Классный час о начале Великой Отечественной войны для младших школьников
Разработка классного часа для учащихся начальной школы «Нам не нужна война!»
Цели и задачи:
• воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину, любви к Родине;
• систематизация знаний детей о войне;
• знакомство с трагедией Хатыни в годы Великой Отечественной войны.
Оборудование:
• ПК, мультимедиа, слайды о трагедии деревни Хатынь;
• магнитофон, аудиозапись 1-й сюиты к драме Ибсена «Смерть Озе» Э. Грига, аудиозапись песен «Давным-давно была война», «Пусть всегда будет мир», «22 июня»;
• иллюстрации на военную тематику.
Ход классного часа
♦ Звучит песня «22 июня».
Учащийся 1:
Как смерч беспощадный, кровавый,
Война на планете гремела.
Шёл бой неравный, смертельный и правый,
Сражались отряды десантников смелых.
Учащийся 2:
Война, жестокая война
Не первый месяц длится.
Жизнь, как страна, напряжена,
В опасности она.
Учитель: И в наше время все помнят об этой страшной Великой Отечественной войне, унесшей огромное количество жизней за наше светлое будущее. Послушайте стихи о войне, написанные детьми вашего возраста.
♦ Учащиеся читают стихотворения.
Во имя счастья всей земли
Идут солдаты с той войны,
Совсем мальчишки-пацаны.
Идут домой, а там их ждут.
А за плечами путь нелегкий,
Их подвиг годы не сотрут.
Идут домой, совсем мальчишки,
Но как суровы взгляды их!
В них всё: огонь, стрельба и вспышки,
Всё это просто не забыть.
Война на их досталась долю —
Теряли дом, друзей, родных,
Но выжили во имя счастья,
Во имя счастья всех живых.
(Т. Овчаренко)
Война окончена давно
Война окончена давно,
Уж лет прошло немало.
Войну мы видим лишь в кино
И знаем о ней мало.
Один мой прадед воевал,
Другой в тылу трудился.
Победу каждый приближал,
Любой за это бился.
И вот весна, победа, мир!
Затихли все сраженья.
Улыбки, слезы, песни, пир
И вздохи облегченья.
Пусть я не знаю о войне,
Но праздную Победу.
И благодарна я стране,
Что больше взрывов нету.
Пусть будет небо голубым,
Во всем — краса уюта,
И тишина, весна, цветы,
И только залп салютов.
(В. Мирошникова)
* * *
Посвящается
Карповой Надежде Михайловне, медсестре-радистке 33-го полка АП 425-го эвакогоспиталя
В этот день ликующего мая
Мы все хотим поздравить от души
Вас, милые и дорогие
Женщины, пришедшие с войны.
Какое счастье, что вы живы, с нами,
Что сегодня здесь, в кругу своих друзей.
Мы преклоняем головы пред вами
И не хотим повтора страшных дней.
Нам не пришлось услышать грома пушек
И в наступления ходить.
О войне мы знаем лишь из книжек
И кинофильмов огненных тех лет.
Всего не скажут эти фильмы
Об ужасах военных лет
И о страданиях, что причинили
Фашисты в наш XX век.
Стоял июнь. Жара кругом пылала.
Вдруг ранним утром рокового дня
«Внимание! — по радио сказали, —
Сегодня началась война!»
Война! Как страшно слышать слово это,
Не говоря о том, чтоб вспоминать,
Какое горе принесла народу
Она десятки лет тому назад.
А помните, как вы тогда бесстрашно
Пошли на фронт сражаться, победить?
Не слышали тогда вы всех заклятий
И отговорок — чтоб не уходить.
Вы были тверды и решительны, как прежде,
Сказали: «Мы идём. Наш час настал!
Не плачьте и не поминайте лихом.
С победой мы придём назад!»
Четыре года длилось то сраженье,
А сколько страшного пришлось вам пережить:
Лежать в окопах и из-под обстрела
Раненых тяжёлых выносить.
Тогда вы были молоды, красивы...
А столько жизней раненым спасли!
