Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Стихотворные тексты на развитие операций обобщения у детей дошкольников

Головные уборы

Головной убор — общее название вещей, служащих одеждой для головы.

В любое время года

С очень давних пор

Защищает голову

Головной убор.

Если солнце ярко светит,

Без панамы не гуляй.

Если снег закружит, ветер,

Ты ушанку надевай.

Девочкам идут платочки,

В шляпках — модницы всегда,

А у мальчиков — пилотки

И фуражки не спроста.

Моряками в бескозырках

Чувствуют себя они,

А в папахе — генералом,

Что пришел домой с войны.

Головной убор к одежде

Подбирают не спеша,

Чтоб не просто грел, но прежде

Был к лицу и украшал.

Вопросы

1. Что такое головной убор?

2. Какие головные уборы вы знаете?

3. Как правильно подобрать головной убор по погоде? Сезону?

4. Назовите летние головные уборы.

5. Назовите зимние головные уборы.

6. Назовите головные уборы, которые носят весной и осенью.

7. Относятся ли головные уборы к одежде? Почему?

Задания

1. Детям: составить рассказ о головных уборах, которые нужны для определенной погоды или времени года.

2. Педагогу: показать детям картинки с разными головными уборами.

Обувь

Обувь — изделие из кожи или других материалов, обычно с твердой подошвой, носимое на ногах.

Обувь носим на ногах.

Часто ходим в сапогах,

Если снежно и бело,

И дождем все залило.

Летом носим мы сандалии,

Чтобы ноги не устали.

Туфли в праздник примеряем,

В них на утренник шагаем.

В чешках ходим мы на танцы,

Чтобы делать реверансы.

А в кроссовках ловко скачем

И гоняем круглый мячик.

Жить без обуви не можем,

В непогоду нам поможет

Быть здоровыми она.

Обувь всякая важна.

Вопросы

1. Что такое обувь?

2. Что общего у всей обуви?

3. О какой обуви говорится в стихотворении?

4. Какую обувь вы знаете еще?

5. В какой обуви вам удобно ходить? Почему?

6. Из чего сделана обувь?

7. Как надо выбирать обувь по погоде? Сезону?

8. Как надо ухаживать за обувью?

9. Почему по лужам можно ходить только в резиновой обуви?

10. Для чего в зимние сапоги вшит мех?

11. Почему летние сандалии не меховые?

Задания

1. Детям: составить рассказ о своей любимой обуви: как называется, для чего предназначена; какого цвета, формы; какой каблук, подошва; какая есть отделка; как за ней ухаживать.

2. Педагогу: показать детям картинки с разной обувью на ногах детей по сезону.

Транспорт

Транспорт — тот или иной вид перевозочных средств; отрасль народного хозяйства, связанная с перевозкой людей и грузов.

Автомобиль — самодвижущееся транспортное средство с двигателем для перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям.

Машина — 1) механизм, совершающий какую-нибудь полезную работу с преобразованием одного вида энергии в другой (паровая); 2) то же, что и автомобиль.

Различный транспорт перевозит

Людей и грузы каждый час

В горах, долинах, под землею,

И на морях, и в небесах.

 

Воздушный транспорт в небе служит,

Как птицы, с небом очень дружит.

Летают быстро самолеты

И, как стрекозы, вертолеты.

И даже в космос от Земли

Людей уносят корабли.

 

В глубинных водах водный транспорт

Людей и грузы перевозит.

Через моря и океаны,

По рекам далеко он ходит.

На лайнере в круиз поедут,

На барже — повезут песок,

А на огромном ледоколе

На льды доставят грузы в срок.

Наперекор лихим штормам

И днем и ночью как дозоры

Хранят границы своих стран

Подлодки, крейсеры, линкоры.

Подземный транспорт под землею

Работает в больших тоннелях.

Метро людей там перевозит,

Чтоб к месту прибыли скорее.

А на земле людей и грузы

Везут по рельсам поезда,

И по дорогам бесконечным

В машинах едет кто куда.

Автобусы, такси, маршрутки,

Трамваи. Всё не перечесть!

Для перевозки разных грузов

Свои машины тоже есть.

 

Все перевозочные средства

Для человека так важны.

Людей доставят к месту, грузы.

Они всегда и всем нужны.

Вопросы

1. Что такое транспорт?

2. Какие виды транспорта вы знаете?

3. Какой воздушный транспорт вы знаете?

4. Почему его называют воздушным?

5. Почему воздушный транспорт самый удобный для перевозки людей и грузов?

6. Какой наземный транспорт вы знаете?

7. Почему он называется наземным?

