Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Народные игры для детей начальных классов

Народные игры для младших школьников

Курилка

Играющие садятся рядом, зажигают тонкую лучину и, когда она разгорится, тушат. Пока огонь тлеет, передают лучину из рук в руки до той поры, пока она не перестанет куриться. Тот, у кого она погаснет, должен исполнить какое-нибудь приказание. Пока лучину передают, поют (или говорят):

Жил-был Курилка,

Жил-был душилка,

Уж у Курилки,

Уж у душилки

Ножки маленьки,

Душа коротенька.

Не умри, Курилка,

Не умри, душилка!

Уж у Курилки,

Уж у душилки

Ножки маленьки,

Душа коротенька.

Жив, жив, Курилка,

Жив, жив, душилка.

Хлопушка

Нужно «надуть» несколько бумажных пакетов (или шариков), открытый конец завязать ниткой. Пакеты кладут на возвышение (горки, табуреты, пеньки). На некотором расстоянии чертится линия. Играющий становится у черты лицом к хлопушкам, получает палку и повязку на глаза. По команде игрок идёт с завязанными глазами и старается ударить по надувному пакету. Остальные могут кричать: «Бей!», «Не бей!», направляя играющего или, наоборот, сбивая его с толку. Через минуту звучит сигнал, игрок заканчивает размахивать палкой, начинает играть следующий. Выигрывает тот, кто поразит большее число хлопушек. Музыкальным фоном игры может служить русская народная песня «Эх, дубинушка, ухнем!».

Хромая ворона

Для игры нужен кушак или толстая верёвка длиной примерно 1,5 метра. Участникам команд предлагается, связав согнутую ногу в колене кушаком, на одной ноге допрыгать до финишной черты и обратно, передать кушак следующему игроку, который выполняет то же задание. Разрешается помогать друг другу перевязывать ногу. В «хромую ворону» играют две команды игроков.

Катушки

Для этой игры нужны две большие обыкновенные катушки от ниток и крепкая нитка длиной 3- 4 метра. К каждому концу ниток привязывают по катушке. Середину нитки отмечают цветным лоскутком. Двое игроков растягивают нитку по всей длине и по команде начинают наматывать нитку на катушку. Кто первый дойдёт до середины, тот и выиграл.

Родничок

Горизонтальными линиями на полу отмечается «родничок» (60-80 сантиметров шириной). Дети становятся друг за другом по одну сторону «родничка», обхватывают друг друга руками за пояс и говорят:

Разлился родничок,

Золотой рожок,

У-ух!

Разлился ключевой,

Белый снеговой,

У-ух!

По мхам, по болотам,

По гнилым колодам,

У-ух!

После этих слов боком перепрыгивают через родничок на другую сторону. При этом мешают друг другу, придерживают, стараясь столкнуть в «воду». Кто из ребят коснётся «воды», из игры выбывает. Побеждают двое-трое оставшихся детей.

Кораблик

Весенняя игра на улице.

Дети делают кораблики и, пуская их по воде, с песнями бегут за ними:

Дуй, дуй, ветерок,

С запада на восток,

Кораблик гони

До великой реки!

Или:

Кораблик плывёт,

Товары везёт,

Все дешёвые,

Все грошовые:

Смолы да вару —

На грош всего товару;

Дыму да ветру —

Ничего в трюме нету!

Репка

Детская игровая сказка.

Водящий сказку рассказывает, а дети хором называют повторяющиеся в каждом куплете слова, начиная со второго или с третьего куплета.

1. Дедушка с бабушкой

Чистили поляну,

Сеяли репу...

Пришёл репу рвати,

Пришёл одноногий:

Ножка — за лапку,

Лапка — за бабку,

Бабка — за дедку,

Дедка — за репку,

Не вытянули репку!

 

2. Дедушка с бабушкой

Чистили поляну,

Сеяли репу...

Пришёл репу рвати,

Пришёл двухногий:

Две ноги за ножку,

Ножка — за лапку,

Лапка — за бабку,

Бабка — за дедку,

Дедка — за репку,

Не вытянули репку!

 

3. Дедушка с бабушкой

Чистили поляну,

Сеяли репу...

Пришёл трёхногий:

Три ноги — за две,

Две ноги — за ножку...

(И т.д. до «десятиногого».)

 

4. Дедушка с бабушкой

Чистили поляну,

Сеяли репу...

Пришёл репу рвати,

Пришёл десятиногий:

Десять — за девять,

Девять — за восемь,

Восемь — за семь,

Семь нон — за шесть,

Шесть ног — за пять,

Пять — за четыре,

Четыре ноги — за три,

Три ноги — за две,

Две ноги — за ножку,

Ножка — за лапку,

Лапка — за бабку,

Бабка — за дедку.

