Игры разных народов в лагере
Игры разных народов на свежем воздухе
Скрэмбл (Англия)
Эта игра немного напоминает регби, а также баскетбол. Название, вероятно, происходит от учебного заведения в Англии, где ее изобрели. Игра подходит для тех, кто еще не умеет играть в баскетбол и не очень хорошо кидает мяч в корзину. Играть нужно на баскетбольной площадке с мячом. Игроки разбиваются на две команды. Вначале мяч подбрасывают. Игрок, подхвативший мяч, бежит с ним или перебрасывает его другому игроку. Толкаться нельзя (за это назначается штрафной удар). Удары мячом о землю, как в баскетболе, не обязательны. Если к бегущему по площадке с мячом прикоснулся рукой игрок противоположной команды, первый обязан тотчас же отдать мяч кому-нибудь (за задержку — штрафной удар.). Цель игроков — положить мяч на противоположной линии площадки. Если это удается, то команда получает право на удар по кольцу (с расстояния примерно 5 м). Если мяч попал в корзину, то команде засчитывается 2 очка, если нет, то 1 очко. Дополнительное правило: если в момент получения мяча между игроком и противоположной линией площадки не было двух игроков противника, то он считается «вне игры». При этом назначается штрафной удар с места нарушения правил. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Бег в мешках (Россия)
Старинная русская забава. Нужны большие прочные мешки. Игроки залезают в мешки с ногами и начинают прыжками передвигаться от старта к финишу. Кто первым дойдет до финиша — победитель. Но не все так просто: игроки должны еще «обпрыгать» какое-нибудь препятствие. Эту игру легко переделать в эстафетную, тогда в ней могут принять участие команды.
Канат(Россия)
Эта игра была любимой забавой на русских народных гуляньях, на ярмарках и народных праздниках. Команды по 5—10 человек (одинаковое число сторон в каждой команде) берутся с разных сторон за канат или за очень прочную веревку. Посредине между командами часто чертят разделительную полосу. Обе команды начинают тянуть канат на себя. Кто перетянет, тот и победил.
Большая охота (Австрия)
Игру проводят на открытом воздухе, в садах, где можно спрятаться в кустах или за деревьями. Чем больше места будет, тем лучше, но границы игровой зоны все равно нужно отметить заранее. Число участников не ограничено. Сначала все выбирают охотника, остальные будут косулями. У охотника должен быть «рог» (для этого можно использовать обычный свисток). Игра начинается с того момента, как все встанут посреди игровой зоны. Охотник должен протрубить в рог, а косули — разбегаться в разные стороны. Охотник начинает догонять одну или сразу несколько косуль. Те, до кого он дотронется, будут считаться пойманными и автоматически превратятся в загонщиков. Теперь они тоже должны ловить косуль. Желательно, чтобы у загонщиков был какой-то отличительный знак — это может быть какая-нибудь повязка на рукаве или, например, кепочка. Косули же должны убегать как можно дальше и прятаться. Тогда охотник вместе с загонщиками отправятся их искать. Пойманной считают только ту косулю, до которой дотронулись рукой. Та же косуля, которую нашли, но еще не успели дотронуться, имеет полное право убежать от своих преследователей. Косуля может даже забраться на дерево, которое по сценарию игры будет считаться скалой. В этом случае охотник или загонщики должны будут за ней лезть. Иногда охотник должен «трубить в рог», давая таким способом косулям понять, где он находится в данный момент. Играть за охотника вовсе не так легко, как может показаться, особенно если игровая зона со множеством препятствий. По ходу игры число загонщиков возрастает, а косуль становится все меньше и меньше. Выигрывает та косуля, которую найдут последней.
Найди платок (Австрия)
На самом деле эта игра известна не только в Австрии, но и по всему миру. Игроки должны выбрать водящего. Он дает указание игрокам зажмуриться, а сам прячет платок. Прятать платок надо на заранее обозначенной площадке. Когда водящий спрячет платок, то говорит: «Платок отдыхает». Остальные с этого момента начинают искать платок, а их поисками управляет водящий. Если спрятавший говорит «тепло», то остальные игроки уже знают, что они близко от того места, куда спрятали платок, «горячо» — очень близко, «огонь» — нашли. Если же игроки, наоборот, удаляются от платка, водящий говорит им «прохладно», когда они слегка отклонились от правильного направления, и «холодно», когда совсем ушли от того места, где спрятан платок. Тот игрок, который смог найти платок, должен незаметно подкрасться к ближайшему ищущему и шлепнуть его этим платком по макушке. В следующий раз именно он будет прятать платок.
Дан да (Африка)
Обычно играют возле низкого крепкого дерева, которое может выдержать забравшихся на него игроков. Для игры понадобится небольшая палка — данда. Ведущим чертится вокруг дерева окружность радиусом примерно 5 м. По жребию выбирается среди игроков «шакал». Один из играющих должен как можно дальше забросить данду. Пока «шакал» за ней бегает, остальные игроки быстро находят убежище на дереве. Вернувшийся «шакал» кладет данду у корней дерева и выходит за черту круга. Сидящие на дереве должны слезть с него и отбросить данду. Пока игрок данду не бросил, «шакал» может его осалить или поймать данду в воздухе, а уже после этого осалить игрока, не успевшего забраться на дерево. Если водящему удается это сделать, то он меняется ролями с осаленным игроком. Но нужно помнить о том, что водящий не может салить игрока, ноги которого уже оторвались от земли.
Бумеранг (Австралия)
Всем давно известно, что бумеранг — это метательное оружие австралийских аборигенов. Делали его обычно из прочного дерева, а по форме он напоминал плоский серп. Бумеранг был нужен в основном для охоты, реже он использовался в качестве боевого оружия. Австралийцы также устраивали боевые состязания и соревновались друг с другом, кто более меток в бросках бумерангом. Стандартная длина бумеранга составляет 50—60 см, а толщиной он 1—2 см. На обоих концах настоящий бумеранг должен быть немного тоньше, т. е. иметь обтекаемую форму. В наше время бумеранг не используют как боевое оружие вообще, а на охоте им пользуются крайне редко. В Австралии его считают предметом народного искусства. Бумеранги можно увидеть во многих магазинах, а производятся они даже целыми сериями. Теперь бросание бумеранга — это любимая игра австралийцев. В таких больших городах, как, например, Сидней, есть даже целые школы, в которых учат искусству метания бумеранга. Иногда бумеранг можно увидеть и в европейских магазинах. Но там он несколько короче. Длина его приблизительно составляет 35—40 см, а его излом почти всегда украшают теперь рисунками и резьбой. Бросать бумеранг надо по следующей схеме: держите его в правой руке таким образом, чтобы только его конец был между большим и средним и указательным пальцами. Тогда это не будет препятствовать винтовому движению. Руку отводят назад, размахиваются как следует для броска и кидают бумеранг приблизительно на высоте плеча. Получается, что свободный конец бумеранга указывает направление его броска и поэтому находится примерно под углом 40—50° к поверхности земли. Играть с бумерангом лучше всего в безветренную погоду, потому что ветер будет мешать бумерангу соблюдать свою траекторию, и он просто не вернется назад. Если же ветер не сильный, то вставать при броске нужно так, чтобы ветер дул слева. А вообще, бросание бумеранга — дело не из легких. Для этого требуется определенный опыт. Сам же бумеранг должен быть хорошо выточен, вес тоже должен быть равномерно распределен по всей длине — эти два фактора являются основными при изготовлении бумеранга. Бывает и такое, что бумеранги летят только в одном направлении и не возвращаются. Это и есть главный показатель качества бумеранга.
