Игры наших бабушек и дедушек
Игры бабушек и дедушек в их детстве
Игры из бабушкиного сундука для детей 5-8 лет
Среди детских игр любой страны можно найти немало тех, возраст которых составляет уже несколько веков. Именно в эти игры играли, когда были маленькими, наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Не было еще ни телевизоров, ни компьютеров. Даже о том, что такое футбол и хоккей, знали далеко не все. Игрушки не покупались в магазинах, а были сплошь самоделками. Именно старые игры показывают, насколько богатой может быть фантазия: используя в качестве необходимого оборудования обычные чурочки, веревочки и дощечки, наши бабушки и дедушки играли в прекрасные содержательные игры, тренирующие ловкость, выносливость, точность движений, оттачивающие ум. Чего стоит одна лишь игра в «Веревочки», при которой небольшую веревочку или круглую резинку хитрым образом надевали на пальцы рук так, чтобы из веревочки складывалась фигура. А другой игрок должен был с помощью определенных приемов перенести веревочку на свои руки, причем фигура из веревочки менялась. Хотите верьте, хотите нет, но наши бабушки доходили так до 15—20 фигур, хотя максимум, доступный почти каждому из нас, — 5—6!
Итак, кажущаяся простота и вместе с тем привлекательность — вот что отличает настоящие «бабушкины» игры. Уверены, что, обучив хотя бы некоторым из них своего ребенка, вы очень скоро перестанете жаловаться на то, что он постоянно сидит за компьютером или перед телевизором: вдруг окажется, что побегать по двору, играя в лапту или «Штандер» намного интереснее, чем осваивать новую компьютерную «стрелялку».
Предлагаем вам познакомиться с правилами игр «из бабушкиной коллекции». Выбирайте то, что вам нравится, и играйте!
Прятки
Возраст: 6 — 8 лет.
Цель игры: развить у детей внимание, сообразительность, а также быстроту реакции и выносливость.
Необходимое оборудование: набор «волшебных» палочек.
Ход игры. Принимать участие в игре могут до 10 человек. Играть в прятки лучше всего на улице или во дворе, так как на игровом поле должны быть места, удобные для того, чтобы там прятаться. Из числа игроков выбирается водящий. Он поворачивается к стене и начинает считать до десяти, двадцати, пятидесяти — по договоренности. За это время игроки должны разбежаться по полю и спрятаться, пока водящий их не видит. Досчитав до заданного числа, водящий говорит: «Раз, два, три, четыре, пять — я иду искать!» Если к этому времени все спрятались, он начинает поиски, если же кто-то не успел притаиться, водящий дополнительно считает еще до десяти. После этого задача водящего — найти всех притаившихся игроков. Первый найденный им игрок будет водящим в следующей игре.
Игра на первый взгляд проста, но у нее есть немало вариантов. Например, сказав «Раз, два, три, четыре, пять — я иду искать», водящий может прибавить «Кто не спрятался — я не виноват (-а)». В этом случае все игроки, неуспевшие спрятаться, остаются в поле зрения водящего, и он, понятно, сразу же их «находит».
Игру можно значительно усложнить, если играть в прятки с «застукалочками». В этом случае, заметив кого-то. из игроков, водящий должен слегка постучать кулаком по стене, возле которой считал, проговорив при этом: «Тук-тук, (имя игрока)». «Изюминка» этого варианта игры состоит в том, что, пока водящий ведет поиски, любой игрок, находящийся в этот момент ближе к стене, чем водящий, может добежать до нее и, постучав, сказать «Тук-тук, за себя». В этом случае водящий уже не имеет права «застукивать» игрока. Разумеется, если водящий, заметивший бегущего игрока, опередит его у стены, то имеет право сам «застукать» его.
Наши бабушки нередко пользовались в таких случаях «палочкой-застукалочкой» (другой вариант названия — палочка-выручалочка). Это обычная небольшая палочка. Ее клали в определенном месте поля на землю или, например, на скамейку. Любой игрок, который добежал до палочки, опередив водящего, стучит ею по земле (скамейке) и кричит: «Тук-тук, за себя!»
У игры в прятки есть и еще один вариант — «двенадцать палочек»; Перед началом игры водящий кладет на камень доску. На конец ее, опустившийся на землю, водящий кладет двенадцать небольших палочек. Потом ударяет ногой по противоположному концу доски, и палочки разлетаются. За то время, пока водящий вновь ставит доску на камень и раскладывает на ней палочки, игроки должны разбежаться и спрятаться (разумеется, водящий не имеет права за ними наблюдать). Дальше игра идет так же, как и классический вариант пряток, с той разницей, что самый проворный игрок, не замеченный водящим, может незаметно подкрасться к доске и сам ударить по ней ногой, заставив палочки разлететься. Если ему удается проделать это незаметно от водящего, тот должен перестать искать игроков и вновь собирать палочки, а за это время игроки перепрятываются, а те, кого водящий уже успел поймать, считаются «вырученными», то есть приобретают право снова участвовать в игре.
Жмурки
Возраст: 5 — 8 лет.
Цель игры: развивать у детей умение ориентироваться в пространстве на слух. Игра тренирует слух, внимание и ловкость.
Необходимое оборудование: шарф, косынка или другая плотная повязка на глаза.
Ход игры. В игре могут принимать участие до десяти игроков. С помощью считалки выбирается водящий, которому завязываются глаза. Суть игры заключается в том, что водящий ловит остальных игроков с завязанными глазами. Естественно, что игроки при этом должны находиться на довольно небольшом замкнутом пространстве (поэтому в жмурки лучше всего играть в помещении). Варианты игры в «жмурки» могут быть самыми разными.
♦ Первый вариант: игроки становятся в круг вокруг водящего и для начала основательно «запутывают его», заставляя его покружиться на месте, чтобы потерять привычные ориентиры. «Покрутив» водящего, игроки разбегаются по помещению и стоят на своих местах неподвижно, время от времени хлопая в ладоши или что-то говоря, чтобы водящий мог найти их.
♦ Второй вариант: игроки не стоят неподвижно, а передвигаются. Как ни странно, при таком, казалось бы, усложненном варианте у водящего может появиться совершенно неожиданный шанс поймать кого-то из игроков, пробегающих мимо.
Игра заканчивается по договоренности. Дети младшего возраста могут играть в жмурки, пока водящий не поймает кого-то из зазевавшихся игроков, после чего они меняются ролями и игра начинается заново. Игроки постарше могут договориться между собой о том, что игра закончится, только когда водящий переловит всех игроков. После этого все (кроме водящего) считаются заново, и новый водящий выбирается из их числа, а прежний водящий становится обычным игроком.
