Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Игра викторина по экологии для детского сада. Старшая группа

Сценарий игры – викторины по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему "Здравствуй, лес, здравствуй, матушка природа".
Автор: Ботякова Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ Красноборский д/с «Колосок» с. Красный Бор, Нижегородская обл.

Описание материала: материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений при проведении экологических проектов, акций, развлечений. Данное мероприятие рекомендуется проводить с детьми старшей группы.

Цель: формирование экологических знаний, нравственно – ценностного отношения к природе.

Задачи:
Образовательные: расширять представления о лесе и его обитателях.
Развивающие: развивать познавательный интерес, любознательность, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, понимание необходимости сохранения его целостности, умение вести себя в лесу.

Предварительная работа:
экскурсия в лес, просмотр иллюстраций с изображением различных видов деревьев, просмотр альбомов "Дикие животные", "Птицы", "Насекомые", конкурс рисунков о природе, чтение произведений русских писателей и поэтов о природе.

Оборудование: круги зеленого и красного цвета, картинки с изображением животных, насекомых, птиц, грибов, цветов, "шапочки" ягод, цветы, вырезанные из картона по количеству детей, листья деревьев (клена, дуба, березы, осины), карточки с изображением следов животных, жетоны, корзинка с природным материалом.

Участники: ведущий, дети, Лесовичок, лиса.
Ход викторины.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Летний теплый ветерок принес в детский сад кленовый листок. На нем написано приглашение от старичка Лесовичка. Он приглашает нас в лес за загадками.

Хоровод: "В лес пошли мы гулять"("Лес поет" О. Фельцмана)
Ведущий: Вот и пришли мы на цветочную поляну. Правда, здесь очень красиво? Деревья стоят зеленые, на поляне цветы...Ах, как хорошо дышится!

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится:
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты ведь знаешь - мы свои! (С. Погореловский)

(Появляется Лесовичок)

Лесовичок: Добрый день, ребята! Вы меня узнали? Я - Лесовичок, хозяин леса. Я рад, что вы пожаловали на лесную полянку. знаете ли вы, что лес - это ваш большой и настоящий друг? Лес - живой. И как всему живому, ему необходимо солнце, которое дарит тепло и свет, вода и почва для роста растений и жизни животных, чистый воздух, а еще покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как легко могут нанести вред лесу и его обитателям. А как вы себя ведете в лесу. Прежде чем отправиться по лесу искать загадки, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дидактическая игра: "Экологический светофор"
(Лесовичок перечисляет, что можно делать в лесу, а чего нельзя. Дети в соответствии с этим поднимают зеленый или красный кружок)
- Можно (нельзя) ломать ветки;
- оставлять после себя мусор;
- разорять гнезда и муравейники;
- кувыркаться в траве;
- собирать ягоды;
- уничтожать ядовитые грибы;
- разжигать костры;
- отдыхать на пне и т. д.
Лесовичок: Правильно. И запомните еще несколько правил:

Отправляясь в лес гулять,
Попрошу не забывать
Правила лесные,
Незатейливые, простые.

Деревья, ветки не ломай,
Мусора в лесу не оставляй,
Зря костров не разводи,
Очень громко не кричи.
Бабочек ты не лови,
Не для этого они.

Ты в лесу лишь гость,
Главные там дуб и лось.
Берегите зеленый лес
И он откроет много тайн и чудес!

Лесовичок: Итак, первая моя загадка будет о наших пернатых друзьях. Кого мы называем пернатыми?
Дети: Птиц.
(На мольберте дети выбирают из нескольких соответствующую картинку)
- Каких птиц вы знаете? (Ответы детей).
- Какие птицы зимуют в наших краях? (Ворона, воробей, сорока, дятел и т. д.)
- Какая птица подбрасывает своих птенцов в чужие гнезда? (Кукушка)
- Какая птица весь день стучит по дереву? (Дятел)

- Какая птица селится на крышах домов и, по преданию, приносит счастье в дом? (Аист)
- У какой птицы очень длинная шея и ноги? (Журавль)
- Какая птица охотится ночью? (Сова)

Подвижная игра «Совушка»
Обозначается «гнездо совы». В гнезде помещается водящий совушка. Остальные дети изображают птиц, бабочек, жуков - разлетаются по поляне.
На слова воспитателя: «Ночь наступает, все засыпает» - дети замирают в тех позах, в которых их застала ночь. Совушка в это время тихо вылетает на охоту - ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День». Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два-три раза. Потом выбирают нового ведущего, и игра начинается сначала.