Дракон (Китай)
Эта игра была придумана в Китае очень давно. Она очень веселая, а играть в нее можно большой компанией. Участников должно быть не меньше 10. Все выстраиваются колонной и хватаются друг за друга покрепче. Это и будет дракон. Первый игрок в цепи становится его головой, а последний — хвостом. По свистку ведущего драконья «голова» должна поймать «хвост». Можно просто дотронуться до игрока-«хвоста» (осалить его). Задача «хвоста» — убежать. Вся цепочка быстро движется, дракон извивается. Если «голова» поймала «хвост», то исполнитель роли «головы» встает в конец цепи и становится следующим драконьим «хвостом». Новой «головой» дракона будет игрок, оказавшийся первым в цепочке.
Калабаза (Перу)
Выбирается водящий, который обозначает «дома». Домов должно быть на один меньше, чем участников игры. Если действие будет происходить на площадке, то «домами» могут послужить плоские камни. Игроки встают посередине игровой зоны и повторяют восемь раз вслух слово «Калабаза» (переводится как «по домам»). После этого все бегут занимать свои «дома». Тот, кто останется без «дома», должен подходить по очереди к каждому из домовладельцев и спрашивать: «Яйца продаете?» Ему должны отвечать: «Нет, продает тот, кто напротив». И так оставшийся без «дома» ходит от одного к другому, а в это время игроки должны меняться домами. Задача водящего — успеть занять временно пустующий «дом». Тогда водящим станет тот, кто останется без «дома».
Руэдо (Колумбия)
Само слово «руэдо» произошло от часто употребляемого выражения «на бое быков». Народ Колумбии позаимствовал его для игры. Игроки становятся попарно в круг так, чтобы пары стояли затылками друг к другу, но один должен смотреть лицом в центр круга. В этом круге стоит водящий с застегнутым поясом в одной руке. Он ходит по кругу перед парами и дотрагивается до кого-нибудь поясом из тех, кто стоит к нему лицом. Тот игрок, который стоит за спиной, должен выбежать в круг и пробежать его так, чтобы водящий не смог его догнать. Тогда он может встать третьим в какую-либо пару, а тот, кто в этой паре будет стоять спиной к центру круга, должен тоже выбежать в круг и убегать от водящего, и т. д. Если же водящий сможет догнать бегущего до того момента, как тот встанет третьим к какой-либо паре, то он отдает ему пояс. Убегавший становится новым водящим. Если водящему не удается никого поймать, он устал, то он имеет право сдаться и может кинуть пояс кому-либо еще. Тот, кого пояс коснется, и должен стать новым водящим.
Монетный двор (Бразилия)
Эта игра является самой распространенной в латиноамериканских странах. Игроки должны воткнуть в землю бамбуковую палку, длина которой составит приблизительно 0,5 м. В качестве такой палки вполне подойдет и обычная ручка от старой щетки. На вершину палки кладут монетку или какой-нибудь маленький металлический кружок. Вокруг палки рисуют круг, диаметр которого не должен превышать 1 м. Игроки становятся на расстоянии 1,5-2 м вокруг палки и пытаются сбить по очереди монету на палке другой монеткой. Но просто сбить ее с палки недостаточно. Надо сделать это так, чтобы монетка оказалась вне круга. Тот, кому это удастся, получает одно очко. Так повторяется 10 раз, после чего игроки подсчитывают свои очки. Выигрывает тот, у кого после 10 бросков будет больше всех очков.
Мышка и кошка (Бразилия)
В игре принимают участие не меньше 10 человек. Один из них будет кошкой, другой — мышкой. Остальные становятся в круг. Кошка ходит за чертой круга, а мышка гуляет внутри него. Играющий за кошку как бы стучит по спине одного игрока из образующих круг. Произносится следующий диалог: «Кто там?» — «Кошка». — «А чего же ты хочешь?» — «Хочу Мышку увидеть!» — «Сейчас никак нельзя». — «А когда же будет можно?» — «Часов в семь». Назваться может абсолютно любое время. Стоящие в кругу начинают шагать вокруг и произносить ритмично: «Один час — тик-так, два часа — тик-так» и так далее, пока не назовется нужное время. Тогда шагающие останавливаются, а диалог повторяется, только с изменениями в последних фразах: «Хочу Мышку увидеть!» — «А сколько времени?» — «Уже семь часов!» — «Ну, тогда можешь войти!» Кошка заходит в круг, и Мышка начинает от нее убегать. Дальше все совсем просто: те, кто стоят по кругу, пропускают мышку, а кошку соответственно стараются удержать.
Эль болеро (Аргентина)
В этой игре используют специально изготовленный деревянный шар, а также круглую деревянную палочку, заточенную с одного конца. Эту палочку соединяют с шаром с помощью веревки длиной 1 м. Такая конструкция имеет схожие черты с болой у уругвайских и аргентинских гаучо (это охотники). Бола же представляет собой несколько железных шаров, скрепленных между собой посредством длинной веревки или на крайний случай — кожаным шнуром. Сами гаучо используют болу в качестве приспособления для ловли животных. Крайний шар на веревке они удерживают руками, а остальную часть веревки с шарами бросают под ноги добыче. При попадании шары закручивают веревку вокруг ног животного. Играющие держат в одной руке деревянную палочку так, чтобы острие смотрело вверх, а другой рукой вращают шар, соединенный с палочкой веревкой, но так, чтобы рука была при этом вытянута. Потом шар отпускают, и он должен попасть на заостренный конец палочки. При попадании на него деревянный шар должен остановиться. Добиться такого эффекта можно несколькими путями:
1) игроки вращают шар на веревке таким образом, чтобы вытянутая рука была параллельна поверхности земли. Затем они дергают вращаемую веревку вверх, шар тоже летит вверх за этой веревкой, после этого он начинает падать вниз. В этот момент игроки подставляют заостренную палочку под шар. Падающий шар должен попасть отверстием точно на острие палочки;
2) игроки вращают шар прямо перед собой так, чтобы его траектория была параллельна телу. После этого дергают веревку вверх вместе с шаром и пытаются поймать его на заостренный конец палочки;
3) игроки держат заточенную палочку острием вверх так, как если бы держали в руках настоящий кинжал, одновременно с этим вращают на веревке шар. Затем выбирают момент и резким движением вонзают острие палочки в отверстие на шаре;
4) игроки вращают шар прямо перед собой по траектории восьмерки. При прохождении шара по центру этой восьмерки они пытаются попасть в него заостренным концом палочки.
Существует множество вариантов проведения этой игры. Если решено, что игра будет командная, то нужно учитывать, что каждый игрок в команде тогда имеет право на 3 попытки, чтобы попасть палочкой в отверстие на шаре. Способ, которым игроки будут пользоваться в игре, оговаривают еще до начала самой игры.
