Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Игры на развитие памяти и внимания у детей 4-5 лет для родителей

Развивающие игры для детей средней группы дома

Игры развитие интеллекта, речи, внимания, восприятия, памяти, мышления и воображения у дошкольников 4-5 лет

Меньше — больше

Игра развивает сообразительность, знакомит детей со словообразовательными суффиксами

Взрослый называет различные слова (предметы, животные, растения и т. д.) и говорит малышу, что эти слова можно сделать «маленькими» или «большими». Например: заяц - зайчик - зайчище; мяч - мячик; волк - волчок - волчище; дом - домик - домище и т. д. Далее взрослый просит ребенка попробовать самостоятельно «увеличить» и «уменьшить» слова (добавлять к словам суффиксы).

 

Как называется?

Игра развивает сообразительность, мышление, память и речь

Опишите малышу что-либо ему известное (человека, растение, животное) и предложите ему угадать то, о чем вы говорите, например:

— часы, которые помогают проснуться, — будильник,

— большая ложка, которой мешают суп, — поварешка,

— человек, который играет на трубе, — трубач.

СОВЕТ! Меняйтесь с ребенком ролями. Если возникают сложности, помогайте ему составить нужное описание.

 

Что кому?

Игра развивает сообразительность, логическое мышление

Взрослый называет ребенку человека определенной профессии или животное и предлагает сказать, какой предмет ему может понадобиться. Например, пчеле необходимы цветы и нектар; почтальону — сумка и письма; птице — гнездо; парикмахеру — ножницы, расческа и т. д.

СОВЕТ! Если малыш хорошо справляется с заданием, можно усложнить игру — попросите ребенка не только назвать предмет, но и сказать, зачем он нужен. Например, весы нужны продавцу для того, чтобы взвешивать продукты, и т. д.

 

Одним словом

Игра развивает речь, сообразительность и мышление

По аналогии с игрой «Как называется?» предложите ребенку называть не предмет, а его признак, то есть не существительное, а прилагательное. Чтобы малыш понял правила игры, приведите ему несколько примеров:

— чашка для чая — чайная,

— щетка для чистки зубов — зубная,

— хвост лисы — лисий и т. д.

 

Как узнать?

Игра развивает сообразительность и мышление

Задавайте ребенку вопросы, подобные следующим: — Как можно узнать, холодно или тепло на улице?

(Посмотреть на градусник за окном.)

— Сварилась картошка или нет? (Проткнуть картошку вилкой или попробовать.)

— Высохла ли рубашка? (Потрогать руками.)

— Сладкий ли чай? (Попробовать.)

— Пишет фломастер или нет? (Попробовать написать им что-нибудь.)

— Крепко ли завязана веревка? (Потянуть.)

— Есть ли вода в стакане? (Посмотреть.)

— Есть ли мячик в закрытой коробке? (Потрясти коробку.)

— Есть ли кто-нибудь дома? (Позвонить или постучать в дверь, позвонить в домофон или по телефону.)

— Работает ли пылесос? (Включить в розетку и попробовать пропылесосить.)

— Одинаковой ли длины нарисованные полоски? (Измерить их линейкой.)

— Интересная ли книжка? (Прочитать.)

— Мягкий ли хлеб? (Пощупать.)

— Любит ли собачка кашу? (Дать попробовать.)

 

Часть и целое

Игра развивает речь, память и мышление

1 ВАРИАНТ

Взрослый называет часть какого-либо предмета или существа. Малыш угадывает, какой предмет (существо) загаданы взрослым. Например:

— винт — часть вертолета, самолета,

— колесо — часть автомобиля, кареты,

— парус — часть корабля,

— вагон — часть поезда, трамвая,

— руль — часть автомобиля,

— крыша — часть дома,

— стрелка — часть часов,

— кнопка — часть куртки,

— страница — часть газеты, книги, журнала,

— каблук — часть обуви,

— козырек — часть кепки, фуражки,

— подлокотник — часть кресла, дивана,

— карман — часть ветровки, пальто, сумки,

— клавиатура — часть компьютера,

— дверь — часть дома, квартиры, автобуса,

— стержень — часть ручки,

— ветка — часть дерева, кустарника,

— лепесток — часть цветка,

— шишка — часть сосны, ели,

— семена — часть подсолнуха,

— хвост — часть птицы, собаки, самолета,

— плавник — часть рыбы,

— перо — часть птицы (курицы, пингвина, страуса и т. д.),

— клюв — часть птицы,

— панцирь — часть черепахи,

— грива — часть льва.

