Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час в 10 - 11 классе на тему: Сталинградская битва

Классный час на тему: Великая Отечественная война, 10-11 класс

Конспект классного часа для 10-11 классов «Сталинградская высота»

Выше всех Эверестов - Мамаев курган!

Р. Рождественский

Классный час, посвященный Дню воинской славы России (2 февраля - день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.).

Цели: расширить представление детей о Великой Отечественной войне, рассказать о Сталинградской битве; формировать положительную оценку духовного подвига советского народа, показать деструктивный характер попыток извратить историю войны и принизить значение Победы; воспитывать благодарное отношение к подвигу солдат, уважение к людям старшего поколения; побуждать к критическому осмыслению различных трактовок военных событий, воспитывать чувство патриотизма, гражданственности.

Подготовительная работа

- распределить материал информационного блока (9 учеников);

- поручить 2-3 ученикам сделать компьютерный слайд-фильм с фотографиями военного Сталинграда.

Оформление: фотографии, плакаты.

План классного часа

I. Проблемная ситуация «Поруганная история».

II. Интерактивная беседа.

III. Работа с понятиями «взять высоту», «быть на высоте», «главная высота России».

IV. Информационный блок «Сталинградская высота».

1. Главная высота России.

2. Последний рубеж.

3. Оборона Сталинграда.

4. «Ни шагу назад!».

5. «Выстоять и победить!».

V. Интерактивная беседа по теме «Черные мифы о Сталинграде».

1. Стрелять по своим?

2. О числе и умении;

VI. Заключительное слово.

VII. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Проблемная ситуация «Поруганная история»

Классный руководитель. Я хочу начать классный час с проблемной ситуации. Вот письмо в газету одной 11-классницы (читает):

...К нам в класс пришли ветераны. Рассказывали про битву под Сталинградом. Хоть прошло много лет, старики помнят все до подробностей. Рассказывали про героизм, патриотизм, про то, как бросались под танки с гранатами, как ценою собственной жизни спасали других, отстаивали позиции и, наконец, как все-таки разгромили немцев.

Мы вежливо слушали. А потом кто-то из наших брякнул: «Правду вы нам все равно не расскажете! Победили, но какой ценой?».

Что тут стало с ветеранами! Кто-то заплакал, а один старик закричал: «Хотите правды? Так вот вам она! Только благодаря патриотизму и героизму советского народа, немецкая погань не смогла выиграть битву под Сталинградом, и это стало переломным моментов во всей войне!».

Нет, я, конечно, очень уважаю этих людей - они прошли через всю воину, выжили, многое повидали... Но почему же они ничего не сказали ° приказе «Ни шагу назад!», когда за трусость тебя расстреливали свои же?

Почему, наконец, не признают, что войну мы выиграли количеством, а не качеством, что мы буквально заваливали немцев трупами? Мне жаль этих ветеранов. Как он, обычный солдат, может знать правду о войне, если эта правда скрыта под грифом «секретно»?

В словах этой школьницы сконцентрированы все расхожие мифы о войне. Эти мифы упорно вдалбливаются нам в последние годы. И уже не только Великая Отечественная, но и вся история России представляется как сплошная цепь поражений и потерь. Солдаты изображаются как насильники, мародеры и чуть ли не людоеды, генералы - как прогнившие аристократы или зажравшиеся политруки. Любовь к Отечеству, оказывается, неведома нашим солдатам - в бою ими движет только страх перед Иваном Грозным, Петром, Сталиным, заградотрядами и штрафбатами. Ну, а победы - результат случайности или ошибок неприятеля. Эти незамысловатые истины нам упорно навязываются и незаметно присутствуют во всех статьях, теле- и радиопередачах, авторы которых намеренно стараются сбить, запутать, заставить усомниться в святых для нас истинах.

II. Интерактивная беседа

Классный руководитель. «Поруганная история» - так можно озаглавить эту проблемную ситуацию.

Понятны ли вам обида и горечь ветеранов?

Можете ли привести свои примеры подобных передач или статей?

Кому и зачем нужно развенчивать наши святыни?

«Подобно библейскому Хаму, мы выставили Отечество на всеобщее поругание, за что и терпим теперь кару», - пишет известный российский историк и политолог Наталья Нарочницкая в своей книге «За что и с кем мы воевали». Согласны ли вы с историком? Что значит «выставить Отечество на всеобщее поругание»? Какую кару мы за это терпим?

