Развивающие игры для детей 2-3 лет в домашних условиях
Развивающие игры для детей группы раннего возраста
Кулачки
К здоровому образу жизни детей лучше приучать с раннего возраста. Но вряд ли малыши будут повторять полезные физические упражнения. А вот увлечь их игрой взрослые смогут. Комплекс «Кулачки» наверняка понравится маленьким спортсменам.
Так как малыш еще не может понять все сказанное взрослыми, советуем встать напротив (лицом к ребенку) и выполнять упражнения вместе. Дети 2-3 лет обычно с удовольствием повторяют действия, которые видят. Темп движений не должен быть слишком быстрым. Слова следует проговаривать четко и ритмично.
Каждое упражнение выполняется в среднем шесть раз, не более восьми.
Кулачки на плечи мы положим,
Силачами стать сумеем тоже.
(сгибаем и разгибаем руки, поднимая кулачки к плечам и опуская их)
Ручки мы согнем и расправим,
Чуть сильнее сразу мы станем.
По коленям кулачки запляшут,
По коленям постучат по нашим.
(наклоняемся и стучим кулачками по коленям, выпрямляемся)
Туки-туки-тук, постучали,
Туки-туки-так, поплясали.
(все повторяем)
С кулачками в прятки поиграем,
Веселимся мы, а не скучаем.
(прячем кулачки за спину и протягиваем вперед)
Спрячем их за спинку и покажем,
Хорошо играют ручки наши.
Кулачки мы на бока поставим,
Наклоняться вправо-влево станем.
(наклоняем туловище то вправо, то влево)
Кулачки в бока упираем,
Тело посильнее наклоняем.
Приседать пониже мы станем,
Кулачками до полу достанем.
(приседаем, упираясь кулачками в пол)
Встанем, кулачки вверх поднимем,
Вот какими станем большими.
(встаем, поднимая кулачки вверх)
А теперь ладошки мы покажем,
(выпрямляем пальчики)
Покачаем ручками, помашем.
(расслабляем руки)
А теперь попрыгаем немножко,
Чтобы стали крепче наши ножки.
(прыгаем на месте на двух ногах)
В этом возрасте нежелательно проводить две разных игры подряд. Лучше одну и ту же игру повторить 2-3 раза.
«Дай» и «на»
Детей раннего возраста бывает трудно научить играть вместе с кем-то, чем-либо делиться. Бывает невозможно уговорить его выпустить игрушку из рук, легче сделать это с помощью игры.
Взрослый держит за спиной погремушку и звенит ею. Спрашивает ребенка: «Что же это за игрушка? Догадался? Правильно, это погремушка!» Затем показывает ребенку погремушку и говорит:
Вот наш Саша подойдет,
Погремушку он возьмет.
Скажи: «Дай, мама (папа, баба, няня)!»
А я скажу: «На, Саша!»
Взрослый отдает погремушку ребенку и предлагает ему побегать с ней по комнате, позвенеть, потихоньку постучать по ладошке, по коленочке, по полу. Можно подбадривать ребенка словами:
А наш Саша побежит,
Погремушкой позвенит!
Или:
Он присядет, посидит
И по полу постучит.
Когда малыш наиграется с погремушкой, взрослый говорит:
Вот наш Саша поиграл,
Погремушку мне отдал.
Дай, мне, пожалуйста, погремушку, Сашенька!
Скажи: «На, мама!»
Теперь мама побежит,
Погремушкой позвенит!
А сейчас снова Саша!
Так взрослый и ребенок меняются погремушкой и играют несколько раз, пока малышу не надоест эта игра.
Видя, что игрушка каждый раз возвращается к нему, малыш будет отдавать ее с каждым разом все охотней, чтобы понаблюдать, как ею действует, например, мама.
Если ребенок не хочет давать игрушку взрослому, возможно, он даст ее мишке или любимой собачке. Тогда с погремушкой будет «бегать» медвежонок, собачка, которых вы «поведете».
В конце игры взрослый кладет погремушку и говорит:
Устала наша погремушка.
Не гремит и не играет,
а легла и отдыхает.
В дальнейшем игру можно усложнить, пряча за спиной другие звучащие игрушки: колокольчик, бубен и прочее. Это позволит познакомить ребенка с различными детскими музыкальными инструментами, расширить словарный запас малыша, обогатить слуховой опыт, развить внимание и тембровый слух.
