Классный час к 14 декабря Дню Наума - грамотника для начальной школы
Познавательно игровой час "Батюшка Наум, наведи на ум" (к 14 декабря Дню Наума-грамотника") для начальной школы
Автор Ляпина Вера ВалерьевнаОписание Данный материал могут использовать учителя начальных классов и среднего звена для проведения внеклассных мероприятий по данной теме.
Цель:Знакомство с историей возникновения праздника "День Наума -грамотника"
Задачи:
- Формировать потребность в образовании.
- Познакомить детей с русскими традициями.
- Развивать у детей интерес к истории Отечества.
- Развивать память детей, смекалку, активизировать и обогащать словарь учащихся.
Подготовка Дети находят информацию о Дне Наума-грамотника, изучают ее.

Ход мероприятия
1ВедущийДобрый день, ребята! Сегодня мы собрались, чтобы узнать еще об одном народном празднике. Праздник этот наш народ отмечал издавана: День Наума- грамотника.
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз и Буки,
В как Веди, Г – Глаголь,
И учитель для «науки»
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была.
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла.
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»,
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
На распев читал им книжки
На славянском языке.
Так, из летописей старых
Знали дети москвичей.
О литовцах, о татарах
И о Родине своей.
Поддерживая старинную русскую традицию уважения к грамоте и просвещению, мы сегодня проверим ваши знания, навыки и умения.
Предлагаю вам ответить на вопросы викторины по данному празднику.
Викторина
1.Чьим покровителем считали на Руси пророка Наума?(Считали покровителем учащихся и назывли Грамотником)

(1 декабря)
Просыпайтесь ранехонько,
Умывайтесь белехонько,
В Божью церковь собирайтесь!
За азбуку принимайтесь!
Богу помолитесь –
До всего дойдете:
Святой Наум наставит на ум.

(С почётом приглашали в дом учителя. Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почётом и ласковым словом.)

(Научить уму-разуму."Батюшка Наум-наведи на ум")

(Иначе "худая молва пойдет», потому что учение всегда сопровождалось вколачиванием наук розгами.)

6.С чего начиналось каждое учение?
(С трех ударов розгами. Даже в первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими ударами плёткой.)

( Дети же каждое занятие должны были начинать с трёх земных поклонов учителю и обязаны были слушаться его беспрекословно.)

(На уроках нельзя есть, «а то заешь выученное»; книгу следовало закрывать, «а то все позабудешь».)

Грамотея привели.
Долго мы его искали,
Наконец нашли.
Будем мы играть,
Чтоб разумней стать.
Очень будем мы стараться,
Все получим “пять”!
9. Как продили дети день в школе?
(До обеда повторяли вчерашний урок, в полдень обедали, спали и с 2- х часов до вечера учились. Затем убирали школу и расходились по домам.)
10. Как относились родители к учителю?
(Учителя на Руси почитали особо, работу его считали важной и трудной. Учителя после трудов угощали.
Отец награждал учителя платьем или хлебом, мать — собственноручно вышитым полотенцем.)
Подведение итогов
Молодцы, ребята! Хорошо знаете историю празднования Дня Наума-грамотника.
На Руси народ сложил пословицы и поговорки об этом дне. Помогите их собрать.
Конкурс "Пословицы и поговорки"
Умная голова сто голов кормит,
Учись доброму,
Не тот грамотен, кто читать умеет,
так худое на ум не пойдет.
а тот, кто слушает да разумеет.
а худая и себя не прокормит.
Подведение итогов
Конкурс загадок о школе
1. Пером сеют, глазами жнут, головой едят, памятью переваривают.
(грамота)
2. На столе живем в стекле, а гуляем по всей земле.
(Чернила)

(Перо)

(Мел)

(Бумага, пальцы, перо, глаза, ум)
6.Покажу на карте мир –
Знаю, где Байкал, Памир,
Укажу на города:
Минск, Москва, Караганда.
Бегают за мною глазки,
Потому что я – …!
(Указка)

Русский народ не только был работящим, но умел ещё и хорошо отдохнуть. Я вам предлагаю поиграть в русскую народную игру “Золотые ворота”
Дети выходят для игры.
Правила игры: Три человека встают в круг и берутся за руки, образуя ворота. Все остальные участники цепочкой друг за другом, напевая, проходят через ворота. На последних словах ворота закрываются, и тот, кто остался внутри круга присоединяется к тем, кто образует ворота. Игра может продолжаться до тех пор, пока не останется 3 человека. Во время игры звучит веселая народная музыка.
Золотые ворота.
Проходите господа.
Первой мать пройдёт
И детей проведёт.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
Ведущий
Сегодня мы с вами познакомились с прекрасной традицией русского народа. Вы узнали, что и в стародавние времена были особые правила поведения, которые неукоснительно соблюдались. Скажите, пожалуйста, что вам запомнилось о празднике «День Наума - Грамотника»?
(Ответы детей.)
Давайте и мы, по старой русской традиции, в этот день, 14 декабря, попросим у пророка Наума благословение на разумение.
«Пророк Наум, наставь нас на ум».

Рекомендуем посмотреть:




Похожие статьи:
Зимний праздник в начальной школе. Сценарий
Внеклассное мероприятие на тему: Зима, 3 класс
Сценарий праздника «Встреча Зимы» для начальной школы
Зимний праздник в 1-2 классе. Сценарий «Забота о птицах зимой»
Участник №1 творческого конкурса «Зимний марафон 2016» с 1 декабря 2015 года по 29 февраля 2016 года
← Зимняя викторина с ответами о снеговике для начальных классов | Литературная викторина с ответами по сказке Киплинга "Кошка, гулявшая сама по себе" для 2 класса →
![]() |
+34↑ Голосов: 34 |
Комментарии (36)
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|