Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

 

Творческий конкурс для педагогов и детей «Зимняя сокровищница»

Классный час о начале Великой Отечественной войны для младших школьников

Разработка классного часа для учащихся начальной школы «Нам не нужна война!»

Цели и задачи:

• воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину, любви к Родине;

• систематизация знаний детей о войне;

• знакомство с трагедией Хатыни в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование:

• ПК, мультимедиа, слайды о трагедии деревни Хатынь;

• магнитофон, аудиозапись 1-й сюиты к драме Ибсена «Смерть Озе» Э. Грига, аудиозапись песен «Давным-давно была война», «Пусть всегда будет мир», «22 июня»;

• иллюстрации на военную тематику.

Ход классного часа

♦ Звучит песня «22 июня».

Учащийся 1:

Как смерч беспощадный, кровавый,

Война на планете гремела.

Шёл бой неравный, смертельный и правый,

Сражались отряды десантников смелых.

Учащийся 2:

Война, жестокая война

Не первый месяц длится.

Жизнь, как страна, напряжена,

В опасности она.

Учитель: И в наше время все помнят об этой страшной Великой Отечественной войне, унесшей огромное количество жизней за наше светлое будущее. Послушайте стихи о войне, написанные детьми вашего возраста.

♦ Учащиеся читают стихотворения.

Во имя счастья всей земли

Идут солдаты с той войны,

Совсем мальчишки-пацаны.

Идут домой, а там их ждут.

А за плечами путь нелегкий,

Их подвиг годы не сотрут.

Идут домой, совсем мальчишки,

Но как суровы взгляды их!

В них всё: огонь, стрельба и вспышки,

Всё это просто не забыть.

Война на их досталась долю —

Теряли дом, друзей, родных,

Но выжили во имя счастья,

Во имя счастья всех живых.

(Т. Овчаренко)

Война окончена давно

Война окончена давно,

Уж лет прошло немало.

Войну мы видим лишь в кино

И знаем о ней мало.

 

Один мой прадед воевал,

Другой в тылу трудился.

Победу каждый приближал,

Любой за это бился.

 

И вот весна, победа, мир!

Затихли все сраженья.

Улыбки, слезы, песни, пир

И вздохи облегченья.

 

Пусть я не знаю о войне,

Но праздную Победу.

И благодарна я стране,

Что больше взрывов нету.

 

Пусть будет небо голубым,

Во всем — краса уюта,

И тишина, весна, цветы,

И только залп салютов.

(В. Мирошникова)

* * *

Посвящается

Карповой Надежде Михайловне, медсестре-радистке 33-го полка АП 425-го эвакогоспиталя и всем медсестрам

В этот день ликующего мая

Мы все хотим поздравить от души

Вас, милые и дорогие

Женщины, пришедшие с войны.

Какое счастье, что вы живы, с нами,

Что сегодня здесь, в кругу своих друзей.

Мы преклоняем головы пред вами

И не хотим повтора страшных дней.

Нам не пришлось услышать грома пушек

И в наступления ходить.

О войне мы знаем лишь из книжек

И кинофильмов огненных тех лет.

Всего не скажут эти фильмы

Об ужасах военных лет

И о страданиях, что причинили

Фашисты в наш XX век.

Стоял июнь. Жара кругом пылала.

Вдруг ранним утром рокового дня

«Внимание! — по радио сказали, —

Сегодня началась война!»

Война! Как страшно слышать слово это,

Не говоря о том, чтоб вспоминать,

Какое горе принесла народу

Она десятки лет тому назад.

А помните, как вы тогда бесстрашно

Пошли на фронт сражаться, победить?

Не слышали тогда вы всех заклятий

И отговорок — чтоб не уходить.

Вы были тверды и решительны, как прежде,

Сказали: «Мы идём. Наш час настал!

Не плачьте и не поминайте лихом.

С победой мы придём назад!»

Четыре года длилось то сраженье,

А сколько страшного пришлось вам пережить:

Лежать в окопах и из-под обстрела

Раненых тяжёлых выносить.

Тогда вы были молоды, красивы...

