Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Урок мужества в школе: Афганская война

Урок мужества: " Эхо афганской войны"
Уже прошло много лет, как окончилась война в Афгане, но забыть этого нельзя. Гибли молодые ребята в афганских горах, где жара и зной.Этот урок- музыкально- литературная композиция, ход урока сопровождается музыкой и стихами. Есть работа по карте, где учащимся надо всё-таки объяснить,где находится Афганистан и рассказать о причинах начала войны. В уроке подобрана хорошая музыка ансамбля: " Голубые береты". В ходе урока показывается презентация: " Эхо афганской войны". Видео: " Чёрный тюльпан" с исполнением песни А.Розенбаума следует показать детям.Стихи звучат на уроке, они об Афгане и героях этой войны. Урок имеет огромное воспитательное значение. Он воспитывает в учащихся чувство патриотизма, любовь к Родине и Отечеству. Учащиеся испытывают чувство гордости за подвиги солдат во время войны в Афгане.Урок формирует гражданскую позицию учащихся. Они знакомятся с историческими фактами: как группа:"Альфа" захватила дворец в Кабуле и почему это произошло.В конспекте урока есть информация о герое Афгана Александре Стовбе, рота которого попала в засаду и он героически погиб. Много было героев афганцев. Многие общества сегодня стараются им помочь, особенно инвалидам афганской войны.

Урок мужества: « Эхо афганской войны»
(Музыкально – литературная композиция)


Цель: способствовать формированию патриотизма, воспитывать чувство любви к Родине, военной службе, способствовать воспитанию уважения к людям, побывавшим в горячих точках;
Задачи:
Познавательные:
• формирование исторического подхода к событиям;
• выявление причин войны в Афганистане в конце 20 века;
• знакомство с основными фактами участия «ограниченного контингента» войск СА в Афганской войне;
Развивающие:
• обучение умению аргументированно защищать свою точку зрения;
• развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий;
Воспитательные:
• воспитывать чувства сострадания и гордости за прошлое своего Отечества, любви и ответственности за его будущее; воспитывать чувство патриотизма и формировать гражданскую позицию учащихся;
Музыкально – литературная композиция: «Эхо афганской войны»
Ведущий (1) В 2014 году исполняется 25 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. Последний солдат ограниченного контингента Советских войск покинул Афганскую землю.
(Песня: «Мы уходим!». Ансамбль: («Голубые береты»)
Наш сегодняшний урок мужества – дань памяти всем, кто зовётся защитником Отечества, кто пропал без вести в афганской войне, кто стал инвалидом, кто остался в живых, кто причастен к героической афганской войне, которая была долгой и кровопролитной.
Чтец (1)
В краткой меж боями передышке
Достает помятую тетрадь
Опаленный порохом мальчишка,
Сердцем хочет песню написать.
Написать об огненных атаках,
О заветной радостной мечте,
О друзьях-товарищах, солдатах
И о бое, взятой высоте.
Просвистела пуля, он не слышал,
И пробито сердце напролет.
Песня до конца его не вышла
Строчки в ней одной недостает.
Песни пусть его чуть-чуть корявы,
Рифмы, ритмы «малость» не сошлись,
Но в стихах о Родине, о славе
Кровью сердца строчки запеклись…
В. Куценко
Ведущий (2) Песня, которая прозвучала в начале урока – одна из самых известных афганских песен. Но у этой песни нет автора. За 20 лет её существования никто не позвонил, не написал, не сказал, что это его песня. Это значит, что её автор и первые слушатели не вернулись с той необъявленной войны.
15 февраля – День памяти воинов-интернационалистов, тех, кто воевал в Афганистане. С чем связана эта дата? 15 февраля 1989 года – начало вывода советских войск из Афганистана. С тех прошло 25 лет. Сегодня мы познакомимся с событиями афганской войны.
Это была одна из самых затяжных и трагичных войн XX века, длившаяся 9 лет 1 месяц и 19 дней – с 1979 по 1989 г.
(Презентация:«Эхо афганской войны»)
Чтец (2)
Зачем придумана война – солдату не понять,
Как нашим дедам, так и нам приказано стрелять.
И горы взрывами дрожат. И каждый год – вдвойне!..
Какая разница, сержант, наш возраст на войне.
Ведущий (2) Уроки Афганистана. Афганская трагедия. Афганская авантюра. По – разному называли эту войну и по – разному к ней относились. Ведь долгое время, мало кто знал о том, что в действительности происходит в Афгане, любая информация из мест боевых действий просеивалась через жёсткую цензуру. А долгожданная встреча с отечеством для многих обернулась трагедией непонимания.
Любая война – это страшная трагедия и не утихающая боль и боль эта становится ещё нестерпимей, когда вглядываешься в смотрящие на тебя лица с фотографий обелисков, молодые лица парней, погибших на чужой земле Афганистана и до конца выполнивших свой интернациональный долг.
Ведущий (1) В 80-е годы XX века слово «Афганистан» заставляло сжиматься сердце. Именно там, в Афганистане, проверялось молодое поколение 80-х на запас прочности, на готовность к подвигу. Что же это за страна – Афганистан? Афганистан – государство в юго-западной части Азии, в 1979 году граничащее с СССР. Столица – Кабул.
Территория 647,5 тысяч кв. км.
Население 15,5 млн. человек.
Более 20 народностей.
Официальный язык – пушту и дари.
Господствующая религия – ислам.
По мусульманскому календарю сейчас в Афганистане 1434 г.
Ведущий (2) Очень много гор. Удивительная природа. «Там реки сказочно голубые, вода может быть такого небесного цвета. Красные маки растут, как у нас ромашки, костры маков у подножия гор. У афганского народа свои поверья. Чай – непременный атрибут гостеприимства, которое находится всегда на высоком уровне. Гость неприкосновенен. Это Восток…» (из книги С. Алексиевич «Цинковые мальчики»).
Обратите внимание на карту Афганистана. В центре – Кабул, столица.