СОВЕТ! Если ребенок затрудняется дать ответ, помогите ему, приведите свой пример или задайте наводящий вопрос

2 ВАРИАНТ

Взрослый называете предмет, а ребенок — одну или несколько его частей, например:

— дом — крыша, дверь, стул,

— стол — ножки, столешница,

— корабль — палуба, штурвал, паруса,

— велосипед — колеса, педали, рама,

— троллейбус — «усы», вагоны, руль,

— книга — станицы, обложка, корешок,

— компьютер — монитор, клавиатура, системный блок,

— часы — стрелки, циферблат,

— авторучка — стержень, корпус,

— чемодан — ручка, дно, замок,

— пальто — карманы, воротник, рукава, подкладка,

— плита — конфорки, духовка, шнур,

— чайник — носик, ручка, шнур,

— удочка — леска, крючок,

— гитара — струны, гриф,

— дверь — замок, ручка, дверной глазок,

— забор — доски,

— цветок — стебель, лепесток,

— дерево — ствол, листва, корни,

— гриб — ножка, шляпка,

— бабочка — крылья, усики,

— собака — лапы, хвост, нос и т. д.

СОВЕТ! Помогите малышу увидеть разницу между частью и содержимым предмета. Так, в чемодане может лежать рубашка, но это не часть чемодана. Обращайте внимание ребенка на то, что у разных предметов бывают части с одинаковым названием. Они, как правило, выполняют одну и ту же функцию, даже при разной форме. Например, руль у автомобиля и велосипеда.

 

Назови лишнее

Игра развивает речь, мышление и сообразительность

Из четырех слов, названных взрослым, ребенок выбирает одно лишнее, которое по значению «не вписывается» в данный ряд.

В подобную игру можно играть, используя картинки, — это гораздо проще.

Без картинок, на слух, не всякий ребенок сразу разберется, как решить задачку. Нет возможности рассмотреть ряд, поразмыслить. Нужно, во-первых, хорошо запомнить все слова и быстро понять, что именно не вписывается в общий ряд. Поэтому для начала можно давать упрощенные задания. А потом уже переходить на более сложные.

Сначала вы называете ребенку признак, по которому следует сортировать слова. Например, предметы, которые нужны на кухне: сковородка, холодильник, кровать, ложка. Ребенок называет, что именно не вполне уместно на кухне.

Проводя такие тренировочные игры, старайтесь использовать как можно более разнообразные признаки для объединений слов:

— назначение предмета,

— цвета и размеры,

— материал, из которого предмет изготовлен,

— мягкость - жесткость,

— прозрачность - непрозрачность и др.

Можете называть животных, объединяя их в группы по месту обитания, способу передвижения, видовой принадлежности и т. д. Называйте не только существительные, но и прилагательные, объединенные общим признаком. Например, горячий, теплый, жесткий, холодный. Общий признак слов — температура (по-детски — «нагретость»), лишнее слово — жесткий.

СОВЕТ! Попробуйте немного изменить правила игры: называйте ребенку не четыре, а только три слова, из которых надо выбрать лишнее. Но уже не сообщайте общий признак. Дайте возможность малышу самому догадаться.

 

Буква заблудилась

Игра развивает чувство юмора и учит тому, что каждая буква должна стоять на своем месте

Прочитайте малышу эти веселые строчки, посмейтесь вместе над комичностью ситуации, а потом найдите «заблудившуюся» букву и расставьте все на свои места:

Буква заблудилась

Неизвестно как случилось,

Только буква заблудилась.

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Но едва туда вошла

Буква-озорница —

Очень странные дела

Начали твориться...

 

Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!»

 

Тает снег. Течет ручей,

На ветвях полно врачей.

 

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

 

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

 

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом.

 

Сели в ложку — и айда!

По реке туда-сюда!

 

Врач напомнил дяде Мите:

«Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном».

 

Писем мы не написали:

Тучку целый день искали.

 

Сидит на грядке крепко

Оранжевая кепка.

 

Загремел весенний гном,

Тучи на небе кругом.

 

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

 

Лежит лентяй на раскладушке,

Грызет, похрустывая, пушки.

 

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это.

 

Жучка будку не доела,

Неохота, надоело.

 

У вратаря большой улов:

Влетело в сетку пять волов.

 

Я рубашку сшила шишке,

Я сошью ему штанишки.

 

Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку.

 

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.

 

Где обедал, воробей?

В зоопарке у дверей.

 

На волке — сметана,

Творог, молоко.

И рад бы поесть,

Достать нелегко.

 

Забодал меня котел,

На него я очень зол.

 

Тащит мышонок в норку

Огромную хлебную горку.

 

Не учил уроки,

А играл в футбол.

Оттого в тетрадке

Появился гол.

 

На островок налетел ураган,

На пальме остался последний баран.

 

Под березами, где тень,

Притаился старый день.

 

На поляне весной

Вырос зуб молодой.

 

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук

С длинными усами.

 

Эй, не стойте слишком близко.

Я тигренок, а не миска.

 

Пять баранов скушал Толька

И сказал: «Еще бы столько...»

 

Мы собираем васильки,

На голове у нас щенки.

Автор: А. Шибаева.

 

Переезд

Игра развивает речь ребенка, расширяет его активный словарный запас, учит различать предметы, сходные по назначению, запоминать их названия

Вам понадобятся: парные предметные картинки (их нужно вырезать) и разноцветные коробочки для того, чтобы складывать в них картинки.

