Создание благоприятных условий для развития креативности у дошкольников
Статья "Создание благоприятных условий для развития креативности у детей дошкольного возраста"
Автор: Алжул Бак Юлия Григорьевна, воспитатель ГБОУ ДО ЛНР "Ясли-сада №8 "Калинка", г. Свердловск, Луганская Народная Республика.Статья предназначена для методистов и педагогов дошкольных учреждений.
Аннотация. В статье уделяется внимание зарождению креативности в период раннего детства и подчеркивается роль взрослых в данном процессе. Рассматриваются креативные проявления детей и условия, способствующие их развитию.
Ключевые слова: креативность дошкольника, условия и признаки креативности.
В современной жизни все чаще мы слышим новые слова, термины и понятия, ведь мир не стоит на месте, он совершенствуется, а человечество ищет что-то новое, интересное в различных сферах жизнедеятельности. Общество ждет от молодого поколения трансформации старых знаний в новые и необычных продуктов творчества.
Дошкольный возраст – это период не только приобретения и усвоения определенных знаний, навыков, которые необходимы для общего развития, это движение ребенка по ступеням познания мира и себя в нем, проявлений креативности и реализации в творчестве.
Е.П. Торренс говорит «креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, погружаться в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее.». Это высказывание наталкивает нас на мысль о том, что именно от креативных людей, которые благодаря определенным индивидуальным чертам могут выдавать быстро и много нетрадиционных идей, зависит дальнейший прогресс общества и жизни на планете.
Многие ученые еще не могут единодушно отделить креативность от интеллекта (уровня IQ), от творчества и одаренности.
Дж. Гилфорд ставит в равные позиции креативность и интеллект. Опираясь на личную теорию двух видов мышления, конвергентного и дивергентного, он убеждает нас, что дивергентное мышление – это мышление, которое «идет одновременно во многих направлениях» и лежит в основе креативности. На практике мы замечаем первые креативные признаки уже в раннем детстве.
Например, малыш двух с половиной лет переворачивает стул, держа его перед собой, имитирует игру на баяне. Безусловно, это может быть подражание, а стул для него в тот момент предметом-заменителем, но ребенок придумал новую, хотя и «беззвучную» роль стулу. Отыграв на баяне свою мелодию, малыш направляется машинке, быстро загружает ее игрушками и везет их не тем путем, которым «едут» большинство детей. Креативный ребенок пролезает под столом, протягивает под ним свою машинку и первым разгружает ее. Это происходит тогда, когда другие мальчики спокойно объезжают всю мебель в групповой комнате. Эти действия могут свидетельствовать о первых креативных пробах ребенка. На наш взгляд, надо замечать даже незначительные зачатки креативности, поддерживать и стимулировать их.
Психолог В.Н. Дружинин считал, что интеллект и креативность две разные возможности, но связывал их существование с процессом переработки информации. Интеллект – это общая успешность адаптации человека (и животных) к новым ситуациям посредством решения задачи во внутреннем плане, "в уме", при доминирующей роли сознания над подсознанием. Именно креативность человека перерабатывает полученную информацию и создает нечто новое, ранее неизвестное. [3]
В своей работе мы с пониманием и доверием относимся к креативным детям, их собственным самостоятельным действиям во время выполнения различных упражнений и задач. Вследствие того, мы наблюдаем положительный результат в любой деятельности, чем когда пытаемся давать образец и советуем общеизвестный алгоритм действий. Креативность дает возможность ребенку находить множество решений одной и той же задачи.
Психологи, которые работали над личностно-ориентированной моделью (А. Маслоу, Д.Б. Богоявленская) считают, что творческая активность больше определяется особыми чертами личности, чем способностями. Однако для проявления этой активности необходим высокий уровень интеллектуальной одаренности. [1]
Чем отличается креативный ребенок от других детей, если думать, что все дети от природы талантливы? Известно, что дети дошкольного возраста эгоцентрики, и поэтому они любят, чтобы их часто и лично хвалили за что-нибудь. Но наблюдая за креативным ребенком, мы видим, что она не всегда во время своей деятельности задумывается о том, чтобы ее похвалили. Мы считаем, это происходит в связи с тем, что такого ребенка увлекает сам процесс действий, а позже и процесс мыслей. Уже в шесть лет ребенок пытается не только выдавать оригинальные идеи, но и реализовывать их и получать творческий продукт, как результат креатива. Но это всего лишь наше предположение.
Гиппиус С. дифференцирует степень креативности людей по полушариям мозга. Тот, у кого доминирует правое полушарие мозга более креативный, а у кого левая – наоборот. [2] Ученые утверждают, что невозможно создать что-то новое, не опираясь на уже существующее, прежде всего, нужно овладеть необходимой информацией.
Из опыта работы мы видим, что креативные дети не любят шаблоны, они самобытные, особенные и не похожие между собой. Например, во время обучения дошкольников элементарному письму, креативному ребенку трудно соблюдать правила печатания букв или цифр, рисования любых графических рисунков по образцу. Такой ребенок не только не понимает, почему надо писать сверху вниз или слева направо, но и не хочет подчиняться таким установкам. Наблюдения показывают, что ребенок признает, как надо писать, но подсознательно делает наоборот. На наш взгляд, это может происходить потому, что его креативная природная программа каждое мгновение ищет другие, новые, «незаношенные» способы достижения цели.