Примечание. В эту игру играло уже много поколений, так что она успела «обрасти» самыми разными вариантами, некоторые из них, отличающиеся от классического, мы даем в других разделах книги. Но не будем забывать, что какими бы разными ни были варианты «жмурок», все они восходят к этому — «бабушкиному». Это одна из игр для всех возрастов: и пятилетние дети, и школьники играют в нее с одинаковым удовольствием и охотно принимают участие в «досочинении» ее правил.
Камушки
Возраст: 7 — 8 лет.
Цель игры: развить моторику пальцев и координацию движений. Игра тренирует ловкость, внимание и глазомер.
Необходимое оборудование: пять круглых камушков примерно одинакового размера (их можно заменить одинаковыми деревянными или глиняными шариками).
Ход игры. Играть в нее могут 3 — 4 человека. Суть игры состоит в следующем: камушки нужно подбрасывать и ловить, но приемы игры в разных ее конах могут различаться. Тот игрок, который смог правильно пройти через все коны и поймать камушки, считается победителем.
♦ Первый кон игры называется «Пятерки». Игрок должен положить на ладонь все пять камушков, после чего один из них кинуть вверх, а другие успеть произвольно разложить на земле и после этого поймать брошенный вверх «рабочий» камушек, не дав ему коснуться земли. Действовать при этом можно только правой рукой (или левой, если игрок левша). Затем нужно произвести обратное действие: кинуть боевой камушек и, пока он летит вверх и падает вниз, успеть собрать рассыпанные по земле (или по полу) остальные четыре камушка, после чего поймать камушек рабочий. Действовать при этом (и при каждом последующем приеме игры) опять-таки можно только одной рукой.
Если игрок справляется с «Пятерками», то может перейти к следующему кону, который называется «Тройки». В этом кону все пять камушков вновь кладутся на ладонь, после чего той же рукой подбрасывается рабочий камушек. Пока он не коснулся земли, нужно успеть разложить остальные камушки так, чтобы три из них лежали вместе, а один — отдельно от них. При этом надо успеть поймать рабочий камушек. Далее кон продолжается. Игрок подкидывает рабочий камушек и, успев взять в руку один камушек, лежащий на земле отдельно от других, ловит его. То же самое затем делается с остальными камушками. На ладони лежит два камушка (вместе с подобранным), рабочий камушек подкидывается. За то время, пока он летит, игрок должен подхватить с земли три оставшихся камушка и успеть поймать рабочий камушек, пока он не коснулся земли. Если игроку и это удается, он может перейти к следующему кону.
♦ Следующий кон называется «Двойки». Проходит он так же, как и предыдущий, с той разницей, что игрок во время первого подкидывания рабочего камушка должен успеть разложить остальные четыре попарно. При последующих подкидываниях камушков игрок схватывает с земли по два камушка за один раз.
♦ Последний кон игры называется «Одиночки». Подкинув рабочий камушек, игрок должен успеть разложить на земле остальные четыре отдельно друг от друга. После этого, подкидывая рабочий камушек, игрок последовательно схватывает с земли по одному камушку. В конце игры у него на ладони должны оказаться все пять камушков. В итоге выигрывает тот, кто проходит все коны игры, ни разу не ошибившись.
Игрок в ходе игры должен быть очень внимательным и ловким: стоит ему не поймать вовремя рабочий камушек или нечаянно задеть рукой камушки, разложенные на земле, как очередь переходит к другому игроку.
Примечание. При усложненном варианте игры игроки стараются отвлекать друг друга, например, что называется, «говоря под руку». Остальные правила и приемы игры при этом остаются неизменными. Игрок, потеряв свою очередь, должен дожидаться ошибок со стороны других игроков, чтобы вновь возобновить игру. При этом начинать игру он может с того этапа, на котором потерпел поражение.
А вот и один из вариантов русской народной «дразнилки», которой можно помешать игроку.
Кума тарара,
Не съезжай со двора,
Съедешь, потужишь,
Домой не приедешь.
Гуси-лебеди летели,
Чрез камушки глядели.
Либо ворох, либо промах,
Либо отщелк.
Бара, барабашки,
На сивой кудряшке,
И туды и сюды,
И взад и вперед,
Идут, скачут,
С печи не слезут.
Стой! Стой! Стой!
Не бывать,
Не видать,
Чужой доли не едать;
Приходили,
Прилетали,
Камни растеряли.
У! Взяли, взяли.
Ни туды, ни сюды;
Вот ни так,
Вот ни сяк,
Ни направо, ни налево;
Бух, бух,
Камень вдруг!
Полетели в кут:
Э! Что взяли?
Э! Что взяли?
Лапта
Возраст: 7 — 8 лет.
Цель игры: развить у детей быстроту реакции и ловкость движений.
Необходимое оборудование: небольшой резиновый мяч и бита (дощечка длиной 60 см, обструганная с одного конца).
Ход игры. В лапту играют двумя командами по одинаковому количеству игроков в каждой. На площадке огораживают или расчерчивают игровое поле (оно должно быть большим). Одна из команд становится внутри поля, а другая — за его пределами, причем с одной его стороны. На поле в стороне, противоположной команде, стоящей за «городом», рисуется «дом» — линия, до которой должен будет дойти игрок.
Игра начинается. Один из игроков команды, стоящей за «городом», кладет себе под ноги мяч и бежит к «дому», отбивая мяч битой так, чтобы мяч постоянно катился перед ним. Игроки команды, находящейся в пределах игрового поля, стараются помешать игроку достичь «дома». Если им это удается, то мяч передается другому игроку команды за «городом», и тот делает свою попытку. Если же игрок оказывается более ловким, то он достигает «дома», отбивая мяч, и таким же образом возвращается обратно.
Примечание. В эту игру лучше всего играть таймами по 20—30 минут каждый. По окончании каждого тайма команды меняются местами (и ролями). После игры подсчитываются результаты. Та команда, игрокам которой удалось большее количество раз довести мяч до «дома» и обратно, считается победившей.
Казаки-разбойники
Возраст: 7 — 8 лет.
Цель игры: научить детей ориентироваться в пространстве. Игра способствует развитию сообразительности, быстроты и выносливости.
Необходимое оборудование: мелки (по одному на каждого игрока одной из команд).
Ход игры. Игроки (их может быть много — до 20 человек) делятся на две равные команды. Одна команда — это «казаки», другая — «разбойники». Каждому игроку команды разбойников вручается по мелку. Для начала «разбойники» должны убежать и спрятаться от «казаков». Для этого им дается фора по договоренности (например, команда «казаков» считает до пятидесяти). В течение этого времени «разбойники» разбегаются по игровому полю, оставляя после себя метки — стрелочки, нарисованные мелом, указывающие направление, в котором убегают «разбойники». Каждый «разбойник» помечает таким образом свой собственный путь. Задача «казаков» — найти всех «разбойников». После этого игра начинается заново, но команды меняются ролями.
