Пасха. Обычаи и традиции
Пасхальные обряды и обычаи
Исчисление Пасхи связано с астрономическими условиями, это делает основательными народные приметы. Ранним утром в первый день Пасхи крестьяне выходили смотреть на «игру» солнца, чтобы предсказать будущий урожай.
В народе убеждены, что солнце «играет» пять раз в году: на Рождество - 25 декабря - 7 января; на Крещение - 6-19 января; на Благовещение - 25 марта - 7 апреля; на Пасху; на Иоанна Крестителя (Иван Купала) - 24 июня - 7 июля. Некоторые считают, что «играет» оно еще и на Петров день - 29 июня - 12 июля.
До наступления пасхальной полночи не принято поздравлять друг друга с величайшим из христианских праздников, тем более - христосоваться (целоваться), но сейчас - в пятницу и субботу - самое строгое, самое скорбное время поста. Великая Пятница - день суда над Христом, распятия, смерти и погребения. Днем в церквах служится особый чин выноса Плащаницы, вечером - ее погребения. Потом еще литургия в субботу, чтение Апостола, поздно вечером - полуношница и, наконец, в полночь из врат церковных выйдут крестные ходы, возвещая о Воскресении Богочеловека.
Итак, запомним: люди целуются во время утрени, после шествия вокруг храма. Целуясь, дарят друг другу пасхальные крашенки, писанки. Приветствуют друг друга начальными словами проповеди Марии Магдалины: «Христос воскрес!». Обычай красить яйца на пасху бытовал в России не только у господ, но во всякой крестьянской избе, где разносолов к празднику не имели и святая неделя была почти так же скудна, как и великопостные дни. Это важнейшая примета весеннего праздника. Грустное описание Пасхи в дневнике Бунина (4 апреля 1942 года, Франция): «Пасхальный стол: 4 красных яичка, букетик гиацинтов - и все!».
Крашенка, писанка не просто крашеное - расписное яйцо. Писанками, по обычаю, обмениваются в знак приязни и забвения накопившихся обид. Изо всех красок люди ранее и сейчас предпочитают красный (кирпичный) цвет. Почему все-таки яйца? Наверное потому, что в яйце, скрывающем жизнь птенца, наши предки могли видеть наглядное изображение Живоносного гроба и Воскресения Христова; с другой стороны, воскресенское яйцо своим цветом напоминает бесценную кровь Христа, которою исходатайствовано нам вечное спасение. Есть и третье объяснение: давным-давно яйцо было знаком весеннего возрождения солнца, и многие полагали, что мир произошел из яйца. Вылупился, как цыпленок!
Атрибутом пасхального праздника писанку сделало позднее христианство. Мудро прибрало к рукам языческую «изюминку». Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца восходит, по преданию, к временам апостольским и святой Марии Магдалине. Орнаменты, которые и в наше время можно встретить на пасхальных яйцах в южных территориях России и на Украине, перекликаются с орнаментами на глиняной посуде Трипольской культуры, возникшей на грани двух великих эпох: медного (энеолита) и бронзового веков - это примерно три тысячелетия до новой эры. О чем это говорит? О том, что писанки - очень старинная традиция искусства народной миниатюры. Люди вкладывали в раскрашивание яиц душу, любовь к Христу и любовь к ближним. Эти яйца будто излучают радость. Они как музыка. Подобный символ весеннего обновления использовался также древними азиатскими и другими народами.
Обычай этот жив и поныне. Но мало кто помнит, что яйцо от первого христования считали «наисвятейшим» и хранили его целый год до следующей Пасхи. Простой народ был убежден, что с этим яйцом в первый день праздника, во время заутрени, можно узнать колдуна, который покажется спиной к алтарю.
Одаривание крашенками друг друга воспринимается как пожелание чистоты, равной Пасхальному яичку: дарение крашенок крестным и крестной, своим крестникам означает, что все худое, подстать скорлупе, в этот день от них отстанет, а светлое, доброе наружу проклюнется.
