Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Литературная игра для 8-9 классов. Сценарий

Литературная игра для учащихся 8-9 классов «Путешествие по книжному морю исторической книги»

Ведущая. Уважаемые гости и участники игры! Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие по книжному морю исторической книги.

В нашей игре принимают участие учащиеся _________ классов - это большие любители исторической книги.

В путешествие отправляются корабли учащихся:

- «Победа»;

- «Алый парус»;

- «Виктория»;

- «Глория».

В состав каждой экспедиции входят:

- начальник экспедиции - отвечает за общий ход экспедиции;

- штурман - прокладывает маршрут по карте;

- радист - посылает радиограммы;

- искусствовед, этнограф - изучают культуру и быт того времени, куда отправляется экспедиция;

- журналист - собирает интересные и необычные материалы;

- библиограф - поддерживает связь с библиотекой, пропагандирует исторические книги и ведет сбор отзывов о прочитанных книгах.

Во время плавания на суше будет работать штаб экспедиции, в состав которого входят организатор внеклассной работы, классные руководители. Они внимательно будут следить за работой каждой экспедиции и оценивать в баллах их готовность к плаванию, боевой настрой, активность, правильность и четкость ответов. Штаб создан не сейчас, он работает уже почти месяц, в него входили также начальники экспедиций, библиотекарь. Каждая экспедиция предварительно получила в штабе свои маршрутные листы и по ним готовилась к плаванию.

Экспедиции отправляются по маршрутам:

- «Бородино»,

- «Москва»,

- «Герои-1812»,

- «Партизанское движение».

Готовимся к отплытию. Нам нужно определить флагманский корабль. Для этого все члены экспедиции должны ответить как можно быстрее и полнее на вопросы экспертов:

1. Какие произведения помогли вам узнать о событиях 1812 года? («Небывалое бывает», «Птица-Слава», «Рассказы о войне 1812 г.», и др.)

2. Вам должно быть знакомо имя писателя С. Алексеева. Чему посвящено его творчество? Назовите книги, написанные им. Какие из них посвящены Отечественной войне 1812 года?

(И взрослые, и дети зачитываются историческими повестями С. Алексеева. Спасибо автору, что он написал великое множество исторических книг.

Это книги серии «Дедушкины медали», «Идет война народная», «Суровый век», «Колокола», «Рассказ о Степане Разине», «История крепостного мальчика».)

Ведущая. С ответами на вопросы вы справились прекрасно. Думаю, что члены штаба и эксперты согласятся со мной.

Объявляю командам готовность номер один.

Итак, путешествие начинается...

Звучит мелодия музыки И. Дунаевского «Веселый ветер» из кинофильма «Дети капитана Гранта».

Чтец.

События, люди...

Их мысли и чувства –

Все книги хранят,

Пронося через века

Все то, что людьми создавалось искусно,

Все то, что поэта творила рука.

О книжное море,

Бушуй, разливайся!

Влеки моряков, чтоб познали тебя.

Плыви, человек,

Смело в волны бросайся!

И помни, те волны поднимут тебя!

Ведущая. Мы приближаемся к острову «История». Что ждет нас на этом острове? Какие встречи? Какие события?

Велика наша Родина. Много сложного и нелегкого было в ее истории. Много прекрасного и великого. У нас есть что вспомнить и чем гордиться. Сейчас мы перенесемся с вами на 200 лет назад и попадем... в начало девятнадцатого века.

Давайте посмотрим внимательно на участников экспедиции, обратим внимание на их одежду, их снаряжение. Конечно, в наше время очень сложно найти костюмы двухсотлетней давности, поэтому в качестве снаряжения у наших путешественников репродукции, музыкальные и литературные произведения, поделки, отражающие эпоху того времени и дух русского народа конца XVIII-начала XIX века. Я приглашаю от каждой экспедиции этнографов и искусствоведов. На карточках, которые у меня в руках, - вопросы. Вы должны ответить на них самостоятельно или прибегнуть к помощи членов экспедиции. Можно использовать то снаряжение, которое вы принесли на этот случай.

На обдумывание дается одна минута. Звучит спокойная музыка.

Вопросы искусствоведам:

1. Назовите поэтов, писателей и их произведения, посвящённые войне 1812 г.

(Вяземский, Жуковский, Глинка, Лермонтов, Толстой, Давыдов и многие другие.)

2. Назовите несколько пословиц и поговорок, которые могли быть использованы солдатами в 1812 г.

(За край свой насмерть стой.

Любовь к Родине сильнее смерти.

За Москву-мать не страшно и умирать.

Бой отвагу любит.

Враг пришел пировать, а пришлось горевать.)

3. Назовите художников и их картины, посвященные событиям 1812 г.

(Верещагин; Герасимов; Архипов; Рубенс; Кившенко («Военный совет в Филях»); Прянишников («Партизаны захватили в плен французов».)

4. Назовите композиторов, которые посвятили свои музыкальные произведения событиям 1812 г.

(П. И. Чайковский «Торжественная увертюра» (симфоническое произведение); С. С. Прокофьев «Война и мир» (опера.)