Дайте ребенку 2-3 пары картинок, например: чашка - стакан, платок - косынка, ранец - портфель. Скажите малышу, что вы получили (купили) новую квартиру. Теперь вам надо собрать и упаковать вещи для переезда. Сначала вы будете упаковывать посуду. Попросите ребенка подавать вам те вещи, которые вы будете называть. Обязательно скажите, что нужно это делать очень внимательно, так как многие вещи внешне похожи. Например, очень похожи кружка с чашкой, чайник с кофейником. Далее вы называете по одному предмету из каждой пары, например, кофейник. Если ребенок ошибается (показывает чайник), картинка остается у него. К концу игры у ребенка не должно остаться ни одной картинки.

СОВЕТ! После того как вы закончите, предложите ребенку по одной вынимать из коробок собранные картинки и говорить, что на них нарисовано.

Задача взрослого — называть предметы, объединяемые в пару с тем предметом, который назовет ребенок. Например, ребенок говорит: «Перчатки», вы — «Варежки».

 

Из чего же? Из чего же?

Развитие наблюдательности и внимания.

Игра помогает ребенку познакомиться с названиями материалов, из которых сделаны предметы (дерево, металл, пластик, резина, стекло)

Вам понадобятся: предметы, сделанные из разных материалов, подносы, сделанные из тех же материалов, что и предметы, мешочек.

Перед началом игры расскажите ребенку, что все окружающие нас предметы сделаны из разных материалов, попросите его вспомнить, какие он знает материалы, а также сделанные из них вещи.

Заранее приготовьте мешочек с различными предметами. Например, в мешочке могут находиться деревянная матрешка, пластмассовая кукла, металлический солдатик, резиновый мяч и стеклянное блюдце.

Расставьте подносы. Вместе с малышом определите, из какого материала сделан каждый поднос и попросите его доставать по очереди предметы из мешочка. Ребенок должен назвать материал, из которого сделан предмет, и найти для него подходящий поднос.

 

Найди одинаковое предметы

Развитие наблюдательности, смекалки.

Игра учит ребенка сравнивать предметы, находить в них признаки сходства и различия

Вам понадобятся: различные предметы (желательно игрушки), среди которых есть абсолютно одинаковые и незначительно отличающиеся друг от друга (например, две одинаковые матрешки с разным рисунком, две одинаковые машинки, различающиеся цветом кузова или размером).

Расставьте предметы на столе, расположив абсолютно одинаковые подальше друг от друга. Предложите ребенку найти два абсолютно одинаковых предмета и объяснить свой выбор. В том случае, если ребенок выберет два похожих, но не одинаковых предмета, попросите его внимательнее посмотреть и найти отличие.

 

Новый дом для куклы

Игра помогает ребенку запомнить и правильно употреблять слова «мебель», «одежда», «обувь», «посуда», «игрушки»

Вам понадобятся: кукла, игрушечная мебель, посуда, одежда, обувь и игрушки для куклы.

В двух разных углах комнаты сделайте новый и старый домики для куклы. В старый дом положите все вещи куклы: посуду, мебель, одежду, обувь, игрушки. В новый дом посадите куклу. Расскажите малышу, что у куклы новоселье и нужно помочь ей обустроить дом — перенести ее вещи из старого домика в новый.

Попросите ребенка приносить только те предметы, которые относятся к сказанному вами слову. Например, если вы говорите слово «мебель», малыш должен принести диван, кресло, кроватку, то есть только те предметы, которые являются мебелью.

СОВЕТ! По ходу игры проверяйте вместе с ребенком правильность выбора предмета. Пусть он сам расставит и разложит предметы в новом домике куклы.

 

Волшебные звуки

Игра на развитие слухового внимания, сообразительности, умения употреблять слова, обозначающие тот или иной звук

Вам понадобятся: любые «звучащие» предметы. Например, колокольчик, игрушечное пианино, книга (шуршание страниц), свисток; ширма или любое заграждение. Можете сделать ширму из гладильной доски, набросив на нее покрывало.

Зайдите за ширму и с помощью приготовленных «звучащих» предметов и инструментов последовательно извлекайте звуки. Задача малыша — отгадать, с помощью чего вы издаете каждый звук. Если у ребенка возникают трудности с ответом, повторите звук, попросив его слушать внимательнее. Если малыш легко справляется с заданием, можно повторять звуки, но только тише.

СОВЕТ! Эту игру можно проводить и на улице. Например, на прогулке обращайте внимание ребенка на звуки сигналящих машин, шелестящих листьев, на пение птиц и т. п.

 

Все работы хороши!

Игра учит соотносить орудия труда с профессиями, воспитывает интерес к работе взрослых людей

Вам понадобятся: картинки, на которых изображены орудия труда представителей разных профессий. Например, молоток, набор медицинских инструментов, кухонная посуда и т. п.