Ю.Б. Гиппенрейтер обращает внимание на то, что наследственность играет большую роль. По ее мнению у выдающихся людей самые креативные дети. Креативные родители создают для своих детей уникальные условия развития их способностей, подобных своим. [1]
В работе с дошкольниками мы отводим большую роль окружающей среде. Разнообразное, богатое на содержание среда, где постоянно находится ребенок, его активные действия, пробы, опыты, эксперименты помогают раскрывать предпосылки для творчества. На наш взгляд, важнейшими условиями для креативности детей дошкольного возраста должны быть:
І. Психологическая подготовка родителей и воспитателей к сотрудничеству с креативным ребенком:
• информировать взрослых о понятии «креативность» и «творчество»;
• ознакомить педагогов и родителей со способами и необходимыми условиями развития креативности дошкольников;
• способствовать повышению собственного творческого потенциала родителей и воспитателей, развития их умения принимать нестандартные решения;
• креативное взаимообогащение во время общения между взрослыми и детьми;
• признание феномена своего ребенка.
II. Диагностика креативности детей (по Джонсону, адаптирована А.Туник). Основная ее цель:
• способность ребенка порождать необычные идеи;
• отклоняться в мышлении от традиционных схем;
• быстро решать проблемные ситуации;
• количество идей за определенный отрезок времени.
Ученые подчеркивают важность создания благоприятной психологической атмосферы в общении с детьми в процессе развития их креативности. Мы не забываем, что собственный пример педагога творчески решать проблему – лучший способ формировать креативное поведение воспитанников.
Проведя мониторинг, мы определили, чем больше ребенок видит, слышит, переживает, тем больше он знает, умеет и усваивает, тем более продуктивным будет его воображение в новых условиях.
Креативные дети имеют разную степень идей и их количество. У каждого ребенка свой индивидуальный путь развития и только ему известны условия, благодаря которым он порождает креативную идею. Практика показывает, что малыши с креативными способностями оригинально ведут себя во время игр, ищут свои движения, передвигают игрушки и вещи таким образом, что удивляют не только взрослых, но и детей. Является ли детская этимология креативным началом дошкольника? Мы наблюдаем, как дети придумывают новые слова, которые, на первый взгляд, являются забавными, но эти слова не хуже отражают смысл событий и вещей, чем традиционные высказывания.
Всем известно, что ведущая деятельность в дошкольном учреждении – игровая, поэтому не менее важное место в развитии креативности дошкольника играет предметно-игровая среда. Наши педагоги разработали множество творческих игр, которые помогают детям фантазировать, строить собственный мир, высказывать оригинальные неординарные личные идеи, формировать креативное мышление, интерес и желание творить, развивать личностные способности. Мы используем разнообразные упражнения и игры для выявления признаков креативности дошкольников. Например: «Самоделкин», «Что общего?», «Если бы...», «Найди новое назначение вещи», «Необычная пятно», «Для чего?», «Создай свою ...», «Как ты будешь делать ...?» и другие.
Работая с дошкольниками, мы замечаем, что у креативного ребенка наиболее качественные, нетрадиционные, оригинальные продукты его творчества. Такой ребенок часто отходит от предложенных педагогом приемов, способов выполнения какого-либо действия, он всегда находит свой личный путь к достижению творческой цели.
Воспитывая креативного ребенка, мы даем ему возможность выполнять любые задачи самостоятельно, не смотря на то, сколько бы времени это не занимало и помним, что каждый ребенок индивидуален.
Выявить креативного ребенка по внешним признакам несложно, но нужно подтвердить на научной основе исходный масштаб проявлений его креативности. Он поможет педагогу правильно, целенаправленно осуществлять работу с такими детьми.
На наш взгляд, важнейшими признаками креативности дошкольника должны быть:
• любознательность и интерес к неизвестному;
• высокая познавательная активность и развитие воображения;
• желание отходить от образцов;
• умение вносить что-то новое и подходить к проблеме с разных точек зрения;
• быстрота, легкость и гибкость мысли, оригинальность идей;
• смелость и независимость суждений;
• использование различных форм доказательств и предположений.
Исходя из этого, мы должны создавать надлежащие условия для гармоничного сочетания природных задатков, которые значимы для конкретного ребенка, для мотивов его деятельности и формирования у него творческого воображения и фантазии. Гарантией активного влияния на развитие креативных способностей у дошкольника надо считать весь комплекс образовательно-воспитательного процесса с учетом личностно-ориентированного подхода и удовлетворения базовых потребностей ребенка.
Литература:
1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М., 1981.
2. Гиппиус С. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. – СПб, 2001.
3. Дружинин В.Н., Психология общих способностей. М.: Лантерна вита, 1995, 150.
4. Молодушкина И.В. Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста. Х.: «Основа», 2011, с.40.
Похожие записи:
Развитие творческих способностей у старших дошкольников через продуктивную деятельность в детском са Театральная неделя в детском саду. Подготовительная группа Деловая игра для педагогов ДОУ Опыт работы педагога дополнительного образованияПохожие статьи:
Зарядка для ребёнка 1, 2, 3 лет
Игрушки для ребёнка от 1 до 3 лет
Участник №157 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2015 года
Автор: Юлия Григорьевна Алжул Бак
Опубликовано: 3269 дней назад (12 декабря 2015)
Просмотров: 6375
Рубрика: Статьи
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!