Арт-терапевтическая техника в работе педагога-психолога с дошкольниками
Коллаж – как арт-терапевтическая техника в работе педагога-психолога в детском саду
Автор: Щербицкая Владлена СергеевнаДолжность и место работы: педагог-психолог, НДОУ «Детский сад № 181 ОАО «РЖД», г. Новоалтайск.
Описание: использование техники коллаж с детьми старшего дошкольного возраста. Материал может быть полезен воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования.
Актуальность данной работы обусловлена поиском технологий, обеспечивающих психолого-педагогическую поддержку ребенку в процессе эмоционально-личностного развития.
В основу работы положена арт-терапевтическая методика. Арт-терапия любому человеку даёт возможность выразить свой внутренний мир через творчество.
Одной из популярных и эффективных техник современной арт-терапии является техника составления коллажа, так как работа с уже готовыми элементами не требует специальных навыков, что значительно облегчает создание желаемого образа. Техника коллажа дает широкий простор для творчества, получения положительных эмоций, создает мотивацию к самостоятельной деятельности, дает возможность выразить свой внутренний мир и получить удовлетворение от работы.
Создание коллажа позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне.
Изготовление коллажей – любимое занятие детей, которое обеспечивает развитие личности ребенка охватывая все образовательные области: социально-коммуникативную, познавательную, речевую, художественно-эстетическую, физическую.
Создание тематических коллажей способствует развитию представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Творческие продукты детской деятельности используются как подарки к праздникам.
Вырезание разными приемами, создание формы путем обрывания способствует развитию координации движений и мелкой моторики рук.
Организация деятельности по созданию коллажа в подгруппе или в парах способствует формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками, развитию общения и формирует чувство принадлежности к сообществу детей.
В процессе реализации творческой деятельности детей по созданию коллажей развивается художественный вкус, происходит становление эстетического отношения к окружающему миру.
Индивидуальная деятельность ребенка по созданию коллажа способствует становлению самостоятельности, целенаправленности, развитию саморегуляции собственных действий.
В процессе работы предполагается выявление и поддержка творчески одаренных детей, их сопровождение, организация индивидуальных проектов, выставок, участие в конкурсах.
Совместное творческое изготовление альбомов способствует лучшему запоминанию тематического материала. Например, в альбоме «Расту здоровым» обобщены такие темы, как: «Улыбка для здоровья», «Витаминный коктейль», «Со спортом я дружу».
В процессе деятельности с использованием данной арт-терапевтической техники была разработана рабочая программа «Создание условий для гармонизации эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста посредством арт-терапевтической техники – коллаж».
Цель программы: Создать условия для развития эмоционально-личностной сферы детей посредством использования техники коллажа.
Задачи программы:
• Создать благоприятные условия для развития творческого потенциала детей, стимулировать их креативность.
• Поддерживать инициативу в выражении собственных идей, мыслей, укреплять веру в собственные возможности, мотивировать к созданию самостоятельного произведения и получения чувства удовлетворения от собственной работы.
• Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности, развитию саморегуляции собственных действий.
• Формировать навыки сотрудничества между детьми, развития их эмоциональной отзывчивости, общительности.
• Способствовать развитию мелкой моторики и тактильных ощущений.
• Стимулировать развитие воображения, конструктивного и пространственного мышления, зрительно-пространственного восприятия и внимания.
• Выявление и сопровождение творчески одаренных детей.
Содержание программы реализуется с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы.
Для поддержания интереса детей в работе используются игровые сюжеты, психологические этюды, загадки, рассматривание фотоальбомов с тематическими иллюстрациями.
В результате реализации программы предполагается развитие у детей интереса к технике коллажа; осознание своих способностей, уверенность в своих возможностях; формирование ручной умелости; развитие воображения, конструктивного и пространственного мышления, зрительно-пространственного восприятия и внимания; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; улучшение своих коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе.
Дидактические материалы:
Альбом для рассматривания (работы художников, выполненные в технике коллажа)
Образцы творческих работ, открыток.
Техническое оснащение занятий:
глянцевые журналы;
ножницы обычные и фигурные;
клей;
фигурные дыроколы;
трафареты;
шариковые ручки;
цветная бумага;
альбомные листы.
Используемая литература:
1. Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду/ З. А. Богатеева.- М.: просвещение, 1988.
2. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество/ Т.Г. Казакова. - М.: просвещение,1985.
3. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду/ А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева.- Ярославль: Академия развития, 2007.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект психологического занятия во 2 классе. Эмоции Тренинг для воспитателей детского сада Упражнения на прогулке для детей дошкольного возраста Причины изолированности младших школьников в группе сверстников
Автор: Владлена Сергеевна Щербицкая
Опубликовано: 3333 дня назад (7 ноября 2015)
Просмотров: 5463
Рубрика: учебно-методические разработки
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (2)
|
||
|
|
||
|