Ведущий(1) Немного исторических фактов. Долгое время Афганистан был колонией Англии.
В 1919 году правительство Амануллы - хана провозгласило независимость.
Война Англии против Афганистана закончилась победой благодаря помощи Советской России. СССР – первая страна, которая заключила дипломатические отношения с Афганистаном.
В январе 1929 года к власти с помощью англичан пришла династия Надир-шаха (правила до июля 1973 года).
27 апреля 1978 года в Афганистане произошла революция. В этом же году был заключён советско-афганский договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве
Ведущий (2) Почему там воевали и погибали наши солдаты?
Вы помните, что по итогам Второй мировой войны весь мир разделился на два лагеря – социализма и капитализма. Мир вступил в эпоху холодной войны. Странами-лидерами и противниками в этой необъявленной войне были СССР и США. В Афганистане пересеклись интересы этих двух держав (карта – СССР в кольце военных баз НАТО). Перед Советским Союзом встала задача – не упустить стратегическую инициативу в регионе.
Ведущий(1) Идеологией победившей в 1978 году партии НДПА (народно-демократической партии Афганистана) был провозглашен марксизм-ленинизм. В Афганистане разгорелась гражданская война, и новое правительство в 1979 г. обратилось к СССР с просьбой ввести в страну наши войска.
12 декабря 1979 года на очередном заседании Политбюро под руководством Л. И. Брежнева было принято решение о вводе советских войск для оказания интернациональной помощи афганскому народу. Так в военный конфликт была втянута Советская армия.
Советское правительство так и не смогло внятно разъяснить гражданам своей страны и мировой общественности, почему наша страна ввязалась в эту войну и каковы наши цели.
Ввод войск оправдывался некоей «внешней агрессией против Афганистана» и настоятельными просьбами «законных афганских властей».
Ведущий(2) 5 декабря 1979 года начался ввод советских войск в Афганистан.
В 15:00 25 декабря 1979 года самолеты военно-транспортной авиации с воздушным десантом на борту в составе 103-й воздушно-десантной дивизии и 345-го парашютно-десантного полка вошли в воздушное пространство Афганистана и двумя колоннами направились к назначенным аэродромам...
Десантники всегда считались самыми мобильными из всех родов войск. Офицеров и призывников туда отбирали изо всех городов Советского Союза особенно тщательно.
Чтец (3) Всего лишь час до вылета нам дан,
Всего лишь час последней передышки.
Сказали нам: «Летим в Афганистан»,
В «Андхой» летят вчерашние мальчишки.
Сегодня мы не пишем не строки.
И, облакам свою судьбу доверив,
Опустимся в «Андхойские» пески
И сапогами сопки будем мерить.
В горах у нас один закон, один завет:
Коли-руби душманского бродягу.
И, если не поймаешь в грудь свинец,
Медаль на грудь получишь «За отвагу»
(С.С.Мищенко)
(Песня группы «Голубые береты» «Синева»)
Ведущий(1) На аэродромы Кабул и Баграм с трехминутным интервалом стали приземляться военно-транспортные самолеты, доставляя в Афганистан первые советские части.
Чтец (4) Слышите, опять поднялся ветер,
Где-то с вышины донесся гул.
Есть машина времени на свете!
Это – самолет Москва–Кабул.
Время подустало в бурном беге,
Прилегло, чтоб новый взять разбег.
Я взлетел в родном, двадцатом веке,
Грохнулся – в четырнадцатый век.
Время, ты не вовремя уснуло:
Встал на друга друг, на брата – брат,
Женщина проходит по Кабулу,
На груди сжимая автомат…
(А.Карпенко)
Ведущий (2) 27 декабря группа «Альфа» КГБ СССР захватила дворец премьер-министра Хафизуллы Амина. Лидер партии НДПА Бабрак Кармаль был доставлен в Кабул из Чехословакии, где находился в эмиграции. После ликвидации Хафизуллы Амина Бабрак Кармаль принял руководство страной.
Не все афганцы приняли новое правительство Кармаля. Моджахеды (или душманы) – вооруженные формирования афганцев, которые были против власти Кармаля, – вели беспощадную войну с местными властями, поджигали школы и больницы, разрушали линии электропередач.
Для чего там нужны были мы?
Перед бойцами Советской Армии ставились следующие задачи:
1. Ликвидация бандитских формирований.
2. Провод колонн с продуктами, одеждой, медикаментами и другими материальными средствами для местных жителей, помощь им.
3. Провод колонн с горючим, боеприпасами.
4. Охрана специалистов.
5. Борьба с караванами для бандформирований.
Наших солдат афганцы называли «Шурави» (друг). Но не все жители Афганистана принимали нас дружелюбно.
Чтец (5) Нас встречают не так, как читали мы в книгах,
Злобный взгляд из-под сомкнутых чёрных бровей…
Нас встречают огнём, и так хочется крикнуть:
«Ведь везём-то мы хлеб для голодных людей!»
Мы везём вам лекарства, одежду, машины,
Мы везём вам игрушки для ваших детей,
Ну а вы под колёса нам ставите мины
И стреляете с гор в наших юных парней!
(И.Измайлов.)
Ведущий (1) Все, кто служили в Афганистане, свято верили, что помогают афганцам.
Отряды моджахедов пытались действовать открыто, но вынуждены были быстро перестроиться и перейти к тактике партизанской войны, потому что открытые столкновения с Советской армией оказались им не под силу.
Настоящую опасность для бандформирований представляли штурмовики Су-25, боевые вертолеты Ми-24. Именно они обеспечивали огневую поддержку пехоте в горах.
Ведущий(2) В конце 1984 года США начали активно помогать полевым командирам моджахедов современным оружием и средствами связи. Они поставляли ракеты «Стингер» класса «земля–воздух». По этой причине советские войска лишились возможности беспрепятственно использовать воздушное пространство Афганистана.
Несмотря на опасность, вертолеты и самолеты продолжали подвозить к местам боев все необходимое, а оттуда вывозить раненых и убитых – груз 300 и груз 200. Груз 300 – это раненые, которых доставляли в госпиталь. Груз 200 – это убитые солдаты в цинковых гробах.
Ведущий(1) По официальной статистике людские потери Советских Вооруженных Сил составили 15051 человек, в 40-й армии погибло 13883 чел, 53753 воина получили ранения. За время боевых действий на территории Афганистана пропали без вести или попали в плен 417 человек. Из них 271 человек не найден до сих пор.
В Советском Союзе поначалу в газетах писали, что наши солдаты в Афганистане строят мосты, сажают деревья, закладывая аллеи дружбы, что наши врачи лечат афганских детей и женщин, то есть официально считалось, что воины, находившиеся там, исполняют интернациональный долг. А тем временем в Союз, на Родину, стали приходить цинковые гробы. Для родных это было как гром среди ясного неба. 1979 г. – 86 погибших, 1981 г. – 1200 погибших, 1982 г. – 1900 погибших, 1984 г. – 2343 погибших…
(Видео. Александр Розенбаум: «Чёрный тюльпан»)