Невидимая цель (Аргентина)
На земле рисуют небольшую окружность или же выкапывают маленькую и неглубокую ямку. То место, где она выкапывается, игроки как следует запоминают. Это будет цель. Перед ней устанавливают достаточно большой фанерный лист. Игроки встают приблизительно за 10 м до обозначенной цели и пытаются попасть в нее различными мелкими предметами. В качестве таких предметов могут быть использованы разные камешки небольшого размера, щепки, металлические детали и т. д. Каждый из бросающих может надеяться только на свою собственную меткость и память. В игре обычно есть судья, который отслеживает точность всех бросков. Чтобы упростить задачу, иногда в качестве цели используют маленькую корзину. Но тогда судья поддевает ее длинным прутом или палкой и перемещает вдоль игровой зоны, превращая корзину таким способом в движущуюся мишень. Далее правила те же — игроки пытаются попасть в корзину камнем или мячиком.
Народный мяч (Болгария)
В эту игру играют и в самой Болгарии, во многих странах Балканского полуострова, а также в странах Центральной Европы. Игровая зона такая же, как для обычного волейбола, только нет сетки. Играть может сколько угодно человек, но разделившись при этом на две команды с равным количеством участников. Каждая команда становится на свою половину игровой площадки. Один игрок от каждой команды переходит на сторону соперника. Мяч вбрасывают в игру из-за черты игровой зоны. Кто-то один ловит этот мяч и кидает на сторону противника так, чтобы попасть в кого-то из игроков на той половине. Если мяч касается любого игрока, то тот выходит из игры. Если же, наоборот, соперник сразу ловит мяч, то он кидает его на другую сторону, стараясь опять же попасть в кого-то из своих противников. Постепенно число вышедших из игры участников возрастает. Та команда, которая сумеет «выбить» всех своих соперников, считается победительницей. Теперь стоит отдельно сказать про «засланного» к соперникам игрока. В том случае, если брошенный мяч ни в кого не попадает и летит дальше игроков, этот участник ловит его и перебрасывает игрокам своей команды. Также такой игрок может запутать противников, т. е. перебрасывает своим мяч так, чтобы те могли более удачно кинуть его в своих соперников. Но сам «засланный» игрок не может никого вышибать.
Круговая лапта (Венгрия)
Игра зародилась в области Хевеш. Выбирается круглая площадка диаметром 15—20 м. Вдоль такой окружности располагаются игроки (их может быть сколько угодно), которые будут подавать мяч. Внутрь круга заходят те, кто будут прятаться от мяча. Сначала выбирают двух самых главных игроков, после чего каждый из них берет по небольшому камню (только надо следить, чтобы они были приблизительно одинакового размера и веса) и кидает его вверх. Таким путем решается вопрос о том, кто из игроков за кого конкретно будет играть — за подающих или за прячущихся. Тот главный игрок, чей камень раньше упадет на землю, будет выбирать игроков первым. Так повторяется несколько раз, пока все игроки не будут распределены по командам.
Вдоль линии всего круга обозначают лапты. Делается это так: через одинаковое расстояние по линии круга кладутся какие-нибудь камни, дощечки или еще что-то в таком роде. Каждый из подающих мяч встает возле своей лапты. У самого меткого подающего должна быть лапта побольше, т. е. своеобразная главная лапта. Этот игрок должен руководить всеми подающими. Как и говорилось выше, команда игроков, которые будут уворачиваться от мяча, заходит в круг и внимательно следит за подающими. Обе команды стараются выбить мячом друг друга. Происходит это так: каждый из подающих перебрасывает мяч другому подающему (в идеале, это должен быть сразу главный игрок данной команды). В качестве мяча для большей безопасности можно использовать клубок шерстяных ниток, мяч из свернутых тряпок или же кожаный мяч, внутри которого находится волосяной наполнитель. Уже главный игрок прицеливается в кого-то из прячущихся и бросает в них мяч. Если он попадает в кого-нибудь, то тот выходит за пределы круга. В случае, если главный подающий промахивается, прячущиеся стараются поймать мяч, и теперь они могут вышибать подающих. Преимуществом уворачивающихся игроков является то, что они могут передвигаться внутри круга, а команда подающих не может сходить со своих мест. Но подающие тоже имеют свой «козырь в рукаве» — они могут запутать прячущихся тем, что без конца будут передавать мяч от игрока к игроку. Если прячущиеся выбивают главного игрока подающей команды, то на его место должен встать кто-то еще, иначе игра не может продолжаться дальше. Бывает и так, что ближе к концу из подающих остается только главный игрок. В этом случае он уже может перебегать от лапты к лапте, причем независимо от того, есть у него в данный момент мяч в руках или нет. Когда этот игрок останавливается возле лапты, прячущиеся не могут в него кидать мяч. Вышибать его можно только тогда, когда он перемещается вдоль круга. Бывает и такое, что команда прячущихся не может попасть ни в одного подающего. Тогда такая ситуация носит забавное название «непорочная лапта». В случае, когда мяч вылетает за пределы игровой зоны, игроки «зажигают свечу», т. е. один игрок из любой команды подкидывает мяч вертикально, а та команда, игрок которой сможет поймать его, продолжает игру. Победившей признается та команда, которая смогла выбить больше игроков-противников. Также интересным вариантом будет, если играют всего лишь три человека, т. е. два подающих и один прячущийся. Получается, что прячущийся стоит в круге между двумя подающими. Если мяч его коснется, то он может играть еще один раз. Выиграет тот, кто сможет быстрее «обезвредить» своих противников.
Один в круге (Венгрия)
В мире существует огромное количество игр в мяч. Игре «Один в круге» уже больше века, а она до сих пор остается наиболее популярной в Венгрии. В ней могут принимать участие от 10 до 20 человек. Все они становятся в круг и перебрасывают друг другу маленький мяч. Его перекидывают из рук в руки до тех пор, пока один из игроков не зазевается и не уронит мяч. Тот, кто допускает такую промашку, становится в центр круга. Теперь остальные игроки снова перебрасывают друг другу мяч, но стоящий в середине пытается его перехватить. Если игрок ловит мяч, брошенный ему с противоположной стороны, то он пытается отбить его так, чтобы вышибить мячиком стоящего посередине игрока. В том случае, если он попадает, остальные ловят упавший на землю мяч и продолжают играть и выбивать игрока в центре. Но если отбивший мяч участник промахивается, то ему предстоит занять место игрока в круге. «Центральный» же игрок в свою очередь пытается перехватить перебрасываемый мяч. Если у него это получается, то он может вышибить любого игрока из круга, и тот займет его место в центре. Мяч, который был брошен не с края круга, но попал в игрока в центре, не считается выбивающим. Игра будет интереснее, когда возрастает ее темп, движения игроков становятся более резкими и непредсказуемыми.
Игра в рому (Венгрия)
Это тоже одна из старинных венгерских игр, в которые играют до сих пор. Ромой называют колышек, выпиленный из дерева. Толщиной он обычно в человеческую руку, а длина около 30 см. Один конец этого колышка затачивают. Рому берут за тупой конец и со всего размаха бросают в землю острием, так, чтобы этот колышек крепко закрепился. В рому можно играть вдвоем или же командами. Сначала первый игрок вбивает свою рому в землю, которая должна быть достаточно рыхлой. Затем второй игрок проделывает то же самое, только с одним условием — он должен бросить рому так, чтобы сдвинуть рому противника. Обычно это тяжело сделать, и первая рома только слегка покачнется. Но зато следующие игроки смогут без проблем вышибить рому второго игрока, поскольку она по закону жанра обычно оказывается в земле не очень глубоко из-за своего первого столкновения с ромой противника. И так игра продолжается, пока кто-то из ее участников не выбивает рому. Если же в рому играют командами, то игроки в них сменяют по очереди друг друга и кидают свои ромы так, чтобы поглубже вбить их в землю и расшатать колышек противников. Если чью-то рому выбивают, то тот игрок выходит из игры. Сама же игра в таком случае продолжается до тех пор, пока в земле не останется прочно стоящих колышков, кроме одного. Игрок, чей колышек окажется так хорошо вбит в землю, приносит своей команде долгожданную победу.
