О роли театрализованной деятельности для детей 5-10 лет
Театрализованная деятельность, как один из эффективных методов реабилитации старших дошкольников и младших школьников
Автор: Бородкина Татьяна Львовна, воспитатель ГБУ СО Балашовский центр социальной помощи семье и детям "Семья"Целевая аудитория 5-10 лет
Введение
Дети, поступающие в стационарное отделение из семей, находящихся в социально-опасном положении, как правило, имеют искаженное представление о нравственности, о правилах и нормах поведения в обществе.
Также, следует отметить, что дети, перенесшие эмоциональное насилие, с недоверием относятся к окружающим людям. Им недоступны эмпатийные переживания. Это является одной из причин нарушения адаптации и интеграции несовершеннолетних в обществе. В связи с этим, одним из важных направлений в реабилитационной работе с воспитанниками старшего дошкольного и младшего школьного возраста является формирование у них нравственных чувств и коммуникативных навыков.
Вместе с тем, одной из важных задач коррекционной работы является обогащение эмоционального опыта детей, формирование адекватной самооценки и уверенности в себе.
Педагогический опыт показывает, что использование театрализованной деятельности в коррекционно-развивающей работе с детьми эффективно сказывается на процессе реабилитации воспитанников старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
I. Теоретическая часть.
Методика использования театрализованной деятельности, как средства коррекции детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях стационарного отделения центра «Семья» базируется на трех основных понятиях: игра, кукла, кукольный театр.
Особая роль театрализованной деятельности заключается в создании положительного эмоционального фона у детей. Особенно это важно для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, проживающих в стационарном учреждении. Монотонность жизни, необходимость пребывания в одном и том же помещении, с одним и тем же распорядком дня может спровоцировать у детей такие черты, как пассивность, равнодушие, госпитализм.
Кукольный театр вносит разнообразие в жизнь детей, дарит им радость, привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой.
Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение. Его воспитательное и коррекционное значение намного шире. Он воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы, оформление и музыка – всё это вместе взятое помогает ребенку легче и ярче, правильнее понять содержание литературного произведения, особенности взаимоотношений героев, решить социально-нравственные задачи.
Старший дошкольный и младший школьный возраст – периоды, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, самооценка, определяется отношение к окружающему миру. Поэтому очень важно детям этого возраста показать пример дружбы, взаимовыручки, отзывчивости, нравственности.
Дети этого возраста очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, охотно дают им советы и предупреждают об опасности.
Эмоционально пережитый спектакль вызывает у детей желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных героев сказок.
Ценность кукольного театра также заключается в том, что уже с первых занятий ребенок трижды психологически защищён.
Во-первых, ширмой, за которой можно спрятать своё смущение, неуверенность и как бы остаться наедине с собой.
Во-вторых, ребенок защищен и перчаточной куклой на руке, которая представляется ему самостоятельной «фигуркой», или личностью, способной взять на себя его проблемы, что содействует самовыражению и самопониманию.
В-третьих, специфика кукольного театра облегчает детям перенос внутренних переживаний на символический объект.
Увиденное и сыгранное в театре, расширяет детский кругозор, активизирует словарь, способствует закреплению представлений о быте, истории и традициях русского народа. Действие с куклой-перчаткой обогащает эмоциональный опыт детей, учит их выражать свои чувства, снимает эмоциональное напряжение, развивает творческий потенциал.
Таким образом, театрализованная деятельность, не смущая и не травмируя ребенка, дает возможность объединить собственные интересы ребенка с коррекционными задачами педагога. Одевая на руку куклу, ребенок передает ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Участие в театрализованной деятельности положительно сказывается на развитии коммуникативных навыков воспитанников, учит детей взаимодействовать в коллективе сверстников.
II. Практическая часть.
В младшей группе стационарного отделения «Капелька» в течение пяти лет функционирует домашний театр «Кудесники».
Задачей театра является:
• Оказание помощи воспитанникам в преодолении робости, неуверенности в себе, застенчивости, обучение осознанному отношению к своим чувствам, к своему внутреннему миру, развитие умения анализировать собственные переживания, управлять своими чувствами;
• Развитие коммуникативных навыков, коррекция поведенческих отклонений;
• Формирование представлений о нравственности и правилах поведения в обществе.
• Обогащение представлений о красоте родной земли, человека и его труда, поэзии народных сказок, песен, наполнение жизни детей яркими впечатлениями, интересными делами и радостью творчества;
В рамках театра используются 2 вида театрализованных представлений: театр кукол, типа «Петрушки», и театр марионеток.