Если «казаку» удалось запятнать «разбойника», то последний считается пленником, и «казак» отводит его в «тюрьму» (роль «тюрьмы» могут сыграть любая часть площадки, скамейка и т. д.). При этом пленников надо охранять, поэтому кто-то из «казаков» остается «на часах». Остальные «разбойники» пытаются вызволить их из плена, но это дело рискованное: «казак», сторожащий «тюрьму», может оказаться достаточно ловким, чтобы осалить и «разбойника», пришедшего на подмогу. Впрочем, не только сторожить «разбойника», но и довести его до «тюрьмы» не так-то просто. Дело в том, что по дороге на «казака» могут напасть другие «разбойники» и, осалив его, освободить плененного товарища.
Есть и еще один вариант этой игры: «разбойники» вовсе не оставляют после себя следы, а прячутся и незаметно передвигаются по игровому полю. В этом случае «казакам» приходится быть еще ловчее и внимательнее: они могут также затаиться в определенном месте игрового поля и выслеживать «разбойников», дожидаясь, пока кто-нибудь из них не сделает неосторожное движение и тем самым не выдаст себя.
Эта игра сейчас забывается, а зря: она воспитывает чувство товарищества, ловкость, быстроту, смекалку. Между прочим, поколение, прошедшее через Великую Отечественную войну, утверждало, что именно эта игра во многом и помогла им победить врага, и мы думаем, что это вовсе не преувеличение.
Примечание. Для этой игры требуется очень большое игровое поле, дающее к тому же возможность спрятаться. Даже детской площадки может оказаться недостаточно. Вот почему поначалу есть смысл играть в более простой вариант игры: «разбойники», прячась, остаются на месте, пока их не найдут. В более сложных вариантах игры «разбойники» постоянно уходят от «казаков», оставляя за собой следы. В этом случае «казакам» приходится быть более проворными, чем «разбойникам»: они должны поймать «разбойников» до того, как те успеют скрыться, окончательно запутав свои следы.
Дети более старшего возраста (а в нее можно играть и в среднем школьном возрасте) могут сделать игру еще сложнее и интереснее. Например, игроки могут договориться между собой о том, что следы можно запутывать (например, неправильно рисовать направление стрелок).
Садовник
Возраст: 5 — 7 лет.
Цель игры: развить у детей быстроту движений. Игра также является обучающей, так как позволяет детям повторить (а также запомнить новые) названия цветков.
Ход игры. В игре принимают участие от шести до десяти человек. Из числа игроков выбирается «садовник». Каждый игрок из оставшихся так, чтобы «садовник» его не услышал, присваивает себе название какого-нибудь цветка: пион, роза, тюльпан и т. д. После этого игроки становятся в линию лицом к «садовнику» на расстоянии пяти-шести шагов. «Садовник» читает приговорку:
Я садовником родился.
Не на шутку рассердился.
Все цветы мне надоели, кроме
Далее «садовник» называет какой-либо цветок. Если такого среди игроков нет, он повторяет попытку, если же есть, то названный «садовником» игрок убегает, а «садовник» ловит его. После этого игра может продолжаться в двух вариантах.
♦ Вариант первый: поймав одного из игроков, «садовник» вновь произносит те же слова и называет следующий цветок, после чего игра идет по прежнему сценарию, пока «садовник» не поймает всех игроков.
♦ Вариант второй: поймав игрока, «садовник» меняется с ним ролями. При этом игроки должны заново распределить между собой названия цветов, потому как новый «садовник», конечно, знает, кто как назвался. Играть можно, пока это не надоест.
Холодно — горячо
Возраст: 5 — 8 лет.
Цель игры: научить детей находить предмет по ориентирам. Игра развивает сообразительность и способствует осознанному восприятию пространства.
Необходимое оборудование: игрушка средних размеров.
Ход игры. Это не групповая игра, в нее можно и нужно играть с одним ребенком. Водящий (взрослый) прячет игрушку незаметно от ребенка, а потом просит найти ее. Никаких предварительных указаний на то, где может находиться игрушка, водящий не дает, но помогает игроку, подсказывая ему словами «Холодно», «Мороз», «Тепло», «Еще теплее», «Горячо» и т. д. Этими словами водящий должен комментировать действия игрока: если тот отходит все дальше от места, где спрятана игрушка, водящий должен говорить «Холодно» или «Мороз», если подходит, то нужно говорить «Теплее», «Еще теплее». Ну а если игрок подошел совсем близко к игрушке, то нужно говорить «Горячо» или даже «Ой, обожжешься!» После того как игрушка найдена, можно поменяться ролями: игрок становится водящим и сам прячет игрушку.
Примечание. В эту игру нужно играть на ограниченном пространстве, в комнате или на площадке. Лучше всего играть все-таки в помещении: предметы мебели, занавески дают больше возможностей спрятать игрушку похитрее. Поначалу не стоит прятать игрушку далеко, а вот после того, как ребенок освоится с правилами игры, ее можно усложнить, пряча игрушку более искусно. Ребенку младшего возраста лучше поиграть со взрослым, а дети постарше могут играть в «Холодно — горячо» и между собой, деля между собой роли ведущего и игрока и обмениваясь ими после каждой удачной находки.
Городки
Возраст: 7 — 8 лет.
Цель игры: развить у детей точность движений и меткость. Игра способствует выработке глазомера и значительному улучшению координации движений.
Необходимое оборудование: бита (постепенно утолщающаяся палка с круглым срезом длиной примерно 50 см) и пять цилиндрической формы чурочек длиной 15—20 см (диаметр среза — 5—7 см).
Ход игры. Играть в нее могут несколько игроков по очереди. Каждому игроку дается право сыграть самому, отдельно от других.
Для начала обозначают игровое поле. На земле или асфальте надо начертить квадрат со стороной в 1 м. Этот квадрат называется «город». В «городе» определенным образом расставляются «городки» — чурочки. Для начала можно просто поставить их в «городе» в ряд. Задача игрока — с определенного расстояния (для начала 6—7 шагов) попытаться выбить одним ударом все чурочки из «города». Если ему удалось вышибить хотя бы один «городок», то он может повторять попытки до тех пор, пока все чурочки не окажутся вне «города». В случае промаха игрок уступает место следующему желающему попробовать свои силы.
Чурочки в игре располагаются определенным образом в виде так называемых фигур, каждая из которых состоит из пяти «городков». Например, можно составить фигуру «Пушка»: из четырех чурочек строится своеобразное «окошко», из которого «выглядывает пятая чурочка — «пушка».
Можно составить и фигуру «Звезда»: пять чурочек кладутся на землю так, чтобы концами они сходились к центру. В результате каждая чурочка представляет собой один луч звезды. Фигура «Вилка» состоит из трех чурочек, уложенных на небольшом расстоянии параллельно друг другу («зубьев вилки»), одной чурочки, положенной перпендикулярно им («основания зубьев»), и еще одной, параллельной ей и перпендикулярной основанию («ручки вилки»).