Есть и еще один вариант проведения этой игры. Все игроки со своими ромами в руках встают в достаточно широкий круг. За каждым из них закрепляется определенное место. Ромы кидают в центр образовавшегося круга, стараясь вбить их в землю как можно глубже. Те игроки, у кого это не получится, бегут какую-то заранее оговоренную дистанцию и возвращаются назад. Остальные игроки, пока тот бегает, выкапывают на его месте ямку, а выкопанную землю относят в сторону. После трех круговых бросков игроки смотрят, на чьем месте яма получилась больше. Затем завязывают этому игроку глаза и бросают накопанную землю с его места на его ноги.
Кто тянет лучше? (Венгрия)
Во многих странах мира давно известна такая забава, как обычное перетягивание каната. В Венгрии же есть немного другая интерпретация такой игры. Берут прочную длинную веревку и связывают между собой два ее конца. В игре могут принимать участие одновременно только три игрока. Они становятся так, чтобы расстояние между ними составляло примерно 3-4 м. Ведущий же надевает на них веревку таким образом, чтобы она была у них на поясе, т. е. растягивая ее в разные стороны, игроки будут образовывать треугольник. На равном расстоянии от игроков вбивают небольшие шесты. Игроки стоят, приготовившись для старта, лицом к этим шестам. По сигналу ведущего они начинают каждый тянуться к своему шесту и тащить при этом за собой остальных игроков поневоле. Побеждает тот игрок, кто окажется сильнее и сможет добраться до шеста раньше.
Голландские прятки (Голландия)
Если расписывать все истории про прятки и связанные с ними легенды, то они заняли бы множество страниц. Поэтому можно слегка обобщить — азиаты играют в прятки так же, как и австралийцы, американцы или же народы Аляски. Во Франции игра в прятки получила оригинальное название «Каше-каше». Балканские народы и турки называли прятки «Любишь ли ты своего соседа?». В англоязычных странах игра в прятки называется гораздо проще — «Прячься и ищи».
Голландцы же свято верят, что свое начало эта игра получила еще с древних времен, когда по весне парни и девушки уходили в леса, чтобы найти там птиц, жуков, насобирать цветы, т. е. набрать доказательства, что природа пробуждается после зимы. Поэтому в Голландии, когда играют в прятки, люди подражают разным птицам. Они размахивают руками, как крыльями, когда убегают от охотника. Если же водящий-охотник не может найти игроков слишком долго, то те подают сигнал голосами, изображая крики лесных птиц. Это обычно помогает охотнику определить местоположение добычи. Прятки имеют огромное количество вариантов, а также являются основой для многих других игр. Но только надо помнить, что свое начало они берут в народных обычаях и особенностях религиозных ритуалов прежних народов.
Шлагбаум (Швеция)
Чем больше игроков будет в игре, тем интереснее она будет проходить. Все участники игры выстраиваются в ряды таким образом, чтобы количество игроков соответствовало количеству рядов. Получится своеобразный квадрат. Игроки, которые стоят шеренгами, берут друг друга за руки. Получается, что между этими шеренгами образуются так называемые улицы. Выбираются два игрока — один преследуемый, другой — преследователь. Преследуемый вбегает в одну «улицу», а выбегает уже через другую. Преследователь гонится за ним. Игроки, которые стоят в шеренгах, играют на стороне «жертвы», т. е. всячески стараются ей помочь. Когда они видят, что убегающий игрок почти пойман, то по сигналу ведущего игроки опускают руки вниз, разворачиваются в левую сторону и снова берут друг друга за руки. Получаются совсем другие «улицы», которые теперь перпендикулярны прежним. Соответственно, игровая ситуация также меняется. Преследователь, который уже к этому моменту практически поймал убегавшего от него игрока, вполне может оказаться теперь за несколько «улиц» от своей «жертвы». Преследователь вынужден снова ловить игрока, но в критический момент остальные участники игры опять могут поменять положение. И так продолжается до тех пор, пока преследователь все-таки не окажется проворнее всех остальных игроков. Когда ему удастся поймать убегавшего игрока, выбираются новый преследуемый и преследователь, а игра начинается заново.
Живая птица (Дания)
Свое начало эта игра берет из старой датской сказки. В этой сказке говорится, что однажды некий дворянин ушел на войну, а свою любимую птицу приказал слуге охранять и всячески ухаживать за ней. Когда же этот дворянин пришел после войны, то слуга доложил ему, что птица умерла, за что он был сильно наказан.
В игре принимает участие любое количество человек, но все равно желательно, чтобы число игроков было минимум 5 человек. Все участники игры садятся в кружок, один из них зажигает палочку (лучинку или свечу) и начинает передавать по кругу. Тот игрок, у которого палочка погаснет, обязан предложить залог. Во время передачи палочки из рук в руки игроки стараются делать все, чтобы она не погасла, т. е. они могут размахивать палочкой, дуть на нее и т. д. Когда палочка переходит из рук в руки, отдающий ее игрок должен сказать: «Птица жива».
Убей медведя (Дания)
В игре могут принимать участие сколько угодно человек. Все желающие играть становятся в круг. В центре этого круга ставят лавочку или табурет, на него садится выбранный заранее медведь, а возле него становится его охранник. У того и у другого в руках находятся концы одной прочной веревки, которую во время игры нельзя выпускать. Для удобства удерживания в руках веревки на концах ее завязывают по узлу средней величины. Остальные игроки медленно начинают приближаться к медведю и стараются его «убить», т. е. прикоснуться к нему. Но только при этом нужно еще следить, чтобы ни Медведь, ни страж не коснулись их самих. Если же кто-то из игроков замешкался и медведю удалось его поймать, то пойманный игрок становится новым медведем, а бывший медведь переходит на место охранника. Старый же охранник выходит из круга и присоединяется к остальным игрокам. Во время такого «нападения» медведю нельзя сходить со своего места или же отпускать веревку. Поэтому в своих движениях охранник и медведь в некоторой степени ограничены.
Есть и другой вариант этой игры. В нем у медведя и охранника нет веревки вообще (они просто держатся за руки), но зато вокруг них рисуют кружок диаметром 1 — 1,5 м, который эти игроки не могут переступить по правилам игры. А в остальном идея игры одинакова.
