Развитие чувств у младших школьников
Говоря о чувствах, мы хотели бы выделить следующие виды высших чувств: интеллектуальные чувства, нравственные чувства и эстетические.
Интеллектуальные чувства обусловливаются познавательной деятельностью ребенка. Они связаны с решением практических жизненно важных задач. Именно в младшем школьном возрасте, когда ребенок находится на гребне изменения своей жизни, поскольку игровая деятельность, которая была ведущей в дошкольном возрасте, заменяется более трудной и ответственной — учебной, ребенок постоянно решает усложняющиеся жизненные задачи. Деятельность вызывает у него сложную гамму чувств. Это удивление перед обширными новыми знаниями, сомнения в правильности решения той или иной задачи, радость по поводу открытия новых, ошеломляющих знаний. В основе переживаний ребенка, которые он испытывает, познавая новый для него неизведанный мир, лежит чувство любви к знаниям. Процесс познания вызывает у ребенка чувство гордости за себя, удовольствие и радость за свои успехи. Достаточно понаблюдать за первоклассником. С какой важностью и значением он рассказывает, какие виды работ они делали на уроке, как у него получилось, а у Маши (Саши, Вити и т. д.) не получилось. Как его похвалила учительница. Ребенок открывает для себя великую силу познания, и это доставляет ему удовольствие.
Нравственные чувства. К нравственным чувствам относятся все чувства человека, которые определяют его отношение к себе, к окружающим людям, к миру в целом. Это —любовь, доброжелательность, товарищество, справедливость, дружба и т. д. Нет смысла перечислять — их огромное количество. Именно в них отражается отношение ребенка к моральным требованиям общества. Они связаны с ценностными ориентациями ребенка, с приобретенным опытом в отношении моральных поступков, традициями семейного воспитания и с мировоззрением, уже вполне сформировавшимся в соответствии с младшим школьным возрастом. Вначале нравственные чувства еще сформированы недостаточно. К примеру, ребенок выбирает себе друзей по внешним проявлениям: дал санки покататься — друг, угостил бананом — друг; или по сходности положения: выгнали обоих из класса — «товарищи по несчастью» на это время.
Подрастая, младший школьник учится ориентироваться в нравственных ценностях. И, несмотря на общность социального влияния, именно эта ориентация индивидуальна. Постепенно появляется осознанность нравственных чувств. И выбор друзей переходит на качественно новый уровень. Показатели уже более осмысленные и нравственные. Ребенок нуждается в поддержке взрослого, который покажет, поможет, поймет. А главное — сам станет примером нравственного поведения. Воспитатель призван вызывать у детей переживания на основе образов представления и воображения: «А если бы с тобой так поступили?», «Представь себя на месте этого котенка...». Но кроме этого непременным условием формирования нравственных чувств выступает позитивная, нравственно окрашенная деятельность. Именно в деятельности у ребенка появляется способность к сопереживанию.
Эстетические чувства. В основе этих чувств лежит удовлетворение эстетических потребностей ребенка. Источниками эстетических чувств являются произведения искусства. Кажется, все просто. Если город проживания является музеем архитектуры и скульптуры под открытым небом, к примеру, Санкт-Петербург, Москва, Новгород, Псков и т. д., возьми ребенка, иди и формируй эстетические чувства. Если это маленький городок, все равно в нем есть краеведческий музей и, конечно же, библиотека. Нет натуры — есть прекрасные книги, иллюстрированные издания. Главное понять, что эти чувства формируются с помощью взрослых, как, впрочем, и остальные. Но эстетические чувства более эмоционально окрашены, чем интеллектуальные и нравственные чувства, поскольку той же интенсивности окраски эстетические оригиналы. Основой для возникновения и формирования эстетических чувств являются различные жанры произведений искусства. Нельзя сказать, какие полезны в этом возрасте. На наш взгляд, все одинаково полезны. Разница лишь в индивидуальных впечатлениях, которые получают дети.