Лесовичок: Итак, следующая загадка.
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке,
Кто не пройдет,
Всяк поклон отдает. (Ягода)
(Дети выбирают картинку с изображением ягод)

Земляника:
Ягодку сорвать легко —
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка —
Там созрела... (земляника)

Ежевика:
Вкус ягоды хорош,
Но сорви ее пойди - ка:
Куст в колючках будто еж -
Вот и назван .... (ежевика)

Клюква:
Я красна, я кисла,
На болте я росла,
А дозрею под снежком,
Ну - ка, кто со мной знаком?

Черника:
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки,
То, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот.

Малина:
Бусы красные висят,
Из кустов на вас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.

Хоровод: "По малину в сад пойдем".

Лесовичок: Следующую загадку вам предстоит отыскать самим. Для этого вам нужно повернуться вправо, сделать три шага вперед и найти дубовый листок. На нем и будут написаны загадки.
(Дети выполняют задание, среди листьев разных деревьев находят лист дуба, на котором написаны загадки про насекомых).

1.От цветка к цветку порхает,
а присядет, отдыхает. (Бабочка)

2.На ромашку у ворот
Опустился вертолет -
Золотистые глаза.
Кто же это?... (Стрекоза)

3.Я работаю в артели
У корней мохнатой ели,
По буграм тащу бревно -
Больше плотника оно. (Муравей)

4.По цветам летает,
Мед собирает. (Пчела)

5.Прыгает пружинка -
Зеленая спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)

6.Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упусти,
Сядет и укусит. (Комар)

Игра малой подвижности: "Поймай комара".
Дети стоят в кругу. В центре круга- водящий. У водящего в руке палка с привязанной к ней веревочкой. На конце веревки - комар вырезанный из бумаги. Водящий крутит веревку с комаром над головами детей. Те в свою очередь стараются поймать руками комара.

Лесовичок: Слушайте внимательно и ищите следующую загадку.

Из нарядной яркой чашки
Угощаются букашки.
(Цветок)

Цветочные загадки
1.Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)

2.Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк)

3.Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

4.Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)

5.Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок —
Остался стебелёк. (Одуванчик)

Танцевальный конкурс.
Детям кладут на голову картонные цветы и по сигналу ведущего они начинают танцевать под музыку, не касаясь цветов руками. Побеждает тот, кто протанцует дольше всех, не уронив цветка.

Лесовичок: Следующая загадка от старичка Лесовичка. (Показывает картинки с изображением следов животных) Как вы думаете, что это такое?
Дети: Следы животных.

Игра: «Чьи следы?»
Дети по очереди из «Волшебного мешочка» вытягивают карточки с изображением следов и отвечают, кому они принадлежат. За правильные ответы начисляются жетоны.(Ответы детей: лось, кабан, лиса, заяц и др.)

Загадки о животных
1.Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

2.Когда я голодный меня не встречай,
Щелкну зубами, съем невзначай.(Волк)

3.Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

4.Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ёж)

5. Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса)

Лесовичок: А вот и жительница леса - Лисонька. (Выходит ребенок в костюме лисы)
Лисонька, ты не серчай,
Вместе с нами поиграй.

Подвижная игра: "Хитрая лиса"
Играющие стоят в кругу. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а педагог обходит их с внешней стороны круга и дотрагивается до одного из играющих, который становится водящим - хитрой лисой. Затем дети открывают глаза, хором три раза спрашивают: "Хитрая лиса, где ты?" После третьего вопроса хитрая лиса выбегает на середину круга, поднимает руки вверх и говорит"Я здесь!" Все играющие разбегаются, а лиса их ловит.

Лесовичок:
В лесу под елкой крошка,
Шапка да ножка. (Гриб).
(Дети выбирают соответствующую картинку)
Лесовичок: Молодцы, ребята, хорошо загадки ищете. Слушайте загадки грибные.