Пелота (Испания)
Пелота — это игра, весьма распространенная в Испании. Она является одной из самых старых игр в мяч, известных миру. В самой Испании в пелоту играли уже в Средние века. Есть предположение, что в нее же играли и древние ацтекские народы, проживавшие в Древней Мексике, а уже Кортес завез эту игру в европейские страны. Но не исключено, что игра появилась именно в Средиземноморье, а уже отсюда распространилась по остальным мировым странам. Есть даже игра, похожая на пелоту, в которую играли еще в Древнем Риме. Пелота очень похожа на теннис, но противником игроков в этом случае становится стена, в которую бросают мяч. Раньше мяч отбивали только руками, потом стали использовать для этого кожаные перчатки, но в итоге придумали специальные ракетки для такой игры. Их специфичность заключается в том, что внешне они похожи на ковш. Игровая площадка отличается от теннисной в первую очередь размерами — она гораздо меньше, а вместо настоящего соперника только стена. На этой стене на высоте 80 см рисуют белую линию, которая означает сетку, а на земле на расстоянии 3—4 м также вычерчивают линию, которая отделяет зону подачи от всего «поля». Мяч для пелоты может быть как обыкновенным теннисным, так и самодельным, т. е. из плотных лоскутов ткани, пакли, обтянутых сверху резиной. Мячик берут или мастерят достаточно тяжелый и как можно более упругий, т. е. игрокам понадобится сила, чтобы ударить по мячу ракеткой. Саму ракетку плетут из лыка. Иногда игроки привязывают ручку от ракетки к предплечью — это позволяет им более точно ударять по мячу.
Играть предполагает неограниченное количество участников. Первый игрок заходит в зону подачи с мячом, бьет этим мячом об землю, дожидается, пока мяч отскочит, и ударяет по нему ракеткой в направлении стены, но так, чтобы мяч коснулся стены выше линии «сетки». Сила Удара должна быть такой, чтобы мяч отскочил и попал в игровую зону, где его будут дожидаться остальные игроки. Но опять же ударить по нему принимающие мяч могут только после его отскока от земли. Если же сделать этого не удается, то мяч возвращают подающему, и тот начинает игру заново. Игра идет до тех пор, пока кто-нибудь из игроков в игровой зоне не ошибется, т. е. либо не сумеет отбить мяч (промахнется), либо попытается его отбить после двух ударов о землю. Неудачным мячом считается и тот, который при ударе в стену попал в зону ниже «сетки». В пелоте есть свой судья, который внимательно следит за ошибками игроков. Каждая ошибка — это плюсовое очко для команды противника, т. е. игра идет по теннисным правилам. Таким образом, получается, что игрокам нужно выиграть определенное количество раундов со стеной. Победителями в пелоте считаются те участники команды, которые смогли быстрее провести необходимое количество удачных игр. Для пелоты игрокам потребуется достаточно силы и ловкости, потому что мяч тяжелый, а, чтобы бросить его в стенку с расчетом на его дальний отскок, нужна сила. Вся игра обычно ведется в быстром темпе, поэтому игрокам также понадобятся внимательность и хорошая реакция.
Попади в ведро (Испания)
Игра известна не только в самой Испании, в нее также играют и жители Португалии, Италии и многих других стран. Игра эта появилась в Средние века, но тогда это была достаточно жестокая забава. Игроки брали цыпленка, накрывали его сверху глиняным горшком или каким-нибудь котелком. В дне этого горшка или котелка обычно специально проделывали отверстие такой величины, чтобы цыпленок мог просунуть в него свою голову. Игрокам завязывали глаза и давали в руки палку. Они должны были, ориентируясь на крики цыпленка, ударить его по голове. Со временем люди поняли, что это издевательство над животным, и стали просто ставить котелок на какой-нибудь невысокий шест или тумбу. Сейчас уже стали делать совсем по-другому. Котелок сменился на обычное ведро, которое ставят дном на какую-то поверхность на некотором расстоянии от игроков (желательно не меньше 3—4 м). Игрокам глаза больше не завязывают. Теперь они должны набрать несколько камней или найти какие-то мелкие ненужные предметы размером с маленький мяч. Ведущий подает сигнал свистком, и каждый игрок старается попасть своим камнем (или другим предметом) в ведро. Промахнувшиеся игроки, чтобы не выйти из игры окончательно, дают залог (в качестве него можно использовать такую хитрую вещь, как желание, т. е. промахнувшийся участник должен будет исполнить то, что его попросит победитель). Тем, кто попадает камнем в ведро, ведущий записывает по 1 очку. После нескольких попыток судья подсчитывает, у кого сколько очков, и определяет победителя. Теперь победитель вправе попросить у «провинившихся» игроков свой залог, т. е. загадать желание.
Поймай мяч (Испания)
Желающие сыграть в данную игру встают в круг. Чем больше будет игроков, тем веселее будет игра. В центре получившегося круга стоит игрок-подающий с мячом в руках. Он бросает этот мяч тому, кому ему вздумается, и так, как ему захочется, т. е. мяч может быть брошен и низко, и высоко, и резко, и плавно, в общем, как угодно — подающий сам решает. Главное, чтобы бросок получился неожиданным. Другие игроки должны поймать этот мяч. Те, кто ошибутся, т. е. либо не поймают, либо поймают, но уронят мяч, получают по 1 штрафному очку. Игрок может набрать только 3 штрафных очка, после чего окончательно удаляется из игры и платит «штраф» (т. е. исполняет желание). Этот игрок встает спиной к остальным и получает задание от ведущего (ведущему же эти задания говорят игроки). После его проговаривания проштрафившийся игрок должен угадать, кто ему придумал то или иное задание. Если он угадывает, то не выполняет его, а если нет, то делает то, что ему велено. Так штрафник может получить целых 5 или 6 заданий подряд. А игра тем временем продолжается.
Английские кегли (Англия)
Такая игра относится к той категории развлечений, в которых придерживаются строго определенных правил. Игра в кегли стала известна еще в XIII в., но тогда в нее играли в помещениях (специально оборудованных залах), и только в XVII в. играть в кегли стали на свежем воздухе. Потом к этой игре исчез практически всякий интерес, и только в начале XXI в. кегли получили второе рождение.
Площадки под игру в кегли выбирают самые разные. Но есть одно важное условие — поверхность должна быть гладкой, без бугров. Только если игроки хотят усложнить себе задачу, можно выбрать и неровную поверхность для игровой площадки. Игровая зона должна быть шириной 10 м, а длиной — около 12 м. Подлине площадка делится на две территории. В качестве снаряжения к игре используют специальные кегли. Они изготавливаются из прочного дерева или же из разных искусственных материалов. Кегли представляют собой небольшие шары, сплющенные с двух сторон. У них смещенный центр тяжести, поэтому не стоит удивляться траектории их полета — она не будет ровной. Это нужно учитывать при игре. Кегли изготавливают разных размеров, соответственно, их вес тоже различается. Также для этой игры нужен шар, который будет служить целью. Такой шар делают из очень плотного фарфора. Желательно, чтобы он был белый, но если не получится найти такой шар, то вполне сгодится и цветной. Также для игры в кегли нужны небольшие маты из войлока или рогожки. Стоя на этих матах, игроки будут бросать кегли. Есть несколько вариантов игры в кегли. Для начала надо сказать об игре, в которой участвую только двое желающих. В этом случае каждый игрок имеет право сделать только четыре броска. Если же игра в кегли парная, тогда участвующие пары соревнуются между собой, имея право опять же сделать по четыре броска. В случае, когда играют трое против троих, каждый может сделать только 1 бросок. Все чаще в кегли играют целыми командами. В команду могут входить до четырех человек вместе с капитаном. В этом случае игроки бросают кегли по 2 раза.