Почему так успешно действуют те, кто стремится разрушить наше собственное историческое и национального самосознания?

Наталья Нарочницкая призывает «защитить от глумления нашу Победу и нашу Родину». Нужно ли это, и как мы можем это сделать?

(Высказывания детей.)

III. Работа с понятиями «взять высоту», «быть на высоте», «главная высота России»

Классный руководитель. Есть такие выражения «взять высоту», «быть на высоте». Как вы их понимаете?

Примерные ответы:

- «Взять высоту» в военном понимании - овладеть каким-то пунктом.

- «Быть на высоте», «достигнуть высот» - достигнуть высокого уровня в чем-то.

Классный руководитель. «Выше всех эверестов - Мамаев курган», - писал Роберт Рождественский. И это не просто поэтическая метафора. На военно-топографических картах Мамаев курган обозначался как «Высота 102». А после Великой Отечественной его стали называть «главной высотой России».

Как можно объяснить это выражение?

Примерные ответы:

- Эта высота была ключевым звеном в обороне Сталинграда, а со Сталинградской битвы началось поражение Третьего рейха. Взяв эту высоту, СССР победил Германию.

- В Сталинградской битве наши воины показали высоты воинского мастерства, победили воинским умением.

- Сталинградская битва показала высоту духа, высоту подвига нашего народа.

IV. Информационный блок «Сталинградская высота»

Классный руководитель. Сегодня мы будем говорим о Сталинградской битве и зададим себе вопрос: можем ли мы дотянуться до этой высоты или станем снижать ее до себя?

1. Главная высота России

Ведущий 1.1418 дней и ночей наш народ вел кровопролитную войну. 200 из них - в Сталинградской битве (с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г.). Сталинградская битва - решающее сражение Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу, окружили и ликвидировали 300-тысячную группировку немецко-фашистских войск. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе войны. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза.

Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла все сражения мировой истории. Она развернулась на территории почти 100 тыс. квадратных километров. В ходе отдельных этапов с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 млн человек, до 2 тыс. танков, более 2 тыс. самолетов, до 26 тыс. орудий. Под Сталинградом фашисты сосредоточили пятую часть пехотных и около трети танковых соединений фашистской Германии. Всего в составе ее войск, действующих на Сталинградском направлении, насчитывалось более 1 млн человек.

Сталинград стал величайшим примером стойкости, мужества и отваги советских людей. Такие качества как патриотизм, боевая дружба, товарищеская взаимопомощь были нерушимыми правилами, нормой, кодексом солдатской чести в этой битве. Сталинградская битва продемонстрировала величайший героизм целых воинских подразделений, отдельных солдат, гражданских людей - взрослых, подростков и детей.

2. Последний рубеж

Ведущий 2. Накануне войны Сталинград являлся крупнейшим промышленным и культурным центром страны с полумиллионным населением. В условиях войны Сталинград приобрел исключительно большое стратегическое значение. Овладев Сталинградом, немцы получали выход к Кавказу, Ближнему и Среднему Востоку, а значит, к неограниченным запасам нефти. Для СССР потеря Сталинграда означала неминуемый крах, т. к. это лишило бы армию и промышленность основных источников нефти.

Всем было предельно ясно, что Сталинград - это последний рубеж. И этот рубеж сдавать нельзя.

Чтец (читает отрывок из «Сталинградских очерков» В. Гроссмана). «Этот торжественный грохот напоминает людям о том, что война вступила в решающую полосу, что отступать дальше нельзя, что Волга - это главный рубеж нашей обороны. И по ночам старухи в волжских деревнях рассказывали одну и ту же сказку о пленном немецком генерале, который сказал захватившим его бойцам: "У меня приказ такой: возьмем Сталинград - дальше за Волгу пойдем. Не возьмем Сталинграда, придется нам обратно за свою границу идти, не удержаться нам тогда в России". Это, конечно, сказка, но в этой сказке, как во всякой сказке, придуманной народом, больше правды, чем в другой были. И мысль о Волге и Сталинграде, о главной и решающей битве владеет всеми: стариками, женщинами, бойцами рабочих батальонов, танкистами, летчиками, артиллеристами».