Вместе с ребенком называйте предмет труда и спрашивайте у малыша о том, какая профессия соответствует этому инструменту. Попросите ребенка вспомнить, где он видел такого работника.

Что поменялось?

Игра развивает наблюдательность, память, речь, помогает ребенку определять пространственное расположение предметов, употреблять слова «справа», «слева», «впереди», «сзади», «сбоку», «около» и др.

Вам понадобятся: ширма, кукольный персонаж (лучше, если игрушка будет одеваться на руку), стол, игрушки.

Перед началом игры поставьте ширму на стол с расставленными игрушками. Предложите ребенку поиграть с кукольным персонажем. Например, из-за ширмы появляется кукла, которая произносит: «Сейчас мы будем с тобой играть. Я принес сюда матрешку, пирамидку и машинку. Посмотри внимательно, где они стоят». Далее происходит диалог кукольного персонажа с ребенком. Кукла задает вопросы относительно местоположения всех игрушек: Где стоит машинка? А пирамидка? Что стоит слева от машинки? и т. д. Затем кукла просит малыша запомнить, где стоят игрушки.

Далее нужно, чтобы ребенок ненадолго отвернулся от ширмы. За это время взрослый меняет игрушки местами. Задача ребенка — сказать, что изменилось. После этого снова попросите ребенка отвернуться, но ничего не переставляйте. Вновь попросите ребенка сказать, что поменялось.

СОВЕТ! Игру можно усложнять, увеличивая количество игрушек, а также меняя, например, положение рук и ног, одежду игрушек, величину пирамидки, размер матрешки и т. п.

 

Времена года

Игра учит ребенка соотносить явления природы и труд человека с конкретным временем года

Перед началом игры спросите малыша, знает ли он, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев, когда тает снег, когда поливают цветы на газонах и т. д. Называйте время года и попросите ребенка отвечать, что происходит в это время года и какой работой заняты люди.

 

Топ - хлоп

Игра на развитие внимания и памяти

Вы произносите фразы-утверждения — правильные и неправильные. Если то, что вы говорите, соответствует действительности, малыш должен хлопнуть в ладоши, если нет — топнуть ногой. Например: «Летом всегда идет снег», «Картошку едят сырую», «Ворона — перелетная птица». Чем старше ребенок, тем сложнее должны быть фразы.

СОВЕТ! В эту же игру можно играть, используя кружки красного и зеленого цвета (светофор). На правильную фразу ребенок показывает зеленый цвет, на неправильное утверждение — красный.

 

Сложи картинку

Игра на развитие внимания и памяти

Вам потребуются: картинки со схематическими изображениями предметов и геометрические фигуры (то и другое нужно вырезать).

Покажите ребенку одну из картинок, рассмотрите, из скольких частей состоит изображенный на ней предмет, какие эти части по форме. Затем предложите ребенку найти среди геометрических фигур соответствующие части и сложить похожую картинку. В качестве образца можете использовать такие рисунки:

Давай придумывать!

Игра развивает абстрактное мышление, речь

Вам потребуются: несколько разных предметов и карточки с рисунками (по числу выбранных предметов). Главное условие — изображения на картинках должны быть похожи, но не тождественны выбранным предметам. Например, карандаш, удочка, иголка, нож по форме похожи на палочку; ваза, стакан, наперсток — на полый цилиндр и т. д.

Игра проводится следующим образом — малыш садится за стол с набором предметов. Взрослый занимает место напротив, у него карточки с картинками. Он показывает ребенку карточки (по одной) и спрашивает: «Какой предмет похож на это изображение?». Ребенок выбирает соответствующий предмет и, если он сделал верный выбор, получает от взрослого карточку с изображением.

СОВЕТ! Поменяйтесь ролями: пусть у ребенка будут карточки с картинками, а у взрослого — разные предметы.

 

Ищем клад

Игра учит ориентироваться в пространстве

Сначала вместе с малышом нарисуйте план комнаты. Объясните ребенку все подробно: вместо стола, стула, дивана будут похожие на них фигуры.

Проверьте с ребенком, не забыли ли вы что-нибудь. Задайте ему ряд уточняющих вопросов: «Окно есть? А дверь? А стол? Какой фигурой мы изобразим телевизор?» Обязательно разъясните, что это вид комнаты сверху. Далее подготовьте игрушку или какое-нибудь лакомство, малыш выходит в другую комнату или отворачивается, а вы прячете «клад» где-либо в комнате. Затем ставите на плане яркий крестик и предлагаете ребенку найти клад. Вначале поищите клад вместе, держа на виду план и повторяя, где что находится. Когда ребенку эта игра будет даваться легко — усложните ее. Нарисуйте план всей квартиры, двора, а летом на даче — план участка.

Я знаю десять названий

Игра развивает память, помогает ребенку пополнить словарный запас

Играть можно как вдвоем с ребенком, так и небольшой компанией. В игре используют мяч. Участники садятся в круг. Перекидывая друг другу мяч, игроки произносят следующий диалог:

— Я...