А столько жизней раненым спасли!

Тогда в волненье вы не замечали,

Как благодарили вас от всей души,

Не думали вы о своих заслугах,

Не ждали поощрений и наград.

А выполняли, что считали нужным, —

Выхаживали раненых солдат.

Тогда совсем не думали о славе.

Никто вас в этом и не упрекнёт.

Вам ныне воздает её по праву

С великой благодарностью народ.

Мы поздравляем вас с великим юбилеем,

Мы благодарны вам от всей души

За то, что посчастливилось родиться

И что победу одержали вы.

Желаем вам мы доброго здоровья,

Не надо огорчений, горьких слёз,

Чтоб юбилеи памятной Победы

Ещё не раз вам встретить удалось.

(В. Крылов)

Война

Война — кровавый хаос на земле

И человек, потерянный во мгле.

Дым застилает отчий дом...

Жена, родители и... ад кругом!

 

Свист паровоза, стук колёс,

И матери глаза не высохли от слёз.

Прощальный взгляд — последний взгляд:

А он вернется ли назад?

 

Недавнее письмо, огарочек свечи;

Старушка-мать читает у печи

И шлёт привет издалека

Солдата молодого уставшая рука.

(М. Петрищев)

Учитель: Сегодня мы поговорим о Великой Отечественной войне, такой трудной и тяжёлой для нашего народа. Вы узнаете о тех деревнях, которые невозможно найти ни на одной карте мира. Они исчезли с лица земли в те далёкие страшные годы. Их не стало.

Когда началась Великая Отечественная война?

♦ Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Да, 22 июня 1941 года фашистская Германия неожиданно напала на нашу страну. Над нашей Родиной нависла смертельная опасность.

Что хотели получить фашисты в этой войне?

♦ Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Они хотели захватить нашу страну. Немецкие генералы составили план войны. По их плану война должна была продлится всего 2 месяца, но благодаря стойкости нашей армии, нашего народа продолжалась 4 года. Сколько горя, страданий пришлось пережить нашему народу, но он выстоял и победил. С первых дней войны советский народ встал на защиту своей Родины. Тысячи людей добровольно ушли в Красную армию, партизанские отряды. Героически сражались они с врагом, стояли на смерть.

♦ Звучит песня «Давным-давно была война».

Учитель: Великая Отечественная война... Нам не пришлось увидеть ужасов этой страшной войны. Мы родились в мирное время запуска ракет и освоения космоса. Мы не слышали грома орудий, не испытывали голода, холода. О войне мы узнаём только из книг, кинофильмов, рассказов ветеранов.

В те горестные годы дети рано взрослели. Никогда не будут забыты ребята-герои: Леня Голиков, Володя Дубинин, Валя Котик, Марат Козей, Зина Портнова и многие другие. Перед нами встают великие образы героев- панфиловцев, комсомольцев: Александра Матросова, Зои Космодемьянской. Многие умерли, отдав свои жизни во имя светлого будущего. Во имя завтрашнего дня.

Учащийся 4:

Скольким детям возвратили детство,

Подарили радость и весну

Рядовые армии Советской

Люди, победившие войну.

Учитель: Мы живём на нашей земле счастливо, у нас прекрасные светлые школы, дома, больницы, кинотеатры. А порой мы не задумываемся, какой ценой завоевано наше счастье. Только одна Белоруссия потеряла во время войны четвёртую часть своего населения. Представьте: каждый четвёртый человек погиб за будущее нашей планеты. Фашисты разрушили города и оставили без крова три миллиона человек. На территории Белоруссии немецкие фашисты создали 260 комбинатов смерти, сотни тюрем.

Они сожгли 209 городов. 9200 деревень. Среди этих деревень — 186 сожжены вместе с жителями.

Сегодня вы узнаете об одной из таких деревень — Хатынь. Но сколько было на нашей земле деревень, которых уже никогда не будет существовать на нашей земле!

♦ Учащиеся читают стихотворение И. Обухова «Хатынь».

Много вёсен назад

Вместо траурных плит из гранита

Здесь стояла деревня

Среди благодатных полей.