Тогда в волненье вы не замечали,
Как благодарили вас от всей души,
Не думали вы о своих заслугах,
Не ждали поощрений и наград.
А выполняли, что считали нужным, —
Выхаживали раненых солдат.
Тогда совсем не думали о славе.
Никто вас в этом и не упрекнёт.
Вам ныне воздает её по праву
С великой благодарностью народ.
Мы поздравляем вас с великим юбилеем,
Мы благодарны вам от всей души
За то, что посчастливилось родиться
И что победу одержали вы.
Желаем вам мы доброго здоровья,
Не надо огорчений, горьких слёз,
Чтоб юбилеи памятной Победы
Ещё не раз вам встретить удалось.
(В. Крылов)
Война
Война — кровавый хаос на земле
И человек, потерянный во мгле.
Дым застилает отчий дом...
Жена, родители и... ад кругом!
Свист паровоза, стук колёс,
И матери глаза не высохли от слёз.
Прощальный взгляд — последний взгляд:
А он вернется ли назад?
Недавнее письмо, огарочек свечи;
Старушка-мать читает у печи
И шлёт привет издалека
Солдата молодого уставшая рука.
(М. Петрищев)
Учитель: Сегодня мы поговорим о Великой Отечественной войне, такой трудной и тяжёлой для нашего народа. Вы узнаете о тех деревнях, которые невозможно найти ни на одной карте мира. Они исчезли с лица земли в те далёкие страшные годы. Их не стало.
Когда началась Великая Отечественная война?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Да, 22 июня 1941 года фашистская Германия неожиданно напала на нашу страну. Над нашей Родиной нависла смертельная опасность.
Что хотели получить фашисты в этой войне?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Они хотели захватить нашу страну. Немецкие генералы составили план войны. По их плану война должна была продлится всего 2 месяца, но благодаря стойкости нашей армии, нашего народа продолжалась 4 года. Сколько горя, страданий пришлось пережить нашему народу, но он выстоял и победил. С первых дней войны советский народ встал на защиту своей Родины. Тысячи людей добровольно ушли в Красную армию, партизанские отряды. Героически сражались они с врагом, стояли на смерть.
♦ Звучит песня «Давным-давно была война».
Учитель: Великая Отечественная война... Нам не пришлось увидеть ужасов этой страшной войны. Мы родились в мирное время запуска ракет и освоения космоса. Мы не слышали грома орудий, не испытывали голода, холода. О войне мы узнаём только из книг, кинофильмов, рассказов ветеранов.
В те горестные годы дети рано взрослели. Никогда не будут забыты ребята-герои: Леня Голиков, Володя Дубинин, Валя Котик, Марат Козей, Зина Портнова и многие другие. Перед нами встают великие образы героев- панфиловцев, комсомольцев: Александра Матросова, Зои Космодемьянской. Многие умерли, отдав свои жизни во имя светлого будущего. Во имя завтрашнего дня.
Учащийся 4:
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые армии Советской
Люди, победившие войну.
Учитель: Мы живём на нашей земле счастливо, у нас прекрасные светлые школы, дома, больницы, кинотеатры. А порой мы не задумываемся, какой ценой завоевано наше счастье. Только одна Белоруссия потеряла во время войны четвёртую часть своего населения. Представьте: каждый четвёртый человек погиб за будущее нашей планеты. Фашисты разрушили города и оставили без крова три миллиона человек. На территории Белоруссии немецкие фашисты создали 260 комбинатов смерти, сотни тюрем.
Они сожгли 209 городов. 9200 деревень. Среди этих деревень — 186 сожжены вместе с жителями.
Сегодня вы узнаете об одной из таких деревень — Хатынь. Но сколько было на нашей земле деревень, которых уже никогда не будет существовать на нашей земле!
♦ Учащиеся читают стихотворение И. Обухова «Хатынь».
Много вёсен назад
Вместо траурных плит из гранита
Здесь стояла деревня
Среди благодатных полей.
Но трагедия века
Не может быть нами забыта:
Люди едут сюда
Поклониться священной земле.