Солнечный зайчик
Взрослый берет маленькое зеркальце и пускает солнечного зайчика на свободную стену так, чтобы его было видно хорошо и четко. Объясняет ребенку, что это солнечный зайчик. Восхищается вместе с малышом, какой зайчик яркий, подвижный. Показывает, как он может прыгать по стене.
Слегка двигая зеркальцем, произносит:
Зайчик скачет по стене
И зовет: «Беги ко мне!»
Ребенок подбегает к стене и «ловит» зайчика.
Взрослый закрывает зеркальце ладонью и говорит:
«Вдруг он прыгать перестал.
Нету зайчика, пропал!
Где же зайчик? Вот он!»
При этом лучик направляют в другое место. Ребенок бежит к «зайчику», игра повторяется сначала. Можно предложить малышу попрыгать так же, как солнечный зайчик.
Чтобы малыш не утомился, игру проводят не более четырех раз. Потом объявляют, что зайчик устал и спрятался в норку, когда он отдохнет, то придет снова. После чего зеркало убирают.
Покатаемся
Игра развивает двигательную и речевую активность ребенка, знакомит с видами транспорта, окружающим миром.
Взрослый рассматривает вместе с ребенком имеющиеся в доме игрушки, на которых «ездят, катаются», или картинки с их изображением. Это могут быть лошадка, поезд, самолет, машина. Взрослый спрашивает у малыша, как называется рассматриваемый предмет, какие звуки он издает (лошадка - «иго-го», «цок-цок», машина - «би- би», «тр-р-р», самолет - «у-у-у», поезд - «чух-чух»).
Потом предлагает «прокатиться» на каждом из них по очереди. Сначала сам показывает движения и выполняет их вместе с малышом, затем малыш двигается самостоятельно, а взрослый подбадривает его, помогает восклицаниями, типа «но», «тпру», «поехали», «прилетели» и т. д.
В дальнейшем предоставляйте ребенку право выбора. Спросите, на чем он сейчас хочет прокатиться. Дождитесь, пока малыш ответит (или покажет нужную ему картинку).
Если ваша кроха говорит хорошо, нижеприведенный текст он скажет сам. В противном случае говорите слова вместе с ним или вместо него.
Покататься я хочу,
(ребенок скачет галопом)
На лошадке поскачу! Но!
(прищелкивает язычком)
Покататься я хочу,
Сяду в поезд, покачу! Ду-ду!
(идет, сгибая и распрямляя руки в локтях)
Покататься я хочу,
(бежит, распрямив руки-«крылья»)
В самолете полечу! У-у-у!
Покататься я хочу,
На машине покачу! Би-би!
(идет топающим шагом, имитирует вращение руля руками)
Скорость движения можно изменять, говоря ребенку: «А теперь скорей, скорей, все быстрее и быстрей!» или: «Замедляет ход и совсем встает. Стоп!» Можно включать дополнительные движения, например, «заводить мотор» перед «поездкой на машине», вращая согнутыми руками и произнося «тр-р-р!»
Взрослый кладет ребенку на ладошку или на обе протянутые ладошки резиновый шарик. Шарик должен быть достаточно прочным, но и не слишком туго надутым. Помните, что если он лопнет во время
Игра с шариком
Взрослый побуждает ребенка подбивать шарик снизу и ловить его. При этом произносит следующие слова:
Ты подбрось меня ладошкой,
Поиграем мы немножко.
Высоко я подлечу,
Высоко я подскочу.
При необходимости на первых порах, можно взять ладошки малыша в свои руки и подбрасывать - ловить шарик вместе с ним.
Улетает, улетает!
Ваня (Катя) шарик догоняет!
С этими словами взрослый убегает вместе с шариком от малыша, предлагая ребенку догнать его. Шарик при этом следует держать за «хвостик» невысоко от земли, чтобы кроха мог его схватить.
Очень важно произносить текст во время игры, так малыш расширяет свой словарный запас и кругозор.
Чей голос?
Эта игра поможет малышу запомнить названия и вид некоторых домашних животных. Ребенок научится подражать их голосам, произносить отдельные слоги, что влияет на развитие речевого аппарата.