8. На какие виды транспорта еще можно разделить наземный транспорт? (Пассажирский, грузовой, специального назначения, железнодорожный.)

9. Какой подземный транспорт вы знаете?

10. Где он в основном используется? Почему?

11. Что людям необходимо сделать, чтобы подземный транспорт мог передвигаться?

12. Какой водный транспорт вы знаете?

13. Почему он называется водным?

14. На какие виды транспорта можно разделить водный транспорт? (Пассажирский, грузовой, военный, специальный, подводный.)

Задания

1. Детям: составить небольшой рассказ о транспорте по картинке. (Можно составить рассказ об отдельном виде транспорта.)

2. Педагогу: показать детям картинки, где отдельно представлены различные виды транспорта (воздушный; водный; наземный; подземный).

Посуда

Посуда — хозяйственная утварь для еды, питья, хранения припасов.

У мамы на кухне много посуды:

Здесь чайник, половник, сотейник и блюдо,

Кастрюли по росту на полках стоят,

Ковши и лопатки по стенкам висят.

 

До блеска начищены все сковородки,

Готова селедочница для селедки,

В молочник налито с утра молоко,

Оно было с вечера выпито всё.

 

Столовый сервиз приготовлен к обеду,

А чайный спокойно на полке стоит.

И в хлебнице хлеб под холщевой салфеткой

Душистый и вкусный к обеду лежит.

 

Насыпана соль в расписную солонку,

Положено масло коровье в масленку,

В салатник нарезаны овощи все,

И супница пышет уже на столе.

 

В посуде еду и хранят, и готовят,

Хозяйки посуду чистят и моют.

И, как от Федоры, она не сбежит,

Если на полках чистой лежит.

Вопросы

1. Что такое посуда?

2. Какая бывает посуда по назначению?

3. Для чего используется кухонная посуда?

4. Для чего используется столовая посуда?

5. Для чего используется чайная посуда?

6. Какую кухонную посуду вы знаете?

7. Как ее использует ваша мама?

8. Какую столовую посуду вы знаете?

9. Почему при расстановке посуды на столе нужно придерживаться определенных правил?

10. Какую чайную посуду вы знаете?

11. Как называется комплект столовой или чайной посуды? (Сервиз.)

12. Что значит сервировать стол? (Накрыть стол скатертью, каждому положить салфетку, расставить на столе всю необходимую для еды посуду, ложки, вилки, ножи, хлеб, кушанья.)

13. Что такое сервировка? (Убранство стола — столовая посуда, столовые приборы, столовое белье.)

Задания

1. Детям: составить рассказ о сервировке стола к обеду.

2. Педагогу: показать детям картинки, где изображены кухня (столовая посуда стоит по месту назначения), плита, стол кухонный, стол обеденный, буфет.

Мебель

Мебель — предметы комнатной обстановки.

Нужно комнату обставить,

Мебель по местам расставить.

Шкаф поставим у стены,

Полки книжные — в углы.

У окна диван поставим,

Кресла рядышком расставим.

Посредине — стол и стулья.

И усядемся в раздумье.

Где же разместить комод?

Этажерка здесь пройдет.

Тумбочки где разместить?

Может, что-нибудь сместить?

Мебель долго размещали.

К вечеру совсем устали.

Вопросы

1. Что такое мебель?

2. Какую мебель вы знаете?

3. Какая мебель стоит в вашей квартире?

4. Для чего нужна мебель?

5. Чем отличаются разные стулья? Что у них общего? (Можно задать вопрос по любой мебели.)

6. Что делали жильцы комнаты в стихотворении?

7. Почему они устали?

8. Где они поставили шкаф? Диван? Кресла?

9. Почему мебель может не поместиться в комнате? 10. Какого ухода требует мебель?

Задания

1. Детям: составить рассказ о каком-нибудь предмете комнатной обстановки, выделив основные части, цвет, форму, качество, назначение, виды.

2. Педагогу: показать детям картинку, где изображена комната с различной мебелью.

Инструменты

Инструмент — орудие, преимущественно ручное (для производства каких-либо работ): слесарный, хирургический, музыкальный, столярный, малярный и т.д.

Чтобы выполнить работу,

Нам орудия нужны.

Инструментами зовутся

И считаются они.

 

Человек использует

Инструменты разные:

Столярные, токарные,

Малярные, слесарные.

 

Молотком тяжелым

Гвозди забивают,

А рубанком острым

Доски зачищают.

 

Для распилки бревен

Надобна пила,

А топор необходим,

Чтоб колоть дрова.

 

Дрелью сверлят очень быстро,

Щеткой красят потолки,

Шьет швея стальной иглой —

Инструмент всем нужен свой.

