Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Повесть о Петре и Февронии Муромских

Повесть о Петре и Февронии Муромских

Был в русской земле город, называемый Муром. И правил в нём самодержавно благоверный князь по имени Павел. Дьявол же, никогда не хотевший добра роду человеческому, начал посылать мерзкого летучего змея к жене того князя. И никто из людей не мог распознать его, потому что он был видом совершенно как князь. Так прошло немало времени. Жена князя, почуяв неладное, рассказала всё своему мужу. Призадумался князь Павел: как же ему одолеть змея? И повелел жене своей самой выспросить у него: от чего, мол, твоя смерть? Та согласилась и сделала, как велел муж. Змей же, прельщённый её хитрыми словами, открылся ей: «Смерть моя — от Петрова плеча, от Агрикова меча».

У князя был младший брат по имени Пётр. Рассказал ему князь про свою беду и про слова змея, и с той поры начал Пётр задумываться: как бы ему убить змея? Однако он ничего не слыхал про Агриков меч. Имел же он обычай, уединяясь, ходить по церквям. И вот однажды пришёл он помолиться в церковь при женском монастыре Воздвижения честнаго креста, находившуюся за городом. И там явился к нему отрок и сказал ему: «Князь! Хочешь ли, покажу тебе Агриков меч?» Князь с радостью согласился. Отрок сказал ему: «Иди за мной следом». И показал ему в алтарной стене между плитами тайник, а в нём меч. Благоверный же князь Пётр взял тот меч, вернулся домой и поведал, что с ним приключилось, своему брату. С того дня начал он ждать удобного времени, чтобы сразиться со змеем. Для этого он постоянно ходил к брату своему и к снохе своей на поклонение. И случилось так, что, придя однажды к княгине от брата, он застал там его же, сидящего у своей жены. Он понял, что это змей, но решил проверить. Слуга брата доложил ему, что князь Павел не покидал своей горницы. И сам брат подтвердил его слова. Князь же Пётр сказал: «Это, брат, пронырство лукавого змея, который прикинулся тобой, чтобы я, приняв его за тебя, не убил его. Теперь не выходи отсюда. Я же пойду биться со змеем, да будет с Божьей помощью убит лукавый этот змей».

И взяв Агриков меч, и придя в горницу к снохе своей, и увидев змея в образе брата своего, и твёрдо уверившись, что это не брат, но змей-прелестник, князь Пётр ударил его мечом. Змей тут же явился в своём собственном облике, заметался и умер, окропив блаженного князя Петра своей кровью. Он же от той мерзкой крови покрылся струпьями и язвами и тяжко заболел. И искал в своих владениях врача, который мог бы его исцелить, но не нашёл ни одного. Однако он слышал, что много врачей в Рязанской земле, и повелел привезти себя туда, ибо сам был настолько слаб, что не мог сесть на коня. И искали его слуги по всей Рязанской земле врача.

Один из слуг его оказался в селе Ласково и зашёл в один из домов. Тишина стояла в доме, никто не услышал его. В горнице он увидел чудное видение: там сидела девушка и ткала пряжу, а перед ней скакал заяц. Она, увидев слугу князя, сказала ему: «Нелепо дому быть без ушей и без глаз». Он же спросил: нет ли в доме хозяина, то есть мужчины? Она ответила ему: «Отец и мать мои пошли плакать взаймы. А брат — тот отправился через ноги на смерть смотреть». Слуга князя не понял её слов и спросил, что они означают? Девушка объяснила ему: дом без ушей и без глаз — это дом без собаки и слуги, которые могли бы предупредить о гостях. Мать и отец пошли на похороны плакать — когда они умрут, и о них поплачут, а теперь они плачут как бы взаймы. Брат же, как и отец, — древолазец, собиратель мёда, и как раз отправился на промысел; смотря с высоты дерева на землю, он думает, как бы не сорваться, чтобы не разбиться, поэтому она и сказала, что он смотрит на смерть через ноги. Слуга князя похвалил её за мудрость и спросил, как её зовут. Она ответила: «Имя моё Феврония». Слуга князя поведал ей о беде своего господина и спросил, не знает ли она хорошего врача. Тогда девушка попросила привести князя к ней. «Если будет мягкосерд и смирен, — сказала она, — то будет здоров».