Эстетические чувства не существуют сами по себе. Их характеризует включенность в общее эстетическое впечатление, которое получает младший школьник от знакомства с произведением искусства. Поэтому развитие и усложнение эстетических чувств напрямую зависит от характеристики произведения искусства.
Веду своих учеников 2-го класса в Русский музей. Останавливаемся перед картиной Айвазовского «Девятый вал». Я смотрю на лица своих учеников и вижу на них отражение глубоких чувств. Саша ежится, пытается стать меньше. Наверняка он боится, что волна его захлестнет. А Сергей стоит во весь рост и бурно дышит. Его душа созвучна с грозной стихией. (Из опыта работы автора в начальной школе.)
Эстетические чувства характеризует глубокая индивидуальность проявления. Безусловно, она связана и с характеристикой познавательных процессов, темперамента каждого ребенка, но не только с этими процессами. Большое значение имеет социальный опыт в области эстетики, полученный ребенком от рождения и до школы. К эстетическим чувствам можно отнести такие, как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, комическое и трагическое и тому подобное.
Особое внимание развитию эстетических чувств уделял В.А. Сухомлинский. Он говорил, что искусство — это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познание искусства в младшем школьном возрасте приобретает особое значение в силу развитости эмоциональной сферы, свойственной этому возрасту. Ребенок л ишь тогда познает искусство, когда он ощутит необходимость приобщаться постоянно к прекрасному. А это долгий и сложный путь. И прилагать усилия необходимо не только воспитателю, но и воспитаннику.
Во многом успешность развитости чувств ребенка зависит от того, как он умеет ими владеть. Это умение во многом определяет его место в кругу сверстников. Да и со взрослыми гораздо легче общаться, если чувства будут подвластны разуму. Владея чувствами, индивид учится управлять своим поведением, что естественно примиряет его как с природой, так и с обществом.
Практика показывает, что ребенок зачастую стесняется проявлять свои чувства. Почему это происходит? Отчасти потому, что взрослые его стыдят за их проявление. «Как тебе не стыдно плакать, ты же мальчик», — говорит отец, думая, что именно этим он растит из сына мужчину. Или: «Что ты так восторгаешься радугой, надо быть сдержаннее». И ребенок, соотнося замечания близких с насмешками сверстников вырастает в уверенности, что чувства проявлять плохо. Нет более печального зрелища, чем шести-семилетние мудрые старички. Но, с другой стороны, проявляя чувства, нужно научиться управлять ими. Это очень важно для ребенка. Ведь разнузданность чувств не является позитивной характеристикой культурного человека. Итак, представим некоторые правила, позволяющие помочь ребенку в овладении и управлении гаммой присущих ему чувств:
* Дайте ребенку знания о чувствах. Не надейтесь, что он уже все знает. Может быть, в его опыте этому не было уделено должного внимания.
* Научите детей разделять выражение чувств и проступки. Именно различение помогает управлять чувствами.
* Учите проявлению чувств. Не навязывайте ребенку свое видение проявления. Учитесь больше слушать ребенка. Обсуждайте вместе с ребенком проявление его эмоций.
* Помогайте ребенку овладеть приемами руководства своими чувствами.
Чтобы выполнение этих правил давало видимые результаты, можно воспользоваться программой, способствующей развитию чувств у ребенка.
Программа развития чувств
№ 1. Изображение
Мимический язык
Развивающая ситуация
Набор из семи черно-белых фотографических карточек, изображающих мимические образцы (приблизительный размер открытки), по одной карточке на каждый образец («смех», «плач», «злость», «страх», «презрение», «обида», «отвращение»),
Ход задания
Введение в диагностическое обследование ребенка: «Сейчас мы с тобой поиграем, посмотрим картинки, послушаем разные голоса. Хорошо? Сначала посмотрим картинки. Только смотри внимательно на личики».