В театре типа «Петрушки» используются куклы перчаточного типа: кукла полая внутри – надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма – большой и средний. Остальные пальцы прижимаются к ладони. Такие куклы изготавливаются детьми и взрослыми самостоятельно, при этом используются подручные материалы: старые варежки, детские носки, кусочки меха, пряжа для искусственных волос, пуговки и бусинки для глаз, носа и рта. Достаточно подключить фантазию взрослого и воображение ребенка.
Куклы, устроенные по принципу марионетки, сделать труднее, но тоже возможно. Советы по изготовлению кукол и практическую помощь оказывает нам инструктор по труду. Управление такими куклами доставляет детям особое удовольствие и огромную радость.
Организация театрализованной деятельности основывается на следующих принципах:
- дифференцированный подход к несовершеннолетним, учет их индивидуальных возможностей и способностей, положения ребенка в семье, школе, в группе;
-уважение личности, поощрение творчества;
-предоставление условий для участия в разнообразной деятельности.
В театр «Кудесники» привлекаются все желающие с 6-ти – 7-ми летнего возраста. Одновременно над спектаклем работают 5 – 6 детей. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике индивидуально-личностный подход к воспитанникам, что очень важно в работе с дезадаптированными детьми.
Пьесы подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей несовершеннолетних. Занятия проводятся 2 – 3 часа в неделю и организуются согласно режиму дня и сетки занятий, выделяются часы на индивидуальную работу.
В обработке отдельных эпизодов заняты по два-три ребенка.
При распределении занятий учитывается уровень подготовки. Одним из важных моментов и условий плодотворной работы театра является подведение промежуточных итогов, которое проходит открыто, в присутствии всех членов театра, при этом учитывается успех каждого ребенка в репетициях и сравнивается с предыдущим уровнем его знаний и умений.
Репетиции длятся около месяца. Декорации, костюмы, участники спектакля изготавливают самостоятельно.
Большое влияние на эффективность театрализованной деятельности воспитанников оказывают коррекционно-развивающие занятия из цикла «Уроки сказки». На занятиях к воспитанникам приходят кукла-марионетка – Данилка и Солнечный Зайчик. Они предлагают детям решать нравственные задачи. Например, из «Истории о том, как начинают сбываться мечты» дети узнают, что добрые поступки вершат чудеса. «История про волшебников», по мотивам сказки «Цветик-семицветик» рассказывает о том, как важно беречь близких, заботится о них.
2.1 ЭТАПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
В организации театрализованной деятельности нами используется методика, разработанная Н.Карпинской.
Первый этап: Вводное занятие.
Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра «Петрушки», театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре: режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер.
Второй этап: «Таинственное превращение».
Его цель: введение детей в мир театра, формирование первоначального представления о «превращении и перевоплощении», как главного явления театрального искусства.
Например, на занятии с ребенком педагог рассматривает куклу-перчатку, вспоминает, как её зовут, из какой она сказки, а затем педагог надевает перчатку на руку, и кукла оживает, приобретает голос и характер.
Затем, каждый ребенок получает возможность примерить куклу-перчатку, наделить её своим голосом и своим характером.
Третий этап: Выбор пьесы для спектакля.
Изначально, для первого спектакля выбирается самый простой сюжет. Предпочтение отдается русским народным сказкам. При подборе сказки учитываются задачи реабилитации воспитанников.
Так, например, при наличии в группе застенчивых, малообщительных, неуверенных в себе детей используются сказки: «Заяц-хваста», «Волк и Коза на новый лад», «Пых», «Серая Шейка». Для работы с агрессивными детьми применяются такие сказки, как «Теремок», «Зимовье», «Лиса и Заяц», «Кот, Петух и Лиса» и т.д. Опыт работы показывает, что агрессивного ребенка чаще следует ставить в контрастные позиции: то в позицию агрессивного героя, то в позицию доброго, - это даёт возможность зафиксировать в сознании и подсознании разные позиции, принять ценность именно неагрессивного, ненасильственного поведения.
Затем следуют выразительное чтение пьесы педагогом и беседа о прочитанном. Понравилось ли пьеса? Кто из её героев более симпатичен? Хотелось бы сыграть эту пьесу? Какова главная мысль пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете себе при чтении?