Дедка — за репку,

Вытянули репку!

Баба Яга

Рисуется круг, в середину которого становится один из играющих — «Баба Яга». В руках у неё ветка — «помело». Вокруг бегают дети и дразнят:

Баба Ёжка,

Костяная ножка,

С печки упала,

Ножку сломала.

А потом и говорит:

«У меня нога болит».

Пошла она на улицу,

Раздавила курицу.

Пошла на базар,

Раздавила самовар.

Пошла на лужайку,

Испугала зайку.

«Баба Яга» скачет из круга на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». Кого она запятнает, тот замирает на месте. Если кто-нибудь из играющих приподнимет запятнанного и вернёт в круг, то становится «Бабой Ягой».

Ведьма

Выбирают «ведьму». Дети, взявшись за руки, образуют круг и поют. «Ведьма» ходит в кругу и бьёт их по рукам.

Ходит ведьма по бору, по бору

Да рвёт травку лебеду, лебеду.

Ой, зачем же она рвёт,

В три коробочки кладёт?

Иди прочь от нас!

Долой, долой с глаз!

Тогда «ведьма» грудью наваливается на стиснутые руки детей, чтобы разорвать круг. Если она не вырвется, игра начинается заново, если же разобьёт руки и убежит, все кидаются вдогонку. Тот, кто её поймает, сам становится «ведьмой».

Кукушка

Один из участников игры говорит считалочку, касаясь игроков рукою:

Шла кукушка мимо леса

За каким-то интересом,

А за нею малы дети:

Кук,

Как, Пятак!

Все разбегаются. Тот, кого водящий коснётся на последнем слове, должен ловить. Пойманный им становится водящим.

Нарву я орешки

Выбирают «волка», он отходит в сторону. Дети ходят по кругу и поют:

Нарву я, нарву я орешечки,

Не страшен мне серый нисколечки.

Волк — за горою,

А я — за другою.

Волк в кафтане,

А я в сарафане.

Все разбегаются, а «волк» догоняет и забирает корзиночку (шапочку). Когда он всех переловит, каждый «выкупает» своё и взамен даёт фантик.

Зайчик

Дети образуют круг, берутся за руки, в кругу находится «зайчик». Дети ходят и приговаривают:

Загородим зайчика

Тынком, ленком.

Никуда зайчик

Да не выскочит,

Никуда зайчик

Да не выпрыгнет.

А у нас ворота

Позакрытые

Да песочком жёлтым

Позасыпанные!

При этом «зайчик» начинает бегать, чтобы выскочить где-нибудь, а играющие встают теснее, чтобы его не выпустить. Если же «зайчик» всё же выскочит, все его ловят. Кто поймает, сам становится «зайчиком».

Невод

С помощью считалки выбираются двое водящих. Остальные игроки убегают, а водящие берутся за руки и пытаются окружить одного из игроков. Если им это удаётся, пойманный игрок также присоединяется к цепочке водящих, и теперь они бегают, взявшись за руки втроём, пытаясь окружить ещё одного игрока. Каждый пойманный игрок присоединяется к «неводу». Последний не пойманный игрок становится победителем.

Горю-дуб

Дети встают по двое, пара за парою, и берутся за руки. Выбранный «Горю-дуб» — впереди на расстоянии 10-15 метров. «Горю-дуб» кричит:

Горю, горю, пылаю,

Кого хочу, поймаю.

Раз, два, три, беги!

Первая пара, разорвав руки, бежит к «Горю- дубу», пытается обойти его и снова соединить свои руки.

Когда «Горю-дуб» кого-нибудь поймает, то становится позади всех, а кто остаётся без пары — становится «Горю-дубом».

Афанас и Николай

С помощью считалки выбираются двое водящих — «Афанас» и «Николай». Им завязывают глаза. Остальные игроки бегают вокруг водящих и кричат им: «Афанас, поймай нас! Николай, догоняй!» Цель водящих — поймать одного из игроков и угадать на ощупь, кто это. Если кому-либо из водящих удаётся это сделать, пойманный игрок становится «Афанасом» или «Николаем». (В зависимости от того, кто его поймал.) Ему завязывают глаза, и игра продолжается.

Смола

Мальчики и девочки берутся за руки, образуя круг; в середину выходят двое из играющих и стоят, другие ходят вокруг них и кричат:

Смола, смолися,

Бочка, крепися,

Крепка смола дедова,

Крепче и не было.

