козовод.
Ну-ка, ребята, тут места маловато!
Вставайте в ряду, я козу веду!
Козовод ведет Козу вдоль шеренги, посыпая пол зерном. За Козой идет ее свита (Кот, Лисица).
Козовод.
Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю,
Счастья, радости желаю.
Сею, сею, посеваю, ячмень, жито посыпаю,
Чтобы в поле уродилось,
Чтоб в хлеву удвоилось,
Чтобы дети подрастали,
Чтобы девок замуж брали.
Колядовщик 1.
Сеем, сеем, посевам, счастья, радости желаем.
Кто подаст пирога, тому полный хлев скота,
Овец с овсом, жеребца с хвостом.
Колядовщик 2.
Кто не даст лепешки,
Завалим окошки!
Колядовщик 3.
Кто не даст ветчины,
Тем расколем чугуны!
Когда Коза проходит вдоль шеренги, ее гладят по шерсти - на счастье.
Лиса (напевает.)
А я лисанька-лиса.
Всему свету я краса!
Ой, скачу, скачу,
Пирогов хочу!
Дайте бочку медка,
Дайте мне молочка,
И куриных котлет,
И побольше конфет!
Лиса, Кот (поют).
Если не богатый.
Выгоняй из хаты,
Хоть лопатой и метлой,
Хоть кривой кочергой!
Коза (поет).
А я коза луплена,
За 3 купы куплена.
Если я захочу,
Всех тут я затопчу!
Лиса, Кот (поют).
Ой, Коза, ты Коза,
Ой, Коза-дереза,
Не ходи во леса,
Дадут тебе в ухо,
Упадешь на брюхо!
Козовод бьет Козу в ухо, и та падает.
Хор.
Вот Коза упала,
Хвостик свой задрала.
Нужно Козе 3 куска сала!
Кот. Мяу, мяу, сала!
Чтобы коза встала.
Хозяева бросают в мешок угощение.
Колядовщик 1.
Встань, Коза, встряхнись!
Встань, развеселись!
Колядовщик 2.
Вот Коза встает,
Коза пляшет и поет.
Колядовщик 3.
Слушай, Коза, где колядки поют,
Там блины пекут.
Козовод.
Где блины пекут,
Там и нам дают!
Коза заглядывает в мешок, нюхает.
Кот.
Мяу, мяу, мало!
Нужно еще сала, чтоб Коза брыкала!
Хозяин. Нету сала - мышь украла!
Лиса.
Тогда давайте куриных котлет,
Мы всем лисицам устроим банкет!
Хозяйка.
Гости дорогие, имейте терпение,
Будет и от нас вам щедрое угощение.
Хозяин.
А пока - рассаживайтесь по лавочкам,
Наши детишки угостят вас загадочкой.
Дети, сидящие за партами, с места загадывают загадки колядовщикам. Колядовщики отгадывают загадки.
1. Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомого встречу,
Соскочу - привечу. (Шапка.)
2.5 чуланов, 1 дверь. (Перчатки.)
3.2 брюшка, 4 ушка. (Подушка.)
4. Черный конь скачет в огонь. (Кочерга.)
5. Кто родится с усами? (Котенок.)
6. У семерых братьев по одной сестрице. Много ль их всех? (Одна.)
7. Ты да я, да мы с тобой. Много ль нас стало? (Двое.)
8. Не пахарь, не столяр,
Не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (Лошадь.)
9. Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит. (Река.)
10. Какой в реке камень? (Мокрый.)
11. Чем оканчивается день и ночь? (Мягким знаком.)
Xозяин. А теперь пусть тараторки повторят скороговорки (поговорки повторяются по три раза).
Сыворотка из-под простокваши.
Добры бобры идут в боры.
Два дровосека.
Хозяин.
Зря вы время не теряли,
Все загадки разгадали.
Хозяйка.
Вот вам, гости дорогие,
Пряники да леденцы,
Да тепленький пирог,
Да свеженький творог,
Блины с халвой,
Да рубль золотой!
Хозяин.
С праздником, люди добрые!
Вот вам угощенье:
Плюшки да печенье,
Пряники, конфетки –
Покушайте, детки!
Колядовщик 1.
Дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Колядовщик 2.
Вам и плюшек с медком.
Все. И детишек полный дом.
Колядовщик 3.
Всем людрм добрым
Желаем добра, золота, серебра!
Колядовщик 1.
Пышных пирогов,
Румяных блинов!
Колядовщик 2.
Доброго здоровья!
Молочка коровья!
Колядовщик 3.
Кому песни поем, тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется.
Колядовщик 1.
На новое вам лето,
На красное вам лето!
Куда конь хвостом –
Туда жито кустом.
Колядовщик 2.
Куда коза рогом –
Туда сено стогом.
Колядовщик 3.
Сколько осинок,
Столько вам свинок.
Колядовщик 1.
Сколько елок,
Столько и телок.
Колядовщик 2.
Сколько свечек.
Столько и овечек.
Колядовщик 3.
Счастья вам, хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья!
Все.
Со счастьем новым,
С Рождеством Христовым!
Все колядовщики кланяются и садятся за парты.
VI. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Понравился ли вам наш сегодняшний праздник? Какие чувства вы испытали, прикоснувшись к древним традициям нашего народа?
Примерные ответы детей:
- Почувствовал радость, когда играл свою роль в фольклорной группе.
- Не было стеснения, было чувство свободы, хотелось придумать что-то свое.
- Немножко грустно, что такие обычаи уходят.
- Появилось большое желание создать такую фольклорную группу, разучить колядки, сделать все по правилам.
Похожие статьи:
Рассказы о Рождестве для младших школьников. Рождество
Сценарий на Святки в Доме культуры с конкурсами и играми
Татьяна
|
Спасибо за интересный сценарий. |