Педагог делает режиссерскую разработку, т.к. именно он будет осуществлять роль режиссера. Это значит продумать: сколько кукол будет участвовать в спектакле, как они должны выглядеть. Далее расписывается сказка по ролям, мысленно представляются сцены, которые ребята будут разыгрывать.
Четвертый этап: Распределение ролей и чтение произведения воспитанниками. На этом этапе педагог:
• старается донести до детей содержание сказки; учит их анализировать поступки персонажей, проводить аналогии между героями сказки и реальной жизнью;
• учит их решать проблемные ситуации, не имеющие готового и однозначного ответа и требующие от ребенка внутренней работы по определению своего отношения к другим людям;
• формирует умение у воспитанников объяснять поступки персонажей с точки зрения общественных норм и правил. Например, сказка «Волк и Лиса» - «Так часто бывает, от хвоста голова пропадает». Сказка говорит о том, что корыстная выдумка лисы, какой бы невероятной она не казалась (ведь хвостом рыбу нельзя ловить), всегда найдет глупца, который ей поверит!
Затем, педагог четко определяет, сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажей? Каков их характер? И подбирает ребят по способностям и в соответствии с задачами реабилитации.
Также, важным на этом этапе является организация работы по изготовлению недостающих кукол и оформлению ширмы. В этом большую помощь оказывает нам инструктор по труду.
Немаловажную роль играет музыкальное оформление спектакля. С этой целью музыкальный руководитель осуществляет подбор и монтаж звуков, песен и музыкальных произведений. Так, например, для спектакля «Волк и Лиса» использованы звуки: хруст снега, шум ветра, стук и скрип двери, шум падающей посуды, звон колокольчика, песня Деда, музыкальная заставка «В гостях у сказки», музыкальный зачин, финальная песня и т.д.
Пятый этап: Отработка чтения каждой роли.
На этом этапе маленькие актеры должны: прочитать роль четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотая окончаний; соблюдать правила дыхания; определить логические ударения и паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за «него» и почему именно так.
Шестой этап: Отработка роли каждым актером (репетиция за столом).
В процессе репетиции детей учим вживаться в свою роль, передавать интонацией настроения персонажей, их чувства. Дети изучают характер и речь персонажей. Например, педагог показывает, как движется смелый и решительный Заяц, демонстрируя быстрые и решительные шаги, высоко поднятую мордочку, расправленную грудь персонажа и просит актера повторить действия вначале самостоятельно, а затем и поэкспериментировать с куклой.
Затем, педагог предлагает выбрать соответствующую интонацию речи для героя, характеризующую его эмоциональное состояние: смелый Заяц должен говорить громко, четко, сопровождая свою речь движениями лап.
Для улучшения понимания детьми образов персонажей нами используются следующие приемы: создание словесного портрета героя, фантазирование по поводу его дома, отношений с героями сказки, анализ придуманных поступков героя, работа над текстом: почему он так говорит? О чем он думает?
При этом основная задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку понять чувства героя и всё то, что скрывается за словами текста. После этого, дети в образах своих героев разыгрывают небольшие сценки, в предлагаемых педагогом обстоятельствах, что позволяет лучше понять характеры героев и найти более глубокие и яркие краски для создания образа.
Также, на этом этапе с помощью музыкального руководителя разучиваются движения под музыку и песни персонажей.
Седьмой этап. Обучение работе над ширмой.
Педагог показывает, как надеть куклу на руку (голова на указательный палец, руки куклы – на большой и средний пальцы, остальные пальцы прижаты к ладони), показывает, как проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно без скачков, проделывает предложенные упражнения с каждым ребенком.
При организации работы с ширмой учитываем, что длительные действия ребенка с вытянутой и поднятой над головой рукой сложны для детей старшего дошкольного возраста, поэтому регулярно нами используется физические упражнения, способствующие расслаблению мышц плечевого пояса и укреплению мышц рук.
Физические упражнения сопровождают весь период работы детей с ширмой, поскольку мышцы плеч и рук у детей-актеров быстро устают, если заранее не подготовить их для этой работы.
Дети поднимают руки вверх (если готовы куклы, то вместе с куклами) и должны на вытянутой руке покрутить куклу в разные стороны, попробовать движения вдоль ширмы и придать кукле-перчатке движения персонажа.
После вышеупомянутых расслабляющих физических упражнений продолжается работа над ролями. Это кропотливый и непростой труд. Дети быстро устают, когда идет подготовительный период работы над спектаклем, а без игры голосом, без изображения характеров кукольных героев невозможно приступить к репетициям за ширмой.