- Бывают грибы съедобные, а бывают — ... (Несъедобные).
- Грибы, имеющие особый рыжеватый цвет. (Рыжики).
- Соседи березы. (Подберезовики).
- Чаще всего они растут под осиной, но встречаются под березами и дубами. (Подосиновики).
- Смертельно ядовитые грибы, «родственники» мухомора. (Бледные поганки).
- Быстро спасут от голода в лесу. (Сыроежки).
- Съедобные грибы, которые выращивают круглый год. (Шампиньоны).
- Самые красивые ядовитые грибы. (Мухоморы).

Игра - эстафета: "Собери грибы".
Дети делятся на две команды. На полянке (два обруча) расставлены грибы. По сигналу ведущего дети бегут к обручам, берут гриб и кладут в корзину. После чего возвращаются, передают корзину другому игроку. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не сорвут гриб.

Ведущий: Ребята, заканчивается наше путешествие. Я, думаю, вы теперь станете настоящими друзьями леса, будете беречь его и любить.
1.ребенок:
Красота родной природы -
Это реки и леса
И озера, и болота,
И блестящая роса,
Даже малая улитка,
Даже маленький сверчок -
Все напомнят о природе,
Даже скрученный сучок.
2.ребенок:
Красота родной природы -
Это небо и земля,
И реки водовороты,
И цветущие поля.

Ведущий:
Для чего нужен лес?
Дети:
- лес нужен нам для отдыха;
- лес сохраняет от высыхания реки;
- дает планете чистый воздух;
- кормит людей и животных.

Лесовичок:
Не разрушайте этот дом,
Девчонки и мальчишки
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжках.
На прощание я хочу вам сделать подарок, надеюсь он вам пригодится. (Вручает корзину с природным материалом).
Дети и ведущий возвращаются в д/сад.

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая сказка о круговороте воды в природе для детей 5-7 лет Конспект беседы с детьми старшей группы. Тема: Энергосбережение Сценарий экологического праздника в детском саду. Старшая-подготовительная группа Сценарий викторины по экологии для средней группы ДОУ

Похожие статьи:

Конспект комплексного занятия для детей 5-6 лете на тему «Берегите лес»

