Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект занятия по логопедии в начальной школе. Звук и буква "Ш" в слогах и словах

Конспект занятия по логопедии в начальной школе "Звук и буква "Ш" в слогах и словах"
Автор: Вострякова Татьяна Анатольевна, учитель-логопед
Место работы: ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Торжокская школа-интернат", п. Зеленый
«Звук и буква «ш» в слогах и словах».
Цель: Формирование навыков различения и четкого произношения звука [ш] в слогах и словах.
Задачи.
Образовательные:
•упражнять учащихся в различении звука и буквы [ш] на базе слогов и слов;
•уточнять артикуляцию и характеристику звука [ш];
•формировать навыки звукового анализа и синтеза слов;
•упражнять в изменении глаголов по лицам; образовании формы множественного числа родительного и именительного падежей;
•активизировать терминологический словарь учащихся;
Коррекционно-развивающие:
•способствовать развитию фонематического слуха и внимания, памяти;
•развивать умение ориентироваться в пространстве;
•развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
•воспитывать уважительное отношение друг к другу;

Оборудование:
Наглядный и раздаточный материал: карточки на звук [ш]; рабочие тетради; прописи; цветные ручки; компьютер; презентация на звук [ш]; настольные зеркала.

Литература:
Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» Москва «Просвещение» 1991г.
Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова «Ступеньки к школе» Творческий центр «Сфера» Москва 2000г.
«Помощник учителя-логопеда центра социально-психологической и педагогической помощи» Москва, 1999г.
И. Лопухина «550 занимательных упражнений для развития речи»
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнем наше занятие.
II. Работа над темой занятия.
1. Сегодня мы с вами начнем работу с новым звуком. С каким звуком? Вы узнаете, если правильно ответите на мой вопрос.
• Перед вами прямоугольник (В прямоугольнике расположены буквы, в левом верхнем - буква с, в правом верхнем - буква ж, в левом нижнем - буква щ, в правом нижнем - буква ш, в центре - буква ч)

Вспоминаем стороны: верхняя-нижняя, левая-правая;
углы: левый-верхний, правый-верхний, правый-нижний, ле-вый-нижний).
• Назовите букву, расположенную в правом нижнем углу.
• Тема урока – на слайде («Звук и буква «ш» в слогах и словах»).

2. Предлагаю вам на время нашего занятия стать исследователями и заняться исследовательской деятельностью.
• Работа с новыми словами (слова вывешиваются на доске).
Исследователь – это тот, кто занимается исследованием.

Исследование или исследовательская деятельность – это работа, связанная с поиском, для получения новых знаний и расширения старых.
3. Свою работу мы будем строить по следующему плану (план занятия вывешивается на доске):
1.На что похож звук ш?
2.Артикуляция звука ш.
3.Характеристика звука ш.
4.Элементы буквы ш.
5.Закрепить навыки четкого произношения и различения звука в слогах и словах.

4. Работаем над первым пунктом плана - на что похож звук Ш?
• Закройте глаза и скажите, на что похож звук? (Лопнувший шарик). На компьютере появляется картинка.
С первым пунктом плана мы справились замечательно.
5. Переходим ко второму пункту нашего плана - артикуляция звука (Зеркала).
• Разбираем артикуляцию:
-положение языка – отрабатываем упражнение «Чашечка» 3-5 раз под счет от5 до 8;
-положение губ – упражнение «Улыбка» 3-5 раз под счет от5 до 8;
-проговариваем артикуляцию звука;
-отрабатываем артикуляцию звука 3-5 раз под счет от 5 до 8;
-«шипим: тихо-громко; вместе-поочередно; коротко-длинно);
• Давайте вместе «Надуем шарик». Выполняем 3-5 раз.
-Встаем в круг, держимся за руки, вдыхаем воздух через нос – расходимся «надуваем шарик»;
-задерживаем дыхание;
-выдыхаем воздух через рот – сжимаем круг;
И с этим заданием мы с вами справились. Переходим к следующему пункту плана.

6. Характеристика звука (Работа в тетрадях).
• Разбираем характеристику звука, записываем в рабочих тетрадях.
7. Элементы буквы «ш».
Выясняем сколько элементов в букве? Какие элементы? На что похожи? Чем отличается заглавная буква от прописной?
Прописываем строчку буквы «ш», чередуя заглавную с прописной.

8. Закрепление навыков правильного произношения. Работаем устно:
Речевая зарядка.
ша-ша-ша
наша Маша хороша

шо-шо-шо
говорим мы хорошо

ши-ши-ши
Миша с Машей малыши

Шу-шу-шу
Шубу новую ношу
Игра «Запомни и повтори».
ша – ша – ша
шапка, шар, лапша

ши – ши – ши
шило, шина, малыши

шо – шо – шо
шепот, шелк, мешок

шу-шу-шу
шуба, шутка, шут, мишутка

Игра «Замени звук».
Тапки – шапки
Дар – шар
Горох – шорох
Губы – шубы

Миска – мишка
Корка – кошка
Каска – кашка
Крыса – крыша

Игра «Продолжи предложение».
Я иду, и ты … идешь
Я пою, и ты … поешь
Я несу, и ты … несешь
Я беру, и ты … берешь

Игра «Один – много».
У бабушки одна кошка. У бабушки много кошек.
Я сорвала одну ромашку. Я сорвал много ромашек.
Я видела одну зеленую лягушку. Я видел много зеленых лягушек.
У Маши один воздушный шарик. У Маши много воздушных шариков.
9. Физкультминутка.
10. Работа в карточках:
• Вставьте букву ш в слова. Проверка задания.
…уба -
…каф -
ко…ка -
…ина -
…апка -
пу…ка -
ма…ина –
поду…ка -
…ар –
ча…ка -
• Сколько предметов обозначает каждое слово?
• Измените слова так, что бы они стали обозначать много предметов. Проверка задания.
Шуба – шубы
Шкаф – шкафы
Кошка – кошки
Шина – шины
Шапка – шапки
Пушка – пушки
Машина – машины
Подушка – подушки
Шар – шары
Чашка - чашки

III. Итог занятия:
1. Повторение пройденного материала.
- Кем мы сегодня были на занятии?
- Какой деятельностью занимались?
- С каким звуком мы работали?
- На что похож звук [ш]?
- Вспомните артикуляцию звука?
- Дайте характеристику?
- Какое задание понравилось?
- Какое задание показалось трудным?

2. Оценка работы учащихся логопедом.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированного логопедического занятия для младших школьников Работа над лексикой в ходе логопедического занятия как урока - тренинга Конспект группового логопедического занятия по коррекции устной речи в начальной школе с презентацие
Участник №34 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2016 года
Опубликовано: 2935 дней назад (8 ноября 2016)
Просмотров: 4466
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!