Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Как начать работать с первоклассниками?

Психолого - педагогическая статья на тему: Как начать работать с первоклассниками?
Автор: Мягченкова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов, МКОУ «Рождественская ООШ»
Описание работы
Материал полезен для учителей начинающих работать в школе.Рассчитан на преподавателей 1-го класса. Интересен и увлекателен. Оказывает помощь в работе.
Первый год учебы в школе имеет большое значение. От него зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Значит, первый класс серьезное испытание, как для ребенка, так и для родителей, когда четко проявляются все пробелы семейного воспитания.
Знакомство с родителями будущих первоклассников лучше проводить в мае, чтобы они после определенных советов и рекомендаций, смогли принять необходимые меры для устранения существующих и выявленных недостатков в подготовленности детей к обучению в школе.
К первому родительскому собранию учитель готовится задолго до намеченного времени, ведь от того, как он пройдет, зависит все дальнейшее сотрудничество с семьей будущего первоклассника. Удобно приглашать обоих родителей – письменно, рассылать пригласительные письма.
Собрание начинается с небольшого рассказа учителя о себе. Кроме имени, фамилии, назвать педагогический стаж, образование, ведь родителям тоже интересно узнать об учителе своего ребенка, мы же просим их рассказать о себе, о семье. Подобное знакомство создаст более доверительную атмосферу. Это нужно для дела. После представления себя учителем, нужно познакомиться с родителями. Далее идет анализ психолого-педагогического тестирования, советы и рекомендации педагогов. Для более полного изучения семьи, проводится анкетирование.
Анкета. Сбор общих сведений о родителях. Пол, возраст, состояние здоровья, состав семьи, материально – бытовое положение, образовательный и трудовой статус родителей.
В конце собрания выдаются рекомендации по коррекционной работе с детьми во время летних каникул.
До начала учебного года, вторым шагом для изучения семьи являются посещения на дому с целью узнать психологический климат в семье, состав семьи, материально-бытовые условия, отношение старших к ребенку, применение поощрений и наказаний.
Каждое посещение – по графику, с предварительной договоренностью с родителями, в удобное для них время. К таким посещениям учитель тщательно готовится. Надо продумать, на что особо обратить внимание, о чем спросить, что посоветовать…
Таким образом, у учителя появился банк данных о семье будущего первоклассника. Теперь ему за оставшееся время, надо определить цель и задачи обучения и воспитания. На первое место ставятся проблемы физического и психического здоровья учащихся, поскольку именно от них зависят успехи в учебе и уровень общего развития.
Одной из основных задач воспитания является психолого–педагогическое просвещение родителей, которое имеет многовековую историю. “Материнская школа” Я.А. Коменского содержала основы воспитания детей раннего и дошкольного возраста, которые должны были помочь родителям правильно сформировать личность ребенка. Он решающую роль в переустройстве мира отводил семейному воспитанию. Появление этой книги можно считать началом педагогики, обращенной к родителям, первым шагом идеи педагогического просвещения. А сама система педагогического всеобуча была создана и успешно функционировала при жизни В.А. Сухомлинского. Здесь с родителями работали за 2 года до школы.
Ш.А. Амонашвили выступает за постоянное взаимодействие школы и семьи, которое обеспечивает комплексный подход к ребенку.
Из опроса родителей было выявлено, что большинство семей нуждается в корректировке семейного воспитания – именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, что обеспечивает и коррекцию личности родителя.
Заявленные темы, касаются возрастных особенностей детей, нравственного воспитания, народной педагогики, культуры здоровья и общения с окружающими.
Повышение педагогической культуры семьи – важная социальная задача современной школы. Для этого проводить беседы, индивидуальные консультации.
Следующая задача – формирование культуры здоровья детей с 1 класса. Совместно с родителями выработана на 4 года программа “Здоровье”, с целью сохранения и укрепления физического и психического здоровья учащихся.
1 класс.
• Составление и соблюдение рационального режима дня.
• Состояние психологического климата в семье - основа успешной учебы первоклассника.
• День семьи – соревнования “Папа, мама, я – спортивная семья”, “Веселые старты”.
• Знакомство с традициями семьи по оздоровлению.
• Неделя ЗОЖ (конкурс плакатов).
• Витаминизация (витаминные чаи весной и осенью).
• Профилактика ОРЗ, ОРВИ.
• День здоровья.
• Кросс нации.
И наконец, правило личностно – ориентированного воспитания: понимать, принимать, любить ребенка доброй, но требовательной любовью.
Такая комплексная работа с родителями позволило:
- больше времени общаться с ребенком;
- открыть новые особенности его поведения;
- оценить способности своего ребенка;
- улучшить взаимоотношения между детьми;
- понять, что ему нужна родительская поддержка и участие.
Только в тесном контакте с родителями будущих первоклассников задолго до школы, устраняя недостатки в семейном воспитании, оказывая помощь молодым родителям в вопросах воспитания детей в семье, в их психолого–педагогическом просвещении, вооружив знаниями и умениями положительного воспитательного воздействия на детей, можно сохранить физическое и психическое здоровье учащихся.
Ребенок, в которого верят и которому помогают, способен порой добиться хороших результатов в первый год обучения в школе.

Рекомендуем посмотреть:

Приём Кластер в начальной школе Использование дифференцированной технологии в начальной школе Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в начальной школе Как научить бегло читать детей 1-3 класса
Внеурочное занятие во 2 классе
Опубликовано: 3131 день назад (2 сентября 2015)
Просмотров: 11132
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Комментарии (1)
Дина Андреевна Фомина # 3 сентября 2015 в 07:48 0
Очень полезная информация! Важно представиться родителям на первом собрании и как следует узнать самих родителей. Только посещение семей на дому нужно осуществлять очень осторожно! Сейчас запрещено это делать в одиночку даже социальным педагогам. Поэтому для этого нужно найти себе спутника, свидетеля из школьного персонала, чтобы потом избежать неприятных обвинений.
Также во время сбора данных о семье, не лишним будет узнать о том, кто из родителей сможет чем-то помочь в организации праздников и других мероприятий. Может кто-то умеет рисовать и сможет помогать в оформлении кабинета, у кого-то есть музыкальный центр и машина, чтобы привозить его и т.п.