Вопросы этнографам:

1. Назовите головной убор солдата русской армии времен войны 1812 года. (Кивер.)

2. Назовите головной убор офицера русской армии времен войны 1812 года. (Шляпа.)

3. Каждый полк имел свое название, свои знаки отличия. Назовите их.

4. В Отечественной войне 1812 г. радистов не было. Ответьте, как передавались команды, призывающие к началу боя, возвещавшие об отступлении и т. д.

5. Как задавался ритм боя? (С помощью барабана.)

Ведущая. Молодцы! Первые трудности и преграды на вашем пути вы преодолели.

Продолжаем путешествие.

Война 1812 года. Огромная полумиллионная армия французского императора Наполеона I напала на нашу Родину. Наполеон был очень опытным полководцем. Его армия считалась самой сильной в мире. Он завоевал многие страны Европы и вот теперь шел на Россию. Со своим войском он вторгся в пределы России без объявления войны.

Кто сможет назвать дату начала военных действий на территории России? (С 12. 06. по 21. 12. 1812 г.)

Отступая с боями, русские армии шли на соединение, сохраняя свои силы и при этом изматывая противника.

В августе во главе русской армии встал прославленный полководец М. И. Кутузов (о нем мы еще поговорим).

Он не изменил тактики отступления, гак как считал ее верной. Однако армия и народ ждали решающего сражения.

И этот бой был дан в 12 км от Москвы, недалеко от села Бородино.

Экспедиция, находящаяся на корабле «Победа», оказалась на Бородинском поле, в гуще событий. Только что мы получили от них радиограмму.

Им удалось записать разговор Кутузова и квартирмейстера Толля в ночь перед Бородинским сражением.

В сражении под Бородино силы французов были значительно подорваны. На Бородинском поле Наполеон потерял почти половину личного состава своих солдат.

Репортаж с места сражения ведут члены экипажа «Победа».

Чтение стихотворения М. 10. Лермонтова «Бородино» участниками викторины.

Как вы уже поняли, продвижение захватчиков по земле России не было спокойным. С каким мужеством и героизмом дрались русские люди, ярко свидетельствуют подвиги солдат и офицеров.

Слышу позывные радистов корабля «Виктория» (выступление членов экипажа).

Чтец.

Теперь ли нам дремать в покое,

России верные сыны?!

Пойдем, сомкнемся в ратном строе,

Пойдем, и в ужасах войны

Друзьям, Отечеству, народу

Отыщем славу и свободу

Иль все падем в родных полях!

Ведущая. В осенний день 1812 г. - в день Бородинского сражения - и рядовые солдаты, и офицеры, и генералы как бы соревновались в доблести.

И вновь получена радиограмма с корабля «Виктория» (выступление).

Вопросы:

1. Назовите имена полководцев, которые командовали Первой и Второй русскими армиями в начале событий войны 1812 г. (Багратион, Барклай-де-Толли.)

2. Назовите генерала, храбро сражавшегося и павшего на Бородинском поле. (Багратион, раненный в бою, через 16 дней умер.)

3. Назовите генерала, который в Бородинском сражении участвовал вместе со своими сыновьями. (Генерал Раевский, с сыновьями 15 и 11 лет.)

Ведущая. Генералы 1812 года! Как они молоды, многим нет и тридцати, 22 из них окропили кровью Бородинское иоле, двое остались там навсегда, трое умерли от ран.

Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Полководец».

У русского царя в чертогах есть палата:

Она не золотом, не бархатом богата,

Не в ней алмаз венца хранится за стеклом.

Но сверху донизу, во всю длину, кругом,

Своею кистию свободной и широкой

Ее разрисовал художник быстроокой.

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью двенадцатого года.

Репортаж с корабля «Глория»: показ сценки.

Ведущая. Русский офицер Федор Глинка позднее записал такой разговор с рядовым солдатом.

Глинка. Отчего в Бородино дрались так храбро?

Русский офицер. Оттого, сударь, что тогда никто не ссылался и не надеялся на других, а всякий сам себе говорил:

«Хоть все беги, а я буду стоять! Хоть все сдавайся, а я умру, а не сдамся!»

Оттого все стояли и умирали!

Ведущая. Целый день продолжалась битва. В единоборстве с наполеоновскими войсками русские остались непобежденными - таков был первый итог Бородинского сражения. Но коренной перелом еще не наступил. Чтобы сохранить армию, М. И. Кутузов принял решение оставить Москву.

Что представляла собой армия Кутузова?

Как образно писал очевидец событий 1812 года: «Гремел ад, но в душе русских воинов еще громче гремел голос: «За нами Москва!»

Давайте приоткроем страничку, которая поведает нам о чувствах и мыслях двух великих людей: Кутузова и Наполеона.

Репортаж с корабля «Алый парус».

Чтец.

Гроза двенадцатого года настала.

Кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский бог?

Муза. Наполеон! Он принес миру горе, смерть, разрушение. Жалкий человек. Чего он хочет?

Чтец.

Небо ясно,

Под небом места много всем.

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он - зачем?