В разных доступных малышу местах комнаты рассаживают игрушки, изображающие домашних животных: курочку, кошку, собачку и так далее. Игрушки должны находиться на достаточном расстоянии друг от друга и быть хорошо видны ребенку. Если ребенку около трех лет, можно заменить игрушки картинками. Взрослый предлагает ребенку подойти к той игрушке, которая его «позвала».
ВЗРОСЛЫЙ:
Кто Танюшу (имя вашего ребенка) позовет,
К тому Танечка пойдет.
Аф-аф-аф!
Кто свой голос подал,
Кто Танюшу позвал?
Правильно, собачка!
Наша Таня подбежала
И собачку приласкала.
Погладь, Танечка, собачку. Как собачка лает?
РЕБЕНОК:
Аф, аф, аф!
ВЗРОСЛЫЙ:
А кто теперь нашу Танечку зовет? Мяу!
И так далее.
Если ребенок затрудняется с выбором игрушки, подойдите к ней сами, пошевелите ею и «позовите» кроху еще раз.
Для продвинутых детей можно усложнить задание. Например, не полаять, а порычать, не помяукать, а помурлыкать. Или спросить, как кудахчет курочка, когда волнуется за цыплят (кудах-тах-тах). А как она квохчет? (ко-ко-ко).
Рассмотрите еще раз игрушку вместе с ребенком. Определите, что есть у животного: голова, лапы, хвост, гребешок или копытца, рожки? Пусть ребенок покажет или назовет некоторые части тела, отличительные признаки животного.
Среди игрушек не должно быть новых, незнакомых малышу, так как кроха, скорее всего, заинтересуется «новинкой» и пойдет из любопытства к ней, а не к той, которая «позвала».
Количество игрушек или картинок, используемых в одной игре, не должно превышать четырех. В следующий раз вы можете поменять некоторые или все игрушки, например, вместо курочки посадить уточку, а вместо собачки - коровку.
У медведя на бору
В эту народную игру можно играть и дома и на улице, во дворе. Ребенок ходит, наклоняясь к земле или полу, как бы срывая ягодки и складывая их в ладошку или будто бы собирая грибочки в корзиночку, висящую на руке. Игрушечный мишка «спит» на лавочке, стульчике.
Если ребенок сможет, то произносит сам, если нет, взрослый ему помогает:
У медведя на бору,
Грибы-ягоды беру.
ВЗРОСЛЫЙ:
А медведь сердит,
На тебя (и на вас) рычит!
Сказав последнее слово, взрослый берет медведя и догоняет с ним ребенка. Возможно, игрушки под рукой не оказалось. Тогда договоритесь с малышом, что медведем будет взрослый: «Папа будет мишкой».
В огороде
Малыш уже знает и может на картинке различить овощи. Тогда поиграйте в эту игру.
Грядкой может служить кусок ткани или картона. Разложите на «грядке» тщательно вымытые овощи или картинки с их изображением. К этим приготовлениям привлеките и малыша. «Посадите» с ним морковку, лучок и прочее. Полюбуйтесь какой огород у вас получился. Покажите его взрослым, находящимся дома, игрушкам.
Дайте ребенку корзиночку или ведерко и предложите собрать урожай. Взрослый приговаривает:
Пойдет Катя (имя ребенка) в огород
И морковку там найдет.
Как морковку найдет,
Сразу маме принесет.
Ребенок берет с «грядки» названный овощ и приносит взрослому. Если ребенок ошибся, напомните ему, как выглядит морковка, какая она. Далее в словах можно менять название овоща («...и картошку найдет», «...и лучок там найдет» и т.д.). Не забудьте похвалить ребенка за каждый правильный ответ.
Где наша морковка?
Используется тоже грядка. В огород прибегает зайка (собачка, кукла) и прячет от ребенка какой-либо овощ (закрывает платочком).
- Где же, где наша морковка? (Ребенок снимает платочек.) Вот она, наша морковка! Сладкая морковка!
Таким образом прячем все овощи. Хорошо, если малыш будет ярко проявлять свои эмоции: хлопать в ладоши, подпрыгивать, притопывать. В следующий раз для игры можно взять фрукты.
Игра даст малышу необходимую физическую нагрузку, познакомит с насекомыми.
