Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Проект в детском саду на тему: Масленица. Старшая группа

ПРОЕКТ «Широкая Масленица» для детей старшей группы

Паспорт проекта.
Тип проекта: творческий.
Вид проекта: познавательно-игровой, краткосрочный.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители, музыкальный руководитель.
Сроки реализации: одна неделя ( с 12. 02. по 18. 02. 2018г)
Цель: знакомство с традицией проведения народного праздника- Масленица.
Задачи проекта:
Для детей:
1.Формировать у детей гражданскую принадлежность.
2.Развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу.
3. Воспитывать чувства патриотизма, основанные на русских традициях.
Для педагогов:
1.Профессиональное самосовершенствование.
2.Создание информационной базы.
Для родителей:
3.Привлечение семей воспитанников к участию в совместных мероприятиях.
Актуальность:
Масленица-один из самых любимых народных праздников, происходящих в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами и всегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В этом празднике переплетаются народные и православные корни. Мы отошли от этих традиций, тем самым лишили детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гуляния силами педагогов, родителей и детей.
Предполагаемый результат:
- продуктивное творчество педагогов, родителей и детей.
Для детей:
- приобщение детей к традиции проведения народного праздника- Масленица, через сопереживание и непосредственное в их общем действии;
- создание атмосферы радости, повышение познавательного интереса среди детей к родной истории;
- расширение кругозора детей.
Для педагогов:
- самореализация, повышение творческого потенциала.
Для родителей:
- оптимизация детско-родительских отношений;
- создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.
Продукт проектной деятельности:
- образовательная деятельность в группе;
- оформление книги рецептов масленичных блинов;
- оформление фото-выставки «Масленица».
Форма проведения итогового мероприятия:
Праздник «Широкая масленица».
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап:( информационно-накопительная):
1) Определение темы проекта;
2) Формулировка цели и задач;
3) Создание творческой группы;
4) Мониторинг детей и родителей;
5) Подбор литературы;
6) Составление перспективного плана реализации основного плана проекта;
7) Разработка сценария мероприятия;
8) Подбор литературы, музыкальных произведений, презентаций;
9) Подготовка подвижных игр и соревнований.
2.Основной этап: (организационно-практический):
Перспективный план реализации проектной деятельности.
Содержание деятельности: Срок. Деятельность. Результат.
Для родителей.
Знакомство со значением и обычаями праздника .Презентация «Широкая масленица»
Понедельник-встреча. Заучивание масленичных закличек частушек, хоровода « Едет масленица» Помощь в организации. Развитие памяти.
Знакомство детей со значением слова «Заигрыш»
Вторник- Заигрыш. Разучивание песни « Ох, блины, блины, блины…». Подвижные игры: « Гори, гори ясно», « Ручеёк», катание на карусели. Помощь в организации. Создание элементов соревновательности.
Знакомство со значением и символикой блинов.
Среда- Лакомка. Соревнование между детьми 1 и 2 группами. «Прыжки в мешках», « Ловкие и смелые». Делаем книгу «Рецепты блинов». Развитие физических качеств. Беседа « Что мы узнали о масленице».
Четверг- Разгуляй. Просмотр мультфильма из серии «Смешарики»- Масленица. Рисуем с детьми. Выставка рисунков. Праздничное мероприятие «Прощай, масленица»
Пятница- тёщины вечера. Игры-эстафеты, пение песен, частушек, танцы. Помощь в организации. Создание праздничного настроения.
Алгоритм реализации проекта:
Образовательные области. Формы и методы работы.
Социально-коммуникативное развитие. Беседы о народном празднике Масленица.
Познавательное развитие. История возникновения праздника Масленица.
Речевое развитие. Беседы о каждом дне масленицы, что они означают, символика блинов.
Приобщение к художественной литературе: подборка стихов, рассказов, частушек, дразнилок, закличек.
Художественно-эстетическое развитие. Рисование на тему «Как мы масленицу праздновали»
Весёлая масленица.