3. Оборона Сталинграда

Ведущий 3. Сражение за Сталинград принято подразделять на два периода: оборонительный (с 17 июля по 18 ноября 1942 г.) и наступательный (с 19 ноября 1942 г. по 2 февраля 1943 г.). Массированные бомбежки города, в которых совершалось от 500 до 1200 самолетовылетов, продолжались почти до ноября. Настоящим адом для горожан стал день 23 августа. В этот день люфтваффе обрушило на город тонны бомб и практически стерло его с лица земли. Горело нефтехранилище. Потоки нефти и бензина лились в Волгу, горела река.

Бомбежка Сталинграда 23 августа вошла в историю наравне с Дрезденом и Хиросимой, как одна из самых страшных и опустошительных. За этот день было совершено около двух тысяч самолетовылетов на городские кварталы!

Чтец. Василий Гроссман пишет в своих «Сталинградских очерках»: «Наступление началось в пять утра. Полки, сидя в домах, вели бои в домах до двух-трех суток, а командиры приняли бой - тоже дрались. Танкист камнями отбивался от немцев, когда не было боеприпасов. Командир седьмой роты с двенадцатью людьми в овраге уложил роту немцев и ночью вышел. Занимаем дом, нас двадцать человек; гранатный бой, бой за этаж, бой за ступеньки, за коридоры, за метры комнат (вершки как версты, человек - полк, каждый себе штаб, связь, огонь)...

23-24-го бои пошли на заводе. Цеха горели, железные дороги, шоссе, зеленые насаждения. Бойцы сидели в первом, третьем, пятнадцатом цехах, сидели в туннелях, трубах, ходили на разведку, бой шел в трубе. Немцы взяли танки на завод, цехи переходили из рук в руки по нескольку раз, танки их разрушили прямой наводкой. Авиация бомбила день и ночь...»

Ведущий 4. Сталинград превратился в руины: не осталось практически ни одного неповрежденного здания. На севере города в районе рынка немцам удалось прорваться к Волге. Немцев остановили всего в нескольких десятках метрах от реки. Почти все бойцы, оборонявшиеся на этом направлении, погибли, отражая атаки фашистов. С другой стороны на катерах, баржах, даже прогулочных трамвайчиках под минометным и артиллерийским огнем доставлялись резервные части. Один из участников этих боев рассказывал, что каждую ночь на его позиции привозили батальон солдат, а к следующему вечеру от него оставалось несколько человек.

Чтец. «Раз в три ночи приходит пополнение - озябшие, дующие в ладони юнцы,- топчутся как раз у нашей землянки, получают обмундирование - валенки, тулупы, меховые рукавицы.

- Это что, дяденька, Сталинград?

- Сталинград.

- А где же дома?

- Домов нет. Были дома. Юнцы переглядываются.

- А хлеба по скольку дают?

- По восемьсот!

- И приварок?

- И приварок.

- А строевой занимаются здесь?

- Нет. Не занимаются.

- Слава богу...

И красноносые, покрытые пушком физиономии улыбаются. Потом их выстраивают, выкрикивают фамилии и уводят на передовую. Иногда только половина доходит до окопов - они пугаются мин, бросаются врассыпную...

Немцы бешено, остервенело сопротивляются. Еженощно трехмоторные "юнкерсы" сбрасывают им боеприпасы. Где-то там, западнее, кольцо сжимается, стягивается, но здесь, на берегу Волги, передовая не сдвигается ни на метр» - пишет Виктор Некрасов в книге «В окопах Сталинграда».

Ведущий 3. В течение первых четырех месяцев шли упорные оборонительные бои. Бои превратились по сути дела в рукопашные схватки за каждый клочок развалин, за каждую лестницу, за каждый этаж. Любое продвижение оплачивалось небывалым числом солдатских жизней. 11 бойцов задолго до подвига Александра Матросова закрыли своими телами амбразуры вражеских огневых точек. А снайперы Василий Зайцев, Анатолий Чехов, Максим Писсар уничтожили до 200 и более врагов, в т. ч. и лучших стрелков Германии. Наши летчики 14 раз повторили подвиг Николая Гастелло, 29 раз совершили таран.