Бабочка
Для игры используют игрушку-бабочку. Если ее нет, можно использовать бабочку-магнит, к которой привязывают ниточку. Можно сделать бабочку самим. Для этого лист бумаги складывают гармошкой и перетягивают ниткой пополам.
Взрослый, слегка подергивая бабочку за ниточку, говорит:
Наша Ирочка (наш Сереженька) стоит
И на бабочку глядит.
Хочет с бабочкой играть,
Хочет бабочку поймать!
Взрослый убегает или поворачивается вокруг себя на месте, показывая малышу бабочку. Ребенок догоняет ее.
Можно дергать за ниточку, чтобы бабочка подлетала вверх, а ребенок подпрыгивал за ней.
Подлетает мотылек,
Выше прыгай, мой дружок!
Прятки
Вы напеваете на любой мотив или просто приговариваете слова:
Танечка попляшет, ручками помашет.
Ножками потопает, ручками похлопает.
(Если ребенок не понимает смысла слов, сами показывайте ему действия, соответствующие тексту: машите, топайте, хлопайте).
Взрослый: «Ай! Спряталась!» (Ребенок закрывает лицо руками или прячется за кресло, тумбочку, под стол...) Когда ребенок спрятался, берите любую игрушку и «ищите», приговаривая:
А собачка-то (киса-кисанька) пойдет,
Нашу Танечку найдет.
Нет, не нашла. А где же наша Танечка?
Ребенок открывает лицо (выходит к собачке) и говорит: «Вот я!» Неговорящий просто показывает на себя ручками.
Игра со снежинкой (догонялки)
Можно использовать красивую, купленную снежинку или вырезанную наскоро из белой бумаги. Сначала, лучше поиграть втроем (двое взрослых и ребенок), чтобы малыш мог смотреть на второго взрослого и повторять его действия. Первый (например, папа) в это время двигает снежинкой и говорит:
Вот снежинка прилетела,
На ладошку маме села.
(опускает снежинку на протянутую ладонь мамы)
Вот снежинка закружилась
И у Кати (Димы) очутилась.
(опускает снежинку на ладошку ребенка)
Ветер дует-задувает,
И снежинка улетает.
Улетает, улетает,
Катя с мамой догоняют.
Когда ребенок освоит игру и сможет играть без второго взрослого, в последней строчке замените слова: «А Катюша (А Димулька) догоняет».
Развлечения с музыкальными игрушками развивают слух, внимание и память малыша.
Музыкальные игрушки
Взрослый раскладывает перед ребенком 3-4 детских музыкальных инструмента, например: бубен, колокольчик, погремушку или ложки, дудочку, барабан. Взрослый говорит:
Есть у нашего Андрюшки (имя своего ребенка)
(У маленькой Танюшки),
(У Олечки-резвушки)
Музыкальные игрушки.
Все играть хотят с тобой,
Голосок у каждой свой.
ВАРИАНТ 1
Ложки Танечка возьмет
И стучать она начнет.
Погремушечку возьмет
И греметь она начнет.
Бубен Танечка возьмет
И звенеть она начнет.
Ребенок берет названный предмет и играет на нем.
ВАРИАНТ 2
ВЗРОСЛЫЙ:
Что сейчас играет?
Таня называет!
Взрослый играет то на одном, то на другом инструменте, а ребенок называет его.
Позднее, когда ребенок хорошо запомнит все музыкальные игрушки, можно усложнить задание.
ВАРИАНТ 3
Взрослый играет на чем-либо, не показывая инструмент ребенку. Можно спрятать его за спиной, за ширмочкой или под столом. Ребенок должен сказать, что сейчас звучит. Если он угадал, взрослый хвалит его и дает поиграть малышу на этом инструменте.
В конце можно включить веселую музыку и устроить «оркестр», пригласив поучаствовать в нем остальных членов семьи.
Автор: М. Ю. Грузова
Похожие статьи:
Игры на развитие физических качеств для детей 2-3 лет
Игры на развитие мышления для детей 2-3 лет
Игры на развитие слухового восприятия для детей 2-3 лет
Игры на фланелеграфе для детей 2-3 лет
Игры на развитие мелкой моторики у детей в группе раннего возраста
Татьяна
|
Спасибо большое за вашу статью! |