Вопросы

1. Что такое инструменты?

2. Какие инструменты вы знаете?

3. Для чего они предназначены?

4. Почему молотком нельзя пилить дрова?

5. Почему пилой нельзя забивать гвозди?

6. Почему шилом можно проткнуть дырку?

7. Как нужно ухаживать за инструментами?

8. Где хранятся инструменты?

9. Почему для каждого вида работ нужны свои инструменты?

10. Какими инструментами вы пользовались?

11. Что вы ими делали?

Задания

1. Детям: составить небольшой рассказ о работе с одним или несколькими инструментами.

2. Педагогу: показать детям картинки с различными инструментами (музыкальными; столярными — пила, топор, рубанок, дрель, молоток и т.д.), включая современные.

Профессия

Профессия — основной род занятий, трудовой деятельности.

Все профессии нужны,

Все профессии важны.

Лечит врач больных людей,

А ветеринар — зверей.

Строит здания строитель,

Чтобы было где нам жить.

Шьет портниха нам одежду,

Чтобы было что носить.

А учитель в школу ходит,

Чтобы деток там учить.

Повар жарит, варит, тушит,

Чтоб людей всех накормить.

А учитель в школу ходит,

Чтобы деток там учить.

Каждый делу верно служит

И с работой очень дружит.

Вопросы

1. Что такое профессия?

2. Какие профессии вы знаете?

3. Почему все профессии важны?

4. О каких профессиях говорится в стихотворении?

5. Что делает повар? Врач? Ветеринар? Строитель? Портниха?

6. Какие профессии у ваших родителей?

7. Что они делают на работе?

8. Почему нужно уважать труд людей любой профессии?

9. Какой профессией вы бы хотели овладеть, когда окончите школу?

Задания

1. Детям: составить небольшой рассказ о какой-нибудь профессии.

2. Педагогу: показать детям картинки, где изображены, например, врач, швея, музыкант, строитель и т.д.

Школьные принадлежности

Школьные принадлежности — вещи, предметы, предназначенные для учебной деятельности; как составляющая часть набора, комплекта школьника.

Чтоб учиться в школе

Хорошо, прилежно,

Школьнику необходимы

Школьные принадлежности.

Нужен ранец иль портфель,

Чтоб удобно все сложить,

Чтоб учебники, тетради

По кармашкам разложить.

А еще пенал так важен

Для учебных мелочей.

В нем есть ластик, много ручек

И цветных карандашей.

Нужно уложить линейку,

Треугольник не забыть,

Яркий толстенький фломастер

Тоже над положить.

Принадлежности всем в школе

Обязательно нужны.

Для того, чтобы учиться,

Принадлежности важны.

Вопросы

1. Что такое школьные принадлежности?

2. Какие вы знаете школьные принадлежности?

3. Для чего они нужны?

4. О каких школьных принадлежностях говорится в стихотворении?

5. Для чего школьнику нужен ранец или портфель?

6. Почему без пенала школьнику было бы неудобно заниматься на уроке?

7. Почему у каждой школьной принадлежности должно быть свое место в портфеле?

Задания

1. Детям: составить небольшой рассказ о школьных принадлежностях.

2. Педагогу: показать детям картинку, где изображены школьные принадлежности.

Приборы для измерения

Измерительные приборы — прибор для измерения чего-нибудь, определения какой-нибудь мерой величины измеряемого.

Чтобы что-нибудь измерить,

Нужен нам прибор.

Он точно все укажет,

Чтоб не вышел спор.

 

Чтобы вес измерить,

Нам нужны весы.

Чтоб измерить время,

Всем нужны часы.

 

Чтоб длину отмерить,

Мы возьмем линейку,

Гибкий сантиметр

Или же рулетку.

 

Чтоб температуру

Нам определить,

Надо в магазине

Градусник купить.

 

Глубину приборы

Тоже измеряют.

Всё приборы чувствуют,

Всё приборы знают.

Вопросы

1. Что такое измерительный прибор?

2. Что можно измерить прибором?

3. Какие измерительные приборы вы знаете?

4. Каким измерительным прибором можно измерить температуру тела и воздуха?

5. Какой измерительный прибор используется в магазинах?

6. Каким прибором можно измерить давление у человека? (Тонометром.)

7. Для чего нужны измерительные приборы людям?

Задания

1. Детям: составить небольшой рассказ об измерительных приборах.

2. Педагогу: показать детям картинки с разными приборами (весы, часы, градусник, барометр и др.).

Электроприборы

Электроприбор — бытовой электрический прибор, связанный с действием силы электричества.