Князь, узнав про девушку, велел тут же везти себя к ней. Его привели в её дом, и он велел слугам пообещать ей богатые дары за своё исцеление. Она же ответила: «Даров мне не нужно. Имею к вашему князю такое слово: если не стану его супругой, негоже мне врачевать его». Князь же Пётр, не придав значения её словам, подумал: «Как можно князю взять в жёны дочь древолазца!» Однако велел пообещать ей, чего она просила. Тогда Феврония изготовила мазь, велела истопить баню для князя и намазаться ему этой мазью, только не мазать одного струпа на своём теле. Князь же решил испытать её, так ли она в самом деле умна? Он послал ей пучок льна со словами: «Пусть, пока я буду в бане, изготовит мне из этого пучка сорочку, штаны и полотенце». Тогда Феврония велела слуге князя взять полено с печки, отколоть от него щепку и отнести к князю с таким ответом: «Сделаю, как велишь, только изготовь мне прежде из этой щепочки ткацкий станок». Князь велел передать ей, что это невозможно. «А возможно ли, — спросила Феврония, — из пучка льна изготовить взрослому мужчине сорочку, штаны и полотенце?» И князь дивился её мудрому ответу.

Князь по словам Февронии вымылся в бане и помазал свои язвы и струпы мазью, только один струп не помазал. После того он исцелился, кроме одного струпа, но не пожелал выполнить данное Февронии обещание и уехал в отчину свою, город Муром, отослав Февронии богатые дары. Но та не взяла их. И за невыполненное обещание от оставшегося струпа на теле князя начали расходиться другие струпы — с первого же дня, как он уехал. И стал князь болен, как прежде. Возвратился он к Февронии, покаялся перед нею со стыдом и пообещал взять её в жёны. Та излечила его снова, и князь женился на ней. Так стала Феврония княгиней.

Вернувшись в отчину свою, город Муром, жили они в благочестии, не отступая от Божьих заповедей. Через некоторое время старший брат Петра умер, и благоверный князь Пётр стал правителем города. Княгиню же Февронию бояры его невзлюбили из-за своих злых жён, которые не могли смириться с тем, что она стала княгиней не по происхождению, но по Божьей воле — ради доброго её жития. И пытались оклеветать её. Первый раз донесли князю, будто бы она по простонародной привычке, вставая из-за стола, собирает крошки в руку, как голодная. Князь Пётр решил испытать её и посадил за свой стол. По окончании же трапезы он увидел, что Феврония что- то взяла со стола. Взяв её за руку, он увидел, что это были только церковные благовония — ладан и фимиам. С того дня он решил её более не испытывать.

В другой раз пришли к нему бояре с яростью и сказали: «Хотим тебе, князь, праведно служить и чтить тебя как самодержца. Но не желаем, чтобы княгиня Феврония господствовала над нашими жёнами. Если хочешь самодержцем быть, да будет у тебя другая княгиня, а Февронию щедро награди и отпусти, куда она хочет». Блаженный же князь Пётр, будучи незлобен, ответил им со смирением: «Поговорите с Февронией, послушаем, что она скажет». Они же, преисполнившись неистовства и бесстыдства, учредили пир, и среди веселья, как лающие псы, отнимающие у святых Божий дар, который им Бог и после смерти обещает оставить, обратились к княгине Февронии с такими словами: «Госпожа княгиня Феврония! Весь город и бояре просят у тебя: дай нам то, что мы у тебя попросим!» И она обещала им. Тогда они, все как один, сказали: «Мы, госпожа, все хотим князя Петра, чтобы самодержствовал над нами. Жёны же наши не хотят, чтобы ты господствовала над ними. Возьми богатства себе и уходи, куда сама пожелаешь». Она ответила им: «Раз я обещала — возьмите, что просите. Дайте мне только то, что я попрошу у вас». Они же в злорадстве своём обрадовались, ничего не подозревая, и поклялись, что отдадут всё, чего бы ни пожелала. Она же сказала: «Ничего другого не прошу, кроме супруга моего князя Петра». Они ответили: «Если сам захочет, не будем возражать». Враг вошёл в их мысли, и они решили выбрать себе другого князя: каждый из бояр думает о том, чтобы самому быть самодержцем.

