Сценарий на Масленицу, 2 класс
Масленица во 2 классе. Сценарий
Сударыня Масленица. Сценарий устного журнала для младших школьников, 2 класс
Ход занятия
Страница 1. «Как пожаловала на Русь Масленица».
Из далёких языческих времён пришла к нам русская масленица. У древних славян это был многодневный весенний праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Народ любил его и величал ласковыми словами: «честная масленица», «весёлая», «касаточка», «перепёлочка», «переберуха», «ясочка». Христианская церковь пыталась искоренить этот праздник как языческий, но смогла лишь немного перенести его (обычно это конец января - начало марта) и сократить дни празднования с четырнадцати до восьми.
Вся неделя празднования Масленицы по церковной терминологии именовалась «мясопуст», то есть полное воздержание от мясных кушаний, как подготовка к суровым и строгим дням Великого поста, который последует сразу за Масленицей и будет длиться семь недель, до самой Пасхи. Но люди ещё в седую старину нашли выход из условий мясопуста: нельзя есть мясо, но ведь существуют молоко, творог, сыр. Отсюда в народе эта неделя получила название «сырная неделя». Кроме того, не воспрещается рыба. Но главным атрибутом этого, уже зимнего, праздника у русских всегда считались блины. Даже поговорка такая была: «Без блина не маслена, без пирога не именинник». У украинцев и белорусов блинов на Масленицу часто не было. Вместо них на Украине, например, варили вареники с сыром, пекли гречневые блины - гречаники.
Блины пекли в течение всей сырной недели (блинницы, блинщины), и первый блин, как правило, посвящали умершим. Его клали на божницу, крышу или могилу - для умерших родителей, давали нищим в память о предках.
Смена забав и веселья в течение недели имела определённую последовательность, что закрепилось в названиях дней Масленицы.
Страница 2. «Встреча (понедельник)».
Понедельник назывался встречей. В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни, которые поют в день «встречи», отличает жизнерадостный, мажорный тон:
А мы Масленицу встречали,
Повстречали, душа, повстречали,
На горушке побывали,
Побывали, душа, побывали.
Блином гору выстилали,
Выстилали, душа, выстилали.
Сыром гору набивали,
Набивали, душа, набивали,
Маслом гору поливали,
Поливали, душа, поливали...
Распространены были и «величальные» песни в честь Масленицы:
Дорогая наша Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови чёрные, наведённые,
Шуба синяя, ластки красные;
Лапти частые, головастые,
Портянки белые, набеленные!
Страница 3. «Заигрыш (вторник)».
Вторник - заигрыш. С этого дня начинались разного рода развлечения: катание на санях, народные гулянья, представления. В больших деревянных балаганах (помещениях для народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами) давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, маскированных, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались весёлые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу на тройках и на простых розвальнях. Было в почёте и другое нехитрое развлечение - катание с обледенелых гор.
Страница 4. «Лакомка (среда)».
Среда - лакомка. Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях вскладчину варили пиво. Повсюду появлялись шатры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, мёда и пряностей), калёные орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.
Страница 5. «Широкий четверг».
Четверг именовали разгулом, переломом, широким четвергом: на этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, которые ведут своё начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, закладывать в кулак тяжёлое, бить лежачего, вдвоём нападать на одного, бить ниже пояса или по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было «стенка на стенку» (коллективные бои) или «сам на сам» (один на один), вести так называемые «охотницкие» бои для знатоков, любителей таких поединков.
Страница 6. «Тещины вечерки (пятница)».
Пятница масленичной недели была известна как тёщины вечера. Хотя и существует поговорка «Не к тёще на блины едешь (идёшь)» (о чём-либо сложном, непростом, что ждёт впереди), не только тёщи зятей, но и зятья угощали в этот день тёщ!
Страница 7. «Золовкины посиделки (суббота)».
Суббота - золовкины посиделки: молодые невестки принимали у себя родных.
Как видим, каждый день этой щедрой недели сопровождался особым застольем.
Страница 8. «Прощеный день».
Воскресенье - это проводы, целовник, прощеный день, которым завершается масленичный цикл. В книге М. Забылина «Русский народ» рассказывается, как ещё в начале XVII века иностранец Маржерет наблюдал следующую картину: если в течение года русские чем-либо оскорбили друг друга, то, встретившись в «прощеное воскресенье», они непременно приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: «Прости меня, пожалуй». Второй же отвечал: «Бог тебе простит!» Обида была забыта.
В воскресенье масленичной недели «сударыню Масленицу» взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по зимним улицам. За сагами шествовал масленичный «поезд»: целая вереница саней, сопровождавших Масленицу. За околицей устраивался большой костёр. Давали чучелу Масленицы блин, и в воскресенье «сударыня Масленица» торжественно сжигалась на костре со словами: «Гори, блины, гори, Масленица!» Блинами как бы хоронили Масленицу (блины исстари были символом поминовения усопших), принося их в жертву (блины бросали в костёр) как символ будущего плодородия. Ритуальное сжигание чучела Масленицы тоже имело древний языческий смысл: уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. По представлению древних славян, взошедшие зёрна - как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима для возрождения его новой жизни в колосе.
Отмечали этот праздник зимы, чтобы поблагодарить за все хорошее, что она дала. В то же время стужу гнали прочь, с нетерпением ожидая прихода весны.
Страница 9. «Незнайкины стихи».
Незнайка сочиняет стихи про жителей Сказочной страны. Правда, с рифмами у него неважно, поэтому он хотел сочинить про одного, но срифмовалось совсем с другим... Кого он имел в виду?
Лечит в Африке зверей
Добрый доктор Бармалей.
В стареньком домике
На подоконнике
Стоял горшок,
А в горшке - цветок,
На цветке - бутон,
А в бутоне том
Жила-была крошка –
Бабка-Ежка.
Целый день в зеленой коже,
Целый день все «квак» да «квак».
Но скрывается под кожей
Всех мудрей
И всех пригожей...
Кто?
Царевна... Шапокляк!
Плюшек я тебе припас,
Прилети ко мне хоть раз!
Мастер всяческих проказ,
Лучший в мире Карабас!
Где ваше платье бальное?
Где туфелька хрустальная?
Простите, я спешила...
Меня зовут Страшила.
Похожие статьи:
Масленица для детей на улице. Сценарий
Сценарий на Масленицу для 3 класса
Сценарий на Масленицу в начальной школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!