— Знаю...

— Десять (семь, пять)...

— Названий деревьев (птиц, цветов, профессий, фруктов, животных, рыб, городов и т. д.).

Затем все по очереди должны произносить названия того, что было задано. Например:

— Липа — раз!

— Береза — два!

— Клен — три!

Тот, кто не сможет ответить, — отдает мяч.

СОВЕТ! Как правило, дети быстро запоминают все названия, поэтому количество слов со временем можно увеличивать.

 

Найди домик

Игра для развития устойчивости внимания

Предложите ребенку рисунок с изображением животных, птиц или других персонажей (начиная с пяти) и такого же количества домиков. Предложите малышу найти домик для каждого персонажа.

Архитекторы и строители

Игра поможет вам вновь заинтересовать ребенка конструированием

Вам потребуются: кубики или любой строительный конструктор. Сначала нужно объяснить малышу, кто такие архитекторы и строители:

— архитекторы — люди, которые проектируют, то есть придумывают и на бумаге изображают, как здания будут выглядеть внутри и снаружи (создают чертежи будущего здания), а также определяют, из чего здания будут строить;

— строители — люди, которые по чертежам, созданным архитекторами, строят (возводят) здания.

Затем сделайте вместе с ребенком несколько чертежей построек. Конечно, нужно использовать те элементы конструктора, которые есть у вас (можно просто обводить детали конструктора на бумаге). Когда чертежи будущих «зданий» будут готовы, предложите ребенку выступить в роли строителя, то есть возвести постройку по чертежу.

СОВЕТ! Вы можете играть так:

— Вы строите, а затем ребенок делает чертеж готовой постройки.

— Ребенок делает чертеж, а вы строите.

— Кто-то один делает несколько построек и чертеж одной из построек. Задача — найти постройку по чертежу.

— Сделать чертеж и постройку по нему с ошибками. Предложить ребенку найти ошибки.

 

Что лишнее?

Игра учит систематизировать предметы по признакам

Попросите малыша внимательно рассмотреть картинки и исключить лишнее (в пределах каждого ряда).

СОВЕТ! Чем старше ребенок, тем ближе по смыслу должны быть изображения.

 

Чем пахнет?

Игра развивает обонятельный канал восприятия, помогает освоить понятия «кислый», «горький», «сладкий» и др.

Вам потребуются: предметы со специфическим запахом — шампунь, крем для рук, чеснок, лимон, квашеная капуста, духи, кожаные перчатки (сумка), хлеб, шерсть и др.

Вместе с малышом заранее рассмотрите все предметы. Оговорите, что съедобное, а что нет. Вместе понюхайте и попытайтесь классифицировать запахи по признакам:

— кислый - горький - сладкий,

— приятный - неприятный,

— съедобный - несъедобный.

Затем завяжите ребенку глаза и предложите по запаху определить каждый предмет.

звезда

 

Я – луна, а ты - звезда

Игра на развитие логического мышления, быстроты реакции

Игру может начать как взрослый, так и ребенок. Например, взрослый говорит: «Я — гроза!». Малыш должен быстро ответить что-либо подходящее по теме, например: «А я — дождь». Взрослый продолжает: «Я — большая туча!». Ребенок может ответить: «Я — осень» и т. д.

 

Сверни ленту

Игра помогает детям освоить понятия «короткий», «длинный»

Вам потребуются: разноцветные ленты разной длины, наклеенные на карандаши.

Раздайте всем участникам ленты, но не говорите, что они разной длины. По сигналу дети начинают наматывать ленты на стержни. После того как все справятся с заданием, обратите внимание участников на то, почему одну из лент пришлось сворачивать дольше всего. Разверните ленты в полную длину и положите рядом так, чтобы разница в длине была хорошо заметна. Пусть дети сами догадаются о причине неудачи того соревнующегося, чья лента длиннее. Вы увидите, что после этого дети сразу станут обращать внимание на длину ленты, которую берут!

 

Построим башню

Игра помогает детям освоить понятия «устойчивый», «неустойчивый»

Вам потребуются: детские кубики разных размеров.

Суть игры в том, чтобы построить из кубиков самую высокую башню. Методом проб и ошибок ребенок убеждается, что, для того чтобы башня была достаточно устойчивой, внизу должны быть самые большие кубики, выше — поменьше, а еще выше — совсем маленькие. Приучайте последовательно отбирать кубики, выбирая каждый раз самый большой. Для сравнения по величине их надо прикладывать один к другому.

Построив башню из настоящих кубиков, можно перейти к строительству башен или лесенок из нарисованных фигур, выкладывая их на столе так, чтобы снизу вверх размер уменьшался.

СОВЕТ! Игра будет проходить намного интереснее, если вы дадите ребенку маленькую куклу и покажете, как она умеет залезать на башню или подниматься по лестнице. Поиграв с куклой, ребенок лучше поймет и смысл последовательного расположения фигур.