Развитие игровой деятельности. Подвижные игры «Ручеёк», « Гори, гори, ясно», хороводы.
Физическое развитие. Соревнования между группами: «Кто быстрее», «Перетягивание каната», «Прыжки в мешках».
Музыка. Разучивание песен. Праздник. Приезд артистов.
Заключительный этап:
1.Оформление паспорта проекта «Широкая масленица».
2.Фотоотчёт и видеозапись мероприятия.
3.Подготовка к презентации к защите проекта.
4.Защита проекта «Широкая Масленица»
Приложение
Конспект занятия на Масленицу для детей старшей группы «Госпожа Масленица.»
Цель: формирование представлений детей о традициях празднования русским народом Масленицы.
Задачи:
- познакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленица,
- развивать речь,
- заучивать заклички, поговорки,
- воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.
Материал: иллюстрации, картинки о проведении праздника, поговорки, заклички.
Словарная работа: праздник Масленица, проводы зимы, чучело, поговорки, заклички.
Ход занятия:
Воспитатель переодевшись бабушкой, приглашает детей в группу.
Воспитатель: Рано мой петушок встал и всем о весне прокричал. А я думаю, не рано? Зима - царица еще правит в наших краях, уступит ли она черед весне - красне? Как вы думаете?
Дети: Уступит
Воспитатель: Давайте в окошко мы посмотрим и приметы весны поищем. (Солнце ослепительное, проталин чернота, сосульки, которые звенят капелью, чириканье веселое воробьев.)
Можно использовать аудиозапись (журчание ручьев, капель и т.п.)
Воспитатель: Всему приходит свое время. И сколько зиме не лютовать, все равно придет весенняя пора. Ребятки, давайте - ка поаукаем весну, чтобы скорее к нам пришла. Я научу вас.
(Дети повторяют за воспитателем)
Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!
Приходи, весна! Приходи, красна!
Давай, солнышко - колоколнышко,
Приноси урожай в наш любимый край!
Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!
Воспитатель: Чтобы не гневалась зима, по - хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы - Масленицу. Масленица - это праздник встречи весны и солнца. Длится праздник целую неделю. Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день особенный!
Понедельник - день встречи Масленицы. Пекут маленький блин и дают детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова: "Уходи, зима сопливая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками".
Вторник - "Заигрыш". В этот день строили крепости, горки, качели вешали, мастерили чучело Масленицы.
- Издревле люди в деревнях к празднику сооружали соломенное чучело Масленицы, и по улицам торжественно его катали на санях. Нужно и нам позаботиться, все как положено сделать.
Хотите мне помочь?
Дети: Да!
На столике лежит девичий наряд- платок, сарафан, ленты, лапти, салома.
Воспитатель: Ребята, вам знакомы эти предметы? Что мы о них знаем?
Дети: ответы
Воспитатель: Как вы считаете, кому могут они пригодиться?
Дети: ответы
Воспитатель: Оказывается, в старину в этот наряд наряжали Масленицу.
Дети рассматривают иллюстрацию "Кукла Масленица". Далее вместе с воспитателем делают куклу Масленицу и ее наряжают.
Воспитатель: Вот наша боярыня Масленица и готова! Послушайте, что люди на Руси ей говорили:"Душа ль ты моя, госпожа Масленица, сахарные уста твои, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горках покататься, в блинах поваляться, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!"
Воспитатель: Ребята, давайте вместе ее позовем.
Дети повторяют закличку.
Воспитатель: Среда - "Лакомка". Раз в день обязательно вся семья ела блины: или на завтрак, обед, в ужин.
Четверг - "Широкая Масленица". Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой.
Пятница - "Тещины вечерки". Вся семья на блины к бабушке шла.
Суббота - "Золовкины посиделки". - к тетям и дядям шли на блины.
Воскресенье - "Прощенное воскресенье". В этот день люди друг у друга просят прощения за те обиды, которые причинили.
В старину люди,когда у них просили прощения, отвечали: "Бог простит".
Мы с вами тоже скоро праздновать будем Масленицу.
Как вы думаете, как мы с вами будем веселиться?