Вообще, игра в кегли — это командная игра. Каждый игрок делает по два пробных броска, чтобы понять, по какой траектории летят кегли и с каким усилием их надо кидать. Перед игроками каждой команды стелют мат. У игроков в руках столько кеглей, сколько бросков за 1 раз они имеют право сделать. Игроки каждой команды делают броски по очереди. По результатам жребия первый игрок любой команды берет фарфоровый шар и перебрасывает его на другой конец площадки. Этот целевой шар должен упасть в определенной точке. Такая точка намечается на некотором расстоянии от матов команд. Если первый игрок не может с одного раза выбросить целевой шар до указанной точки, то право первого броска получает команда соперников. Когда шар будет установлен на соответствующей точке по всем правилам, начавший игру участник команды кидает две кегли подряд таким образом, чтобы они как можно ближе упали к фарфоровому шару. После этого кегли бросают остальные игроки команды, а завершает эти броски капитан. Когда все игроки бросили свои кегли, судья-ведущий подходит к шару, замеряет самое маленькое расстояние от шара до кегли и записывает его, затем убирает все кегли, кроме ближайшей к целевому шару. Следующей в игру вступает вторая команда. Ее игроки по очереди бросают свои кегли и стараются при этом одновременно попасть как можно ближе к целевому шару и в то же время задеть и отодвинуть ближайшую кеглю своих противников. После всех бросков ведущий снова подходит к шару и оценивает наименьшее расстояние между кеглями и целью. Если же в фарфоровый шар кеглей попадают игроки и той и другой команды, то игра заканчивается ничьей.
Чет или нечет (Греция)
Эта игра известна населению планеты уже не одну тысячу лет. Она была весьма распространенной забавой еще в Древней Греции и Риме. Из многочисленных литературных источников следует, что игра была очень популярной. Минимальное количество игроков — 2 человека. Если желающих позабавиться много, то тогда делятся по парам. Каждый игрок берет у ведущего по 10—15 камешков (вместо них также можно использовать бобы, фасоль и т. д.). Игроки стоят друг напротив друга и держат зажатые в правой руке камешки. Каждый из участников игры незаметно перекладывает 1 или более камешков в левую руку, но так, чтобы остальные игроки не увидели, сколько именно камней было переложено. Затем игроки выставляют прямо перед собой сжатые кулаки и задают вопрос: «Чет или нечет?» Игрок, стоящий напротив вопрошающего, отвечает, после чего первый раскрывает кулак, и они вместе пересчитывают камешки. Если второй игрок отгадал, то он берет у своего противника 1 камешек. После этого игроки меняются ролями, т. е. теперь тот, кто отвечал, задает вопросы. Игра продолжается до тех пор, пока у одного из ее участников не закончатся все камешки. А выигрывает тот игрок, у кого в руках будет больше всего «трофеев».
В случае, когда в игре принимают участие большие команды, половина игроков встает парами в круг. Проходит один тур вопроса-ответа, затем пары меняются. Игра продолжается 5—6 мин, после чего ведущий подает сигнал свистком, и игроки начинают считать «добытые» камешки. Та команда, игроки которых остались с большим количеством «боевых трофеев», побеждает.
Можно попробовать поиграть и следующим образом. Вопрошающий участник при правильном ответе своего соперника отдает ему все бобы, которые будут у него в левой руке. Если же ответ неправильный, то первый игрок забирает все бобы из правой руки противника.
Тройная (немецкая) лапта (Германия)
Эта игра крайне популярна в самой Германии, но у нее есть схожие черты с остальными разновидностями лапты. Играть в немецкую лапту одновременно могут только три человека. На игровой площадке на расстоянии 10—15 м друг от друга проводятся две прямые линии параллельно друг другу. Одна из линий получает название внутренней, а вторая соответственно — внешней. В тройной лапте два игрока всегда объединяют свои силы против третьего (т. е. защитники и подающий против бьющего). Игроки, выполняющие роль бьющего и подающего, встают в начале игры вдоль внутренней линии, а защитник располагается на внешней линии. В обязанности подающего игрока входит давать мячи бьющему. Мяч сам по себе обычно выбирают небольшой, набитый волосом. Бьющий игрок при помощи биты отбивает мяч к внешней линии. Он имеет право сделать подряд 3 попытки, зато бежать к внешней линии может уже с первой своей попытки, т. е. в задачу бьющего входит добежать после броска до внешней черты так, чтобы его при этом не коснулись мячом другие игроки. Если с первого раза бьющий по мячу промахнулся и не смог отбить мяч, но уже побежал к внешней линии, то в него может целиться мячом и подающий. Но если смог достичь столь желанной внешней линии, а мяч не задел его при этом, то этому игроку приписывается 1 призовое очко, а также он может теперь бросить мяч уже с внешней линии на внутреннюю новому подающему, которым становится прежний защитник.
Игрок, выполняющий роль бьющего, может потерять свое призовое очко следующим образом:
1) его при перебежке к внешней линии задевают мячом;
2) если мяч, который он отбил, стоя на внутренней линии, защитник смог поймать налету;
3) в случае, если бьющий промахивается все 3 возможных раза;
4) когда бита падает на землю из его рук, а он еще не достиг внешней линии.
То, что со стороны может показаться сотрудничеством между защитником и подающим игроком на первый взгляд, — только видимость. По сути, каждый из трех игроков немецкой лапты играет только сам за себя, призовые очки у каждого из них свои собственные и не суммируются никогда. Исходя из этого можно сказать, что защитник или подающий получают по 1 очку, если попадают в бьющего, пока тот находится на пути к внешней линии. Также 1 очко начисляется подающему, если бьющий не смог отбить ни одну из трех его подач. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из троих игроков не наберет 15, 20 или 30 очков. Это считается победой.
Горящий мяч (Финляндия)
В переводе с финского языка выражение «выбить мячом» означает «сжечь». Этим и объясняется такое название самой игры. На земле игроки вычерчивают круг, внутри которого и становятся. Диаметр круга составляет обычно от 6 до 8 м. Все зависит от количества игроков — чем их больше, тем и диаметр круга, соответственно, больше. Водящий, он же «сжигающий», стоит вне круга и старается попасть в кого-нибудь из игроков своим мячом. Если у него это получается, то тот игрок, которого коснулся мяч, выходит из круга и становится помощником водящего. Теперь эти двое игроков могут перекидывать мяч перед броском, запутывать стоящих в круге игроков своими действиями, чтобы те не успевали следить, с какой стороны им грозит опасность. Постепенно число помощников «сжигающего» возрастает, а игроков в круге становится все меньше и меньше, уворачиваться от мяча становится все сложнее. В итоге последний игрок, оставшийся в пределах круга, признается самым ловким, т. е. он выигрывает.
У кого валек? (Финляндия)
Играть в эту игру может неограниченное количество человек. Перед ее началом выбирают водящего игрока. Водящий считает до 50, а остальные игроки за это время прячутся во всевозможные доступные места. Это могут быть кусты, деревья, можно спрятаться за большими камнями и т. д. Водящий отсчитывает время, стоя при этом посреди игровой площадки или возле дома. Один из прячущихся игроков берет в руки небольшой предмет. В прежние времена в качестве такого предмета использовали валек — это такое приспособление для стирки белья. Когда водящий досчитывает до 50, он поворачивается и начинает искать остальных игроков. В случае, когда он находит кого-то из спрятавшихся (только есть условие — просто увидеть спрятавшегося недостаточно, до него нужно дотронуться рукой), найденный превращается в пленника и не может больше участвовать в игре.