Можно придумать и свои фигуры и, играя, выбивать их из кона в строго определенной последовательности.
Наши бабушки и дедушки, играя в «городки», расставляли их определенным образом. Например, фигура «Бабушка в окошке» состоит из чурочки, положенной на землю, двух чурочек, поставленных на срезы с обеих концов первой, и четвертой чурочки, установленной на срезы второй и третьей чурочки сверху. Получается своеобразное «окошко». Пятая чурочка при этом прислоняется к первой, как бы «выглядывая» из этого «окошка». Можно придумать и свои комбинации. При этом следует учитывать, что фигуры из «городков», лежащие на земле, выбивать сложнее, чем стоящие.
Примечание. На самом деле в эту игру могут играть дети даже среднего и старшего школьного возраста. Да и взрослые могут принять участие в этой забаве. Максимальное расстояние от игрока до «города» — 13 м, но выбивать все «городки» с такого расстояния смогут только настоящие мастера.
Клек
Возраст: 7 — 8 лет.
Цель игры: развить у детей ловкость и точность движений. Игра помогает выработать хороший глазомер и отработать точные и сильные броски.
Необходимое оборудование: биты по количеству игроков (палки длиной 70—80 см, с одного конца обструганные лопаточкой), клек (чурочка длиной 15 см и 7 см в диаметре).
Ход игры. Прежде всего нужно правильно разметить игровое поле. На земле или асфальте прочертите квадрат со стороной 50 см (в игре он зовется городом). Отступив 1 —2 шага от квадрата, проведите линию — это полугород. Сделайте два шага от полугорода и начертите линию полукона. Отступив два шага от полукона, проведите линию кона.
В игру можно играть командой.
Водящий становится около города, остальные игроки встают за линией кона. Чурочка (клек) устанавливается водящим в центре города, после чего водящий отходит в сторону. Первый игрок вступает на линию кона (напоминаем: она располагается дальше всего от города) и кидает биту, стараясь попасть ею в клек. Если бросок оказался удачным, то не должны зевать ни игрок, ни водящий. Водящий старается как можно быстрее добежать до клека и вернуть его обратно — в центр города. Однако это сделать не так-то просто, потому что в тот же самый момент метальщик срывается с места и бежит за своей битой, которая отлетела на порядочное расстояние. Если метальщик успевает добежать до своей биты и стукнуть ею по центру «города», крикнув при этом «Клек!» до того, как водящий успеет вернуть чурочку на место, то он имеет право на повторный бросок биты уже с линии полукона (после того как все игроки команды выполнят по первому броску). Если и этот бросок оказывается удачным, то следующий он выполняет уже с линии полугорода (дождавшись своей очереди), а самый последний (что проще всего) — с линии самого города (снова подождав, пока выполнят все броски остальные игроки). Впрочем, строго говоря, последний «бросок» уже броском и не является, так как клек находится настолько близко, что игроку достаточно просто стукнуть по нему битой.
Таковы правила игры. Однако прелесть игры в «Клек» заключается в том, что по ходу ее возникают самые разные ситуации, о которых мы тоже расскажем.
1. Если игрок бросил биту, но клек остался в пределах города, то такой удар считается плохим, и метальщик сразу же становится водящим, а водящий встает последним в очередь игроков.
2. Если метальщик далеко бросил биту, но по клеку не попал, то он может встать у черты кона и спокойно дождаться удачного броска кого-то из своих товарищей, после чего вновь включиться в игру. Это называется «выручка». После того как кто-то удачно сбил клек, игроки, временно находящиеся вне игры, могут вместе с удачливым игроком бежать до своих бит и «заклекиваться» в городе, после чего вставать в очередь и дожидаться права следующего броска.
3. Очень редко возникает ситуация, при которой все метнули свои биты, но по клеку так и не попали. В этом случае водящий идет к битам, выбирает ту из них, которая располагается дальше всего от города, и старается сбить ею клек. Если не получается, берет другую биту, которая теперь оказывается самой дальней. Попытки повторяются до тех пор, пока клек не будет сбит. Чьей битой клек будет сшиблен, тому и водить. Однако, как мы сказали, такая ситуация случается довольно редко: как правило, хотя бы один игрок из команды все-таки попадает по клеку и даже успевает «заклекаться» в городе, ударив по нему битой до того, как водящий добежит до чурочки и установит ее в центре города.
4. Для водящего хуже всего является ситуация, когда метальщик находится на черте города, и его действий ждут игроки, сделавшие перед тем неудачные броски. Как мы уже говорили, биту даже не придется бросать в клек, настолько близко он будет находиться. Удачливому метальщику достаточно будет лишь стукнуть битой по клеку для того, чтобы тотулетел оченьдалеко. Пока водящий добежит до клека и вернет его, все игроки (как неудачливые, так и тот, кто их выручил) смогут, разумеется, добежать до своих бит и быстро «заклекаться» до его возвращения с клеком.
5. Удачливый игрок, который пробил клек со всех линий, включая черту города, получает одно очко, которое может использовать в следующей игре: если он промахнется, то сможет еще раз кинуть биту.
6. Одно из важных правил игры в «Клек» гласит, что если игрок промахнулся, а потом был выручен товарищем, то независимо от того, с какой линии — кона, полукона или полугорода — был сделан неудачный бросок биты, после выручки он должен начинать свое продвижение вперед заново — с кона, то есть с самой дальней линии.
Примечание. «Клек» по праву считается младшим братом «Городков»: обе игры развивают одинаковые навыки у игроков — требуют точности, быстроты, ловкости. Эта игра, как и «Городки», практически не имеет возрастных ограничений: осваивать ее можно и семилетним детям, но она вполне может превратиться в излюбленную игру детей старших возрастов. Расстояние между линиями в игре мы указали, рассчитывая на умения начинающих игроков. Более же опытные игроки могут увеличить расстояние между городом, а также линиями кона, полукона и полугорода. Пусть оно равняется не двум шагам, а трем или даже четырем. Это не только интересно, но и полезно, так как в игре дети будут постоянно тренироваться и тем самым значительно разовьют свои навыки метания. Может быть, не все из них в будущем станут чемпионами по легкой атлетике, но вот в ловкости им не откажешь в любом случае. Обязательное условие: каким бы ни было расстояние, оно должно быть одинаковым применительно ко всем линиям.
Горелки
Возраст: 5 — 8 лет.
Цель игры: развить у детей быстроту движений.
Ход игры. В ней может принимать участие нечетное число игроков, но не менее 11. С помощью считалки среди игроков выбирается водящий. Остальные игроки строятся в колонну парами. При этом игроки каждой пары встают, держась за руки, затылком друг к другу.
