Методика проведения подвижных игр с детьми среднего школьного возраста
Как организовать и провести подвижную игру с детьми от 11 до 13 лет.
Подвижные игры для детей 11—13 лет носят более сложный по содержанию характер, что определяется возрастными изменениями растущего организма. Состояние большинства систем и функций организма характеризуется относительной стабильностью. Опорный, суставно-связочный аппарат позволяет выполнять упражнения, требующие большой подвижности в суставных сочленениях, поскольку формирование разнообразных тканей суставов еще не завершено. В этом возрасте мышечная система активно формируется. Силовые возможности еще невелики, что предопределяет необходимость достаточно тонко дозированной силовой нагрузки. Наиболее активно стабилизируется работа сердечно-сосудистой системы. Окрепшая сердечная мышца, высокая эластичность кровеносных сосудов обеспечивают энергичную трофику крови, питание тканей мышц. Все это позволяет применять в подвижных играх упражнения более интенсивного, но пока не длительного характера, поскольку, несмотря на явные признаки относительной развитости дыхательной системы, совершаемые ребенком акты пока еще не глубокого вдоха не могут обеспечить в полной мере энергетические запросы двигательной активности детей этого возраста.
В этом возрасте дети уже имеют опыт коллективных и командных игр. Игровое мышление ребенка приобретает аналитико-критический характер, развивается способность к абстрактному мышлению, что позволяет преподавателю предлагать детям преимущественно командные игры, более сложные по содержанию и правилам. Дети в этом возрасте стремятся проявить себя именно в коллективных действиях, в общем стремлении к достижению игровой цели.
Прогрессирующие физические возможности детей позволяют применять игры, содержащие краткие по времени статические и динамические напряжения с приемами внешнего сопротивления. В этот период дети достаточно осмысленно осваивают приемы тактических действий в игре, проявляют явно выраженную координированность, активно применяют вновь освоенные способы единоборства. Это позволяет преподавателю ставить перед играющими более сложные двигательные задачи, применять специально усложненные условия их выполнения. Детям этого возраста интересен не только результат игры, но и непосредственное участие в игре, в ходе которой представляется возможность проявить свою физическую подготовленность, остроту мышления.
У детей этого возраста достаточно популярны игры, требующие от играющих постоянного движения, перемещения по площадке. Подобные игры рекомендуется проводить по времени не более 12-15 минут во избежание функциональных перенапряжений.
Подвижные игры детей этого возраста должны отличаться большим разнообразием двигательных действий. Весьма целесообразно вводить в содержание игр бег с преодолением различных препятствий, в том числе и в виде «живых», представленных в удобных для преодоления позах партнеров, различного рода метание мячей, других предметов на дальность, в цель. Дети эмоционально воспринимают в играх динамичные упражнения комплексного характера, содержащие, к примеру, метание мяча во время бега, с падением, с последующим выполнением акробатического элемента, выполнение в эстафетах комплекса заданных движений частями тела в процессе перемещения. В играх для детей этого возраста можно использовать и полосы препятствий, содержащие элементы военных действий (метание в цель, ползания, переноска доступного по весу фуза и др.).
В период 10—13 лет дети активно взрослеют и стараются походить в действиях и поступках на взрослых. Тем не менее они в ходе игр внимательно относятся к советам партнеров, иногда в большей степени, чем к словам взрослых. В этих случаях для преподавателя вполне приемлемо применять прием влияния на определенного игрока через мнение коллектива. Дети этого возраста достаточно тонко относятся к ситуациям честного ведения игровой борьбы и к нечестным поступкам игроков другой команды. В этом возрасте важно поощрять признание ребенком совершенной ошибки и, безусловно, ограничивать воздействия наказанием.
Командные игры в этом возрасте содержат элементы популярных спортивных игр. Это, конечно, простые приемы, применяемые в футболе, к примеру, ведение мяча вокруг заданных ориентиров, простейшие формы дриблинга, метание мяча по типу вбрасывание из аута, несложные приемы, практикуемые в баскетболе.
Подвижным играм посвящается или все основная часть урока, или ее вторая часть. В первом случае подбирать игру следует таким образом, чтобы ее содержание способствовало решению основных задач урока. То есть средства игры должны быть разнообразными, с возможностью комплексного воздействия на системы и функции организма. Если игра проводится во второй половине основной части урока, то в ее первой части целесообразно при менять упражнения точностного характера, на тонкую координацию движений, или скоростно- силового характера. В качестве таких средств применяются упражнения гимнастики, акробатики, легкой атлетики. При изложении содержания игры требуется четкость рассказа, без многословности. При объяснении содержания игры и правил следует избегать употребления явно незнакомых детям понятий и терминов. Однако важно в этих случаях и целенаправленно осваивать с детьми сущность новых слов, вкрапливая в их рассказ и разъясняя значение. Дети достаточно остро воспринимают в этом возрасте качество судейства, которое, безусловно, зависит от подготовленности судьи и особенно из числа помощников. Поэтому важно ответственное отношение к их назначению и специальная предварительная судейская подготовка, организованная преподавателем.
Похожие статьи:
Использование подвижных игр для детей от 11 до 15 лет
Классификация современных подвижных игр
Нет комментариев. Ваш будет первым!