Методика организации деятельности детей на прогулке в подготовительной группе
Организация деятельности детей 6-7 лет на прогулке
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогами задачу большой экологической и социальной значимости - воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального использования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого гражданина, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей природы. Дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, которая требует к себе особого внимания и отношения. Именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе. Поэтому необходимо формировать у дошкольников такое отношение к окружающим природным явлениям, в основе которого лежат чувства и эмоции.
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором они живут. Они открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранности и преумножении природных богатств. Природа - это источник красоты, радости отдыха и здоровья.
Природа с ее необычным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с ней дает ребенку более яркие впечатления, чем книги, картинки и рассказы взрослых. Познание предметов, явлений природы, понимание связи между ними, гармоническое сосуществование с природой и психологическая готовность беречь ее ценности, ответственное отношение к природному окружению - это основа экологического образования и воспитания. Шестым чувством назвал К. Г. Паустовский чувство природы. Оно проявляется лишь на определенной ступени
Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы. Здесь представляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка. В полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром.
Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка.
Общие задачи:
• формирование основ и начального опыта природосообразного поведения дошкольника;
• развитие умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
• формирование эмоционально-положительного, ответственного отношения к окружающему миру;
•развитие способности анализировать сезонные изменения в жизни окружающей природы;
• развитие различных видов детской деятельности (игровой, трудовой, познавательной, речевой).
В осенний период времени.
Цель: расширение компетенций дошкольников об осенних явлениях в природе, о последовательности изменений в неживой и живой природе и их взаимосвязях.
Задачи: расширение компетенций дошкольников о взаимосвязях живой и неживой природы; развитие понимания неповторимости каждого вида растений, их роли в природе и в жизни человека; углубление представлений о приспособлении животных и растений к зимним условиям; развитие представлений о Солнечной системе.
В зимний период.
Цель: расширение компетенций дошкольников о зимних явлениях в природе, о последовательности изменений в неживой и живой природе и их взаимосвязях.
Задачи: развивать умения сравнивать и обобщать на материале собственных наблюдений за зимними явлениями; формировать навыки нахождения взаимосвязи между зимними явлениями в неживой природе и жизнью живых существ; совершенствовать навыки поисковой деятельности детей; воспитывать гуманное отношение ко всему живому; чувство милосердия; учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности; развивать умение наблюдать за небесными объектами, любознательность; поддерживать инициативу в опытно-экспериментальной деятельности.
В весенний период.
Цель: расширение компетенций дошкольников о весенних явлениях в природе, о последовательности изменений в неживой и живой природе и их взаимосвязях.
Задачи: развивать умения сравнивать и обобщать на материале собственных наблюдений за весенними явлениями в природе; расширять знания детей о развитии насекомых; формировать познавательный интерес к лекарственным растениям, и их роли в жизни человека, понимание необходимости бережного отношения к почве и ее жителям; вырабатывать способность делиться своими личными наблюдениями за изменениями в природе весной, своими впечатлениями о красоте окружающего мира.
В летний период.
Цель: расширение компетенций дошкольников о летних явлениях в природе, о последовательности изменений в неживой и живой природе и их взаимосвязях.
Задачи: развивать умения сравнивать и обобщать на материале собственных наблюдений за сезонными изменениями в природе; анализировать и выражать собственное мнение об установлении связей между явлениями природы; формировать способности и желание наблюдать за процессами, происходящими в природе; развивать понимание неповторимости каждого вида растений, их роли в природе и в жизни человека; совершенствовать навыки бережного отношения к живому, умения детей видеть красивое в природе; развивать способности предвидеть положительные и отрицательные последствия своего вмешательства в природу.
Характеристика возрастных возможностей детей 5-7 лет по выбранному направлению дошкольного образования
Познавательные и речевые умения. Использовать наблюдение как способ познания: принимать цель наблюдения и ставить ее самостоятельно, использовать в наблюдении сенсорные и интеллектуальные способы. Элементарно планировать ход наблюдения, делать выводы.
Использовать элементарную поисковую деятельность: принимать и ставить самостоятельно познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предположений, опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения. Формулировать выводы, делать маленькие «открытия».
Сравнивать объекты и явления природы по признакам сходства и различия. Классифицировать объекты и явления по существенным основаниям.
Моделировать характерные и существенные признаки, частные и общие связи, понятия.
Самостоятельно применять знания о природе при анализе новых ситуаций. Устанавливать связи разной степени сложности и содержания: структурно-функциональные, причинные, пространственные, временные и др.
Связно рассказывать о наблюдаемых явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы и сказки на природоведческие (экологические) темы, использовать речь-доказательство.
Практические умения. Поливать растения, рыхлить почву, очищать листья от пыли, используя известные способы и учитывая особенности растений. Правильно размещать их по отношению к свету (в зависимости от потребностей).
Выкапывать клубни, луковицы, корневища, корнеплоды. Размножать растения семенами, луковицами, черенками, рассадой и другими способами.
Пропалывать и окучивать растения цветника и огорода. С помощью воспитателя менять воду в аквариуме. Заботиться о животных. Кормить, поить, мыть клетки, чистить их. Создавать условия, близкие к природным. Подкармливать птиц осенью и зимой. Собирать для них семена сорных трав. Участвовать вместе со взрослыми в доступных способах природоохранительной деятельности.
Отношение к природе. Проявлять любознательность, стремление глубже познать явления природы, интерес к овладению способами познания.
Гуманно относиться к живому (друг к другу, взрослым, старшим людям, к растениям и животным). Стремиться создавать благоприятные условия для живых существ, выполнять правила поведения в природе.
Эмоционально откликаться, проявлять эстетические переживания в процессе общения с природой.
Как показал опыт работы, чем больше дети соприкасаются с природой, тем эффективней проходит обучение и формируется осознанное отношение к природе.
Прогулки дают великолепные возможности не только для оздоровления и закаливания, но и обогащения ума впечатлениями, а души - красотой и светом.
К концу дошкольного возраста в результате сезонных наблюдений у детей формируется умение обобщать увиденное и выражать свои сенсорные ощущения в виде связных рассказов, художественно-игровой и трудовой деятельности. Под влиянием впечатлений существенно меняется и отношение к природе. Появляется желание сберечь ее красоту, то есть зарождается действенная любовь к природе.
Использование игровых приемов, а также практических заданий развивает наблюдательность, активизирует мысль. При изучении природы в системе, логической последовательности, во взаимосвязи всего живого с внешней средой у ребенка формируется тот образовательный стержень, который необходим для совершенствования его экологического мышления, осознанного, правильного отношения к природе и готовности к практической деятельности, направленной на ее сохранение.
Похожие статьи:
Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Май
Конспект прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за водой»
Конспект прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за снегом и льдом»
Нет комментариев. Ваш будет первым!