Водящий стоит лицом к игрокам на расстоянии нескольких шагов от первой пары игроков. По команде водящего игроки последней пары расцепляют руки и бегут (каждый со своей стороны колонны). Увернувшись от водящего, который старается поймать одного из игроков, они должны встать во главе колонны, вновь взявшись за руки и повернувшись спинами друг к другу. Если водящему не удалось поймать одного из игроков пары, он повторяет свою попытку, пока она не закончится удачей (при этом каждый раз бегут игроки той пары, которая в колонне оказывается последней). Если же водящему удалось поймать одного из игроков пары, он вместе с пойманным образует новую пару во главе колонны, а оставшийся без пары игрок сам становится водящим.
Мы рассказали об обычных «горелках», но наши бабушки и дедушки играли еще и в «двойные горелки». Принцип игры остается все тем же, но игроки распределяются по парам, образуя не одну, а две колонны. Естественно, что в этом случае количество игроков должно быть, как минимум, в два раза больше, чем в обычных «горелках». Колонны располагаются напротив друг друга на некотором расстоянии (до 30 шагов). В отличие от обычных «горелок», в игре участвует двое водящих, так что исходное количество игроков должно быть четным. По сигналу последние пары обеих колонн расцепляют руки и бегут вперед, причем по одному игроку из каждой пары бежит к противоположной колонне. Игроки должны не просто образовать две пары во главе колонны, не дав себя поймать ведущему, но еще и образовать пару с игроком из противоположной команды.
Примечание. Начинать игру можно не только по сигналу, а после особых приговорок, которые игроки выкрикивают хором.
В качестве подготовительной работы предлагаем разучить с детьми следующие приговорки.
Русская народная приговорка
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз! Два! Три! Беги!
Приговорка
Косой, косой,
Не ходи босой,
А ходи обутый,
Лапочки закутай.
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут,
Не найдет тебя медведь.
Выходи, тебе гореть!
С. Маршак
Колечко
Возраст: 5 — 8 лет.
Цель игры: развить у детей внимание и быстроту реакции.
Необходимое оборудование: колечко или любой предмет, его заменяющий. Подойдет и небольшой гладкий камушек.
Ход игры. Играть могут не менее 3 человек. Сначала с помощью считалки выбирается водящий. Остальные игроки выстраиваются в линию лицом к водящему и складывают ладони рук «лодочкой». Водящий также держит ладони «лодочкой», но в ладонях у него лежит колечко.
Игра начинается. Водящий по очереди подходит к каждому из игроков и помещает свои ладони между его ладонями. Одному из игроков он таким образом незаметно передает колечко в руки. После этого водящий, чтобы запутать игроков, подходит к остальным игрокам по цепочке и может даже еще раз «пройтись» по всем из них. Затем водящий отходит на свое место и говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» При этом игрок, которому было передано колечко, должен выбежать вперед. Остальные игроки тоже не должны зевать: их задача — постараться перехватить игрока с колечком, не дав ему сбежать. Они не имеют права сходить с места, поэтому их единственный шанс — поймать игрока в тот момент, когда он еще находится на линии. Если им это удается, то водящим остается тот же играющий, и попытка повторяется. Если же игроку с колечком удалось выбежать вперед, то он становится водящим, а предыдущий водящий занимает свое место рядом с остальными игроками, и игра возобновляется. Играть так можно до тех пор, пока это не надоест.
Примечание. В игре «Колечко» важен, так сказать, психологический момент — ведущий, передав колечко кому-то из игроков, должен замаскировать свое действие. Никто не должен догадаться, кому именно передано кольцо, поэтому водящий усиленно делает вид, что передал колечко кому-то из игроков, в то время как оно уже лежит в чьих-то ладонях. Игрок, которому досталось колечко, также ничем не должен выдать, что колечко у него: стоит ему начать волноваться, как это мгновенно будет почувствовано остальными, так что игроку нужно хранить вид спокойный и даже равнодушный, но при этом не переборщить.
Бабки
Возраст: 5 — 8 лет.
Цель игры: развить у детей сообразительность, внимание и быстроту реакции.
Ход игры. Чем больше игроков в этой игре, тем лучше. Оптимальное количество игроков — 8—10 человек. Сейчас уже, наверное, бесполезно выяснять, почему игра называется «Бабки»: ничего общего с бабушками у нее нет. Суть же игры состоит в том, что игроки садятся в круг и загадывают друг другу загадки. При этом первый игрок загадывает загадку следующему, тот — сидящему рядом и так далее по кругу. Сложность игры состоит в том, что, хоть ответ на загадку могут знать сразу несколько игроков, отгадывать ее может только тот, кому она адресована. Поэтому, хоть в идеале игра и должна идти по цепочке без сучка и задоринки, по ходу игры то и дело случаются «спотыкачки». Если игрок не сумел отгадать загадку, ему загадывается новая. Ну, а если и с ней незадачливый отгадчик не справился, придется ему выбыть из игры или заплатить фант — спеть, станцевать или рассказать стихотворение. Играть можно до тех пор, пока не надоест.
Чехарда
Возраст: 6 — 8 лет.
Цель игры: развить у детей навыки прыгания. Игра позволяет двигаться, способствует развитию ловкости движений, тренирует мышцы рук и ног, а также сердечно-сосудистую систему.
Ход игры. Игроки становятся друг за другом на расстоянии 3—5 шагов (оптимальное количество игроков — 5—7 человек). Игроки должны присесть, пригнувшись: нагнув голову и ссутулив спину, опираясь на согнутую в колене ногу. Последний игрок в цепи начинает игру. Его цель — перепрыгнуть через всех игроков. Сделать это он может лишь одним способом: опираясь руками о спину стоящего впереди игрока. Если ему удается таким образом перепрыгнуть через всю цепь игроков, то он становится впереди и сам пригибается, а игру продолжает другой игрок, оказавшийся в цепи последним.
«Изюминка» игры заключается в том, что после каждого кона, то есть после того, как по разу прыгнут все участники, играющие начинают постепенно выпрямляться, увеличивая таким образом высоту прыжка.
Тот, кому прыжок не удается, выбывает из игры.
Примечание. Игроку можно и даже нужно совершать прыжки с разбега.
Куча мала
Возраст: 6 — 8 лет.
Цель игры: развить у детей логическое мышление, навыки мелкой моторики и точность движений.
Необходимое оборудование: коробок спичек или счетные палочки (всего понадобится от 10 до 15 спичек или палочек + еще две «рабочие» палочки).
Ход игры. Справедливо говорят, что в спички играть нельзя, но эта игра — исключение. Играют в эту игру по двое за столом. Каждый игрок берет себе по одной спичке. Затем один из игроков составляет остальные спички вместе, шалашиком, а потом выпускает их из рук. Спички при этом падают в произвольном порядке, ложась друг на друга или касаясь друг друга. Игроки руками или с помощью «рабочих» спичек стараются вытянуть из кучи как можно больше спичек (палочек). Обязательное условие игры: вытягивать надо по одной спичке, но при этом нельзя задевать остальные спички. Тот, кто окажется менее ловким и все-таки заденет, прекращает тем самым игру. После этого подсчитываются результаты. Игрок, который сумел вытянуть больше спичек из кучи, считается победителем.