дети: ответы
Воспитатель: водить мы будем хороводы, брать крепость, сжигать чучело и угощаться блинами. А когда придет прощенное воскресенье- будем прощение просить за обиды у своих близких. Вот какие чудесные наши русские традиции.
Весна дарит новые хороводы нам. Ребятки, давайте мы один из них заведем - "Веснянку".
Дети с воспитателем исполняют хоровод "Веснянка".
Воспитатель: Ребята, как понимаете вы поговорку "Без труда - не выловишь и рыбку из пруда"?
Дети: ответы
Воспитатель: Конечно, чтобы веселиться, праздновать нужно потрудиться: сшить праздничные наряды, приготовить угощение - сделать все необходимое!
Мои дорогие! С Масленицей вас поздравляю, рассказать всем не забудьте, что Масленица сегодня началась. А сейчас собирайтесь, пойдем веселиться, с гор кататься.
Конспект занятия по изобразительной деятельности (Рисование сюжетное по замыслу) «Масленичные забавы»
Вид деятельности: Рисование сюжетное по замыслу.
Тема: Масленичные забавы.
Интеграция образовательных областей: Познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, музыка, здоровье.
Программное содержание:
Закреплять представление о русских народных обычаях и обрядах; дать представление о том, что масленица - один из самых любимых народом и веселых праздников; воспитывать интерес и уважение к родной истории и народным традициям; учить рисовать по замыслу, проявляя творческую самостоятельность; закреплять умение передавать в рисунке свое отношение к зимним играм; развивать воображение, восприимчивость к происходящему.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций картин Б. Кустодиева «Масленица», В.Сурикова «Взятие снежного городка», разучивание закличек и стихотворений о масленице.
Музыкальное сопровождение: Аудиозапись русских народных мелодий.
Материалы и оборудование: музыкальный центр, репродукция картины В. Сурикова «Взятие снежного городка», рассматривание иллюстраций картин Б. Кустодиева «Масленица», иллюстрации с изображением зимних видов спорта; бумага формата A3; масляная пастель, гуашь, кисти разного размера.
Содержание организационной деятельности:
В начале занятия детям предлагается рассмотреть репродукцию картины В. Сурикова «Взятие снежного городка», иллюстрации с изображением зимних игр, послушать стихотворение:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица – Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом – Всё покрыла серебром.
Как вы думаете, ребята, что это? (Зимние месяцы, зима). Правильно. Как вы догадались? На дворе зима. Зимой много праздников: Новый год, Рождество, Крещение. А последний праздник зимы - Масленица. Она бывает в конце февраля — начале марта и возвещает об окончании зимы и начале весны. Масленица — великий праздник на Руси. Народ его отмечает шутками, играми, плясками, кулачными боями и сытными застольями, обязательно с блинами. Масленичная неделя у наших предков была переполнена праздничными делами. В этот праздник проводились различные игры и многочисленные забавы.
Разминка. Упражнение «Весёлый хоровод»
Становись в хоровод, (Дети становятся в круг, берутся за руки и спокойным шагом идут по кругу.)
Будем веселиться.
Будем вместе все в кругу (Дети кружатся на месте в одну, потом в другую сторону)
Весело кружиться. Ля-ля-ля.
А мы сядем на коней, (Дети изображают скачущих коней)
По полю помчимся.
Маме с папой до земли (Дети выполняют поклон)
Низко поклонимся.
Педагог предлагает детям нарисовать любимое занятие зимой. Рисунок должен передавать настроение.
Самостоятельная работа учащихся
Под аудиозапись русских народных мелодий дети приступают к работе.
Анализ работ
По окончанию работы проводится анализ рисунков. Дети делятся впечатлениями, рассказывают, что они нарисовали.
Сценарий развлечения на улице для всех детей ДОУ «Проводы Масленицы» «Здравствуй, Масленица дорогая!»
Скоморохи (хором с бубнами):
Внимание! Внимание!
Веселое гулянье!
1 скоморох: Здравствуйте, ребята дорогие,
Маленькие и большие!