Наполеон. В Европе я сыскал славу непобедимого. На пути к мировому господству осталась одна Россия. Я раздавлю ее. Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги, если возьму Петербург, то возьму Россию за голову. Если возьму Москву, то поражу ее в самое сердце.

Итак - Москва.

Ведущий.

Да, были люди в наше время!

Не то, что нынешнее племя,

Богатыри - не вы!

Плохая им досталась доля,

Немногие вернулись с поля,

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Кутузов. Господа! Думаю, что нам придется сдать столицу, дабы сохранить армию.

Барклай. Потеряв этот город, мы сохраним армию.

Ермолов. И вы говорите - этот город. Да этот город - сердце России, ее священная столица.

Умереть каждому, но отстоять столицу.

Кутузов. Волею, данною мне государем и отечеством, приказываю отступать. Потеря Москвы еще не есть потеря России. Сохраним армию-спасем и Россию.

Приказываю отступать.

Муза. Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля.

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою,

Не праздник, не священный дар.

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Ведущая. В Москве французская армия столкнулась с огромными трудностями: не было ни продовольствия, ни боеприпасов, в опустевшем городе пылали пожары.

Захватчики грабили Москву, расстреливали оставшихся в ней мирных жителей.

Наполеон надеялся, что русское правительство запросит мира. Но этого не произошло.

И тогда Наполеону пришлось увести свои войска из древней русской столицы.

Конкурс «Люди и события».

Ведущая. Заштормило. Пока на море утихнет, мы проведем конкурс «Люди и события».

Перед вами портреты прославленных полководцев. Постарайтесь как можно быстрее определить личности этих людей и их заслуги в этой войне.

Демонстрируются портреты Кутузова, Барклая-де-Толли, Багратиона, Давыдова.

Ведущая. Остановимся на портрете Дениса Давыдова, незаурядной личности поэта и воина.

Давыдов... Сам о себе он сказал: «Я был рожден для рокового 1812 года».

В августе 1812 года, незадолго до Бородинского сражения, Давыдов через своего бывшего начальника Багратиона (Давыдов ряд лет был его адъютантом) добился разрешения Кутузова организовать отряд из гусар и казаков и направиться в тыл французов.

Кавалеристы Давыдова нарушали пути сообщения, перехватывали курьеров и транспорт с продовольствием и другими припасами, освобождали русских пленных, воодушевляли местное население на борьбу с захватчиками.

Денис Давыдов - это огонь и вихрь конной атаки. Денис Давыдов - это имя героя, лихого воина и мудрого тактика. Это также и имя большого русского поэта, соратника В. А. Жуковского и А. С. Пушкина.

Чтение стихотворения или басни Д. Давыдова.

Многие замыслы Давыдова осуществлялись успешно благодаря помощи крестьян. Они вовремя оповещали о появлении неприятеля и его численности, снабжали отряд продовольствием.

Крупные партизанские отряды возникли в Смоленской и Московской губерниях.

Громкую славу получил отряд, во главе которого стала крестьянка Сычевского уезда Смоленской губернии Василиса Кожина. Партизаны ее отряда, состоящего в большинстве из крестьян и подростков, вооруженные вилами, косами и дубинками, смело шли на французов. Многих солдат противника они взяли в плен. Свидетелями одной из таких сцен стали члены экипажа корабля ____________.

Сценка по рассказу С. Алексеева «Василиса Кожина».

Ведущая. «Дубина народной войны, - по выражению Л. Н. Толстого, - поднялась со всею своей грозною и величественной силою... Поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

Викторина.

1. Великий русский полководец и дипломат, достойный продолжатель военных побед А. В. Суворова. (М. И. Кутузов.)

2. Генерал, смертельно раненный на Бородинском поле. (Багратион.)

3. Участница партизанского движения, возглавившая партизанский отряд, в который входили даже дети. (Кожина.)

4. Автор романа-эпопеи об Отечественной войне 1812 года. (Л. Н. Толстой.)

5. Зачинатель партизанского движения, прозванный «черным капитаном». (Денис Давыдов.)

6. Кто автор строк?

Где бьет волна о брег высокий,

Где дикий памятник небрежно положен,

В сырой земле и в яме неглубокой –

Там спит герой, друзья, - Наполеон.

(М. Ю. Лермонтов.)

7. Генерал, командующий батареей на поле Бородинского сражения. (Раевский.)

Ведущая. Отечественная война закончилась.

«Храбрые и победоносные войска! - обратился Кутузов к солдатам. - Наконец вы на границах империи. Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем».

Звучит в записи хор «Славься...» М. И. Глинки из оперы «Иван Сусанин».

Ведущая. Наше путешествие закопчено. Мы возвращаемся и приближаемся к родным берегам. Нас встречают члены штаба. Предоставляем им слово для подведения итогов.

Объявляются результаты викторины, награждаются победители и участники.

Похожие статьи:

Игра по литературе 18 века, 9 класс

Викторина о поэзии и поэтах с ответами, 9-10 класс

Состязание знатоков романсов, 7-8 класс

Вопросы к роману «Мастер и Маргарита», 11 класс с ответами

Литературная викторина для 7-8 классов с ответами

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!