Автор: Глазкова Ольга Ивановна , учитель изобразительного искусства МБОУ «Хоринская СОШ №2» с.Хоринск Республики Бурятия
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию разработку урока в 5 классе на тему «Рождественская открытка». Данный урок будет полезен в плане духовно-нравственного воспитания детей, приобщения к традициям празднования христианских праздников.
Цель урока
- Обучающая: познакомить с творчеством флорентийского художника Сандро Ботичелли; рассказать об истории празднования Рождества; обучить способу «набивки» по шаблону, трафарету
- Воспитательная: воспитывать интерес учащихся к традициям своего народа; уважение к религиозным взглядам на празднование Рождества; воспитание художественного вкуса
- Развивающая: развивать графические и живописные навыки; развивать умение самостоятельного построения композиции рисунка; развивать творческие способности учащихся
Оборудование: для учителя: мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение, заготовки трафаретов на каждого ученика, материал для украшения (стразы, мишура, конфетти, блестки)
для учащихся: гуашь, бумага, кисти, губки, клей,
Зрительный ряд: мультимедийная презентация, репродукции картин С. Ботичелли «Мистическое Рождество», «Мадонна с младенцем и ангелами», «Поклонение волхвов»
ХОД УРОКА
I. Приветственное слово:
«Добрый день, ребята, я рада видеть ваши умные и добрые лица! Сегодня нам предстоит очень необычная и трудоемкая работа, и я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное удастся осуществить? А какое у вас сегодня настроение? Давайте пожелаем, друг другу хорошего настроения и поиграем в игру «Самолетик пожеланий» (дети посылают бумажный самолетик друг другу и высказывают свои пожелания).
II Объявление темы урока
В Рождество Христово
Ангелы летели
И с небес всем людям
Радостно пропели:
"Люди, ликуйте,
Пойте, торжествуйте,
Рождество Христово!"
Ангелы спустились,
Словно снег, на землю,
Посмотреть, как Мальчик
В колыбели дремлет.
"Люди, ликуйте,
Пойте, торжествуйте,
Рождество Христово!"
Позабудьте, люди,
Всех грехов угрозы,
Бог своей улыбкой
Нам осушит слёзы.
"Люди, ликуйте,
Пойте, торжествуйте,
Рождество Христово!"
- Ребята, как вы думаете, почему я прочитала это стихотворение Анны Конобеевой на нашем уроке? (ответы детей)
Да, сегодня мы будем говорить о празднике Рождества. Тема нашего урока «Рождественская открытка»
- Ребята, кто из вас знает, что такое Рождество?
- Как отмечают Рождество?
- Чем отличается праздник Нового года от Рождества?
III Вводная беседа
Рождество Христово – великий христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме, празднуется 25 декабря по старому стилю, а по новому стилю 7 января. Канун или день навечерия праздника проводился в строгом посте и назывался сочельником, так как в этот вечер, по церковному уставу, употреблялось в пищу сочиво, сушёные хлебные зёрна, размоченные водой. Пост этот хранился до вечерней звезды. По сказанию, в ночь рождения Христа на небе зажглась самая яркая звезда – Вифлеемская. Рождество невозможно представить без колядования и святок. Святками называют двенадцать дней после Рождества Христова, считая их святыми днями. В эти дни люди наряжались в разных зверей, животных, ходили по домам, веселили хозяев, желали им здоровья, счастья. Также на Рождество было принято гадать, молодые девушки устраивали вечера, на которых гадали на суженого. Праздник Рождества считается одним из самых любимых, в этот день люди загадывали свои заветные желания, надеялись на чудо, совершали добро.
Послушайте стихотворение Олега Штейнера:
Мечтаю в ночь под Рождество: в сердцах растает лёд,
И беспрепятственно любой в другом Христа найдёт.
Мечтаю в ночь под Рождество: пройдут года обид,
И каждый сердцем во Христе обидчиков простит.
Мечтаю в ночь под Рождество: Любовь коснётся нас,
И мы другим дадим пример – Светильник не угас!
Мечтаю в ночь под Рождество. Мечтаю неспроста.
И коли в сердце Жив Господь – исполнится мечта!