Ведущий 4. Символом беспримерно мужества защитников Сталинграда стал «дом Павлова». Группа разведчиков во главе с сержантом Я.Ф. Павловым в сентябре отбила этот дом у немцев. Получив подкрепление в виде стрелкового взвода, разведчики превратили здание в неприступную крепость и удерживали его против атак целого пехотного батальона вплоть до капитуляции фашистов в Сталинграде в феврале 1943 г. Нельзя забывать, что под Сталинградом воевали лучшие солдаты вермахта и люфтваффе. Немецкий солдат писал домой: «Сталинград - это ад на земле... Мы атакуем ежедневно. Если нам удается утром занять 20 метров, вечером русские отбрасывают нас обратно».

Чтец. Из статьи в газете «Нью Йорк Геральд Трибьюн»: «В невообразимом хаосе бушующих пожаров, густого дыма, разрывающихся бомб, разрушенных зданий, мертвых тел защитники города отстаивали его со страстной решимостью не только умереть, если потребуется, не только обороняться, где нужно, но и наступать, где можно, не считаясь с жертвами для себя, своих друзей, своего города. Такие бои не поддаются стратегическому расчету: они ведутся со жгучей ненавистью, со страстью, которой не знал Лондон даже в самые тяжелые дни германских налетов. Но именно такими боями выигрывают войну».

4. «Ни шагу назад!»

Ведущий 5.28 июня 1942 г. появляется приказ Сталина № 227. В нем жестко говорилось о крайне угрожающем положении на фронте и провозглашалось требование: «Ни шагу назад!». Категорически запрещалось отводить войска с занимаемых позиций без распоряжения вышестоящего начальства. За нарушение этого приказа виновные командиры отправлялись в штрафные батальоны (на каждом фронте создавалось от одного до трех таких батальонов по 800 человек каждый). Кроме того, в каждой армии создавались 3-5 заградительных отрядов. В случае несанкционированного отхода они должны были «расстреливать на месте паникеров и трусов», иначе говоря - вести огонь по своим отступающим солдатам.

Ведущий 6. Появление этого приказа в Красной Армии было оправдано - солдат надо было поднимать в атаку любой ценой. И именно стойкость советских солдат позволила удерживать Сталинград в течение почти 200 дней. Другое дело, что никакой заградотряд не заставит человека жертвовать жизнью, чтобы спасти своих товарищей, не заставит его держаться в осажденном здании и отражать атаки вражеских солдат со всех сторон. Героизм советских воинов был отнюдь не заслугой НКВД - это была действительно Священная война. «За Волгой земли для нас нет!» - это понял каждый еще тогда, когда, шел, отступая с войсками к Сталинграду, когда видел печальные лица женщин в русских селеньях.

Чтец. Виктор Некрасов («В окопах Сталинграда»): «...Бойцы выходят на дорогу. На ходу заматывают обмотки. В руках котелки с молоком. У ворот стояли женщины - молчаливые, с вытянутыми вдоль тела тяжелыми, грубыми руками. У каждого дома стоят, смотрят, как мы проходим мимо. И дети смотрят. Никто не бежит за нами. Все стоят и смотрят.

Только одна бабушка в самом конце села подбегает маленьким старушечьим шажком. Лицо в морщинах, точно в паутине. В руках горшочек с ряженкой. Кто-то из бойцов подставляет котелок. «Спасибо, бабуся». Бабуся быстро-быстро крестит его и так же быстро ковыляет назад, не оборачиваясь. Мы идем дальше.

… Опять степь, пыль, раскаленное бесцветное небо.

Бабы спрашивают, где же немцы и куда мы идем. Мы молча пьем холодное, из погреба, молоко и машем рукой на восток.

Туда... За Дон...

Я не могу смотреть на эти лица, на эти вопросительные, недоумевающие глаза. Что я им отвечу? На воротнике у меня два кубика, на боку пистолет. Почему же я не там, почему я здесь, почему трясусь на этой скрипучей подводе и на все вопросы только машу рукой? Где мой взвод, мой полк, дивизия? Ведь я же командир...

Что я на это отвечу? Что война - это война, что вся она построена на неожиданности и хитрости, что у немцев сейчас больше самолетов и танков, чем у нас, что они торопятся до зимы закончить всю войну и поэтому лезут на рожон. А мы хотя и вынуждены отступать, но отступление - еще не поражение,- отступили же мы в сорок первом году и погнали потом немцев от Москвы... Да, да, да, все это понятно, но сейчас, сейчас-то мы все-таки идем на восток, не на запад, а на восток... И я ничего не отвечаю, а машу только рукой на восток и говорю: "До свидания, бабуся, еще увидимся, ей-богу, увидимся..."И я верю в это. Сейчас это единственное, что у нас есть,- вера».