Коробки
Возраст: 5 — 8 лет.
Цель игры: развить у детей глазомер и мелкую моторику пальцев.
Необходимое оборудование: пустой коробок спичек.
Ход игры. Играть можно за столом вдвоем или втроем. Задача игроков состоит в том, чтобы щелчком заставлять спичечный коробок переворачиваться на другую сторону или становиться на бок или «на попа». За каждый удачный щелчок игрок получает очки: если коробок после щелчка повернется другой стороной (а так бывает чаще всего), то игрок получает 1 очко, если коробок встанет на бок, то игрок получает 5 очков. Если же коробок встанет «на попа», что бывает реже всего, то игрок получает 10 очков. Как правило, играют до определенного количества очков: чаще всего до 101 очка. Игрок, первым набравший столько очков, считается победителем.
Основная хитрость игры состоит в том, как именно располагать коробок на столе и как именно по нему щелкать. Итак, правую руку (или левую, если игрок левша) придвигаем к краю стола. Указательный и большой пальцы складываем, как для щелчка, но рука должна быть повернута так, чтобы сверху был именно большой палец. Коробок кладется этикеткой вверх, причем предмет одновременно должен лежать на столе и на большом пальце. Вот теперь можно и щелкать по коробку.
Примечание. Если игрок неудачно щелкает по коробку и тот не переворачивается, то игроку приходится пропустить следующий ход.
Собачки
Возраст: 5 — 8 лет.
Цель игры: развить у детей навыки бросания мяча, ловкость, быстроту движений.
Необходимое оборудование: резиновый или волейбольный мяч.
Ход игры. Одновременно играть могут трое человек. Двое игроков (один из них с мячом) становятся друг против друга на расстоянии приблизительно в 5—6 шагов. Третий игрок становится между ними. Он будет «собачкой». Игра начинается. Суть ее состоит в том, что двое игроков перебрасывают мяч друг другу. Задача «собачки» — подпрыгнув, перехватить мяч на лету. Если ей это удается, то она идет на место игрока, бросившего перед этим мяч, а тот сам становится «собачкой», после чего игра возобновляется. Играть можно до тех пор, пока это не надоест.
Классики
Возраст: 6 — 8 лет.
Цель игры: развить у детей ловкость движений. Игра способствует улучшению навыков прыгания и прекрасно тренирует сердечно-сосудистую систему.
Необходимое оборудование: мел, камешек или небольшая жестяная баночка с песком.
Ход игры. В «Классики» играют по очереди. Для начала на ровной площадке (лучше всего на асфальте) мелом расчерчивается игровое поле, которое представляет собой прямоугольник шириной приблизительно в 1 м и длиной — в 2—2,5 м.
Игровое поле расчерчивается на квадраты («классы») и нумеруется по порядку. Всего должно быть десять «классов». Перед игровым полем на расстоянии примерно 20 см от первого и второго «класса» проводится стартовая черта, а на противоположной стороне поля (после девятого и десятого «класса» последовательно чертятся два прямоугольника, равные по ширине двум «классам». В первом из них пишется слово «огонь», а во втором — «дом».
Игра начинается. Игрок берет камешек и встает на стартовую черту. Первое, что должен сделать игрок, — это бросить камешек так, чтобы тот попал в первый «класс», не касаясь его границ. Если игроку удалось это сделать, то он может «поступить в первый класс», то есть прыгнуть на одной ноге со стартовой черты в первый «класс». Если ему это удалось, то, все так же стоя на одной ноге, он должен выбить камешек из «фигуры», то есть игрового поля, после чего прыгнуть назад на стартовую черту. Внимание: все это нужно проделать, стоя на одной ноге!
Если игроку все это удалось, то он имеет право перейти во второй класс: стоя на стартовой черте, попасть камешком в квадратик № 2. Дальнейшие действия игрока практически такие же, только вот прыгать на одной ноге ему придется чуть дольше: со стартовой черты игрок прыгает в квадратик № 1, а затем в № 2. Выбив камешек из игрового поля, игрок так же последовательно, но в обратном порядке, вновь достигает стартовой черты. Соответственно, чтобы перейти в третий класс, игрок должен попасть камешком в квадратик № 3 и прыгать на одной ноге, последовательно попадая со стартовой черты в клетки № 1, 2 и 3 и т. д.
Так игра продолжается до тех пор, пока игрок не пройдет все десять классов, ни разу не ошибившись при этом. Конечная цель игрока — попасть в «дом» — единственное место в игровом поле, где можно, наконец, встать на обе ноги. Однако «попасть домой» не так-то просто, поскольку путь к нему преграждает «огонь». Если игроку удастся перепрыгнуть на одной ноге через «огонь», не наступив при этом на его очерченные границы, то он считается победителем.
Естественно, что во время игры далеко не всегда получается все сделать правильно. Если игрок не попал камешком в нужный «класс», или не выбил ногой камешек из фигуры, или, прыгая, наступил на линию, то он должен уступить очередь другому игроку. Кроме того, играющего можно наказать за неловкость, оставив его «на второй год», то есть переведя на «класс» назад.
Но больше всего не везет игроку, который, бросая камешек, попадает в поле «Огонь»: ему придется проскакать на одной ноге через все классы, зажав при этом камешек под коленом свободной ноги (поджатой). Если при этом он не выронит камешек, то может продолжать игру.
Примечание. Некоторые игроки в этой игре достигают такого высокого уровня мастерства, что не просто выбивают камешек из фигуры, а «ведут» его из клетки в клетку. Но такое возможно лишь в том случае, если игрок достиг определенных навыков в игре.
«Классики» традиционно считаются «девчачьей» игрой, но мы бы посоветовали играть в нее и мальчикам: это отличная игра, развивающая ловкость, и, думается, пригодится всем. Жаль только, что эта игра забывается: вы сами наверняка в детстве играли уже в упрощенный вариант игры (без камушка и «дома»), а ваши дети, возможно, уже совсем не знают правил этой игры. Попробуйте их научить: наверняка эта забава придется им по вкусу.
Чижик
Возраст: 7 — 8 лет.
Цель игры: развить у детей точность движений и реакции. Игра способствует выработке хорошего глазомера.
Необходимое оборудование: бита и «чижик». Бита — это круглая палка длиной 70—80 см (длина зависит от роста игрока и подбирается индивидуально), с одной стороны обструганная в виде лопаточки. Чижиком называется круглая палочка длиной 20—25 см и диаметром 2—2,5 см, концы которой обструганы на манер карандаша или же просто косо срезаны.
Ход игры. Играть можно парами или командами. Расскажем о каждом из вариантов отдельно.