Посмотрите, как много стихотворений о празднике Рождества написали поэты. И в изобразительном искусстве теме Рождества Христова уделяется много внимания. Многие художники прошлых лет, а также современные писали свои картины, темой которых было Рождение младенца Христа, изображение Мадоны. (Показ слайда в сопровождении художественного слова учителя – С. Черный Рождественское)
«В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лён Его волос…
Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пёс, прокравшись к тёплой ножке,
Полизал её тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком…
Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
"Посмотреть бы на Ребёнка
Хоть минуточку и мне!"
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине…
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал : "Смотри скорей!»
Одним из знаменитых художников, который изображал картины Рождества Христова, был флорентийский художник Сандро Боттичелли. Алессандро ди Мариано Филипепи родился в 1445 году во Флоренции, в семье кожевника. Сначала, будущего художника, вместе со средним братом Антонио, отдали учиться ювелирному мастерству. Но это мастерство пришлось ему не по вкусу, и Боттичелли начал писать картины. Самые известные из них « Мистическое Рождество», которое было написано в 1501 году. В убогой хижине родился Христос. Перед Ним в благоговении и изумлении склонились Мария, Иосиф и паломники, пришедшие на место чуда. Ангелы с ветками оливы в руках ведут хоровод в небе, славословят мистическое рождение Младенца и, спустившись на землю, поклоняются Ему.
- Ребята, внимательно посмотрите на картину?
- Что вы видите?
- Какие чувства вызывает у вас эта картина?
- Кого еще вы на ней видите? (ангелов)
- Ангелы с ветками оливы в руках ведут хоровод в небе, славословят мистическое рождение Младенца и, спустившись на землю, поклоняются Ему. Ангелы являются неотьемлимой частью Рождества. Они посланцы радости, добра. На всех картинах, открытках, посвященных Рождеству изображены ангелы. Вот и сегодня, на уроке мы будем рисовать рождественскую открытку, центральной фигурой которой будет ангел.
Ангела мы будем рисовать необычным способом – способом «набивки» по трафарету.
IV. Работа учащихся под руководством учителя. (Используется музыкальное сопровождение)
1. Трафареты заранее заготовлены учителем на каждого ученика.
2. Показ способа «набивки»
2. Оформление открытки (можно использовать украшения в виде стразов, мишуры, открытка обязательно украшается надписью « С РОЖДЕСТВОМ!»)
3. Обратить внимание учащихся на самостоятельный выбор композиции рисунка, возможность использования дополнительных изображений: елка, Вифлеемская звезда, подарки и др.
4. Сосредоточить внимание учащихся на красоте и выразительности контура рисунка.
5. Краску надо брать густую, чтобы она не затекала под трафарет. Для большей выразительности можно сразу окрасить лист каким-либо цветом, загрунтовать, затонировать, сделать фоновую раскраску. Можно все делать на цветной бумаге.
6. На 25 минуте урока проводится гимнастика для глаз. Учащиеся глазами следят за движениями ангела, которыми руководит учитель. ( Из цветной бумаги изготовить фигуру ангела, прикрепленного на держатель, совершая различные полеты, привлекать учащихся следить глазами)
V. Анализ и оценка работы детей.
Художественное слово учащихся. Поздравление с Рождеством.
Вот и снова Рождество -
Сил небесных торжество:
В этот день Христос пришел,
Чтоб спасти наш мир от зол.
Слава вечная Ему,
Побеждающему тьму.
Поздравляем всей душой
С этой радостью большой.
С рождеством Христовым поздравляя,
Желаем счастья и здоровья Вам!
Ближнего ничем не обижая,
Служите, люди, добрым всем делам!
Праздник святой, православный
Встретим мы в мире, с добром.
Он потому для нас главный —
Сердцем мы вместе с Христом!
Праздник семейный отметим
С елкой, домашним теплом.
Пусть будет день этот светел!
Всех вас, друзья, с Рождеством!
После окончания работы, оформляется выставка работ учащихся. 3-4 ребенка презентует свою работу.
- Ребята вам понравилось работать в такой необычной технике? Покажите свои смайлики. Сохранилось ли у вас хорошее настроение?
- А что было самым интересным на нашем уроке?
- Что было затруднительно для вас?
Ребята я хотела бы вас поблагодарить за работу. Я убедилась, что ваши работы ни сколько не уступают в красоте самых известных творцов искусства. Такие открытки можно сделать украшением семейного праздника или подарить родственникам и пожелать им здоровья и благополучия. А оценкой за ваше творчество вам будет их улыбка.
Спасибо за работу.
Похожие статьи:
Рождественские открытки своими руками