 

Воздушные шары

Игра учит малышей обращать внимание на цвет предметов и подбирать одинаковые цвета.

Вам потребуется: предварительно наклеить на бумагу или картон узкие полоски 6-7 разных цветов (лучше всего использовать чистые цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и вырезать из цветной бумаги круги тех же цветов. Эти полоски будут ниточками, а круги — шариками.

Объясните ребенку, что шарики надо «привязать» к ниточкам подходящих цветов, и покажите, как это сделать. После этого ему можно дать возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если малыш ошибается.

 

Сравни предметны

Игра на развитие внимания, аналитических способностей

Перед ребенком ставятся две игрушки. Он должен сначала сказать, чем они похожи, а затем — чем отличаются друг от друга. Например, мишка и зайчик похожи тем, что они пушистые, у них есть лапки, глазки, ушки. А отличаются они тем, что мишка — большой, а зайчик — маленький, мишка — коричневый, а зайчик — белый и т. п. Можно называть признаки по очереди с ребенком.

СОВЕТ! Если вы хотите усложнить игру, попросите ребенка сравнить более похожие игрушки, например, две разные машины, два разных мяча и т. д. Вместо игрушек можно попросить ребенка сравнить рисунки:

Делай, как я!

Упражнение на развитие двигательной памяти

Взрослый, переходя из одного места комнаты в другое, принимает в этих местах разные позы (таких мест и поз должно быть 4-5). Затем ребенок должен обойти те же места и повторить те же позы сначала в том порядке, в котором они были показаны, а потом в обратном.

 

Магазин

Игра на развитие внимания и памяти

Ребенку предлагается рассмотреть полки в магазине, на которых много разного товара.

Затем ребенка просят рассказать, что где стоит, какого цвета предметы, как они расположены на полках и т. д. Далее взрослый говорит, что в магазин пришел покупатель и что-то купил:

Что изменилось? Что купили в магазине?

СОВЕТ! Эту игру можно видоизменять, усложнять. Например, попробуйте сделать игровое поле с изображением полок, а картинки с товаром — отдельно (вырезайте их из старых книжек, журналов, рисуйте сами и т. д.). Тогда можно менять количество «товара» на полках, изменять расположение предметов, попросив ребенка отвернуться.

Повторяй за мной!

Упражнение на развитие словесной памяти

Взрослый не торопясь читает ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Ребенок должен их запомнить и воспроизвести в той же последовательности. Например: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.

 

Самый внимательный

Игра поможет определить, насколько у ребенка развита долговременная память

В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими, например, в детском саду. Предложите участникам ответить на следующие вопросы:

— Какого цвета шторы в вашей квартире?

— На каком этаже ты живешь?

— Сколько всего этажей в доме, где ты живешь?

— Есть ли лавочка рядом с твоим подъездом?

— Чем заканчивается сказка про репку?

— Когда ты в последний раз смеялся и почему?

— Кто выше: мама или папа?

— Сколько всего окон в вашей квартире?

— Что ты ел вчера (сегодня) на завтрак?

— Когда ты в последний раз был в цирке (театре)?

— Как зовут ваших соседей?

— Какие цветы растут у вас дома?

 

Сделай сам

Упражнение на развитие и диагностику кратковременной памяти

Попросите ребенка в пустых шкафах нарисовать те же полки, что и в «заполненных»:

СОВЕТ! Пусть ваш ребенок на свой вкус украсит полки — нарисует на них вазы или цветы.

 

Подсказки

Игра на развитие ассоциативной памяти

Вначале скажите ребенку, что есть один очень интересный и простой способ запоминать слова. Для этого нужно найти между словами связь. Так, например, зонтик связан с дождем, а молоко с коровой.

Далее взрослый просит ребенка внимательно послушать и запомнить пары слов (слова читаются медленно):

— небо - солнце

— туча - дождь

— собака - хвост

— заяц - капуста

— комната - кровать

— рыба - река

— цветок - ваза

— лягушка - тина

— птица - дерево

— море - корабль

Затем взрослый говорит первое слово из пары, а задача ребенка — вспоминать второе: небо - туча - собака - ... и т. д.

 

Шарик на горке

Игра на развитие мышления.

Вам потребуется: приготовить небольшую горку. Это может быть любая дощечка, поставленная под углом к плоскости стола. На некотором расстоянии от горки проведите черту (можно положить ниточку).

Дайте ребенку небольшой шарик и попросите его спустить шарик с горки так, чтобы шарик остановился около черты. Естественно, что сначала малыш будет ошибаться, но через некоторое время он научится точно определять соотношение расположения шарика на горке и дальности его пробега.

СОВЕТ! Можно провести эту игру и как соревнование («Чей шарик точнее докатится до черты?»).