Ребенку фоторяд предъявляется по одной фотокарточке вопросом: «Кто тут?» Уточняющий вопрос: «Мальчик (девочка), дядя, тетя?» И далее: «Что с ним (с ней)? Какое у него (нее) лицо?»
Если ребенок затрудняется ответить, то ему дается опорное описание соответствующей ситуации, которое зафиксировано на обратной стороне карточки. Ответ заносится в протокол во втором случае с пометкой ПС («после ситуации»). Описанию ситуации предшествуют слова экспериментатора: «Хочешь, я тебе расскажу, что случилось с этим мальчиком (девочкой и т. д.)?» Дети, как правило, хотят послушать. Если после описания соответствующей ситуации ребенок затрудняется с ответом, в протоколе ставится прочерк.
Образные картинки
Развивающая ситуация
Набор из семи карточек с теми же мимическими образцами: «смех, «плач», «злость», «страх», «презрение», «обида», «отвращение». Карточки нарисованы художником по инструкции психолога.
Ход задания
Тот же, что и для фоторяда, за исключением наличия описания опорных ситуаций.
Мимический язык (невербальный вариант) «Кто здесь смеется?»
Развивающая ситуация
Любая серия карточек фото- или изоряда.
Ход задания
Перед ребенком выкладывается либо фоторяд (семь единиц), либо изоряд (семь единиц). Ребенку: «Посмотри, кто здесь плачет, кто сердится (злится), кто смеется и т. д. (В произвольном порядке.) Покажи пальчиком».
№2. Вокализация
Развивающая ситуация
Кассета с аудиозаписью: сначала записано звучание плача, смеха, рыка и т. д.; после паузы — те же вокализации с опорными (помогающими) высказываниями типа: «Ой, ой, умора, мальчик, а завязал бантик!!!» — на фоне смеха. И далее после паузы все эмоциональные образцы передаются соответствующей интонацией при произнесении одной и той же фразы: «Иди сюда скорей!» (смешливым голосом, плачущим и т. д.).
Ход задания
Ребенку говорится: «А сейчас мы послушаем, как мальчик или девочка будет сердиться, обижаться, смеяться... и т. п. Ты скажи, что с ним, хорошо?»
Если ребенок отвечает правильно по поводу каждого из звуковых образцов, то экспериментатор пропускает на пленке следующую серию (вокализации со словами). Однако пока этого не случилось ни разу.
Следующая серия — с опорными высказываниями — сопровождается той же инструкцией, только внимание ребенка обращается на то, что мальчик (девочка) будет еще и говорить. Когда даются интонационные образцы, экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас мальчик (девочка) будет говорить фразу «Иди сюда скорей», но разными голосами. Он будет говорить это, когда ему весело, когда он плачет и т. д. Ты послушай и скажи, что с ним (ней). Только тебе идти никуда не надо и повторять это тоже не надо».
№3. Пантомимика
Развивающая ситуация
Семь карточек с контурными изображениями характерного для определенной эмоции жеста и позы и соответствующий набор карточек нарисованных лиц с адекватными мимическими выражениями к каждому из пантомимических образцов.
Ход задания
Перед ребенком раскладываются карточки с «безголовыми фигурами». Ребенку: «Ты видел, что у людей и даже у зверей ручки и ножки могут радоваться, злиться, пугаться? Видел, да? А покажи, как ручки испугались? Вот, правильно, или (если ребенок не показывает) вот так (показывает взрослый). А теперь посмотри, к какой фигурке подойдет это личико: видишь, какое тут выражение? Ручки, ножки тоже могут переживать». И экспериментатор предлагает одну из «головок» для восстановления всего эмоционального образа.
В результате правильного соединения карточек получается задуманная фигура.
Предложенная программа является примерной и может быть как дополнена, так и расширена за счет дополнительных заданий, способствующих развитию чувств ребенка. Кроме того, любое из этих заданий можно использовать в конструировании новых ситуаций для развития эмоциональной сферы детей.
Автор: Петрова Людмила Ивановна
Нет комментариев. Ваш будет первым!