Князь же Пётр, любя Божьи заповеди и следуя Евангелию, где сказано, что разводящийся с женой и женящийся на другой совершает грех, решил остаться с Февронией.

Злые бояре дали им несколько лодок, чтобы уплыть по реке, — была подтем городом река, называемая Ока. Ввечеру, когда они остановились на берегу, блаженный князь Пётр стал беспокоиться: «Как же теперь быть, лишившись самодержства?» Феврония же отвечала ему: «Не скорби, князь, милостивый Бог, творец и попечитель всего, не оставит нас в нищете!» На том берегу блаженному князю Петру на ужин готовили еду. И повар его воткнул в землю два молодых деревца, чтобы повесить на них котлы. После ужина святая княгиня Феврония, гуляя по берегу и увидев те деревца, благословила их: «Да станут они наутро большим деревом с ветвями и листьями!» И стало так. Встав поутру, нашли на их месте большое дерево, имеющее ветви и листья. И когда уже хотели люди их пожитки перенести в лодку, явился вельможа от города Мурома со словами: «Господин наш князь, от всех вельмож и от всего города пришёл к тебе: не покидай нас, обездоленных, но возвратись в своё отечество. Многие вельможе в городе погибли от меча. Каждый хотя державствовать, сами себя изгубили. А оставшиеся со всем народом молят тебя: «Господин наш князь, если и прогневали тебя, то не хотя того, пусть княгиня Феврония господствует над жёнами нашими, отныне все мы с нашими домами —- рабы ваши, и хотим, и любим, и молим — не оставьте нас, рабов своих!»

Блаженный князь Пётр и блаженная княгиня Феврония возвратились в свой город.

И правили они в городе том, ходя во всех заповедях и оправданиях Господних без порока, в непрестанных молитвах и милостынях, и ко всем людям, находящимся под их властью, относились как чадолюбивые отец и мать. Они имели ко всем равную любовь, не любили ни гордыни, ни жадности, ни тленного богатства, но богатели в Боге и для Бога. И правили истиною и кротостью, а не яростью и гневом, привечали странников, насыщали голодных, одевали нагих, избавляли бедных от напасти.

Когда же пришло им время умирать, умолили Бога, чтобы умереть им в один час. И договорились быть положенными в одном гробу, и повелели вытесать в одном камне два гроба, имеющих между собой только одну перегородку. Сами же одновременно облеклись в монашеские одежды. Блаженный князь Пётр был наречён в иноческом чину Давидом, преподобная же Феврония наречена была Ефросинией.

В то же время преподобная и блаженная княгиня Феврония, наречённая Ефросинией, своими руками шила покрышку для церковной чаши с ликами святых. Преподобный же и блаженный князь Пётр, наречённый Давидом, прислав к ней слугу, сказал: «О, сестра Ефросиния! Хочу уже отойти от тела, но жду тебя, отойдём вместе!» Она же ответила: «Подожди, господин, пока дошью покрышку для святой церкви». Он же вторично послал слугу со словами: «Жду тебя ещё немного». И в третий раз послал, говоря: «Уже хочу умереть и не жду тебя!» Она же уже заканчивала свою работу. И, помолившись, предали святые свои души в руку Божью месяца июня в 25 день.

После их смерти люди хотели положить их тела раздельно — блаженного князя Петра внутри города у соборной церкви Пречистой Богородицы, Февронию же вне города в женском монастыре у церкви Воздвижения честнаго и животворящего креста, — говоря, что, мол, нельзя положить святых в монашеском образе в один гроб. И сделали, как решили.

Однако наутро оказалось, что оба тела находятся в общем каменном гробу — внутри города, в соборной церкви Пречистой Богородицы, — а отдельные гробы пусты. Люди же по неразумию своему снова положили их в разные гробы. Но на следующий день повторилось то же: святых нашли в едином гробу. Тогда уже не смели прикасаться больше к святым их телам и оставили их в том гробу, как сами они повелели, у соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы внутри города. Так устроил Бог для просвещения и спасения того города: с верой прибегая к гробу с их мощами, неоскудное исцеление принимают.

Похожие статьи:

О празднике «День семьи любви и верности» для детей

День Петра и Февронии. История праздника кратко

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!