2 скоморох: Здравствуйте, гости и гостюшки!
Молодцы веселые и молодушки!
1 скоморох: Подходите ближе, подходите,
Всем хорошее настроение предъявите!
2 скоморох: Приходите, разомните кости!
Сегодня Масленица приглашает в гости!
Оба вместе: Все повеселимся!
В играх, плясках закружимся!
Играют на бубнах, пляшут и поют:
«Ах вы, сени»( ТАНЦУЕМ )
(Внезапно останавливаются и удивленно спрашивают друг друга)
Скоморохи: А где же наша Масленица?
(Обращаясь к детям) – Ребята, вы ее видели?
(Ответная реакция детей)
А давайте вместе ее позовем:
«Приезжай к нам, Масленица,
В гости на широкий двор!»
(Дети со Скоморохами зовут Масленицу):
«А мы Масленицу дожидаем!
Красавицу весну увидаем!
«Ой ты, Масленица дорогая!»
Наша гостьюшка годовая!
Приезжай на конях вороных,
Да на саночках расписных!
На улице появляется «свита» с чучелом Масленицы под звон бубенцов, ее везут Медведь, Снеговик, Зима.
Скоморохи (хором): Ура! К нам масленица пожаловала!
(нараспев) Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая!
1 скоморох: Будем Масленицу величать,
Да блинами угощать.
2 скоморох: Будем Масленицу хвалить,
Да на саночках возить!
Ребята, поздороваемся с Масленицей!
(Дети здороваются)
Свита (все вместе): Здравствуйте и вы, люди добрые!
1 скоморох: В хоровод всех приглашаем,
Дружно песни запеваем!
2 скоморох: Крепче за руки беритесь
И в два круга становитесь!
Свита (все вместе): Будем петь и плясать,
Масленицу величать!
Взрослые помогают детям встать в два круга, в центре – Масленица.
Все идут вокруг нее противоходом (кроме ясельных группы, наблюдающих со стороны) и поют:
Хоровод «Ой, бежит ручьем вода»
Зима: Звонко, весело вы Масленицу встречали.
А еще в старину В разные игры играли!
1 скоморох: А вы, ребята, поиграть хотите?
2 скоморох: Давайте и гостей наших спросим,
Может, и они с нами поиграть хотят?
Снеговик: Игры очень я люблю,
Да вот беда, боюсь, растаю…
Зима: А ты, дружок, не бойся,
Мы сейчас Метелицу подпустим.
С ребятами поиграешь и сам не растаешь.
Эй, детишки, калачиком друг друга под руку вы возьмите,
Игру «Метелица» скорее вы начните!
Русская народная игра «Метелица». /Дети встают лицом друг к другу, берутся под правую руку «калачиком» и кружатся под пение взрослых, сначала медленно, потом все быстрей, с ускорением движения. Задача устоять на ногах обоим./
«Метелица, метелица,
Снег по полю стелется,
Кто кружится, вертится,
Тот заметелится!»
/Звучит веселая музыка, все кружатся под руки/.
Снеговик: Ух! Как хорошо мне стало!
Теперь и поплясать бы не мешало!
Медведь: И мне плясать захотелось!
Хоть танцор я не умелый,
Но с ребятами – другое дело!
Под музыку все играют на муз.инструментах и танцуют по показу Снеговика и Медведя.
Русская пляска
Зима: Ну, как, ребята, не устали?
Вон как весело плясали!
А скажите-ка, друзья,
Хорошо ли было вам зимой?
(Ответы детей на вопросы Зимы)
- «Любите вы с гор кататься?»
- «На снежочке повалятся?»
- «А как еще вы любите играть зимой?»
Снеговик: Да, зима для сильных, смелых,
Веселых, ловких и умелых!
Любите снежки зимой?..
Тогда, кто меткий все за мной!
Снеговик ведет на площадку, где заготовлены снежки и мишени для метания. Взрослые помогают организовать группы детей, у каждой из которых, есть своя мишень.