Пропили, проели

Дедову казну на меду,

А бабкину на вине

По своей вине.

Стук, стук у ворот!

При этих словах дети останавливаются. Стоящие в середине спрашивают:

— Кто там?

— Поп Федот.

— Зачем пришёл?

— За смолою.

— На что тебе смола?

— Бочку смолить.

— На что бочка?

— Пиво варить.

— На что пиво?

— Сына женить.

— Какого?

Один из стоящих в середине указывает на какого-либо мальчика, называя его по имени. «А девушка какая?» — спрашивают его. Он говорит имя девочки. Названная пара выходит из круга, мальчик и девочка кланяются друг другу, берутся за руки и встают рядом в круг. После этого игра начинается снова, называют другую пару.

Булка

Игроки становятся в круг плечом к плечу, руки все держат за спиной. Водящий — в центре. Игроки передают друг другу за спинами булочку, стараясь отломить от неё по кусочку, когда не смотрит водящий. Цель водящего — засечь, у кого в данный момент находится булка. Для этого он подходит к подозреваемому участнику и говорит: «Руки». Тот должен показать обе руки. Если булка у этого участника — он становится новым водящим, а прежний водящий занимает его место. Водящий, во время игры которого участники съедят булку, выполняет штрафное задание.

Волосянка

Играющие девочки садятся плотно друг к другу в кружок и говорят:

Станем ли, девушки,

Волосяночку тянуть,

А кто не дотянет,

Того за-а-а волосы!

Звук «а» тянется всеми не переводя дыхания. Кто раньше всех передохнёт, подвергается заранее установленному наказанию, например, танцует или частушки поёт.

Переправа

По считалке выбирают несколько пар игроков. Первому игроку в каждой паре — «пастуху» — необходимо перевести второго игрока в паре — «корову» — через мост. Ведущий сообщает каждой «корове» три секретных слова. «Пастух» уговаривает «корову» идти, и, если он произносит одно из секретных слов, «корова» проходит треть пути. Выигрывает тот «пастух», который первым переведёт свою «корову» через мост. Например, загаданы секретные слова «дорогая», «ура», «пожалуйста», «нести».

Уговоры «пастуха» могут быть следующими: «Милая Бурёночка, пойдём со мной. Там нас ждёт Дорогой приз» («корова» идёт). «Ура! Она сдвинулась с места!» («корова» идёт) и т.д. Секретные слова должны быть простыми и достаточно часто употребляемыми. Победителем объявляется «пастух», чья «корова» быстрее прошла «мост».

Колечко

Все игроки садятся в ряд и складывают руки «лодочкой». Водящий также складывает руки «лодочкой», зажимая между ладонями колечко. После этого он по очереди подходит к каждому игроку и опускает свои сжатые ладони между его ладонями. В этот момент он незаметно кладёт одному из игроков колечко. После того как водящий обошёл всех игроков, он говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Игрок, который получил колечко, должен выбежать к водящему, другие игроки пытаются удержать его. Если игроку всё же удалось вырваться и добежать до водящего, он становится новым водящим, если нет — игра продолжается с прежним водящим.

Горелки

Играющие образуют пары и становятся вереницей. Впереди на два шага «горящий» — тот, кто водит. Ему запрещено оглядываться назад. Играющие поют, выкрикивают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле —

Гляди в поле.

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо —

Звёзды горят,

Журавли кричат —

Гу, гу, гу — убегу.

Раз, два, не воронь,

Беги, как огонь.

«Горящий» должен взглянуть на небо, а между тем задняя пара разъединяется и бежит — один по одну сторону вереницы пар, а другой — по другую, стараясь соединиться снова впереди «горящего». Если это паре удаётся, то «горящий» продолжает водить, если нет и «горящий» ловит кого-нибудь, то оставшийся без пары водит — становится «горящим».

Горшок

(Адаптация В.М. Пашниной)

Ведущий приглашает детей на игру в круг. Сам он становится в центр круга. В руках у него верёвка с привязанным на конце круглым нетяжёлым предметом — «горшком».

Айда горшки бить

Да себя веселить!

Погляжу я, кто тут ловкий.

Я начну крутить верёвку

И в кругу горшок катать.

Чтобы вам не оплошать,

Вы не стойте, как столбы,

Не надейтесь на «абы»,

Надо прыгнуть вам успеть,

Чтоб горшок-то не задеть.

Лапти можете все снять —

Так сподручнее играть,

Ну, а если не хотите,

То обутыми скачите.

