Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Консультация для воспитателей средней группы детского сада. Дидактические игры

Дидактическая игра для детей дошкольников 4-5 лет

Дидактическая игра в средней группе существенно усложняется во всей ее структуре: в игровых и обучающих задачах, действиях, правилах.

Отбирая игры в соответствии с программным содержанием, считает А. И. Сорокина, воспитатель должен достаточно четко представить себе, какую роль несут вышеназванные структурные элементы, а также, какие результаты он хочет получить. Используя дидактическую игру с целью пробуждения любознательности, педагог намечает основные обучающие задачи, реализуя их через игровой замысел, вследствие чего игра приобретает для ребенка определенный смысл, становится мотивированной деятельностью. Именно игровая задача «держит» всю конструкцию игры: она способствует вовлечению ребенка в игровую деятельность, создает условия его успешности благодаря растущему интересу («Что дальше?»). К сожалению, не редки случаи, когда воспитатель, преследуя учебную цель, выставляет игровую задачу как формальную, не привлекательную для детей; их интерес к игре резко падает, и результат становится не таким желанным. А. И. Сорокина, анализируя причины неэффективности дидактической игры, отмечает, что игровой замысел, побуждающий детей играть, является одной из основ дидактической игры, именно через него проявляется личное отношение ребенка к игре. Если же личная заинтересованность падает, то из игры уходят активность, переживательность, творчество — при таких обстоятельствах игра становится невозможной как специфическая деятельность.

Правильно определяя содержание игры, педагог содействует ее созданию. Содержанием игр в средней группе часто становятся различные сюжеты, которые привычны для ребенка 4 — 5 лет: игры в повара, в семью, в парикмахерскую и другие, в которых жизненный опыт ребенка подсказывает нужное решение (какими принадлежностями пользуется мастер причесок; как сервировать стол; в чем вести гулять малыша зимой или летом). В таких играх ребенку интересен круг ролей и персонажей. Повар —добродушный, иногда комичный; мама — ласковая, хорошая, заботится о детях; парикмахер —ловкий, умелый, выдумщик. Содержание во многом способствует созданию эмоционального строя игры, что, в свою очередь, устанавливает доброжелательную атмосферу, снимает излишнее напряжение в игре, нарочитый дидактизм. В сюжетных дидактических играх есть место интонационной речевой выразительности, проявлению артистических качеств (как мишка разгоняет пчел; как дрессированные лошадки бегут по кругу).

Детям средней группы становятся интересными игры соревновательного характера. Коллективное взаимодействие взрослых и детей в дидактической игре способствует проявлению взимовыручки, возникновению чувства защищенности, эмоциональной отзывчивости. В то же время педагог, направляя детей в игре, заботится о сохранении их самостоятельности, дает возможность принимать решения и отвечать за них. Ожидание результата (выигрыша) постепенно становится все более привлекательным. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заражает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Вместе с тем ощущение справедливости победы пока еще не всегда переживается адекватно, поэтому воспитатель должен способствовать тому, чтобы дети получали эмоциональное удовлетворение от игры. Овладевая алгоритмами построения игры, ребенок постепенно начинает понимать закономерности действия в ней.

Дидактические игры можно использовать на занятиях по различным областям знаний и в самостоятельной деятельности детей. При руководстве детскими играми педагог должен учитывать специфику той или иной деятельности, рода занятий и взаимодействия с детьми. Каждая область знаний требует определенного подхода и изучения.

Физическое воспитание. Дидактическая игра на физкультурных занятиях отличается своей эмоциональностью, возбуждающей двигательную активность детей. Помимо развития двигательных умений и навыков, дидактическая игра решает задачи физической культуры, красоты и соразмерности движений, что сближает ее с эстетической деятельностью.

Умственное воспитание. В дидактической игре создается мощный познавательный мотив, благодаря чему ускоряются умственные процессы и происходит созревание психики ребенка. Дидактическая игра способствует развитию воображения, образного и логического мышления, творческого восприятия, а также формированию конкретных и обобщенных знаний и применению их в новых обстоятельствах.

Нравственное воспитание. Дидактическая игра позволяет простыми игровыми средствами формировать мировоззрение ребенка, его взгляды на жизнь. Совместное общение в процессе игр укрепляет дружеские связи, способствует созданию взросло-детского сообщества, в котором ребенок не чувствует себя одиноким, незащищенным и может сознательно регулировать свое поведение в соответствии с общепринятыми нормами, подчиняться требованиям, быть дисциплинированным.

Трудовое воспитание. Дидактизм игры приучает ребенка к напряжению мысли, что способствует воспитанию привычки трудиться как умственно, так и физически. Овладевая трудовыми навыками в игре, ребенок открывает для себя смыслы взрослой деятельности, у него создается положительная мотивация к труду, формируется правильное мировосприятие. Ребенок получает ориентацию в профессиональной деятельности взрослых, что открывает перед ним мир предметов и мир человеческих отношений.

Художественно-эстетическое воспитание. Художественность дидактической игры заключается в том, что проявляющиеся в ней характеры персонажей могут выступать образцом какой-либо особой чувствительности, эмоциональной выразительности, артистизма, дающих ребенку модель определенной душевной организации, которой он может подражать. Используя подобные положительные образцы, педагог может формировать эстетические качества детей.

Дидактические игры, используемые педагогом в работе с детьми 4 — 5 лет, способствуют формированию социальной активности, в них ребенок может проявить себя как общественное существо, осознанно приобретая жизненный опыт в наиболее благоприятном для него виде деятельности. А. И. Сорокина справедливо указывает, что дидактическая игра должна быть подобна книге, чтобы через занимательный сюжет показывать многие явления жизни, уточнять представления детей о мире.

Похожие статьи:

Малоподвижные игры для детей средней группы в детском саду

Развивающие игры для детей 4-5 лет в детском саду. Картотека

Развивающие задания в картинках для детей дошкольников 4-5 лет

Задания по грамоте и чтению для дошкольников в картинках

Развивающие игры для детей 4-5 лет дома с родителями

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!