Главной целью водящего становится тот игрок, у которого есть валек. Если он находит такого игрока, то игра на этом заканчивается, и водящий с этим игроком меняются ролями. Когда водящий далеко отходит от того места, где он стоял в начале игры и вел отсчет, то игрок с вальком выбегает к этому месту и кричит: «Валек вернулся в дом!» Тогда все пленники освобождаются, а водящий идет считать заново на прежнее место. Пока идет игра, все ее участники внимательно следят, куда именно пойдет ведущий. Если он не отходит от места отсчета слишком далеко, все знаками предупреждают игрока с вальком, что выбегать из укрытия для спасения пленников опасно. Поскольку пленником считается только тот игрок, которого водящий коснулся, то во время игры, пока водящий не видит, можно перебегать с места на место, усложняя таким способом водящему поиски его главной цели — игрока с вальком.
Охотничий мяч (Франция)
Обычные вышибалы с мячиков во Франции очень популярны, но правила слегка изменены. Все игроки собираются в одном месте кучкой. Посреди этой кучки стоит охотник, который потом начнет охотиться за остальными. В руках он держит мяч, который затем подбрасывает высоко вверх и ловит, когда тот подскочит, ударившись о землю. Таким способом охотник кидает мяч 3 раза. Пока он это делает, остальные игроки разбегаются в разные стороны по игровой площадке. Когда мяч отскакивает от земли третий раз, охотник ловит его и тут же кидает в ближайшего игрока. Те, кого он сможет вышибить своим мячом, становятся его собаками и начинают ему помогать. Они не могут вышибать других игроков, но зато ловят мяч и быстро передают его охотнику, чтобы он смог из своего выгодного положения выбить мячом еще кого-нибудь. По ходу игры число помощников охотника увеличивается. Но есть один интересный момент — убегающие игроки могут защищать себя. Если они ловят летящий на них мяч, то могут передавать его друг другу, а также попытаться выбить собаку. Когда им удастся задеть ее мячом, она снова становится свободной и играет дальше, уворачиваясь от бросков охотника. Игра заканчивает в случае, когда охотник выбивает всех игроков или же, наоборот, признает, что не в состоянии ни в кого попасть, т. е. сдается.
Прага (Чехия)
Этой игрой люди развлекают себя уже не одно столетие. Игра проводится на поле или другой территории, покрытой травой. Трава должна быть достаточно высокой, потому что в нее по ходу игры бросается какой-то предмет (конкретно в этой игре это будет ветка), и нужно, чтобы найти этот предмет было не так легко. Это основная идея всей игры. Игроки ищут ветку длиной приблизительно 1 м. На этой ветке должно быть много разных ответвлений и листочков. Эти веточки срезают ножом, оставляя сучки по 3—4 см. Теперь метровую ветку втыкают в землю так, чтобы все сучки были направлены вверх. Каждый игрок находит себе также еще и вилкообразную ветку.
В начале игры участники проводят жеребьевку. Для этого они берут небольшой плоский камень и заштриховывают одну его сторону. Затем игроки по очереди подбрасывают камешек, называя при этом цвет. Если выпадает названный цвет, игроки насаживают свои «вилки» на сучки, и так далее — все выше и выше. Если же выпадает другая сторона камня, то игроки не могут повесить «вилки» на сучки, а уже висящие «вилки» опускают на сучок ниже. Такой своеобразный этап игры заканчивается тогда, когда один из игроков достигает верхнего сучка (чаще всего это шестой или седьмой сучок по счету). Этот верхний сучок чехи называли Прагой. Отсюда пошло и название самой игры. Затем игроки переходят ко второй части забавы. Игрок, который добрался своей «вилкой» до верхнего сучка на палке, снимает ее и кидает как можно дальше в траву. Остальные игроки отправляются искать эту «вилку». Тот, кто ее найдет, снова кидает ее куда-нибудь, а остальные (кроме него и победителя) опять идут искать ее. И так до тех пор, пока не останутся только двое ищущих. Тот, кто и в этот раз не найдет «вилку», остается в проигрыше и получает кличку «Осел» до окончания игры.
Воробей (Чехия)
Столетие назад это была самая любимая игра в Чешской Моравии. Для игры необходимы мяч, доска длиной 1 м, деревянный столбик потолще и крепкая палка. Один из концов столбика затачивают и вбивают его в землю острием наверх. Длина части столбика, которая будет находиться над землей, должна составить не менее 25 см. На острие укладывают доску, которую принято называть лопаточкой. С одной стороны эта доска должны быть чуть пошире. Все игроки встают в широкий круг вокруг этой конструкции — своей серединой доска лежит на острие столбика, а широкой частью касается земли. На этот широкий край доски пристраивают мяч, а кто-то из игроков палкой ударяет по узкой стороне доски. Мяч взлетает высоко вверх, а остальные игроки должны поймать его, пока тот не упал на землю. Тот игрок, у кого это получится, бьет по доске палкой в следующий раз. Если же мяч никто не смог поймать, то право удара остается за прежним игроком.
Блошки (Чехия)
Это широко распространенная по всему миру игра. Принимать участие в ней могут несколько человек. Игра проводится на ровной площадке. На земле укладываются в ряд 5 одинаковых камешков на расстоянии приблизительно 10 см друг от друга. Один из игроков поднимает первый камешек и подбрасывает его вверх, затем тут же берет второй камешек и одновременно с этим ловит первый, пока тот падает вниз. Если у него получается это сделать, то игрок кладет первый камешек на землю и повторяет те же самые действия со следующей парой камней. И так до последнего камешка. На этом первый тур игры заканчивается.
Теперь наступает время для второй части игры. Игрок снова раскладывает камешки в ряд и опять подбрасывает первый камень, но поднимает с земли уже сразу два камня, ловя при этом первый. Затем он кладет два камня и повторяет действия точно так же, как и в первом туре, только уже с тремя камнями в руках. Третий тур — это уже четыре камня по той же схеме: один подбрасывается и одновременно с этим поднимаются еще три камня. Последний тур, четвертый, объяснять нет никакого смысла — все и так ясно. На всех четырех уровнях игры игроки действуют по одному и тому же принципу. Если игроку удастся пройти все четыре ступени, то он подбрасывает в воздух все 5 камешков одновременно и пытается поймать как можно больше. Сколько он сможет поймать, столько «блошек» у него и будет. Результат ведущий записывает отдельно. Если же игрок ошибся в процессе игры, т. е. не поймал камешки или взял их не в той последовательности, то он выбывает из тура, не получая при этом ни одного очка. Но начинать сначала ему не придется, потому что игрок может начать играть с того места, где ошибся. Количество очков, необходимое для победы, игроки определяют заранее. Все зависит от того, насколько игроки обладают ловкостью и сноровкой.
Котел (Россия)
Эта игра была широко известна в русских селениях еще около 1000 лет назад. Археологами — исследователями древнего Новгорода в слоях почвы, относящихся к X и XI вв., было найдено большое количество деревянных шаров и остатков палочек с загнутым концом — деревянных клюшек. Называлась такая игра «Шар-мазло» и была одним из любимых развлечений молодежи в то время. Сейчас она сохранилась в отдельных регионах России, Прибалтики и других стран ближнего зарубежья, хотя почти повсеместно уже вытеснена похожей, но более современной игрой — хоккеем.