А крутить я буду быстро,

Но не высоко, а низко.

Победитель будет тот,

Кто горшок не разобьёт.

Эту игру лучше проводить под весёлую русскую музыку. Ведущий катает «горшок» под ногами игроков, а те подпрыгивают над ним. Кто «разобьёт горшок», т.е. заденет его, тот выбывает из игры. Победителей может быть несколько.

Волки и гуси

Двое играющих изображают волков, остальные становятся в круг — это «гуси». На середину круга выходят «волки». «Гуси» поют:

Гуси, мои гуси, га-га-га!

А где, гуси, были? Га-га-га!

А мы были в поле, га-га-га!

На синем на море, га-га-га!

Кого, гуси, видели? Га-га-га!

А серого волка, га-га-га!

Унёс волк гусёнка, га-га-га!

Вместо поросёнка, га-га-га!

За бел рукавочек! Га-га-га!

После слов «за бел рукавочек» «волки» вытаскивают «гусей» из круга. Когда остаётся один «гусь», он кричит: «Гуси, мои гуси, щиплите волков!» «Гуси» нападают на «волков» и щиплют их.

Волк и гуси

(Игра из уральского фольклора)

По считалке выбирают «волка» и «хозяйку». Остальные — «гуси». «Хозяйка» сзывает «гусей»:

Хозяйка. Гуси! Гуси!

Гуси. Га-га-га!

Хозяйка. Есть хотите?

Гуси. Да-да-да!

Хозяйка. Так летите домой!

Гуси. Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Зубы точит,

Съесть нас хочет!

Хозяйка. Всем домой! Всем домой!

«Гуси» бегут, их ловит «волк». Оставшихся непойманными «гусей» «хозяйка» опять отправляет в поле, и игра продолжается до тех пор, пока «волк» не переловит всех «гусей».

Каравай

(Адаптация В.М. Пашкиной)

По считалке выбирается «каравай». Все хором у него спрашивают:

Каравай, где бывал?

Каравай, что видал?

«Каравай» должен ответить, что он был на небе, и сказать, что он там видел. Например:

Я на небе бывал,

Я месяц видал.

Игроки продолжают:

Каравай, каравай,

Ты другого выбирай.

На кого «каравай» покажет, тот становится новым «караваем». Его опять спрашивают, где он бывал, что видал. «Каравай» отвечает, повторяться нельзя. Если «каравай» повторится, ему хором говорят:

Каравай, каравай,

То неправда! Ай-ай-ай!

«Каравай» показывает на того, кто станет новым «караваем», а сам из игры выбывает. Игра проводится до тех пор, пока дети не назовут всё, что можно увидеть на небе: солнце, луна, звёзды, заря, тучи, облака, радуга, северное сияние, молния, птицы различные...

Чей нос!

По считалке выбирают водящего. Он ходит среди игроков и схватывает кого-нибудь за нос, говоря:

— Чей нос?

— Саввин, — отвечает тот.

— Куда ходил?

— Славить.

— Что выславил?

— Копейку.

— Что купил?

— Пряник.

— С кем съел?

— Один.

— Не ешь один! Не ешь один! — и водит отвечающего за нос. Затем игрок, которого водили за нос, становится водящим, и игра продолжается.

Жук-жучище

Дети встают в круг. В центре круга один игрок — «жук». Дети идут по кругу со словами:

Жук-жучище,

Длинные усища,

Попался, а?

После этих слов «жук» старается «улететь» —- выбраться из круга под руками детей. Те приседают, не дают выйти. Когда «жуку» всё же удаётся это сделать, выбирают другого «жука», и игра продолжается.

Без соли соль

Эту старинную игру следует проводить на поляне, в центре которой усаживаются два водящих, вытянув навстречу друг другу ноги. Им завязывают глаза. Игроки перешагивают через их ноги, приговаривая: «Без соли соль». После того как все перешагнули третий раз, в четвёртый они стараются как можно быстрее перепрыгнуть через ноги, чтобы водящие их не осалили за руку или за одежду. Пойманный игрок садится на место водящего, и игра продолжается.

Сковорода

На полу или на земле чертится круг диаметром 5-7 метров. За кругом становятся дети. Водящий находится в центре круга, повторяет: «Оладушки, оладушки!» Дети в это время прыгают на одной ноге возле круга. Когда водящий говорит: «Блин печём!» — дети, не переставая прыгать, стараются толкнуть стоящего рядом в круге. Тот, кто в круг ступил двумя ногами, и будет испечённым блином. Он выбывает из игры.