Ведущий (2) Офицеры и солдаты, прошедшие через Афганскую войну, с честью и достоинством выполнили свой интернациональный долг, ещё раз показав всему миру силу и славу русского оружия. Высокий боевой потенциал советского воина был признан военными специалистами ведущих мировых держав.
За совершённые подвиги награждено орденами и медалями более 200 тысяч человек, в том числе 10 955 человек награждены посмертно.
86 военнослужащих стали Героями Советского Союза. Двадцати пяти из них это звание присвоено посмертно.
Война в Афганистане продемонстрировала лучшие качества российского воина – товарищество, взаимопомощь, храбрость, героизм.
Красноречивые свидетели того, о чем думали солдаты и офицеры, находясь в постоянной опасности, – это их стихи и песни.
Чтец (6) Мы в горы делаем бросок, в желудке пусто, в фляге пусто,
А на зубах скрипит песок, как будто ем я что-то с хрустом.
Но, зубы, сжав и автомат, от пота вытерев лицо,
Шепчу себе, что путь назад свободен лишь для подлецов.
И я иду в безмолвье ада, раз надо Родине – мне надо!
(Н. Кирженко)
Ведущий(1) « Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мёртвых» - так говорил маршал Рокоссовский.
У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются. Напротив, чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче и светлее становится в благодарной памяти потомков духовно – нравственный облик тех людей, которые, отдав все свои силы на служение Родине, самой жизнью своей исполнили евангельскую заповедь, гласящую: « Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих». Наши российские воины, мужественно сражавшиеся и павшие смертью храбрых, боролись за правое дело.
Чтец (1) …Мы не вернулись с той войны…
Не добежали пару метров…
…Отмерив сотни километров песков
И гор чужой страны
Нас унесло афганским ветром…
Мы не вернулись с той войны…
Жутко, что такое ведь бывает,
Мирная, казалось бы пора,
Юных мальчиков в сраженьях убивают,
Девятнадцать им исполнилось едва.
Многие безусы, конопаты,
Им не довелось ещё любить.
Но все тяготы военной смуты
Мы на плечи им могли сложить.
То Афган, то вот Чечня пылают,
И ребятам надо воевать.
Жизнь других сегодня защищают,
А самим – так рано умирать.