Но трагедия века

Не может быть нами забыта:

Люди едут сюда

Поклониться священной земле.

 

Колокольный набат —

Это реквием боли и гнева.

Слушай, слушай, земля,

Песню горестной правды войны...

Стало чёрным от дыма пожарищ

Весеннее небо,

Будто вместе с Хатынью

Не стало на свете весны.

 

Никогда не потянет дымком

Из трубы-обелиска,

В жаркий день из колодца

Не выпить студёной воды,

Но над Вечным огнём

Ветви жизни склоняются низко,

Рядом зреют хлеба

В ожидании новой страды.

 

Будут годы лететь,

Пронесутся столетья ветрами

Трудных дел и забот,

Покорением новых вершин,

Но не смогут они

Потревожить священную память —

Эту вечную скорбь

По сожжённой деревне Хатынь.

♦ Учащиеся рассказывают о Хатыни. Учитель демонстрирует слайды, соответствующие содержанию.

Деревня Хатынь

Война подходила к концу. Отступая, фашисты задыхались от своих неудач. Они были ещё более жестокими, вымещали свою злобу на мирном населении. И пылали деревни, сотнями гибли люди — старики, женщины, дети.

22 марта 1943 года фашистский батальон «Чёрная смерть» подошёл к деревне Хатынь. Они врывались в каждую хату и со звериной жестокостью выталкивали на мороз стариков, матерей с младенцами на руках, ребятишек. Ни одного человека не оставили. Прикладами автоматов палачи согнали 149 человек, из них 75 детей, в огромный тёмный сарай, что стоял на краю деревни.

Старательно политый бензином, запылал сарай. Из-под охваченным пламенем стен вырывался стон людей. Стон и крик. А фашисты спокойно делали свое страшное дело — били из автоматов по тем, кто пытался вырваться из огненного плена. Потом запылала деревня. Кровавый рассвет того страшного дня был последним для жителей Хатыни.

...Каким-то чудом одному жителю Хатыни удалось спастись. Это был Иосиф Каминский. А вся его семья погибла в то страшное утро. ...Прошли годы. И встал над землей бронзовый житель Хатыни. Бережно держит он сына, убитого на его глазах.

И сейчас, опустив головы, долго стоят перед ним люди. А потом молча проходят по улицам Хатыни. Но здесь никто уже не живёт. На месте деревни сооружён величественный мемориал «Хатынь» — в мраморе, граните и бронзе застыло время.

Нет здесь и хатынских домов. Там, где они стояли, сейчас стелы. Это высокие трубы с колоколом наверху. И каждый колокол отбивает столько раз, сколько людей жило в этом доме. Всего здесь 26 стел.

А на том месте, где в 1943 были колодцы, глубокие с родниковой водой — сейчас тишина. С того мартовского дня ни разу не брякнуло здесь ведро. Никто не пришёл утолить свою жажду. Некому было прийти.

Много лет пошло с той поры, но люди не забудут тех, кто погиб за наше светлое будущее. Хатынь стала символом трагедии и мужества всех народов. «Хатынь» — это кладбище всех деревень, которые сожгли фашисты вместе с населением.

Учащийся 5:

Хатыни мы не забываем.

Отныне снится страшный сон:

Плывет над Белорусским краем

Как дым, её печальный звон.

Мемориалом стала ныне

Хатынь, средь множества утрат.

Не молкнут звонница, печные

Надгробия сожженных хат.

Учащийся 6:

Здесь три берёзки видят люди.

Шумит бессмертная листва.

Четвёртой нету и не будет

Хотя она и не мертва.

Ей не дала судьба сломиться

Перед кровавым вороньём.

Она смогла преобразиться

В огонь. И вечным стать огнём.

Льнут к матерям тревожно дети,

Печально слыша этот звон.

И неустанно на планете

Людскую душу будет он.

Учитель: Бьют хатынские колокола, чернеют трубы сожжённых хат, зеленеют три нежные берёзки — символы жизни. А на месте четвёртой пылает пламя. Вечный огонь на земле Хатыни — это вечная память живых, это гимн мужеству и любви к Родине.