♦ Первый вариант. Играют парами. В этом случае один игрок является водящим, а другой — метальщиком. Перед началом игры на земле чертят так называемый кон — круг диаметром 1 шаг. На расстоянии 2 шагов от кона проводят линию — она называется линией кона. Непосредственно за линией кона начинается поле — то место, в которое нужно будет стараться направить чижа.
Игра начинается. Водящий должен встать на линию кона, а метальщик, вооружившись битой, — возле кона. В центре кона устанавливается чижик. Он должен не лежать, а именно стоять, слегка воткнутый в землю, так что в чижа лучше всего играть на земле, на ровной площадке. Заостренный конец чижа должен слегка отклоняться в сторону поля.
Метальщик бьет битой по чижу, причем его цель — отбить чижа как можно дальше за линию кона. Задача водящего — поймать чижика на лету. Сделать это трудно: чиж невелик, и поймать летящего чижа далеко не просто, поэтому у водящего есть шанс отыграться: подойти к упавшему чижу и с того места, где он лежал, бросить его в круг-кон. Метальщик тоже не должен зевать: он может битой отбить летящего чижа и тем самым помешать ему попасть в кон. Если такое случилось, то метальщик вновь устанавливает чижа в центр поля, и игра начинается заново. Если же водящему удалось попасть чижом в круг, то он меняется ролями с метальщиком.
Подытоживаем. Водящий и метальщик должны поменяться местами в следующих случаях:
1) после того, как метальщик ударяет по чижу, тот либо не подскакивает, либо падает между кругом и линией кона;
2) водящий ловит чижика на лету;
3) водящий, бросая чижика, попадает им в пределы кона.
По договоренности играть можно не просто на смену ролей, а на очки. Так, например, можно присуждать по одному очку за каждый удачно выбитый из кона чиж, за каждого пойманного чижа или за каждого чижа, удачно брошенного водящим в кон.
А еще можно измерять расстояние, на которое выбит чиж (или брошен в кон) с помощью биты — мерить, сколько раз бита укладывается в это расстояние, и в зависимости от этого начислять очки.
♦ Второй вариант. В «Чижика» можно играть командами. Команда метальщиков встает возле кона, а команда водящих — за линией поля. Метальщики по очереди отбивают чижа, а водящие ловят. У этого варианта игры есть свои особенности, которые сводятся к следующему:
1) метальщик передает очередь следующему игроку, если не сумеет выбить чижа за линию поля или отбить чижа, посланного водящим метальщику;
2) если последний метальщик команды не справится со своей задачей, то вся команда метальщиков идет водить, а водящие, наоборот, становятся метальщиками;
3) вся команда метальщиков уступает место команде водящих, если водящему удалось поймать выбитый из кона чижика на лету (как вы понимаете, это самое трудное в игре);
4) если игра ведется на очки, то очки начисляются всей команде, а не отдельным ее игрокам.
Примечание. Играть можно на время. Например, можно установить получасовой тайм и по окончании подсчитать, какая команда оказалась наиболее успешной — набрала больше очков.
Ходьба на ходулях
Возраст: 6 — 8 лет.
Цели игры: развить у детей физическое равновесие.
Необходимое оборудование: ходули. Этот игровой снаряд можно сделать самостоятельно. Ходули представляют собой две вертикальные стойки (длиной 1,5—2 м). На высоту 30—50 см от земли на ходули набиваются две деревянные подножки. Высота, на которую прибиваются подножки, зависит как от роста игрока, так и от уровня его натренированности (начинать учиться следует с самых низких, постепенно увеличивая высоту). Обязательное условие: высота стоек рассчитывается так, чтобы их верхние концы были выше уровня плеч игрока, стоящего на ходулях.
Ход игры. Суть ее состоит в самом процессе ходьбы на ходулях, это увлекательное занятие. Ниже мы расскажем об играх на ходулях.
Примечание. Наши бабушки и дедушки с увлечением учились этой забавной ходьбе, сегодня этот игровой снаряд слегка подзабыт, что очень жаль. А вот в прошлом (кстати, Ходулям уже почти 2000 лет) ходули имели большое практическое значение. Как, спрашиваете, наши предки перебирались через топи или заболоченные луга? Именно на ходулях. А вот некоторые французские пастухи до сих пор пасут стада именно так, стоя на возвышении, и нам в каком-то смысле можно брать с них пример.
Мы написали, что эта игра годится для детей 7 — 8 лет, но возрастного порога для нее, по сути, не существует: учиться ходить на ходулях могут и дети более старшего возраста.
Салки на ходулях
Возраст: 7 — 8 лет.
Цель игры: развить у детей ловкость и быстроту. Игра способствует выработке физического равновесия.
Необходимое оборудование: ходули (по количеству игроков).
Ход игры. Суть ее очень проста, что, однако, не делает игру менее увлекательной. Игроки располагаются на ходулях на игровом поле. Среди них выбирается водящий («салка»). Игра начинается. Игроки разбегаются по полю так быстро, как это возможно на ходулях. Водящий, не сходя со своих «деревянных ног», старается осалить кого-то из убегающих. Если ему это удается, то осаленный становится водящим, а водящий присоединяется к остальным игрокам.
Поскольку играть в салки на ходулях значительно сложнее, чем просто бегать, то осаленный не может тут же «пересалить» водящего. Впрочем, это запрещено и в обычных салках.
Игрок, не удержавший равновесие и сошедший с ходулей, либо выбывает из игры, либо вновь встает на ходули и продолжает играть (по предварительной договоренности игроков). Однако, если игрок сошел с ходулей трижды, он выбывает из игры автоматически.
Играть можно до тех пор, пока не надоест. Несмотря на замедленность движений игроков, игра будет динамичной и увлекательной.
Бои на ходулях
Возраст: 7 — 8 лет.
Цель игры: развить у детей физическое равновесие и силу.
Необходимое оборудование: ходули (для каждого из двоих игроков).
Ход игры. В бои на ходулях играют парами. На земле чертят круг диаметром 3—5 шагов. Игроки становятся в круг на ходулях. Игра начинается. Цель каждого игрока — попытаться вывести противника из равновесия. Игрок считается проигравшим, если он, во-первых, был оттеснен противником за пределы игрового поля и, во- вторых, был вынужден соскочить с ходулей из-за потери равновесия. После этого в игру вступает вторая пара игроков, потом третья и т. д.
Футбол на ходулях
Возраст: 7 — 8 лет.
Цель игры: развить у детей ловкость и точность движений. Игра способствует выработке оптимального физического равновесия.
Необходимое оборудование: ходули по количеству участников игры, футбольный мяч.
Ход игры. Игроки (10—12 человек) делятся на две равные команды. Один из играющих может стать судьей и фиксировать каждый удачный пас.