( Презентация: «Души и сердца, опалённые войной»)
(Чтение слайдов)
Чтец (2) У офицеров и солдат
В бою тяжёлом время сжато…
Вот, приготовив автоматы,
Твои товарищи лежат.
Их жизнь зависит от тебя,
О, подвига полёт бессмертный,
Ты бросился на выстрел первым,
Друзей и Родину любя.
И, смяв атакой рубежи,
Пошла вперёд родная рота,
А ты у вражеского дота
В снегу недрогнувший лежишь.
( Александр Стовба)


Это стихотворение Александра Стовбы оказалось пророческим. Этот двадцатидвухлетний офицер погиб на афганской земле. Он прикрывал роту, попавшую в засаду.


Александр Стовба – командир мотострелкового взвода
Спасая товарищей, получил смертельное ранение. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Чтец (3) Метеорит живёт мгновенье,
Сгорая в тёмной синеве,
Его отвесное паденье
Сквозь смерть направлено к земле.
И я готов, летя сквозь годы,
Метеоритом в синей мгле,
Сгореть, сжигая все невзгоды,
Во имя жизни на земле.
Но жизнь пройдёт, развеявшись как дым,
Предсмертный миг оставит мне в подарок,
Для мужества примера молодым,
И памяти оставшийся огарок.
Осветит мне секунду бытия,
Границу между «жизнию» и смертью
И вот тогда лишь буду вправе я
На равных разговаривать с бессмертьем.
И, стоя у истока чистоты,
И обращаясь в прошлое и вечность,
Я попрошу у мира красоты,
А для людей – душевную сердечность…
(Александр Стовба)
Ведущий (2) Хочется отметить, что люди всегда остаются людьми. Даже на войне ребята были такими же, как и вы, жизнерадостными, энергичными, скучали по семье и любимым девушкам, подшучивали над товарищами. И совершали подвиги.
Говорят, что подвиг – это порыв, мгновение. Но идет к нему человек всю свою жизнь. Большинству Героев Афганской войны только исполнилось 19–20 лет; многое в жизни они не познали, многого не успели сделать. Но, невольно размышляя над этим, понимаешь, что главное они все-таки сделали – исполнили высшую заповедь любви к ближнему: отдали жизнь свою за ближних своих. Мы уже никогда не узнаем, о чем думали в последние минуты жизни эти ребята. Нельзя сказать, что они не боялись смерти. Напротив, быть может кто-то, когда его окружали враги, плакал, вспоминал дом, детские годы, кто-то, возможно, думал о том, как бы поступил на его месте командир, защищая Родину? Но одно ясно точно – они смело сделали этот шаг в бессмертие, сохранив жизнь товарищам.
Ведущий (1) Каковы же итоги Афганской войны?
Несмотря на мужество наших бойцов, ограниченный контингент не смог изменить ситуации в стране. Афганская правительственная армия удерживала только столицу.
Девятилетнее пребывание советских войск в Афганистане отрицательно сказалось на престиже СССР на международной арене и вызвало негативное отношение к руководству страны внутри Советского Союза. К середине 80 -х годов стала очевидна бесперспективность советского военного присутствия в Афганистане. Стало ясно, что из Афганистана надо уходить. 14 апреля 1988 года в Женеве было заключено соглашение между Афганистаном, Пакистаном, СССР и США о политическом урегулировании и было объявлено, что советские войска покинут страну.
Ведущий(2) 15 февраля 1989 года последние воинские части 40-й армии были выведены из Афганистана, война для нас закончилась. Сороковая армия шла домой по мосту Дружбы через реку Амударью, разделявшую Афганистан и СССР. Последним перешёл через мост генерал Борис Всеволодович Громов- командующий 40-й армией (в 10 часов 30 минут). Бойцы до конца честно выполнили свой воинский долг.
Ведущий(1)Закончилась ли эта война для ребят из ограниченного контингента войск? Какими они вернулись? Как их встретила Родина, ради которой они воевали?
Сейчас идёт 2014 год. Есть проблемы в стране, идёт гражданская война на Украине. Но страна всегда будет вспоминать тех, кто не вернулся с Афганской войны. Воины – интернационалисты. Они просыпаются ночью в холодном поту, вспоминая ужасы Афганистана. Война калечит судьбы, ранит сердца и души. Боль утрат – это живая боль, она на всю оставшуюся жизнь. Незаживающая рана - Афганистан.
Чтец (4) Прости, что я не добежал до вражеского дзота,
За сто шагов в прицел попал чужого пулемёта.
Прости за то, что в том бою не думал о тебе…
В чужой стране, в чужом краю, на выжженной земле.
Я жизнь любил, как никогда, в походах ли, в атаках…
Моя звезда, твоя беда – поправка к зодиаку.
… А тот студент, соперник мой, очкарик, книгочей…
Прости его, что он живой, а я уже ничей.
Не доискаться до причин и смысла бытия,
Прости, что первенец, твой сын, похож не на меня.
(И. Морозов.)
(Песня группы « каскад» « Разве это было зря»)
Чтец (5) Ну, вот и кончилась война.
Её в учебник строчкой впишут,
И наши дети иногда
Рассказы пап своих услышат.
Ю. Слатов.
Ведущий (2) Воины - «афганцы» всегда поддерживают друг друга, помогают семьям погибших товарищей, борются за свои права. В 1992 году был создан Российский союз ветеранов Афганистана.
Размышляя сегодня о войне в Афганистане, мы тем самым проявляем уважение к памяти тех, чья юность оказалась опаленной войной и жарким афганским солнцем.
Ведущий (1) Давайте подведём итоги нашего урока.
Какие вопросы у вас возникли?
Что вас удивило на уроке?
Когда и почему советские войска были направлены в Афганистан?
К каким результатам привело участие СССР в Афганской войне?
Какие выводы можно сделать из сегодняшнего урока?
Примерные ответы учащихся:
1. Прошлая жизнь людей нашей Родины – это наша история, и, конечно, мы должны её знать.
2.Мы должны знать не только победные, но и горькие страницы истории.
3. Наши сегодняшние знания о войне в Афганистане формируют наше отношение к старшему поколению.
4.Сегодняшний разговор воспитывает чувство уважения к участникам афганских событий.
5.Мы должны помнить об этом, чтобы не оборвалась ниточка связи между прошлым, настоящим и будущим. Планете нужен мир.
Ведущий (2) Пройдут года. Многое со временем, конечно, забудется. Канут в небытие нынешние дискуссии об «афганцах». Затянутся раны, напоминая о себе к непогоде. Потускнеют боевые ордена, у солдат вырастут дети. Останутся стихи и песни, рождённые на войне, рассказывая о силе духа и мужестве русского солдата. И эти войны останутся в народе трагической меткой.
Вечная слава павшим героям – солдатам, сержантам, офицерам!!!
Минута молчания. Звук метронома.

