Виды игр для дошкольников
Существует множество классификаций игр. Так, Е. А. Покровский выделяет игры с игрушками, игры с движением, символические игры, игры с песнями и хороводами и др. Детский психолог Стем делит все игры на индивидуальные и коллективные, Ш. Бехтер считает, что все игры делятся на функциональные, игры-фантазии и игры с обманом чувств, пассивные игры и игры в конструирование. Г. Крайг выделяет сенсорные игры, игры-возни, языковые игры, ролевые игры, игры с правилами.
С. А. Шмаков в своей книге «Игры учащихся — феномен культуры», отмечая, что в мире существует огромное количество игр, анализирует имеющиеся в литературе классификации игр. Автор считает, что большинство попыток классификации игр носят либо интуитивный характер, либо сделаны под специально собранный материал игр. Он предлагает сделать общепринятым разделение всех игр на следующие группы:
1) игры с готовыми «жесткими» правилами;
2) игры «вольные», в которых правила устанавливаются по ходу игровых действий;
3) игры, включающие и свободную игровую стихию, и возникающие по ходу правила.
Каждую группу следует различать по внешним и внутренним признакам.
Внешние признаки: содержание, форма, место проведения, состав и количество участников, степень регулирования и управления, наличие аксессуаров.
По содержанию игры с готовыми правилами бывают: спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные, шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т. д.
По содержанию вольные игры бывают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, этнографические и т. д.
По форме: игры-танцы, игры-пантомимы, игры-песни, игры-театрализации, игры-хороводы, игры-ритуалы и др.
По времени проведения: зимние, весенние, летние, осенние.
По месту проведения: настольные, комнатные, уличные, дворовые и т. д.
По составу и количеству участников игры делятся по возрасту (игры для младенцев, дошкольников, школьников и др.), по полу (для мальчиков, для девочек), по количеству участников (индивидуальные, парные, групповые, командные, массовые).
По степени регулирования управления: игры, организованные взрослыми или инструкторами, игры стихийные, импровизированные, возникшие спонтанно по прихоти детей (вольные, свободные, естественные, самодеятельные, самостоятельные).
По наличию или отсутствию необходимых для игры аксессуаров: игры без предметов и с предметами (с мячом, веревкой, битой и т. д.), компьютерные игры, игры- аттракционы и др.
К внутренним признакам игры С. А. Шмаков относит способности индивида к игре и в игре: обособление, воображение, подражание, состязательность, перенесение, импровизация и т. д.
Похожие статьи:
Игры на внимание
Фокусы для детей 4-7 лет в детском саду
Задания по теме «Фрукты» для детей 5-8 лет
Игры со словами для дошкольников
Игры на улице для ребенка от 3 до 5 лет