5. «Выстоять и победить!»

Ведущий 7. Второй этап Сталинградской битвы - окружение и уничтожение немецкой армии.

На это была нацелена операция «Уран», разработанная Г.К. Жуковым. Операция готовилась долго, при соблюдении строгой секретности. В этой операции должно было участвовать 60% танков Красной Армии. Но фюрер не верил в то, что у советской армии могут быть большие танковые резервы. По мнению немецких аналитиков, СССР мог производить около тысячи танков в месяц, но даже и эту цифру Гитлер считал невозможной. Между тем к тому времени советская промышленность, опираясь в основном на труд женщин, детей и заключенных, наладила выпуск до 2200 танков в месяц. Настроение Гитлера передалось и генералам. Они тоже полагали, что у русских не хватит сил на окружение. Но их ждало страшное разочарование...

Ведущий 8. Наступление началось рано утром 19 ноября. И главную роль в нем сыграла наша артиллерия. На основных участках прорыва орудия стояли буквально через десять метров друг от друга. Удар был настолько мощным, что противник в панике бросился бежать. Затем в прорыв были брошены танки и пехота. 23 ноября советские войска замкнули кольцо под Сталинградом. 330-тысячная 6-я армия Паулюса оказалась в котле, из которого не было выхода. Все попытки немецких войск прорвать кольцо окружения были безрезультатными.

Ведущий 7. Вторая часть Сталинградской битвы была последовательным и планомерным уничтожением теперь уже окруженных фашистов. Голод, болезни, жестокий огонь советской артиллерии и постоянные атаки танков и пехоты изматывали солдат вермахта настолько, что они почти не оказывали сопротивления. 31 января Гитлер присвоил Паулюсу звание фельдмаршала, подразумевая, что тот должен покончить жизнь самоубийством, ибо еще ни один немецкий фельдмаршал не попадал в плен. Но Паулюс заявил, что не собирается «стреляться ради этого богемского ефрейтора» и запретил делать это своим солдатам и офицерам. Рано утром 2 февраля советские солдаты захватили подвал универмага, в котором находился штаб Паулюса. Чуть раньше он послал в ставку Гитлера радиограмму о том, что капитулирует. Сталинградская битва закончилась.

Ведущий 8. 2 февраля 1943 г. стало началом конца Третьего рейха. Всего за время Сталинградской битвы Германия и ее союзники потеряли на Восточном фронте четверть своих сил. Немцы потеряли убитыми, ранеными, плененными более 800 тыс. солдат и офицеров, а также большое количество боевой техники, оружия и снаряжения Фашисты потерпели поражение, от которого так и не смогли оправиться.

V. Интерактивная беседа по теме «Черные мифы о Сталинграде»

1. Стрелять по своим?

Классный руководитель. В последнее время все настойчивее становятся попытки осквернить память о войне. Эти попытки не утихают даже в юбилейные дни великих битв. Сформировались уже настоящие «черные мифы» о войне. Одним из таких мифов стал миф о «заградотрядах», без которых солдаты Красной Армии обязательно сдались бы в плен. С чем связано рождение этого мифа? (С приказом №227.)

Знаете ли вы об аналогичных приказах гитлеровского командования. Других армий мира? (Приказ вермахта «Держаться!» 1947 г.; заградотряды были в армиях США, Великобритании, Франции.)

Гуманно ли поступил Гитлер, запретив армии Паулюса пробиваться из котла и приказав сопротивляться до последней капли крови?

(Высказывания детей.)

Говоря о заградотрядах, представляют себе бой на равнине, где За первой цепью пехоты следует вторая цепь, стреляющая в своих в случае отступления или сдачи в плен. Вы представили себе обстановку в разрушенном Сталинграде. Как там могли действовать такие заградотряды?

(Высказывания детей.)

В Сталинграде воевали потомки тех, кто в течение 400 лет собирал великую Россию. Неужели Сталин всерьез думал, что они сдадутся в плен без такого устрашающего приказа?

Что могло стать поводом для появления такого приказа? Была ли все-таки в нем необходимость?