Служат всюду людям электроприборы:

Утром папа бреется бритвой очень скоро,

Утюгом горячим мама платье гладит,

В холодильник сохранить все продукты ставит,

Пылесосом чистит пол и ковер от пыли,

Помогает пылесос ей не тратить силы.

А стиральная машина все белье перестирает,

Сколько мылить, выжимать — электроника все знает.

Кофеварка — кофе варит,

Миксер — лихо крем взбивает.

Вот стоит электропечь,

Пироги в ней можно печь.

Электроприборы работают скоро,

Ток по проводам бежит,

Им помочь быстрей спешит.

Вопросы

1. Без чего электроприборы работать не могут?

2. Как электроприборы подключаются к электричеству?

3. Какие электроприборы вы знаете?

4. Для чего они созданы людьми?

5. Что будет, если в доме отключат электричество?

6. Почему прежде, чем гладить, утюг надо включить в розетку?

7. Почему детям с электричеством играть нельзя?

8. Почему электроприборы требуют осторожного обращения?

9. Какие электроприборы вы бы придумали, если бы были взрослыми?

Задания

1. Детям: составить рассказ о работе одного электроприбора.

2. Педагогу: показать детям картинки с электроприборами, где видны розетка, шнур, вилка.

Продукты

Продукты — предметы питания, съестные припасы.

Крупа — цельное или дробленое зерно растений, употребляемое в пищу.

Бакалея — сухие съестные товары (чай, сахар, кофе, мука, крупа, перец и т.п.).

Тара — материал для упаковки.

Кондитерские изделия — сладости (печенья, пирожные, конфеты и т.п.).

Хлебобулочные — относящиеся к хлебным изделиям.

Продуктовый магазин.

Много разных в нем витрин

И отделов очень много.

Магазин тот не один.

Продаются в нем продукты,

Чтоб могли питаться люди.

Мы про разные продукты

Говорить сегодня будем.

 

В отделе мясном продукты из мяса:

Сосиски, сардельки, шпикачки, колбасы,

Бифштексы и шницель, тушенка, котлеты.

Нам силы дают все продукты эти.

 

Продукты молочные — из молока.

Ты знаешь их с детства наверняка.

Чтоб быстро расти, надо пить молоко,

Есть творог, сметану.

Не счесть нам всего!

Продуктов немало в молочном отделе,

Их продают, чтобы все здоровели.

Здесь фругурт и йогурт, сгущенка и сыр,

Густой варенец, простокваша, кефир.

 

Морепродукты — в рыбном отделе.

Мы б с удовольствием сразу их съели.

Есть рыба мороженая и парная,

Копченая, вяленая, заливная.

Есть крабы, кальмары и сельдь в маринаде.

Консервы из рыбы готовить не надо.

Всем рыба полезна — в ней кальций и фосфор,

Ее нужно есть для здоровья и роста.

 

Хлебные продукты едим мы каждый день.

В магазин за ними нам ходить не лень.

Булки и батоны, сушки, сухари,

Пироги и бублики.

Ешь, а не смотри!

 

Кондитерский — самый любимый отдел!

Что здесь продается — мечтаний предел.

Конфет сколько хочешь, печенье, халва,

Печатные пряники и пастила,

Зефир, шоколадки и вафельный торт.

Без сладостей этих никто не уйдет.

Но в шкаф убери ты конфеты скорей.

От них могут зубы болеть у детей.

 

И без бакалеи нам не прожить —

Здесь разные крупы, чтоб кашу варить.

Есть манка и гречка, рис и пшено,

Перловка, овес, «Геркулес», толокно.

Есть кофе и чай, макароны, лапша,

Есть перец, лаврушка, соль и мука.

И все упаковано в разную тару,

Чтоб было удобно нести все товары.

Продукты не сможем мы все перечесть,

И их создают, чтоб могли мы поесть.

Вопросы

1. Что такое продукты?

2. Для чего они созданы?

3. На какие группы можно разделить все продукты питания?

4. Где продаются продукты питания?

5. В каком виде они продаются?

6. Для чего используют упаковку (тару)?

7. Какие вы знаете молочные продукты? Мясные? Кондитерские изделия? Хлебобулочные изделия? Бакалейные товары?

8. Какие отделы есть еще в продуктовом магазине-супермаркете?

9. Почему разные продукты должны быть в разных отделах?

10. Как узнать, что продукт свежий?

11. Почему многие продукты надо хранить в холодильнике? Какие?

12. Почему человек должен питаться разнообразными продуктами питания?

13. Почему нельзя есть много сладостей?

