Методика изучения классного коллектива в старших классах
Психолого-педагогические методики изучения личности школьника и классного коллектива
Методика изучения классного коллектива «Наши отношения»
Цель: Выявить степень удовлетворенности обучающихся различными сторонами жизни коллектива.
Проведение: Школьнику предлагается ознакомиться, например, с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Например, для изучения дружбы, сплоченности или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:
1. Наш класс очень дружный и сплоченный.
2. Наш класс дружный.
3. В нашем классе нет ссор, конфликтным наш класс назвать нельзя.
4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
5. Наш класс недружный. Часто возникают ссоры.
6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.
Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие):
1. В нашем классе принято помогать без напоминания.
2. В нашем классе помощь оказывают только своим друзьям.
3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.
4. В нашем классе помощь оказывают только тогда, когда этого требует учитель.
5. В нашем классе не принято помогать друг другу.
6. В нашем классе отказываются помогать друг другу. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосфере в коллективе. В то же время на примере конкретного ученика показывают, как он себя ощущает в системе этих отношений.
Барометр настроения «Цветопись»
Цвет передает психологическое настроение, по нему можно узнать, чем «дышит» коллектив. Цветопись — цветной дневник настроения.
К (красный) — радостное, теплое.
Ж (желтый) — светлое, приятное.
3 (зеленый) — спокойное.
С (синий) — неудовлетворительное, грустное.
Ф (фиолетовый) — тревожное, грустное.
Ч (черный) — упадок, уныние.
Ежедневно после занятий необходимо на карточках обозначать настроение. После отметок карточки собирают. Далее их обобщают —- составляют таблицу, куда ежедневно переносят данные из индивидуальных дневников. Напротив фамилии закрашивают квадратики.
Цветовой ковер даст возможность увидеть в цвете настроение ребенка и какое настроение в какие дни преобладает в коллективе: по вертикали — у всех вместе и у каждого в отдельности в течение дня; по горизонтали — у каждого и у всех на протяжении всего времени обучения. Можно проследить, как эмоционально учащиеся откликаются на ту или иную ситуацию, на какое-либо событие в коллективе. Можно проследить, существует ли единство в переживаниях ребятами значимых ситуаций.
Обратите внимание на настроение отдельных ребят. Если кому-то длительное время плохо, постарайтесь выяснить, в чем дело, что случилось с этим человеком.
Условия. Настроение — это интимный мир каждого и вторгаться туда с бесцеремонными расспросами не совсем этично, поэтому необходимо согласие всех на добровольное ведение цветодневников. Следует гарантировать тайну эмоциональной «исповеди», что убедит их быть искренними в своих оценках настроения.
Сочинения о школьной жизни
(Подготовка проф. Л.В. Байбородовой)
Цель: Изучить представления школьников о реальном и возможном (идеальном) взаимодействии педагогов и учащихся.
Примерные темы сочинений:
• «Как бы я построил урок, если бы был учителем»;
• «Самый интересный урок»;
• «Что делать, если ученик конфликтует с учителем».
Сочинение по предложенному плану:
1. Нужно ли сотрудничать педагогам и учащимся и почему?
2. В чем нам помогают педагоги?
3. Где и в чем нужна помощь педагогов школьникам?
4. В чем и как мы помогаем педагогам?
5. Что нужно сделать, чтобы улучшить совместную работу педагогов и школьников?
Эти вопросы используются также для коллективного обсуждения проблемы взаимодействия учащихся в учебной и внеурочной деятельности.
«Мы выбираем, нас выбирают»
Лист бумаги сложить пополам. Одна сторона— «Мы выбираем» — под ней в алфавитном порядке в столбик написаны фамилии учащихся класса. Свою фамилию вычеркивают. В зависимости от степени симпатии или антипатии против фамилии можно ставить два и более «плюса» или «минуса», равнодушие — «ноль». На второй половине листа — «Нас выбирают» — список в алфавитном порядке, учащийся вычеркивает себя. С помощью знаков «плюс», «минус», «ноль» ученик выражает свое мнение о том, кто и как к нему относится.
Учитель собирает листы, обобщенную информацию сохраняет в тайне, данные сообщает индивидуально.
Изучение взаимоотношений в коллективе
Обучающимся предлагается ответить на вопросы:
1. Что, по твоему мнению, является чаще всего поводом для конфликта между учеником и учителем?
• Поведение.
• Учеба.
• Личная неприязнь.
• Нежелание понимать друг друга.