Колокольный набат —
Это реквием боли и гнева.
Слушай, слушай, земля,
Песню горестной правды войны...
Стало чёрным от дыма пожарищ
Весеннее небо,
Будто вместе с Хатынью
Не стало на свете весны.
Никогда не потянет дымком
Из трубы-обелиска,
В жаркий день из колодца
Не выпить студёной воды,
Но над Вечным огнём
Ветви жизни склоняются низко,
Рядом зреют хлеба
В ожидании новой страды.
Будут годы лететь,
Пронесутся столетья ветрами
Трудных дел и забот,
Покорением новых вершин,
Но не смогут они
Потревожить священную память —
Эту вечную скорбь
По сожжённой деревне Хатынь.
♦ Учащиеся рассказывают о Хатыни. Учитель демонстрирует слайды, соответствующие содержанию.
Деревня Хатынь
Война подходила к концу. Отступая, фашисты задыхались от своих неудач. Они были ещё более жестокими, вымещали свою злобу на мирном населении. И пылали деревни, сотнями гибли люди — старики, женщины, дети.
22 марта 1943 года фашистский батальон «Чёрная смерть» подошёл к деревне Хатынь. Они врывались в каждую хату и со звериной жестокостью выталкивали на мороз стариков, матерей с младенцами на руках, ребятишек. Ни одного человека не оставили. Прикладами автоматов палачи согнали 149 человек, из них 75 детей, в огромный тёмный сарай, что стоял на краю деревни.
Старательно политый бензином, запылал сарай. Из-под охваченным пламенем стен вырывался стон людей. Стон и крик. А фашисты спокойно делали свое страшное дело — били из автоматов по тем, кто пытался вырваться из огненного плена. Потом запылала деревня. Кровавый рассвет того страшного дня был последним для жителей Хатыни.
...Каким-то чудом одному жителю Хатыни удалось спастись. Это был Иосиф Каминский. А вся его семья погибла в то страшное утро. ...Прошли годы. И встал над землей бронзовый житель Хатыни. Бережно держит он сына, убитого на его глазах.
И сейчас, опустив головы, долго стоят перед ним люди. А потом молча проходят по улицам Хатыни. Но здесь никто уже не живёт. На месте деревни сооружён величественный мемориал «Хатынь» — в мраморе, граните и бронзе застыло время.
Нет здесь и хатынских домов. Там, где они стояли, сейчас стелы. Это высокие трубы с колоколом наверху. И каждый колокол отбивает столько раз, сколько людей жило в этом доме. Всего здесь 26 стел.
А на том месте, где в 1943 были колодцы, глубокие с родниковой водой — сейчас тишина. С того мартовского дня ни разу не брякнуло здесь ведро. Никто не пришёл утолить свою жажду. Некому было прийти.
Много лет пошло с той поры, но люди не забудут тех, кто погиб за наше светлое будущее. Хатынь стала символом трагедии и мужества всех народов. «Хатынь» — это кладбище всех деревень, которые сожгли фашисты вместе с населением.
Учащийся 5:
Хатыни мы не забываем.
Отныне снится страшный сон:
Плывет над Белорусским краем
Как дым, её печальный звон.
Мемориалом стала ныне
Хатынь, средь множества утрат.
Не молкнут звонница, печные
Надгробия сожженных хат.
Учащийся 6:
Здесь три берёзки видят люди.
Шумит бессмертная листва.
Четвёртой нету и не будет
Хотя она и не мертва.
Ей не дала судьба сломиться
Перед кровавым вороньём.
Она смогла преобразиться
В огонь. И вечным стать огнём.
Льнут к матерям тревожно дети,
Печально слыша этот звон.
И неустанно на планете
Людскую душу будет он.
Учитель: Бьют хатынские колокола, чернеют трубы сожжённых хат, зеленеют три нежные берёзки — символы жизни. А на месте четвёртой пылает пламя. Вечный огонь на земле Хатыни — это вечная память живых, это гимн мужеству и любви к Родине.