14. Почему нельзя переедать жирного, сладкого, мучного?

15. Почему нужно соблюдать режим питания?

16. Почему нельзя есть много на ночь?

17. Какие продукты дети должны есть, чтобы быстро расти, быть здоровыми и сильными?

Задания

1. Детям: составить рассказ о том, как вместе с мамой ходили в продуктовый магазин и покупали продукты.

2. Педагогу: показать детям картинки, на которых изображен магазин с разными отделами и продуктами.

* * *

После того как обобщающее понятие введено, дети хорошо представляют признаки обобщения, могут привести конкретный пример обобщаемых предметов или явлений.

Можно использовать и загадки на обобщающие понятия. Чтобы помочь детям отгадать загадку, в качестве зрительной опоры на столе раскладывают картинки, среди которых находится карточка-отгадка.

В разных пособиях систематизированы загадки по таким разделам, как явления природы, зимние забавы, лес, дикие и домашние животные, птицы, рыбы, сад, огород, деревья и другие растения, улица, транспорт, дом, мебель, бытовая техника, посуда, человек, одежда, обувь, продукты питания, игрушки, школьные принадлежности, профессии, инструменты, умывальные принадлежности.*

Как дополнение в данном материале представлены сочиненные автором загадки на обобщающие понятия.

Овощи

На огороде мы растем,

Дружно, весело живем.

Собирайте нас скорей

И в салат кладите.

Покрошите, порубите,

Щи из нас варите.

 

Фрукты

Называют нас плодами,

На деревьях мы растем.

Летом жарким созреваем,

Сбора урожая ждем.

 

Ягоды

Собираю их в лесу,

На полянке, на лугу,

И на грядке, и с кусточка.

Пройти мимо не могу.

Очень сладкие они,

Соком налиты внутри.

 

Грибы

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

(А. Соболева)

 

Деревья

В шубе летом,

А зимой — раздеты.

Их весной и летом

Видим мы одетыми.

А осенью с бедняжек

Оборвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха их разодели.

(А. Соболева)

 

Кустарники

Я на дерево похож,

Только нет ствола.

Но зато так много веток

И близка земля.

Я могу цвести красиво,

Пахну всем цветам на диво.

 

Цветы

Я — растение, смотри:

У меня есть лепестки.

Утром лепестки раскрою,

Ну а вечером закрою.

Соберу скорей в бутон,

Чтоб увидеть сладкий сон.

(А. Соболева)

 

Домашние животные

С человеком живут,

Шерсть и молоко дают,

Мясо тоже доставляют.

Человека они знают.

 

Дикие Животные

С человеком не живут,

Помощи его не ждут,

Рыщут по густым лесам,

По полям и по горам.

 

Птицы

Они летать умеют,

Их пух и перья греют.

 

Игрушки

Куклы, зайцы, медвежата —

Очень любят их ребята.

Для игры они нужны,

И для детей они важны.

 

Одежда

Созданы людьми предметы,

Чтоб на тело надевать,

Чтоб в жару не задохнуться,

А в мороз не замерзать.

 

Головные уборы

Вещи эти всем нужны,

Для головы они важны —

От перегрева и простуд

Они ее уберегут.

 

Обувь

Шьют изделия эти

Обычно из кожи.

На пару друзей

Они очень похожи.

У них есть подошва,

Шнурки иль застежки.

Их детки всегда

Носят только на ножках.

 

Транспорт

Всех и всё перевожу.

Людям долго я служу.

 

Посуда

В ней суп и кашу варят

И картошку жарят,

Из нее едят и пьют.

Ее моют, берегут.

 

Мебель

Чтоб удобно было спать,

Учить уроки, есть, играть,

Надо все предметы эти

По квартире разместить.

Их раздвинуть по углам,

Распределить по сторонам.

 

Инструменты

Ими папа выполняет

Разную работу:

Пилит, режет и строгает,

Прибивает что-то.

 

Школьные принадлежности

Чтоб писать и рисовать,

Чтоб ошибочки стирать,

Школьнику они нужны.

Для него они важны,

Чтобы хорошо учиться,

Всему в школе научиться.

 

Измерительные приборы

Измеряем вес и время,

И длину, и ширину,

Глубину, температуру,

И размер, и толщину.

Автор: Алябьева Елена Алексеевна

Похожие статьи:

Стихи про дом для детей 5-6-7 лет

Потешки о растениях для детей дошкольного возраста

Стихи о весне для детей 6-7 лет

Успенский «Если был бы я девчонкой» текст распечатать

Стихи про одежду, обувь, головные уборы для детей дошкольников

Страницы: 1 2
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!