Художники из народа, расписывая крашенки, давали им поэтические названия: Бережок, Ветрячок, Княженка, Берегинюшка, Сапожки, Гребешки, Козьи ножки, Волчьи зубки и т. п. В некоторых местностях России к яйцу приклеиваются крылышки, хвостик из цветной бумаги, чтобы они походили на птиц. В Карпатах к яйцу приклеивают соломку, чтобы похоже было на ежика, мышку и т. п.
Удивительна фантазия русского народа. Каких только суеверий не было! Вот очень старое: если в первый день Пасхи пройти с первым снесенным яйцом по двору, катая его по углам, то можно выгнать нечистую силу. Только при этом надо быть осторожным, чтобы нечистый не схватил. Полагаю, детям и родителям следует рассказать о том, что обычай ходить на Пасху на кладбище не слишком древний и не очень правильный. Равно как и традиция приносить и выкладывать на могилы крашенки.
Такой обычай по сути противоречит духу праздника: даже в течение всей Светлой седмицы (день Пасхи плюс следующие шесть дней) в церквах не читаются поминовения усопших, а чин погребения преставившихся на Пасху короче обычного: в дни Христова Воскресения не должно быть места скорби. Тем не менее на Руси такой обычай возник и объясняется он вот как: православные, отстояв всю ночную службу, приходят как бы христосоваться с умершими родственниками. Именно для этого приносятся на кладбище куличи и яйца, но - обязательно неосвященные. Не потому, что освященные жалко, а потому, что любая пища, освященная в храме, может либо храниться в доме для упасения от всех напастей и во исцеление от болезней, либо вкушаться с молитвой людьми крещеными - но никак не птицами, собаками или вообще гнить под дождем. Попрание святыни - грех.
К пасхальным обрядам относится освящение кулича и других яств, как пищи, которую с этого времени разрешается употреблять: пост позади. Впрочем, как я уже говорил, поститься не значит только не есть скоромное. К празднику Пасхи приготовлялся артос - большой раскрашенный и позолоченный хлеб, в середине которого изображался либо крест, либо само воскрешение Христово. Специально к этому празднику г отовили два кушанья: «пасху» из творога и кулич. Считалось, если кулич удался, то в семье будут все здоровы. Если же кулич потрескался, то в доме либо кто заболеет, либо даже умрет.
На Пасху кроме крашенок, куличей пекли булочки, прянички, похожие на птиц, их в народе называли «жаворонки», потому что в этот день жаворонки действительно прилетали с юга. Печенье в виде птах раздаривалось в основном детям.
Существовал также обряд «отпущения птиц на волю». Утром родители и дети покупали у ловцов птиц и тут же выпускали их. И сами ловцы делали то же.
Об этом же писал Пушкин: «На волю птичку выпускаю» На Пасху, как и на Рождество, было принято ходить по дворам и колядовать. Тех, кто в этом участвовал, называли волочебниками. Колядовщикам было принято преподносить крашенки, сало, пироги, молоко и даже деньги. Если хозяева скупились, колядовщики выкрикивали обидные слова:
Кто не даст нам яйца - околеет овца.
Кто не даст нам пирог - околеет телок.
Хотите, чтоб корова пала, - не давайте хлеб и сала.
Вот еще один обычай, над которым следует задуматься. Во все следующие за Пасхой дни Светлой седмицы надо было заниматься благотворительностью. На Пасху даже русские государи посещали тюрьмы, больницы, богадельни, пленных иностранцев и колодников и, приветствуя их: «Христос Воскрес!», наделяли одеждой, деньгами, пищей.
Может быть, именно сегодня, в наше переломное время особенно необходимо посещение бедных, больных, стариков, которых надобно угостить пасхальными куличами, развеять их одиночество. Пусть и теперь будет в чести этот милосердный обычай.
Похожие статьи:
Рассказ про Пасху для 1-4 класса
Конспект занятия кружка в начальной школе. Аппликация из бумаги на Пасху
Пасха в детском саду. Сценарии
Нет комментариев. Ваш будет первым!