Занятие кружка «Умелые руки» для учащихся начальных классов
Тема: Сова (аппликация из бумаги)
Цели: исследование жизни совы; сборка игрушки по плану; составление четверостишия по рифме.
Задачи: научить составлять из геометрических фигур игрушки; научить работе по алгоритму-плану; развивать творческие способности.
Оборудование:
Для учителя: образец игрушки в сборе, шаблоны деталей; схема соединения деталей, иллюстрации; инструкции по работе с ножницами.
Для учащихся: цветная бумага; карандаш, клей, кисточка, ножницы.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Проверка рабочего места.
Учитель. Сегодня мы будем изготавливать поделку, для которой нужны будут те материалы и инструменты, которые я просила вас приготовить. Давайте проверим, готовы ли вы к занятию..
Учитель читает стихотворение, а дети показывают материалы и инструменты, приготовленные к уроку.
Чтоб работа закипела,
Приготовьте все для дела.
Будем клеить, мастерить –
Все должно в порядке быть.
Чтобы парту сохранить,
Клеенку надо постелить.
Ножницы, бумага, клей.
Не забудь про карандаш –
Он в труде помощник наш.
II. Вводная часть.
1. Работа над правилами работы на уроке.
Ребятам розданы карточки с правилами, среди которых есть и такие, которые не подходят к данному уроку. Дети выбирают нужные и прикрепляют их на доску. В результате на доске появляется ряд правил, о которых нужно помнить на занятии.
1. Каждый находится на своем рабочем месте.
2. Перед началом работы правильно приготовь рабочее место.
3. Во время работы держи рабочее место в порядке.
4. Береги инструменты, экономь материалы, всегда думай, как сделать работу лучше.
5. Кончил работу - быстро и аккуратно убери рабочее место.
6. Работать надо дружно.
2. Определение темы и целей занятия.
Учитель. А теперь послушайте и подумайте, о ком идет речь. У этой птицы острые когти, кривой клюв, она хищник. Увидать ее на охоте нелегко - она охотится ночью. Но услышать можно - страшно и громко кричит она, далеко разносится ее голос. Но не надо пугаться - это голос друга. Так что же это за птица? (Сова.)
На доску вывешиваются иллюстрации.
Учитель. Что вы еще знаете об этой птице? (Дети высказываются.)
- Послушайте очень интересные сведения о совах:
• В Северной Америке встречается сова, которая вьет гнезда в норах грызунов. Если ее испугать, она издает шипение, очень похожее на то, которое можно услышать только от гремучей змеи. Человеку практически невозможно отличить эти звуки друг от друга. Исследователи установили, что шипение помогает сове выжить грызуна из норы. Кроме того, враги совы - койоты, куницы, ласки - могут также устрашиться «змеиного» шипения и оставить птицу в покое.
• «Однажды к нам в уголок живой природы принесли небольшую ушастую сову. У нас нашлась большая клетка. Сова в ней быстро освоилась, но ничего не ела. Мы знали, что она питается живыми мышами или хомячками. Но не отдавать же ей наших питомцев, которые тоже жили у нас в уголке. Мы изучали, что совы схватывают живой движущийся корм, но где его взять? И тут Коля, один из юннатов, который что-то молча делал в сторонке, подходит к клетке, открывает дверку, кладет перед совой кусочек мяса и немного отходит. И мы видим, что кусочек начинает двигаться. Сова резким движением мгновенно набрасывается на добычу, и мясо исчезает в ее широко раскрытом клюве. А Коля быстро обрезает нитку, за которую он тянул это мясо. За первым куском последовал второй, третий... Через несколько дней, когда сова окрепла, поздним вечером мы вынесли клетку с совой на улицу и открыли дверцу. Птица осторожно вышла, взмахнула крыльями и полетела в сторону леса». («Совушка»)
Учитель. Вот эту удивительную птицу сейчас мы будем мастерить.
3. Анализ конструкции изделия.
1. Определение цвета.
2. Определение количества деталей.
3. Определение размера детали для головы, туловища, крыльев.
4. Определение размера мелких деталей.
5. Определение способа соединения.
На доске начерчены различные детали, в том числе и лишние. Ребята должны определить, какие детали нужны для изготовления совы. Ненужные детали стираются.
III. Практическая часть.
1. Обсуждение вопросов технологии.
Учитель. Как сэкономить время при изготовлении парных деталей (глаз, крыльев, лапок)? (Размечать один раз на сложенном вдвое кусочке бумаги.)
- А теперь составим план работы по изготовлению игрушки.
2. Составление плана работы.
План работы
1. Обвести шаблоны основных деталей (туловища, головы и крыльев) на цветную бумагу. Наклеить.
2. Подготовить и наклеить глаза, клюв.
3. Сделать декоративную отделку крыльев, хвоста, туловища.
3. Самостоятельная работа по изготовлению совы.
Учитель в процессе работы осуществляет контроль за соблюдением правил безопасности, оказывает индивидуальную помощь, консультацию.
IV. Итог работы.
1. Проводится выставка работ.
2. Творческая работа по составлению загадки о сове для странички «Сделай сам». Даны рифмованные слова. Придумать начало строк.
На доске:
_________________________ летает,
_________________________ добывает.
_________________________ высоко,
_________________________ дупло.
В результате получается примерно такая загадка:
Ночью совушка летает,
Клювом пищу добывает.
Солнце встанет высоко,
Полетит сова в дупло.
3. Ученики решают (по предложению педагога) подарить игрушки детям детского сада.
Авторы: С. Н. Фролова, Н. Г. Полуэктова
Похожие статьи:
Конспект занятия кружка в начальной школе. Собачка своими руками в технике оригами