Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Методика изучения классного коллектива в старших классах

Психолого-педагогические методики изучения личности школьника и классного коллектива

Методика изучения классного коллектива «Наши отношения»

Цель: Выявить степень удовлетворенности обучающихся различными сторонами жизни коллектива.

Проведение: Школьнику предлагается ознакомиться, например, с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Например, для изучения дружбы, сплоченности или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:

1. Наш класс очень дружный и сплоченный.

2. Наш класс дружный.

3. В нашем классе нет ссор, конфликтным наш класс назвать нельзя.

4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

5. Наш класс недружный. Часто возникают ссоры.

6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие):

1. В нашем классе принято помогать без напоминания.

2. В нашем классе помощь оказывают только своим друзьям.

3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.

4. В нашем классе помощь оказывают только тогда, когда этого требует учитель.

5. В нашем классе не принято помогать друг другу.

6. В нашем классе отказываются помогать друг другу. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосфере в коллективе. В то же время на примере конкретного ученика показывают, как он себя ощущает в системе этих отношений.

Барометр настроения «Цветопись»

Цвет передает психологическое настроение, по нему можно узнать, чем «дышит» коллектив. Цветопись — цветной дневник настроения.

К (красный) — радостное, теплое.

Ж (желтый) — светлое, приятное.

3 (зеленый) — спокойное.

С (синий) — неудовлетворительное, грустное.

Ф (фиолетовый) — тревожное, грустное.

Ч (черный) — упадок, уныние.

Ежедневно после занятий необходимо на карточках обозначать настроение. После отметок карточки собирают. Далее их обобщают —- составляют таблицу, куда ежедневно переносят данные из индивидуальных дневников. Напротив фамилии закрашивают квадратики.

Цветовой ковер даст возможность увидеть в цвете настроение ребенка и какое настроение в какие дни преобладает в коллективе: по вертикали — у всех вместе и у каждого в отдельности в течение дня; по горизонтали — у каждого и у всех на протяжении всего времени обучения. Можно проследить, как эмоционально учащиеся откликаются на ту или иную ситуацию, на какое-либо событие в коллективе. Можно проследить, существует ли единство в переживаниях ребятами значимых ситуаций.

Обратите внимание на настроение отдельных ребят. Если кому-то длительное время плохо, постарайтесь выяснить, в чем дело, что случилось с этим человеком.

Условия. Настроение — это интимный мир каждого и вторгаться туда с бесцеремонными расспросами не совсем этично, поэтому необходимо согласие всех на добровольное ведение цветодневников. Следует гарантировать тайну эмоциональной «исповеди», что убедит их быть искренними в своих оценках настроения.

Сочинения о школьной жизни

(Подготовка проф. Л.В. Байбородовой)

Цель: Изучить представления школьников о реальном и возможном (идеальном) взаимодействии педагогов и учащихся.

Примерные темы сочинений:

• «Как бы я построил урок, если бы был учителем»;

• «Самый интересный урок»;

• «Что делать, если ученик конфликтует с учителем».

Сочинение по предложенному плану:

1. Нужно ли сотрудничать педагогам и учащимся и почему?

2. В чем нам помогают педагоги?

3. Где и в чем нужна помощь педагогов школьникам?

4. В чем и как мы помогаем педагогам?

5. Что нужно сделать, чтобы улучшить совместную работу педагогов и школьников?

Эти вопросы используются также для коллективного обсуждения проблемы взаимодействия учащихся в учебной и внеурочной деятельности.

«Мы выбираем, нас выбирают»

Лист бумаги сложить пополам. Одна сторона— «Мы выбираем» — под ней в алфавитном порядке в столбик написаны фамилии учащихся класса. Свою фамилию вычеркивают. В зависимости от степени симпатии или антипатии против фамилии можно ставить два и более «плюса» или «минуса», равнодушие — «ноль». На второй половине листа — «Нас выбирают» — список в алфавитном порядке, учащийся вычеркивает себя. С помощью знаков «плюс», «минус», «ноль» ученик выражает свое мнение о том, кто и как к нему относится.

Учитель собирает листы, обобщенную информацию сохраняет в тайне, данные сообщает индивидуально.

Изучение взаимоотношений в коллективе

Обучающимся предлагается ответить на вопросы:

1. Что, по твоему мнению, является чаще всего поводом для конфликта между учеником и учителем?

• Поведение.

• Учеба.

• Личная неприязнь.

• Нежелание понимать друг друга.