Гитлеровцы хотели сломить и уничтожить советский народ. Но никакие пытки, ни голод, ни холод не смогли сломить мужество нашего народа. На священную борьбу против захватчиков поднялся и стар и мал.
♦ Учащиеся читают стихотворение В. Крылова «О погибших вспоминаем стоя».
С первых дней начавшейся войны,
Когда Германия на нас напала,
Добровольцами на фронт ребята шли,
И назад они не отступали.
Молодые парни рвались в бой,
Защищая мир от всех напастей,
Нас сумели защитить они,
Подарить нам мир, добро и счастье.
Было трудно, страшно, тяжело.
Иногда, до слёз даже обидно:
Ведь со школьной шли они скамьи
Многие прощались с жизнью.
Память светлая о них жива,
И всегда мы о погибших будем помнить.
Всем героям честь, почет, хвала.
О погибших вспоминаем стоя.
Учитель: Не все дожили до Дня Победы. Миллионы людей отдали свои жизни для того, чтобы мы счастливо жили, учились, работали. Давайте почтим память погибших минутой молчания.
♦ Минута молчания. Звучит 1-я сюита к драме Ибсена «Смерть Озе» Э. Грига.
Учитель: Сейчас мы живём под мирным небом. Мир, созданный для жизни, сегодня как никогда нуждается в защите. На планете накоплены горы смертоносного оружия. Россия постоянно стремится укреплять мир на нашей планете. Ведь мир — это счастье людей. Без мира нет будущего. Наш народ знает цену миру и мирной жизни.
Что такое мир?
Учащийся 7: Мир — это школьный звонок и школа, в окнах которой — солнце.
Учащийся 8: Мир — это голос весенних гроз и молчание пушек.
Учащийся 9: Мир — когда люди сажают деревья и засевают нивы.
Учащийся 10: Мир — это гул тракторов и комбайнов, а не скрежет танков.
Все хором: Мир — это жизнь!
Учитель: А зачем нам нужен мир?
Учащийся 11:
Нам нужен мир, тебе и мне
И всем на свете детям.
И должен мирным быть рассвет,
Который завтра встретим.
Учащийся 12:
Нам нужен мир, трава в росе,
Улыбчивое детство.
Нам нужен мир — прекрасный мир,
Полученный в наследство.
Учащийся 13:
Нам нужен разноцветный луг
И радуга над лугом.
Нам нужно бегать, прыгать, петь
И говорить друг с другом.
Учащийся 14:
О чём угодно говорить:
Об играх и забавах,
О мотоциклах, о кино
И о ковбоях бравых.
Учащийся 15:
Кому мешает этот мир
С цветами на опушке?
Кто в этот мир, чудесный мир,
Прицелился из пушки?
Учащийся 16:
Я буду рад,
И все мы будем рады,
Когда исчезнут на земле
И пушки и снаряды.
Учащийся 17:
Не для того мы рождены,
Чтоб нас война крушила,
«Нет!» — заявляем мы войне,
Всем злым и темным силам.
Учащийся 18:
Должна трава зелёной быть,
А небо синим-синим,
Звенят ручьи,
Поют на ветках птицы.
На замечательной земле
Нам удалось родиться.
Учащийся 19:
Так пусть она цветёт всегда,
Пускай шумит садами,
Пусть люди смотрят на неё
Влюблёнными глазами.
Учитель: Вы все окончите школу. Многие из вас пойдут служить в армию. Перед вами стоит сложная задача — отстоять мир завтрашнего дня.
♦ Звучит песня «Пусть всегда будет мир».
И пусть над нашей планетой сияют мирные звезды.
И пусть дышится глубже, спокойней, вольней.
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда будет мир!
Автор: О.Н. Крылова, М.Ю. Дорофеева, г. Салехард
Похожие статьи:
Внеклассное занятие в 1 классе на тему: День Победы
Внеклассное мероприятие на тему День Победы в 4 классе
Классный час в 1 классе на тему: День Победы
Нет комментариев. Ваш будет первым!