Консультация по праву для воспитателей ДОУ
Ознакомление с основами правового сознания детей дошкольного возраста.
Автор: Нургальян Виктория Игоревна, старший воспитатель, МБДОУ детский сад № 3 г.СарапулОписание работы: Консультация для воспитателей всех возрастных групп.
Ознакомление с основами правового сознания детей дошкольного возраста
(1 слайд) По рекомендации ЮНЕСКО (1974 г.) обучение правам человека, т. е. правовое воспитание, предлагается начинать еще на дошкольном уровне. Сегодня в отечественной дошкольной педагогике эта проблема только разрабатывается, вызывая интерес у исследователей и практиков. (Текст выведен на слайд)
( 2 слайд) Правовое воспитание предполагает ознакомление дошкольников с содержанием некоторых адаптированных статей Всеобщей декларации прав человека. Возможные варианты таких статей даются в детских книгах и рекомендациях З. К. Шнекендорфа, но они нуждаются в дальнейшем приближении к ребенку-дошкольнику, конкретизации. (Текст выведен на слайд) Чтобы знание "упрощенных", "приспособленных" к детям статей лучше осознавалось ими, окрашивалось чувствами, переживаниями, способствовало формированию отношения к правам человека, их необходимо "пропустить" через разные виды детской деятельности и, конечно же, через игру, например варианты игр "Поводырь слепого", "Тайный друг", "Гость из космоса" и пр.
Слайд 3- 4. Необходимо также стремиться к такой организации жизни ребенка, которая бы соответствовала нормам и требованиям названного документа. Важно предоставлять детям возможность ежедневно реализовывать свои права: на милосердие, оказание помощи и принятие ее; на собственное мнение и уважительное отношение к мнению других, в частности своих сверстников, потому что они тоже обладают таким правом; на принятие решения, на выбор, без чего не могут развиться такие необходимые качества гражданина, как самостоятельность, ответственность, решительность; на национальную самобытность и познание культуры других народов, чтобы ребенок ощутил свою принадлежность к "родным корням" и приблизился к пониманию того, что он – единица вселенной. (Текст выведен на слайд). Слайд 5. Ребенка необходимо подвести к осознанию главного: каждый человек, мужчина он или женщина, мальчик или девочка, старый или молодой, богатый или бедный, представитель белой, черной или желтой расы, какого бы то ни было народа (русский, украинец, чукча, чуваш, киргиз, англичанин, японец, француз, еврей или немец..., важен, имеет право на жизнь (на свое жилище, медицинскую помощь, свободу и счастье. Вместе с тем каждый наделен не только правами, но и обязанностями по отношению к окружающим его людям, и прежде всего к родителям, к месту, где он живет, к природе. Прав не бывает без обязанностей. (Текст выведен на слайд) Правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками, установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто непредвиденных ситуациях. Она предполагает умение и готовность личности решить свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона
Слайд 6. Создание правового пространства в ДОУ ставит следующие задачи: С взрослыми: Формирование гуманного отношения к ребенку; Формирование правовой культуры; Обеспечение защиты прав. С детьми: 1. Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям. 2. Создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми. 3. Развитие коммуникативной компетентности ребенка. 4. Развитие социальных навыков. 5. Формирование правового сознания детей. (Текст выведен на слайд)
Слайд 7. Главными путями реализации задач являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий в Солнечный город с Незнайкой, в Изумрудный город с Элли; КВН "Неразлучные друзья - взрослые и дети"; традиционные праздники - концерты "Бабушка любимая моя", "Вместе дружная семья"; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. (Текст выведен на слайд) Слайд 8. Особенности психического развития детей дошкольного возраста позволяют формировать у них представления о правах человека. Эта работа должна опираться на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений в группе, отношений с взрослыми, другими детьми. (Текст выведен на слайд)
Слайд 9. Центральное место отводится работе по формированию правового сознания у детей путем ознакомления их с ближайшим окружением. Обучение может строится по принципу постепенного движения от самого "Я" до окружающего мира. (Текст выведен на слайд)
Слайд 10. Первый, базовый этап — знакомство с нравственными нормами и правилами: проводятся этические беседы, организуется практика поведения в соответствии с принятыми нормами и правилами. Дети начинают понимать преимущество выполнения правил и норм поведения и взаимоотношений, учатся соотносить правила и обязанности. (Текст выведен на слайд)
Слайд 11. Второй этап — ознакомление с собственными правами: на отдых, на образование, на имя, на любовь. Методика включает чтение художественных произведений, этические беседы, формирование практических навыков поведения. (Текст выведен на слайд)
Слайд 12. Третий этап — рассказ о Конвенции о правах ребенка, принятой для всех детей планеты; чтение художественных произведений с последующим их обсуждением; создание проблемных ситуаций; рассматривание картин о жизни детей в мире; этические беседы. (Текст выведен на слайд)
Слайд 13. Мероприятия первого этапа используются на протяжении всего периода этой работы, второй и третий этапы организуются последовательно, затем возможно смешение содержания. При этом безусловно необходимо соблюдение прав ребенка со стороны взрослых в дошкольном учреждении и в семье.
Задания для самостоятельной работы
1. Разработайте дидактические игры по каждому правилу и праву.
2. Разработайте содержание этических бесед о правах ребенка в мире и о правах каждого ребенка в группе. (Текст выведен на слайд)
Слайд 14. (Текст выведен на слайд) Темы ознакомления детей с основами правового сознании Младший дошкольный возраст:
Сентябрь: " Я - человек".
Октябрь: " Я - человек".
Ноябрь: " Я и моя семья".
Декабрь: " Я и моя семья".
Январь: " Мой организм, или из чего я сделан".
Февраль: " Я и мои игрушки".
Март: " Я и люди на Земле".
Апрель: " Я и мои права".
Май: " Я и мои права".
Старший дошкольный возраст: (Текст выведен на слайд)
Сентябрь: "Знакомство с Декларацией прав человека". "Право на жизнь, свободу, семью". Октябрь: "Право на жилье, пищу, личное имущество". Ноябрь: "Право на защиту, любовь, внимание, заботу, помощь". Декабрь: "Право на медицинскую помощь и охрану здоровья". Январь: "Право на гражданство". Февраль: "Защита детей". Март: "Право на дружбу и собственное мнение". Апрель: "Сделал дело - гуляй смело". Май: "Я и общество".
Рекомендуем посмотреть:
Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду Познание окружающего мира в детском саду Консультация для воспитателей ДОУ. Классическая музыка для детей Деловая игра для педагогов ДОУ
Автор: Виктория Игоревна Нургальян
Опубликовано: 3208 дней назад (12 февраля 2016)
Просмотров: 2253
Рубрика: Без рубрики
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!