Рекомендуем посмотреть:

Спортивно-интеллектуальная игра по английскому языку. Сценарий для 5-7 классов Внеклассное мероприятие для 7-11 классов с презентацией. Весенние праздники Игра "Великолепная семерка" для 3-7 классов Музыкально-поэтический вечер в начальной школе. Сергей Есенин

Похожие статьи:

Краеведческая работа в школе

Положение о классном родительском собрании в школе по ФГОС

Методика проведения родительского собрания в школе

Море Испании | Стихотворение: Деревья в серебре
Опубликовано: 3276 дней назад (4 декабря 2015)
Просмотров: 17449
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Комментарии (4)
Татьяна Николаевна Дворецкая # 4 декабря 2015 в 15:17 +1
Татьяна Михайловна мой голос №1.
Ольга Николаевна Денисова # 4 декабря 2015 в 16:05 +1
Татьяна Михайловна! Сильный материал, теребит душу и сердце.Важное дело - не забывать историю, видеть причины, а главное помнить всех мальчишек, мужей, воинов, которые выполнили интернациональный долг! Спасибо Вам за то, что подняли тему со старшеклассниками.Мой голос - вам.
Каргаполова Татьяна Михайловна # 4 декабря 2015 в 16:30 0
Спасибо!
Евгения Валентиновна Гурьева # 8 декабря 2015 в 08:33 +1
Татьяна Михайловна! Спасибо за материал! Полезный. Все четко и ясно! Очень нужное мероприятие!