(Высказывания детей.)

Приказ «Ни шагу назад!» подвергался критике в военном отношении. К каким отрицательным последствиям он приводил? [Запрещая любой отход, в т. ч. вызванный стремлением занять более удобную позицию, он лишал командиров инициативы, увеличивал потери. Нередко части, не получившие своевременно приказа об отступлении (а связь на фронте была ненадежна), попадали в окружение).

Итак, с одной стороны страх перед заградотрядами, с другой - ненависть к врагу, чувство долга и чести, любовь к Отечеству - что же было источником героизма советских солдат?

Кому и зачем необходимо развенчать Победу?

(Высказывания детей.)

2. О числе и умении

Классный руководитель. Один из самых распространенных «черных мифов» о Великой Отечественной является миф о том, что Красная Армия не умела воевать и побеждала числом, а не умением. Но Сталинградская битва блестяще развенчивает этот миф. Соотношение в живой силе и технике было у наших войск и у немцев приблизительно одинаковым. Более 1 млн человек, 675 танков, 10 290 орудий и минометов, 1216 самолетов противостояли советским войскам, которые насчитывали 1 млн140 тыс. человек,1560 танков. 14 934 орудий и минометов, 1926 боевых самолетов. А, по военной науке, для победы нужно было шестикратное превосходство наступающих над обороняющимися. А значит, на первый план выходило умение воевать, воинское мастерство солдат, командиров, военачальников. В чем же проявилось это мастерство? (На участках прорыва - а этот составляло всего 9% линии фронта - советское командование сумело сконцентрировать от 50 до 70% стрелковых дивизий, около 80% танков и 85% артиллерии. Это и дало то превосходство, которого требует военное искусство. Словом, силы были почти равны, а в нужном месте, в нужный час - полное превосходство).

Какие еще неожиданности приготовила немцам Красная Армия? (Невиданная концентрация танков и артиллерии на направлении главного удара, производство танков в невообразимом для немцев количестве и т. п.)

Огромные потери, ошибки командования, неразбериха, ложь, подлость и трусость - все это было и этого никто не отрицает. Но правда состоит в том, что Победа была завоевана ценой беспримерного мужества, стойкости и героизма нашего народа, и, унижая эту Победу, мы унижаем свой народ, свою Родину.

VI. Заключительное слово

Классный руководитель. Не так давно в «Воениздате» вышла книга «Последние письма с фронта». Письма родным и близким с фронта, из партизанских отрядов, из подполья, из фашистских застенков. Письма тех, кто не вернулся с войны. Из десятков тысяч писем лишь малая часть содержит пораженческие настроения, да и то они сводятся к плохому питанию, санитарному состоянию и медицинскому обслуживанию. А большинство писем - о ненависти к врагу, о вере в победу, и, конечно, о любви, любви, любви... Любовь - в ней, на мой взгляд, и заключается, та истинная правда о Великой Отечественной войне. И правда о Сталинградской битве. В этой правде и заключается нравственная высота Великой Победы.

Чтец (читает стихотворение Глеба Горбовского. «Письмо»),

На дне окопного оврага

добыл я гильзу из стены,

А в ней истлевшая бумага,

письмо, пришедшее с войны.

Должно быть, кто-то перед боем

смочил графит карандаша

и с перемазанной губою

писал, как думал, - не спеша.

Вручал слова бумаги бренной,

Писал, склоняясь к фитилю.

И вот слова сожрало время,

и лишь одно сквозит: «лю-блю»...

Одно осталось... Но упрямо

горит сквозь все, что в жизни есть!

...Что он «лю-бил»?.. Отчизну? Маму?

иль ту, которую?.. Бог весть.

Любил, и все. Не по приказу.

А по приказу он в тот раз,

наверно, встал и умер сразу.

И вот воскрес во мне сейчас.

VII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Зачем это нужно - вспоминать о Сталинграде? Можно ли сказать, что в уважении к нашей истории мы оказались «на высоте»?

Похожие статьи:

Сценарий концерта ко Дню Победы 9 мая

Классный час на 9 мая День Победы, 10 класс

Внеклассное мероприятие ко Дню Победы, 5-9 класс

Внеклассное мероприятие на тему День Победы в 4 классе

Фестиваль военно-патриотической песни в школе. Сценарий

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!