 

Фотографическая память

Игра на развитие и диагностику кратковременной зрительной памяти

Ребенку предъявляется для запоминания на 1 минуту несложная картинка, затем взрослый ее убирает, и малыш должен нарисовать картинку по памяти. Можно также попросить малыша дорисовать по памяти недостающие части, детали рисунка.

Скажите малышу запомнить все части и детали ракеты. Через минуту спрячьте этот рисунок и предложите малышу вспомнить и дорисовать все части ракеты.

Птица – не птица

Игра на внимание и знание птиц

Взрослый читает стишки:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи...

 

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

 

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Лебеди, куницы,

Галки и стрижи,

Чайки и моржи.

 

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Сойки и ужи.

 

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чайки, пеликаны,

Майки и орланы.

Голуби, синицы,

Цапли, соловьи,

Окуни и воробьи.

 

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Утки, гуси, совы,

Ласточки, коровы.

 

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Палки и стрижи,

Бабочки, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди и утки —

И спасибо шутке!

Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал — топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно.

СОВЕТ! Спросите ребенка: «А муха — это кто?».

 

Угадай, кого загадали!

Игра учит ориентироваться в пространстве

В игре вместе с малышом могут участвовать его любимые игрушки. Например, кукла с мишкой и зайчик. Важно, чтобы они были достаточно крупные и их можно было посадить или поставить перед ребенком, за ним и сбоку от него. Ребенка поставьте или посадите в центре, а игрушки разместите вокруг. Скажите, что загадали одну из них, а ему надо угадать, какую. Адрес загаданной игрушки, например, такой: она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, за тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем меняйтесь местами, рассадите игрушки вокруг себя. Теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок.

СОВЕТ! В дальнейшем, если малыш не испытывает затруднений, попробуйте ввести дополнительное различение: справа и слева. Надеемся, ваш ребенок вполне с этим справится.

 

В гостях у сказок

Игра поможет определить запас знаний ребенка, его эрудицию

Попросите ребенка внимательно посмотреть на картинки и сказать, из каких сказок эти герои:

Кто я?

Игра на развитие творческих способностей

В нее можно играть где угодно: дома на кухне, по дороге из детского сада или в кукольном уголке. Для нее не потребуется специального стола и других приготовлений, нужны только родительская выдумка и фантазия. Итак: «Кто я?» — спрашиваете вы у ребенка и изображаете (жестами, мимикой, звуками и т. п.) поезд, машину, чайник, самолет, продавца, врача, собаку, кошку и т. п. Естественно, что возможности такого показа почти безграничны и зависят только от житейского опыта вашего ребенка. Расширяйте житейский опыт и с помощью такой игры.

СОВЕТ! Когда ребенок научится угадывать, что вы изображаете, загадывайте с ним по очереди.

 

Шаги, или Кто быстрее доберется до...

Игра на расширение словарного запаса и развитие речи

Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов, например «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и объявляем старт.

Другие темы: «Все круглое», «Все горячее», «Все мокрое», «Ласковые слова для мамы», «Слова утешения» и т. д.

СОВЕТ! Поиграйте в эту игру еще так: дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

 

Что ты делаешь?

Игра на внимание, умение быстро переключаться

Игра проводится на улице. Ведущий назначает каждому играющему, сидящему в кружке, работу: обед варить, печь хлеб, жать овес, ремонтировать автомобиль, шить, вязать и т. д. Каждый участник выкапывает себе ямку, садится около нее, берет палочку и вертит ею в ямке. Ведущий в середине круга тоже вертит палочкой в ямке, задает всем какую-нибудь общую работу, например, говорит: «Пеките хлеб» или «Пойте песню», — и все начинают вертеть палочками в ямке и громко повторять заданную работу: «Хлеб пеку, хлеб пеку» и т. д. В это время ведущий неожиданно обращается с вопросом к кому-нибудь: «Что ты делаешь?» Спрашиваемый должен немедленно назвать назначенную ему работу, например: «Овес жну». Если же ошибется и назовет общую работу (хлеб пеку) или замнется, то меняется местами с ведущим.

 

Занимательные задачи

Развивают сообразительность и проверяют эрудицию

— Сколько ушей у трех мышей? (Шесть ушей.)

— Сколько лап у двух медвежат? (Восемь лап.)

— У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестер? (Одна сестра.)

— У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? (Ни одного внука, только внучка.)

— Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! (Пять птиц.)

— Горело семь свечей. Две свечи погасили. Сколько свечей осталось? (Две свечи — остальные сгорели.)

— В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Отдать одно яблоко вместе с корзиной.)

— На березе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (Нисколько — на березе яблоки не рас-

 

Отгадай предмет по его частям

Игр на внимательность, развитие аналитических способностей

Вам потребуются: карточки с изображениями различных предметов — мебель, овощи, животные, транспорт и т. д.

Карточки раздаются всем участникам игры. Ребенок, не показывая свою карточку другим игрокам и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко.

СОВЕТ! Попробуйте поиграть без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например, по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т. п.