Снеговик: В руки вы снежки возьмите
И в фигурку попадите!
Игра «Попади снежком в мишень»
/Можно разделить детей не 2 команды. Чья команда больше собьет мишеней – та и победила./
2 скоморох:
Поиграли….
Пора и силой помериться,
Чья команда победит,
Та, что за Весну стоит
Или та, что с Зимушкой расставаться не хочет?
Игра «Перетягивание каната », организуют игру 2 скомороха.
Медведь: Ребята, а про меня-то вы забыли!
Я, Мишка, люблю играть в «Ловишки».
Эй, малышки,
Хотите со мной поиграть в «Ловишки»?
Только, чур, далеко не разбегаться,
Прошу всех на площадке оставаться!
Игра «Ловишки»
/Дети (со Скоморохами): «Раз, два, три! Ну, скорее нас лови!»
Медведь пытается догнать детей, схватить их «лапами»)
1 скоморох: Весело играли с вами,
Пора и Масленицу величать,
Да на саночках катать.
Дорогая наша Масленица!
В детский сад ты к нам пришла
И веселье принесла!
2 скоморох: Крепче за руки беритесь,
Друг за другом становитесь,
Вокруг сада все пойдем,
Масленицу повезем!
Скоморохи (хором): Эх! Хорошо мы прогулялись!
Да, пожалуй, и проголодались!
Медведь: Блинчиков у Масленицы надо попросить…
Зима: А нам со Снеговичком
Пора на Север уходить.
Снеговик: Весна на пятки наступает,
Солнце сильно припекает.
1 Скоморох: - Ребята! Давайте позовем весну- красну!
«весна-красна появись!»
( появление весны)
- Здравствуйте, ребята!
Вы меня зазывали, закликали?
В гости ждали?
Вот я и пришла, три угодья принесла:
-первое угодье – в лугах половодье!
- второе угодье- солнце на подворье
- третье угодье- зеленое раздолье!

2 Скоморох -Здравствуй Весна-красна! Милости просим к нам .
Долго я к Вам добиралась
Весна-Красна: Ну ,давайте играть, весну величать.
Загадки
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? весной
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет. весной
Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все ...Солнце
Лежит передо мною,
Сметанкою полит!
Люблю его, не скрою!
Как солнышко блестит!
Скажу я только маме:
"Есть буду - не один!-
А поделю с друзьями
Я самый вкусный ... ." (блин)
2 скоморох: А теперь пора прощаться с Масленицей. Проводим Масленицу, сожжём её, и сгорят вместе с ней все наши неприятности, болезни, плохие поступки, грубые слова.
Вместе: До свидания, друзья!
До встречи в будущем году!
Зима и Снеговик уходят.
Медведь: Ну, а мы блинков попросим:
Все хором: Масленица, не скупись!
Блинчиками поделись!
Звучит русская народная песня «Блины»
1 скоморох: Прощай, Масленица – плутовка,
Погостила ты у нас недолго.
Погостила всего 7 деньков,
А мы думали – 7 годков.
2 скоморох: Прошла Масленица - кончилось гуляньице!
Прощай, зима, прощай, Масленица!
Приходи к нам, Весна Красная!
Литература:
1. «Весенние праздники, игры ,забавы для детей» И. М. Петров.
2. «Народные праздники в детском саду 5-7 лет» М.Б. Зацепина.
3. «Бабушкины забавушки» Л.Н. Карпова.
4. «Календарные и народные праздники в детском саду» Г. А. Лапшина.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий на Масленицу для средней - старшей группы детского сада Масленица. Сценарий проведения праздника на улице для детей старшей группы Сценарий на Масленицу в старшей группе детского сада Проект "Широкая Масленица" для детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи:

Проводы русской зимы в детском саду. Сценарий

Сценарий на Масленицу на улице в детском саду. Старшая группа

Проект для детей старшей группы на тему: ЗОЖ | Проект в детском саду в подготовительной группе на тему: Театр
Опубликовано: 2054 дня назад (5 сентября 2018)
Просмотров: 16250
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!