2. Могут ли конфликты с учителем повлечь неприязнь с его стороны?
• Да.
• Нет.
• Иногда.
3. Может ли ваше поведение повлиять на настроение классного коллектива?
• Да.
• Нет.
• Иногда.
4. Что может послужить причиной, по которой вы смогли бы бросить школу?
• Неуспеваемость.
• Конфликт с учителем.
• Конфликт с одноклассниками.
• Я не брошу школу ни при каких обстоятельствах.
Самооценка
Самооценка — одна из разновидностей оценочных способностей.
Процесс самопознания человека, в котором формируется самооценка и развивается способность к оцениванию вообще, сложен. Иногда, прожив жизнь, человек не в состоянии разобраться в самом себе, не говоря уже о понимании окружающих. Эта задача трудна в то время, когда он как личность проходит период становления, его оценочные способности только формируются.
Самооценка определяет поведение обучающихся — это начало становления самосознания, успешного самовоспитания, саморазвития личности.
Адекватная и правильная самооценка побуждает к активности, к избавлению от недостатков. Завышенная самооценка приводит к тому, что ученик не реагирует на замечания.
Ошибки и недостатки в поведении могут превратиться в привычки, от которых трудно избавиться. Главная задача — путем педагогических воздействий помочь ученику самому убедиться в их существовании и начать их исправление.
Правильная самооценка важна для налаживания нормальных отношений школьников с учителями, родителями, товарищами. Завышенная самооценка ведет к конфликту, трудноразрешимым межличностным противоречиям.
Самооценка проявляется в самохарактеристике. В ней можно проследить восприятие своих положительных и отрицательных качеств. На основе того, как характеризует себя человек, можно судить о многих сторонах личности.
Анкета-самохарактеристика
1. Фамилия, имя ученика.
2. Довольны ли вы собой?
3. Как, по вашему мнению, относятся к вам в классе?
4. Если вам предложат перейти в другой класс, согласитесь ли вы?
5. Что вам больше нравится в вашем характере?
6. Есть ли у вас недостатки в характере?
7. Намерены ли вы устранить свои недостатки?
8. В полную ли меру возможностей вы учитесь? Если нет, то при каких условиях вы учились бы лучше?
«Мишень»
Цель — узнать, как старшеклассники сами оценивают свою позицию в коллективе и какой они ее хотят видеть? Кругами условно обозначают активность ребят:
первый круг — ребята всегда активны, от них исходит инициатива; второй круг — ребята активно откликаются на предложения, приходят на помощь, хотя сами инициативы не проявляют; третий круг — активность и пассивность соседствуют рядом, ребят трудно поднять на дело, но они его выполняют, если вы потребуете; четвертый круг— в делах класса участвуют редко, и то в качестве зрителей, исполнителей; пятый круг — избегают общих дел, отказываются участвовать в них.
Ребята должны отметить в первой мишени знаком «плюс», как далеко от центра круга находится каждый; во второй мишени «минус», где бы каждому хотелось находиться. Листы должны быть подписаны. Результаты переносят на две большие мишени, в круги мишени вписывают номера фамилий ребят по списку журнала. Появится картина самооценки ребят, их реальной позиции в классе и желаемого положения.
В классе, который живет активной жизнью, большинство отметок первой мишени, они располагаются в первых трех кругах.
Вторая мишень покажет степень удовлетворенности ребят своей позицией в классе.
Если старшеклассники стремятся занять более достойное место в коллективе, чем-то, которое они занимают, — это сигнал для классного руководителя, для его действий. Диагностика проводится в начале года, в середине и в конце.
Диагностическая методика «Мое учение»
Учитель предлагает обучающимся ответить на вопросы анкеты, подчеркнув в тексте нужный ответ или подписав предложение.
1. Учиться в школе мне: а) интересно;
б) неинтересно;
в) не знаю.
2. Я хожу в школу, потому что:
а) мне нужны знания;
б) люблю общаться с другими;
в) это требование родителей.
3. Мои любимые предметы: __________________
4. Я испытываю затруднения в учении потому, что: __________________
5. Если бы я был учителем, то помог бы учащимся в следующем: _________________
Похожие статьи:
Классный час «Поверь в себя», 9 класс
Внеклассные мероприятия в 10 классе. Разработки
Классный час – игра для 9-11 класса. Ярмарка достоинств
Классный час для старшеклассников 10-11 класса «К чему стремятся люди в жизни»
Нет комментариев. Ваш будет первым!