Гитлеровцы хотели сломить и уничтожить советский народ. Но никакие пытки, ни голод, ни холод не смогли сломить мужество нашего народа. На священную борьбу против захватчиков поднялся и стар и мал.

♦ Учащиеся читают стихотворение В. Крылова «О погибших вспоминаем стоя».

С первых дней начавшейся войны,

Когда Германия на нас напала,

Добровольцами на фронт ребята шли,

И назад они не отступали.

 

Молодые парни рвались в бой,

Защищая мир от всех напастей,

Нас сумели защитить они,

Подарить нам мир, добро и счастье.

 

Было трудно, страшно, тяжело.

Иногда, до слёз даже обидно:

Ведь со школьной шли они скамьи

Многие прощались с жизнью.

 

Память светлая о них жива,

И всегда мы о погибших будем помнить.

Всем героям честь, почет, хвала.

О погибших вспоминаем стоя.

Учитель: Не все дожили до Дня Победы. Миллионы людей отдали свои жизни для того, чтобы мы счастливо жили, учились, работали. Давайте почтим память погибших минутой молчания.

♦ Минута молчания. Звучит 1-я сюита к драме Ибсена «Смерть Озе» Э. Грига.

Учитель: Сейчас мы живём под мирным небом. Мир, созданный для жизни, сегодня как никогда нуждается в защите. На планете накоплены горы смертоносного оружия. Россия постоянно стремится укреплять мир на нашей планете. Ведь мир — это счастье людей. Без мира нет будущего. Наш народ знает цену миру и мирной жизни.

Что такое мир?

Учащийся 7: Мир — это школьный звонок и школа, в окнах которой — солнце.

Учащийся 8: Мир — это голос весенних гроз и молчание пушек.

Учащийся 9: Мир — когда люди сажают деревья и засевают нивы.

Учащийся 10: Мир — это гул тракторов и комбайнов, а не скрежет танков.

Все хором: Мир — это жизнь!

Учитель: А зачем нам нужен мир?

Учащийся 11:

Нам нужен мир, тебе и мне

И всем на свете детям.

И должен мирным быть рассвет,

Который завтра встретим.

Учащийся 12:

Нам нужен мир, трава в росе,

Улыбчивое детство.

Нам нужен мир — прекрасный мир,

Полученный в наследство.

Учащийся 13:

Нам нужен разноцветный луг

И радуга над лугом.

Нам нужно бегать, прыгать, петь

И говорить друг с другом.

Учащийся 14:

О чём угодно говорить:

Об играх и забавах,

О мотоциклах, о кино

И о ковбоях бравых.

Учащийся 15:

Кому мешает этот мир

С цветами на опушке?

Кто в этот мир, чудесный мир,

Прицелился из пушки?

Учащийся 16:

Я буду рад,

И все мы будем рады,

Когда исчезнут на земле

И пушки и снаряды.

Учащийся 17:

Не для того мы рождены,

Чтоб нас война крушила,

«Нет!» — заявляем мы войне,

Всем злым и темным силам.

Учащийся 18:

Должна трава зелёной быть,

А небо синим-синим,

Звенят ручьи,

Поют на ветках птицы.

На замечательной земле

Нам удалось родиться.

Учащийся 19:

Так пусть она цветёт всегда,

Пускай шумит садами,

Пусть люди смотрят на неё

Влюблёнными глазами.

Учитель: Вы все окончите школу. Многие из вас пойдут служить в армию. Перед вами стоит сложная задача — отстоять мир завтрашнего дня.

♦ Звучит песня «Пусть всегда будет мир».

И пусть над нашей планетой сияют мирные звезды.

И пусть дышится глубже, спокойней, вольней.

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда будет мир!

Автор: О.Н. Крылова, М.Ю. Дорофеева, г. Салехард

Похожие статьи:

Внеклассное занятие в 1 классе на тему: День Победы

9 мая. Сценарий Дня Победы для начальной школы

Сценарий ко Дню Победы в начальной школе

Классный час в 1 классе на тему: День Победы

Внеклассное мероприятие на тему День Победы в 4 классе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!