Для игры нужна площадка размером не менее 15x15 м. В середине ее выкапывается сам «котел». Он представляет собой неглубокую ямку, диаметр которой составляет от 20 до 40 см. Вокруг «котла» по кругу радиусом 1 — 1,5м выкапываются небольшие ямки. Называются они лунками, дучками или мазлами. По размеру они делаются такими, чтобы в них свободно помещался конец только одной клюшки, а для другой места уже не оставалось. Лунок делается столько же, сколько игроков, не учитывая водящего.
В игре участвуют от 7 до 10 человек, водящий определяется по жребию или метанием клюшек (чья клюшка упадет ближе всех, тот и водит). Играют так: все игроки становятся у лунок, в которые опускают концы клюшек, а водящий берет деревянный шар (диаметр шара 8—10 см) и отходит с ним в сторону от круга игроков. С определенного заранее расстояния (обычно это 7—10 м) водящий бросает шар так, чтобы он катился или летел на небольшой высоте над землей. Шар должен попасть в «котел» — ямку в центре площадки, а игроки должны попытаться ему помешать — отбить своими клюшками. Если же шар все-таки попадает в «котел», то игроки переходят к другим лунками. Задача водящего — успеть подбежать и опустить конец своей клюшки в свободную лунку. Игрок, оставшийся без лунки, становится следующим водящим. Если игроки отбили шар на лету, водящий должен сам загнать его клюшкой в лунку, чтобы заставить остальных меняться местами. Ну, а они в свою очередь должны не допустить, чтобы шар попал в «котел». Достигается эта цель ударами клюшек по шару. Игроки могут даже отбегать от своих лунок, отгоняя шар подальше от центра площадки. Но каждый из них внимательно следит, чтобы водящий, бросив шар, не занял своей клюшкой лунку, оставленную без присмотра, ведь тогда ее владелец сам будет водить. Любой другой игрок тоже имеет право занять пустую лунку, чтобы помешать водящему. Однако тогда опоздавший бежит к той лунке, которая освободилась. Ну, а если он опоздает и здесь, то станет водящим, ведь две клюшки в одну лунку ставить запрещается. Таким образом, водящий в этой игре постоянно меняется, а сама игра продолжается столько, сколько захочется игрокам.
В процессе игры не должны нарушаться следующие правила:
1) ногой лунку занимать нельзя, только клюшкой;
2) нельзя освобождать занятую лунку при помощи силы;
3) нельзя останавливать или гнать деревянный шар рукой или ногой. Делать это можно только клюшкой;
4) как только шар оказывается в «котле» (не важно, каким именно образом), игроки обязаны поменяться лунками.
Горелки (Россия)
Если игрокам захочется потренироваться в скорости бега и увертливости, тогда эта русская народная игра для них. Число играющих должно быть нечетным. Из команды выбирается водящий, он и «горит». Остальные встают попарно друг за другом. Получается колонна во главе с водящим. Он трижды произносит такой стишок:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Стой подоле,
Гляди на поле:
Ходят грачи
Да едят калачи,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
После всего этого водящий смотрит вверх, а пара, стоящая в строю последней, разбегается: один налево от колонны, другой — направо. Их задача — не попасть в руки водящего и встать в начале колонны, взявшись за руки. Когда бегущие игроки поравняются с водящим, остальные кричат ему: «Раз, два не воронь! Беги как огонь!». С этого момента водящий начинает ловить бегущих. Если поймает (запятнает) одного из них, то встанет с ним в колонну, а оставшийся игрок будет водящим в следующем туре игры. Ну а если у нынешнего водящего ничего не получится, то он будет водить снова.
Тогда все поют ему:
Огарушек, огарушек,
Стань на черный камушек!
Плохо стоишь —
Совсем сгоришь!
По времени игра может продолжаться как угодно долго.
Казаки-разбойники (Россия)
Перед тем как начать играть в казаков-разбойников, нужно обязательно обозначить границы, в которых игроки могут передвигаться во время игры. После того как это условие выполнено, все участники делятся на две команды: «казаки» и «разбойники».
Игроки из команды разбойников прячутся в самых разных местах. «Казаки» должны определить особые зоны — темницы, в которые они будут отводить пойманных «разбойников». Такими местами могут быть песочница, скамейка, полянка под деревом. Следует учесть, что «казаки» также должны охранять пленников, поэтому темницы не должны быть большими, но и не маленькими, чтобы пойманным игрокам не было тесно.
Если игра проводится на большом пространстве, то время от времени «разбойники» должны оставлять мелом метки на асфальте.
Игра начинается с того, что «казаки» ищут и ловят «разбойников». Они должны найти, догнать и отвести в темницу своих соперников, держа их за рукав. В тот момент, когда «разбойники» уже пойманы, они не могут вырываться, а должны следовать в темницу за «казаками». Если вдруг «казак» зазевался и выпустил рукав «разбойника», то тот должен сразу убегать, пока тот не опомнился.
«Разбойники» могут выручать своих товарищей, попавших в плен. Они могут подбежать к «казаку» и осалить его. В этот момент «казак» отпускает пленного, и оба «разбойника» должны быстро сбежать. «Казак» в свою очередь должен запятнать «разбойника», который намеревается освободить своего товарища, первым. Если это ему удается, то он сможет привести в темницу сразу двух пленников.
Так же «разбойники» могут освобождать своих товарищей из темницы. Это делается следующим образом: не будучи пойманным сторожем, они пятнают пленного, который сидит в темнице. Надо быть внимательным, потому что сторож может запятнать освободителей.
Атаковать темницы можно парами, так же как и защищать их, — это сделает игру намного интереснее. Заканчивается игра в тот момент, когда будут пойманы все «разбойники». После этого можно поменяться ролями и начать игру заново.
Ворота (Россия)
От этой игры произошел известный «Ручеек». Количество игроков может изменяться от 10 до 20—30 человек. Часть из них (обычно это 14—20 игроков) образуют пары, которые встают друг за другом и поднимают руки, изображая ворота. Остальные выстраиваются в цепочку и берутся за руки. Игроки, стоящие парами, произносят считалку, а «цепочка» должна в это время быстро проходить под «воротами». Считалка следующая:
Тра-та-та, тра-та-та,
Отворяем ворота,
Золотые ворота,
Поспешите все сюда,
Пропускаем раз,
Пропускаем два,
А на третий раз —
Не пропустим вас.
В этот момент игроки опускают руки, и ворота «закрываются». Пойманные игроки тоже встают парами и становятся «воротами». Игру продолжают до тех пор, пока игрокам-«воротам» не удастся поймать всех остальных участников игры.
Волк и козлята (Россия)
Эта игра очень хорошо тренирует быстроту реакции у детей, поэтому в нее лучше играть с детьми. На разных концах игровой площадки мелом обозначают «дом козлят» и «дом волка». Территорию между «домами» называют «лужайкой» или «поляной». Бросают жребий и выбирают волка. Он «ложится спать» в своем доме, а козлята отправляются в свой. Там они говорят: «Можно бы и погулять, пока волк у себя в доме спит» и выходят на «лужайку». Погуляют-погуляют, и спрашивают волка: «Ты еще не проснулся?» «Нет, — говорит Волк, — только лапами пошевелил...». Козлята продолжают гулять, а волк потихоньку просыпается. Неожиданно он кидается ловить козлят. Пойманного он затаскивает в свой «дом». Когда там окажутся все козлята, игра заканчивается. Козленок, которого Волк поймал последним, получает звание чемпиона и играет роль волка в следующий раз.
Похожие статьи:
Военно-спортивная игра для школьников 7-9 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!