Восьмой этап. Обучение работе за ширмой.
Обучение предполагает совмещение чтения каждым кукловодом своей роли и ее действий, помощь друг другу в управлении куклами. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, звуковое сопровождение спектакля.
Во время репетиций, предшествующих спектаклю, педагог-режиссер объясняет детям – актерам порядок движения за ширмой с целью обеспечения слаженности постановочных моментов спектакля и недопущения излишней суеты среды актеров, случайных столкновений, выкриков, нарушения динамики пьесы и других негативных моментов по ходу представления.
Дети-актеры во время репетиций должны четко определять момент начала своего выступления и очередность произнесения реплик, выдерживать достаточные паузы в диалогах, чувствовать своих партнеров по спектаклю и органично дополнять друг друга.
С учетом того, что весь ход представления обеспечивается силами самих детей, педагогу необходимо во время репетиций надлежащим образом распределить между ними их обязанности по техническому обеспечению постановки (смена декораций, подача бутафории и др.), для того, чтобы участники спектакля имели возможность своевременно участвовать в закрепленных за ними сценах.
Звуковое сопровождение спектакля обеспечивается музыкальным руководителем совместно с педагогом, с помощью музыкальных инструментов и фонограмм.
Девятый этап. Репетиция пьесы (заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.
Именно в процессе работы над образом постепенно, в результате творческого переживания и перевоплощения происходит снятие повышенного уровня тревожности, преодоление страхов.
Поскольку целью педагога является не только постановка спектакля, но и коррекция личностной и коммуникативной сфер воспитанников, на данном этапе большое внимание уделяется формированию у детей взаимовыручки, чувства сопереживания, умения действовать в команде и стремления к общему результату.
Выступая в роли режиссера, педагог старается научить маленьких артистов незаметно для зрителей согласовывать свои действия с действиями партнеров, вовремя тактично подсказывать, помогать друг другу за ширмой, обыгрывать возможные заминки по ходу спектакля.
На этом этапе наиболее эффективны индивидуальные занятия, разыгрывание этюдов и работа в парах.
Десятый этап. Сведение музыкального сопровождения и светового оформления спектакля.
Музыкальное сопровождение и световое оформление является неотъемлемой частью постановки спектакля и относится к заключительной стадии репетиционного процесса.
На этом этапе педагогу необходимо скоординировать действия музыкального руководителя и подачу света на действующих лиц спектакля таким образом, чтобы они не препятствовали, а напротив способствовали естественному прохождению сцен пьесы. Музыкальные фрагменты и световые эффекты должны не только иллюстрировать происходящее, но и определенным образом «подсказывать» актерам момент начала их выступления. Для достижения положительного результата понадобятся неоднократные «прогоны» как отдельных сцен, так и всей пьесы в целом в условиях премьерного показа.
Одиннадцатый этап. Подготовка к премьере.
Важным этапом в работе театра является презентация спектакля воспитанниками и педагогами. С этой целью нами заблаговременно изготавливаются пригласительные билеты и афиша. Пригласительные билеты распространяются участниками спектакля среди воспитанников и педагогов других групп.
Двенадцатый этап. Премьера спектакля.
После того, как зрители займут свои места в зале, педагог торжественно объявляет о начале спектакля. Чтобы возникло соответствующее настроение используется музыкальное сопровождение. По традиции в нашем театре ведущий одет в русский народный костюм. В роли ведущего могут выступать взрослые, дети, кукла-марионетка Данилка. Затем педагог называет произведение, по которому поставлен спектакль, с обязательным указанием автора и сообщает, что актерами в этом спектакле являются воспитанники группы «Капелька», не называя их имен и фамилий, что несомненно вызовет известную заинтересованность среди зрителей. Кратко, но достаточно убедительно, используя образные выражения, педагог рассказывает о том месте, где происходят действия инсценировки и дает краткое описание внешности и характера действующих лиц.
Например:
«У попа была коза круторога да борза,
Никому в селе прохода не давала дереза.
Забодала петуха, трех коров и пастуха,
Забодала тьму народа и поповны жениха.
На поминках (ой-ой-ой!) пролила казан с кутьёй,
И козу решили резать поп с женой попадьёй.
Как почуяла коза, что близёхонько гроза
Унесла копыта резвы прочь, куда глядят глаза!
Перепрыгнула забор, буерак и косогор
И по ёрнику помчалась прямиком в зелёный бор….»
Настроив зрителей и актеров на активное восприятие, педагог даёт актерам сигнал, возвещающий о начале спектакля.