2. Могут ли конфликты с учителем повлечь неприязнь с его стороны?

• Да.

• Нет.

• Иногда.

3. Может ли ваше поведение повлиять на настроение классного коллектива?

• Да.

• Нет.

• Иногда.

4. Что может послужить причиной, по которой вы смогли бы бросить школу?

• Неуспеваемость.

• Конфликт с учителем.

• Конфликт с одноклассниками.

• Я не брошу школу ни при каких обстоятельствах.

Самооценка

Самооценка — одна из разновидностей оценочных способностей.

Процесс самопознания человека, в котором формируется самооценка и развивается способность к оцениванию вообще, сложен. Иногда, прожив жизнь, человек не в состоянии разобраться в самом себе, не говоря уже о понимании окружающих. Эта задача трудна в то время, когда он как личность проходит период становления, его оценочные способности только формируются.

Самооценка определяет поведение обучающихся — это начало становления самосознания, успешного самовоспитания, саморазвития личности.

Адекватная и правильная самооценка побуждает к активности, к избавлению от недостатков. Завышенная самооценка приводит к тому, что ученик не реагирует на замечания.

Ошибки и недостатки в поведении могут превратиться в привычки, от которых трудно избавиться. Главная задача — путем педагогических воздействий помочь ученику самому убедиться в их существовании и начать их исправление.

Правильная самооценка важна для налаживания нормальных отношений школьников с учителями, родителями, товарищами. Завышенная самооценка ведет к конфликту, трудноразрешимым межличностным противоречиям.

Самооценка проявляется в самохарактеристике. В ней можно проследить восприятие своих положительных и отрицательных качеств. На основе того, как характеризует себя человек, можно судить о многих сторонах личности.

Анкета-самохарактеристика

1. Фамилия, имя ученика.

2. Довольны ли вы собой?

3. Как, по вашему мнению, относятся к вам в классе?

4. Если вам предложат перейти в другой класс, согласитесь ли вы?

5. Что вам больше нравится в вашем характере?

6. Есть ли у вас недостатки в характере?

7. Намерены ли вы устранить свои недостатки?

8. В полную ли меру возможностей вы учитесь? Если нет, то при каких условиях вы учились бы лучше?

«Мишень»

Цель — узнать, как старшеклассники сами оценивают свою позицию в коллективе и какой они ее хотят видеть? Кругами условно обозначают активность ребят:

первый круг — ребята всегда активны, от них исходит инициатива; второй круг — ребята активно откликаются на предложения, приходят на помощь, хотя сами инициативы не проявляют; третий круг — активность и пассивность соседствуют рядом, ребят трудно поднять на дело, но они его выполняют, если вы потребуете; четвертый круг— в делах класса участвуют редко, и то в качестве зрителей, исполнителей; пятый круг — избегают общих дел, отказываются участвовать в них.

Ребята должны отметить в первой мишени знаком «плюс», как далеко от центра круга находится каждый; во второй мишени «минус», где бы каждому хотелось находиться. Листы должны быть подписаны. Результаты переносят на две большие мишени, в круги мишени вписывают номера фамилий ребят по списку журнала. Появится картина самооценки ребят, их реальной позиции в классе и желаемого положения.

В классе, который живет активной жизнью, большинство отметок первой мишени, они располагаются в первых трех кругах.

Вторая мишень покажет степень удовлетворенности ребят своей позицией в классе.

Если старшеклассники стремятся занять более достойное место в коллективе, чем-то, которое они занимают, — это сигнал для классного руководителя, для его действий. Диагностика проводится в начале года, в середине и в конце.

Диагностическая методика «Мое учение»

Учитель предлагает обучающимся ответить на вопросы анкеты, подчеркнув в тексте нужный ответ или подписав предложение.

1. Учиться в школе мне: а) интересно;

б) неинтересно;

в) не знаю.

2. Я хожу в школу, потому что:

а) мне нужны знания;

б) люблю общаться с другими;

в) это требование родителей.

3. Мои любимые предметы: __________________

4. Я испытываю затруднения в учении потому, что: __________________

5. Если бы я был учителем, то помог бы учащимся в следующем: _________________

Похожие статьи:

Классный час – игра для 9-11 класса. Ярмарка достоинств

Классный час «Поверь в себя», 9 класс

Классный час для старшеклассников 10-11 класса «К чему стремятся люди в жизни»

Классные часы для старшеклассников

Внеклассные мероприятия в 10 классе. Разработки

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!