Примеры описания предметов:

— Четыре ноги, спинка, сиденье. (Стул.)

— Цифры, стрелки. (Часы.)

— Буквы, картинки, листы. (Книга.)

— Ствол, ветки, листья. (Дерево.)

— Корень, стебель, листья, лепестки. (Цветок.)

— Экран, кнопки, электрический шнур, пульт. (Телевизор.)

— Носик, ручка, крышка, электрический шнур. (Чайник.)

— Лапы, хвост, ошейник. (Собака.)

— Ноги, хвост, хобот. (Слон.)

Вам кажется, что все слишком просто?! Но на самом деле не все дети могут описывать предметы. Попробуйте!

 

Живое - неживое

Игра знакомит ребенка с понятиями «одушевленный» и «неодушевленный»

Сначала объясняем ребенку, что все живые предметы мы называем КТО, а неживые ЧТО. Приводим несколько примеров. Затем показываем ребенку парные картинки и задаем вопросы:

— Что растет? Кто растет?

— Кто летает? Что летает?

— Кто плавает? Что плавает?

— Кто самый большой? Что самое большое? и т. д.

СОВЕТ! Для игры можно использовать любые книжки с сюжетными картинками.

 

Отгадай предмет по описанию

Игра на внимательность, развитие аналитических способностей

Условия игры те же, что и в игре «Отгадай предмет по его частям». Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать/соотнести по родам прилагательные и существительные, а также знать такие понятия, как «мебель», «овощи», «фрукты», «насекомые», «домашние и дикие животные» и т. п.

— Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед. (Медведь.)

— Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом. (Лиса.)

— Насекомое с разноцветными крыльями, похожа на цветок. (Бабочка.)

— Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом. [Вертолет.)

— Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ. (Помидор.)

— Сладкая, в красивой бумажке. (Конфета.)

 

Кто без чего не обойдется

Упражнение помогает ребенку научиться выделять существенные признаки предметов.

1 ВАРИАНТ

Взрослый называет главный предмет и зачитывает для него ряд слов. Ребенку из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись.

Например, взрослый говорит, что главный предмет — сад, и перечисляет ряд слов: растения, садовник, собака, забор, земля. Далее взрослый задает ребенку вопросы: Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений (садовника, собаки, забора, земли)? Почему? Какие слова для сада самые главные? Очень важно, чтобы каждый предполагаемый ребенком вариант подробно обсуждался, чтобы ребенок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком обсуждаемого понятия.

Примерные задания:

— Сапоги — шнурки, подошва, каблук, молния, голенище.

— Река — берег, рыба, рыболов, тина, вода.

— Город — автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед.

— Игра — карты, игроки, штрафы, наказания, правила.

— Чтение — глаза, книга, картинка, печать, слово.

— Война — самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты.

— Школа — учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради.

2 ВАРИАНТ

Взрослый называет слова (например, вода, провод, карандаш, стекло, кирпич и т. д.) и спрашивает ребенка: «Чего не может быть без этого предмета? Для чего или кого этот предмет самый главный?».

 

Что снаружи? Что внутри?

Игра знакомит ребенка с понятиями «снаружи» и «внутри»

Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что — внутри. Например:

— дом - шкаф,

— книга - шкаф,

— сумка - кошелек,

— кошелек - деньги,

— кастрюля - каша,

— аквариум - рыбы,

— будка - собака,

— нора - лиса, и т. д.

СОВЕТ! Поменяйтесь ролями — пусть ребенок загадывает пары слов.

 

Кто это?

Игра знакомит ребенка с профессиями

Вам потребуются: карточки с изображениями людей разных профессий и инструментов.

Как играть:

— Задаем вопросы «кто?» и «что?». Например: «Кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье? Что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?»

— Придумываем загадки. Например: этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.

— Спрашиваем, кому что нужно. Например: Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: Кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

 

Школа юных писателей

Упражнения на развитие связной и логичной речи

— Взрослый читает предложения, дети вставляют пропущенные слова. За основу можно взять рассказы В. Г. Сутеева, В. В. Бианки. Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала... (Кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (Что делала?). Кошка поймала в саду... (Кого?). Шерсть у кошки... (Какая?), когти... (Какие?). Кошка лежала с котятами... (Где?). Котята играли мячиком... (Как?)».

— Взрослый произносит начало предложения, а дети должны его закончить. Можно помогать игрокам вопросами. Например: «Садовник поливает... (Что? Где? Когда? Зачем?)», «Дети идут... (Куда? Зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.

— Составить предложение с несколькими (3-4) заданными словами, например: собака, мяч, ребенок, играть.

Автор: Татьяна Медникова

Похожие статьи:

Развивающие задания в картинках для детей дошкольников 4-5 лет

Развивающие игры для детей 4-5 лет дома с родителями

Задания по грамоте и чтению для дошкольников в картинках

Развивающие игры для детей 4-5 лет в детском саду. Картотека

Игры для изучения букв с детьми 3-5 лет

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!