По ходу спектакля педагог соблюдает три правила: не одергивать актеров во время спектакля; не делать им всякого рода замечаний, указаний; не корректировать их действия.
Во время спектакля за ширмой должна царить обстановка, располагающая к преодолению сценического волнения и побуждающая детей к передаче неповторимого своеобразия каждого образа.
Порой ребенку очень трудно преодолеть собственное волнение, поэтому, независимо от того, как он действовал и играл, юный артист должен получить награду. Наши наблюдения и опыт работы показали, что наградой для маленьких актеров является торжественное представление педагогом каждого ребенка индивидуально, как главного действующего лица. Поэтому одним из важных приемов работы с детьми является заключительная часть спектакля. Педагог произносит: «В нашем спектакле роли исполняли замечательные заслуженные артисты нашей группы: Валя М., Аким Г., Вадим Д», и зрители должны наградить каждого бурными аплодисментами.
Спектакль для публики – важнейший аккорд в нашей работе. Ведь одобрение, улыбки, аплодисменты зрителей – это признание не только образа, созданного актером и его труда, но, что самое главное, - это признание личности актера – значит он нравится, значит он нужен, а значит он счастлив!
Спектакли театра кукол надолго оставляют свой яркий след в детской памяти.
2.2 Мониторинг результативности работы домашнего театра «Кудесники».
Для оценки эффективности коррекционно-развивающей работы домашнего театра была выбрана экспериментальная группа, в которую вошли 10 детей в возрасте от 6 до 12 лет.
Согласно данным, полученным в результате первичной диагностики:
• навыки общения были сформированы у 1 ребенка, частично - у 4
воспитанников, несформированы - у 5 детей;
• адекватная самооценка выявлена у 2 детей, заниженная самооценка – у 6 воспитанников, у 2 несовершеннолетних наблюдалась завышенная самооценка;
• уровень развития речи не соответствовал возрасту у всех воспитанников;
• представления о нравственности и правилах поведения в обществе нуждались в коррекции развитии у 10 детей.
• уровень сформированности представлений о мире эмоций не соответствовал возрасту у 6 воспитанников;
• координация движений не сформирована у 8 детей.
В результате систематической коррекционно – развивающей работы в рамках домашнего театра «Кудесники» у воспитанников через 6 месяцев сформированы: представления о мире эмоций – у 6 несовершеннолетних, представления о нравственности и правилах поведения в обществе – у 10 детей. Получила развитие речь и координация движений у 10 детей, самооценка стала более адекватной у 10 воспитанников. Повысился уровень компетентности в общении - у 6 детей.
III. Заключение.
Театрализованная деятельность – это эффективная, доступная форма работы с детьми в условиях стационарного отделения, предоставляющая оптимальные возможности коррекции поведения, гармонизации личности воспитанников через развитие способностей самовыражения и самопознания. Дети развиваются и раскрываются во время игры с куклой, забывают об условностях, заявляют о себе, пробуют на что способны. Маленькие успехи складываются в большие победы. Воспитанники усваивают уроки нравственности, взаимодействия, сотрудничества и общения, учатся мыслить. Кукольный театр – стартовая дорожка для формирования успешности. Участвуя в представлениях, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, живут увлекательной и интересной жизнью. Специфические особенности театрализованной деятельности дают богатый диагностический материал, помогают педагогам увидеть новое в ребенке, получить информацию о взаимодействии с ним, эффективно решить задачи реабилитации.
IV. Список литературы
1. Безымянная О.Школьный театр (Текст)/ О.Безымянная. - М.:Рольф,2001.
2. Брун В.История костюма (Текст) /В. Брун, М. Тильке .-М.:ЗАО
3. Гегелло Н.В.Ширма поднимается выше. Из опыта работы кружков театра
(Текст) /Н.В. Гегелло. - М.: Молодая гвардия,1962.
4. Караманенко Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам ( Текст)/ Т. Н.
Караменко -М.: Просвещение,1980.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий кукольного театра в детском саду Сценарий театрального фестиваля по сказкам Пушкина для старших дошкольников Музыкально – тематическая сказка для старших дошкольников с элементами ОБЖ для дошкольников Теневой театр в детском саду своими рукамиПохожие статьи:
Сценарий театрализованного представления для детей средней группы
Автор: Татьяна Львовна Бородкина
Опубликовано: 3680 дней назад (14 ноября 2014)
Просмотров: 4203
Рубрика: методические разработки
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (1)
|
||
|