На игровом поле устанавливают или рисуют ворота, мяч ставят в центр поля. На расстоянии 2 шагов от середины поля проводят две линии, на которых выстраиваются обе команды. Один игрок каждой команды встает перед воротами и выполняет функции вратаря. По сигналу судьи игра начинается. Цель команд, как при обычном футболе, забить гол в ворота противника. Вратари должны следить за воротами и не давать мячу влететь в них. В обычном футболе мяч, как известно, ведут, касаясь его только ногами, а в предлагаемом варианте игры вести мяч можно только с помощью ходулей, не соскакивая с них.
Если в процессе игры участник теряет равновесие и падает с ходулей, то судья сажает его на скамейку штрафников, иначе говоря, на некоторое время (оно оговаривается заранее) лишает играющего права участвовать в погоне за мячом.
Выигрывает команда, которая за заданное время сумела забить больше голов.
Примечание. Наши бабушки и дедушки с удовольствием играли в детстве в футбол на ходулях, но, по сути, даже самая простая игра в мяч может стать увлекательнее, если в нее играть на ходулях
Штандер
Возраст: 7 — 8 лет.
Цель игры: развить у детей быстроту и ловкость движений. Игра закрепляет навыки бросания мяча и способствует выработке точности глазомера.
Необходимое оборудование: резиновый мяч небольших размеров.
Ход игры. В игре одновременно могут принимать участие до 10 человек. Среди игроков выбирается водящий. Игроки становятся в круг, водящий встает в его середину. Громко выкрикнув имя кого-то из игроков, водящий подбрасывает мяч. Игрок может либо поднять мяч с земли, либо поймать его на лету. Дальше действия разворачиваются по-разному в зависимости от того, как именно был пойман мяч. Если игрок поднял мяч с земли, то все остальные игроки (включая водящего, который присоединяется к ним) разбегаются, а игрок пытается запятнать мячом кого-либо из них. Если ему это удалось, то запятнанный либо получает штрафное очко, либо выбывает из игры (смотря по предварительной договоренности игроков). После этого игра начинается заново.
Если игрок ловит мяч на лету, то игра разворачивается интереснее. Игрок с мячом вправе крикнуть «Штандер!», после чего все остальные играющие должны замереть на месте. Тем самым игроку дается прекрасная возможность осалить мячом любого из них, как следует прицелившись (ведь за промах он получит штрафное очко или выйдет из игры), но не сходя при этом со своего места. После того как один из играющих запятнан, игра возобновляется.
Кроме того, у игрока, поймавшего мяч, есть и другое право: чтобы не рисковать, он может сам выступить в роли водящего, то есть подкинуть вверх мяч, выкрикнув имя кого- либо из игроков, и тем самым начать игру заново.
Интересная ситуация получается в том случае, если игрок, которого «пятнают», ловит мяч. В этом случае он сам имеет право запятнать любого из стоящих рядом.
Примечание. Сложность игры заключается в том, что одновременно игрокам приходится и бояться мяча (как бы их не осалили), и постоянно держаться настороже, чтобы вовремя поймать мяч, если будет названо имя кого-то из них.
Печки
Возраст: 7 — 8 лет.
Цель игры: развить навыки катания и бросания мяча, быстроту движений. Игра способствует выработке правильной координации движений и развивает выносливость.
Необходимое оборудование: резиновый мяч небольших размеров.
Ход игры. В ней принимают участие 5 человек. Для начала нужно правильно подготовить игровое поле. Для этого копается пять (по количеству игроков) ямок, расположенных в линию на небольшом расстоянии. Ямки не должны быть слишком глубокими, чтобы мяч мог прокатываться по ним. Ямки в игре и называются «печками». Игроки присаживаются на корточки в линию, каждый возле своей ямки. Крайний игрок берет мяч и энергичным движением руки откатывает его от себя. Если мячик прокатывается по всем ямкам, не застряв ни в одной из них, его останавливает крайний игрок с другой стороны и, в свою очередь, откатывает от себя мяч. Если же мяч, катясь, попадает в одну из «печек», то все игроки, кроме хозяина «печки», разбегаются, а тот, взяв мячик, пытается осалить им кого-нибудь из игроков. После этого осаленный игрок, не сходя с места, должен попытаться «запятнать» кого-то еще, тот следующего и так далее до первого промаха. После этого все вновь подсаживаются к своим «печкам», а возле печки «промазавшего» рисуется черта. Следующий промах (если промахнется все тот же незадачливый игрок) приведет к тому, что на его «печку» посадят «курицу-несушку», то есть возле «печки» воткнут в землю небольшую палочку. Следующий промах того же игрока будет означать, что к «несушке» пора подсадить «цыпленка» — палочку поменьше. Ну а если кто-то из игроков наберет четырех «цыплят», то последних прячут, и игрокдолжен будет найти их, а потом раздать по «цыпленку» игрокам, причем игроки будут убегать от хозяина «цыплят». Когда же все «цыплята» будут розданы, игра либо прекращается, либо начинается заново.
Примечание. Естественно, что в ходе игры промахи могут делать несколько и даже все игроки. В этом случае проигравшим считается игрок, первым набравший «полный комплект»: проведенную черту, «несушку» и четырех «цыплят», ему и раздавать «цыплят» остальным игрокам.
Одно касание
Возраст: 7 — 8 лет.
Цель игры: развить у детей навыки ударов по мячу Игра дает отличную практику владения мячом и может служить в качестве тренировки, помогающей освоить игровые правила настоящего футбола.
Необходимое оборудование: футбольный мяч.
Ход игры. Минимальное количество игроков — 1 человек, максимальное — 3—4. Игрок отходит на расстояние 7—10 шагов от стены (разумеется, без окон) и чертит линию, переступать через которую не имеет права. Затем игрок сильным ударом ноги должен отбить мяч к стене и, дождавшись, когда мяч отлетит от стены, повторить попытку. Продолжать играть можно до первого промаха. Обязательное условие: нельзя касаться мяча руками, нельзя ловить мяч или останавливать его, ставя на него ногу. Все, что может делать игрок, — это отбивать мяч ногой (ноги при этом можно чередовать). Таким образом, можно только один раз коснуться мяча, направив его к стене, не больше. Игрок не может переступать через линию и тем самым подходить к мячу ближе.
Вариант, при котором играет несколько игроков, сложнее предыдущего. Игроки становятся в линию перед стеной и отбивают мяч по очереди. Тот, кто промахнулся, выбывает из игры. Игрок, не допустивший ни одного промаха, считается победителем.
___________________
Вот некоторые из игр, в которые играли наши бабушки и, конечно, будут играть наши дети. И пусть этим играм много лет (а некоторым и много веков), они до сих пор актуальны, так как учат детей быть подвижными, активными, думающими, причем делают это в увлекательной форме, что и требуется от хорошей игры.
Похожие статьи:
Подвижные игры для детей до 1 года
Подвижные игры для детей 3-5 лет в детском саду
Подвижные игры для детей подготовительной группы в помещении
Подвижные игры для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Нет комментариев. Ваш будет первым!