Сковорода-2

Дети делятся на две команды. Противники встают через одного около начерченного на полу или на земле круга и берутся за руки. Все бегут по кругу, пока не услышат команду ведущего «Сажай!». Бегущие останавливаются и начинают тянуть соседей- противников в центр круга — на сковороду, при этом стараясь не попасть туда сами. Команда, чьих игроков оказалось на сковороде больше, теряет одно очко. По команде «Поддай огоньку!» бег продолжается.

Селезень и утица

Играющие образуют круг. В кругу «селезень», за кругом «утица». Задача «селезня» — вырваться из круга, поймать «утицу» и завести её «домой» в круг, пока играющие говорят:

Селезень утку загонял,

Молодой серу загонял:

«Пойдём, утица, домой,

Пойдём, серая, домой,

У тя семеро детей,

Восьмой — селезень».

Играющие помогают «утице», не выпускают «селезня». Если мальчик не поймал девочку, она выбирает себе другого, и всё начинается сначала.

Вербохлёст

Дети стоят по одну сторону начерченной полосы, а водящий — по другую с прутом. При словах «Вербохлёст, бей до слёз» все бегут за линию, а водящий в это время пытается ударить прутом бегущих. Третий из тех, кого он ударит, становится водящим.

Мак

Участники игры берутся за руки, двигаются по кругу, приговаривая:

Ай, на горе мак, мак!

Под горой так, так!

Маки, маковички!

Золотые головочки!

Станьте вы в ряд,

Спросим про мак!

В центре круга стоит водящий. Когда текст заканчивается, ему задают вопросы: «Сеял ли мак?», «Взошёл ли мак?», «Зацвёл ли мак?» Водящий отвечает. В конце игры на вопрос «Поспел ли мак?» водящий отвечает: «Поспел, собирайтесь отряхать!», все бросаются на него, стараясь удержать в круге, а задача водящего — поскорее выпрыгнуть из круга. Если ему это удалось — выбирается другой водящий, не удалось — игра начинается сначала с этим же водящим.

Жаворонки

Дети делятся на две команды, берутся за руки. Команды становятся напротив друг друга на расстоянии 8-10 метров. Первая команда говорит: «Жаворонки, жаворонки, дайте лето, у нас корма нету! Жаворонок... (называют имя игрока противоположной команды), прилети, у нас крошечку возьми». Названный игрок должен разбежаться и разбить взявшихся за руки соперников. Если ему это удаётся, то он забирает с собой одного из двух игроков, между которыми он пробежал. Если руки соперников остались сомкнутыми, то «жаворонок» пойман и остаётся в команде соперника.

Розги

Игроки выбирают водящего и делятся на две команды. В каждой команде по секрету от водящего распределяются по номерам и садятся на скамьи. Скамьи стоят вдоль стен напротив друг друга, расстояние между игроками, сидящими на скамьях, должно быть таким, чтобы смог сесть один человек.

Водящий ходит между скамьями с розгой в руке, подходит к любому игроку, ударяет розгой по скамье и говорит: «Кричи номер!» Если игрок слишком долго думает, какой номер вызвать, водящий хлещет его розгой по ногам (слегка, конечно). Игрок выкрикивает номер. Водящий, ударяя розгой по скамье, кричит: «Раз, пятый! (если был назван пятый номер) Два, пятый! Три, пятый!», потом он движется от того, кто выкрикивал номер, и пытается уловить момент, когда игрок вскочит со скамьи и начнёт бег до противоположной скамьи. Сидящий, чей номер был назван, должен перебежать со своего места и сесть рядом с тем, кто его выкрикнул, а водящий должен успеть задеть бегущего розгой. Если тот, кто перебегал, не получит ни одного прикосновения розгой — быть ему водящим, а водящему — игроком.

Ещё одно правило игры: ударять розгой можно только бегущего. Если игрок уже коснулся рукой своего места, но ещё не сел, водящему уже нельзя к нему прикасаться.

Бой петухов

Известная старинная забава, которая в разных регионах России проводится более или менее одинаково. Все играющие делятся на пары. Прыгая на одной ноге, плечом пытаются сбить соперника с ног. (Иногда чертят круг и пытаются выбить противника из круга.) Проигравшие выбывают из игры. Победившие образуют новые пары. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один победитель. В его честь все кричат «Кукареку!».

Похожие статьи:

Методика проведения подвижных игр с детьми младшего школьного возраста

Подвижные игры-эстафеты для детей начальной школы

Игры со скакалкой для школьников

Использование подвижных игр для детей от 6 до 10 лет

Подвижные игры с предметами для младших школьников

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!