Экологические праздники и досуги в ДОУ. Сценарии

Экологический праздник «День земли» в ДОУ. Старшая группа

Занятия по экологии в старшей группе детского сада

Театральная викторина для старшей группы

Участник №60 творческого конкурса «Чудесное лето»
Сценарий летнего фольклорного развлечения для детей старшей группы в детском саду на тему «Троица» | Как нарисовать зимнее дерево с использованием нетрадиционных техник рисования
Опубликовано: 3138 дней назад (26 августа 2015)
Просмотров: 43680
+18
Голосов: 18
Комментарии (19)
Евгения Владимировна Ваганова # 26 августа 2015 в 15:22 +4
Татьяна Александровна, здравствуйте! Мне очень понравился ваш конспект. Всё понравилось, нет ничего лишнего, всё так плавненько, логично. Содержание отличное начиная от начала до конца. Я прямо для себя отметила такие моменты:
1. Начало. Как подаётся детям Лесовичок, какие слова говорит.
2. Дети перед тем как отправится в лес сами вспомнили правила поведения в лесу, а некоторые напомнил Лесовичок.
3. Очень сильно понравилась структура вашего мероприятия. А именно, после серии загадок на определённую тему (лесные ягоды, насекомые, цветы, животные, грибы) проводится тематическая игра, либо танец, хоровод и.т.д.
4.Понравилось как заканчивается игра-викторина. Дети отвечают себе на вопрос для чего нужен лес и получают напутственные слова от Лесовичка.
Полное соответствие цели и задачам. Я обязательно порекомендую ваш материал воспитателям в нашем детском саду.
С удовольствием голосую за вашу работу.
С уважением, Евгения Владимировна.
Татьяна Александровна Ботякова # 26 августа 2015 в 19:46 +4
Евгения Владимировна, большое спасибо за содержательный комментарий!!!
Юлия Яковлева # 26 августа 2015 в 17:49 +2
Здравствуйте,Татьяна Александровна! Конспект Ваш очень понравился!С удовольствием использую
материал в своей работе.Спасибо.
Татьяна Александровна Ботякова # 26 августа 2015 в 19:48 +3
Юлия, благодарю за положительный отзыв!!!
Алевтина Германовна Коробкина # 26 августа 2015 в 20:53 +3
Добрый вечер, Татьяна Александровна! Отличная викторина по экологическому воспитанию! Материал познавательный и интересный! Стихи, загадки, игры, безусловно, расширяют и систематизируют знания о лесе и его обитателях. Цель и задачи занятия выполнены Оформление работы отличное и красочное! С вашего разрешения беру Ваш материал в закладки! С большим удовольствием! Дарю Вам голос № 3 v
Регина Сириновна Сабирзянова # 26 августа 2015 в 21:37 +3
Добрый вечер, Татьяна Александровна! Замечательную викторину вы подготовили, коллеги отметили. Ваш материал пригодится и учителям начальной школы. Красочная наглядность, разные виды деятельности, игры, загадки, стихи, сказочный герой, много узнали и повторили. Спасибо за приглашение! Примите голос!
Татьяна Николаевна Дворецкая # 26 августа 2015 в 22:19 +1
Спасибо Лесовичок за увлекательную и познавательную экскурсию по лесу! Мой голос Татьяне Александровне автору сценария!
Светлана Александровна Баскакова # 26 августа 2015 в 22:21 +3
Татьяна Александровна,добрый вечер! Разработка замечательная,методически грамотная и красочная. Природа обладает большими познавательными возможностями: расширяет кругозор, формирует умение сравнивать,сопоставлять,выявлять закономерности,делать выводы. Много даёт природа и для развития речи детей. Что особенно важно для дошкольников. Любовь к природе-это важное нравственное качество,которое нужно формировать с раннего детства. Очень здорово,что вы проводите эту работу интересно и познавательно в форме игровой деятельности! Голосую за Ваш вклад в экологическое воспитание и желаю удачи в конкурсе!!!
Вера Валерьевна Ляпина # 27 августа 2015 в 14:52 +2
Добрый день, Татьяна Александровна! Очень понравилась ваша публикация. Тема раскрыта полностью. Применяли разные виды работ, причем, очень интересные. Работали над развитием речи детей, внимания, памяти. Молодцы. Замечательное оформление, которое дополняет восприятие. Голосую!
Татьяна Викторовна Хрупова # 28 августа 2015 в 18:55 +1
Спасибо за приглашение! С удовольствием познакомилась с викториной по экологии. Здорово, что стихи, загадки переплетаются с играми, хороводами. Примите мой голос! Удачи Вам!!!
Алла Ивановна Ефимова # 29 августа 2015 в 09:22 +1
Здравствуйте,Татьяна Александровна! Очень замечательный, насыщенный получился сценарий. Разнообразие игр, загадок. Очень понравилось!С удовольствием использую материал в своей работе.Спасибо. Примите голос и пожелания удачи.
Елена Михайловна Алахвердиева # 24 сентября 2015 в 07:51 +2
Татьяна Александровна, здравствуйте! Мне очень понравился ваш конспект.Тема конспекта раскрыта, Вы использовали разные виды работы с детьми. Уделили внимание всестороннему развитию детей (память, внимание, развитие речи. Отлично. Нужный материал для воспитателей.
Голос + 1.
Нина Александровна Черных # 9 ноября 2015 в 16:44 +1
Интересная работа! Примите голос!
Тамара Ивановна Радченкова # 2 января 2016 в 15:36 +4
Татьяна Александровна, познакомилась с вашей работой. Она заслуживает высокой оценки. Большая подготовительная работа к мероприятию уже сама по себе дает шанс на успех. Цели и задачи данного мероприятия будут успешно реализованы, этому поспособствует грамотно составленный конспект занятия. Примите голос!
Евдокия Ивановна Киселева # 4 февраля 2016 в 23:04 +2
Татьяна, у Вас отличная викторина по экологическому воспитанию! Материал познавательный и интересный! Стихи, загадки, игры, безусловно, расширяют и систематизируют знания о лесе и его обитателях. Цель и задачи занятия выполнены. Оформление работы отличное и красочное! С вашего разрешения беру Ваш материал в закладки!Моё приоритетное направление экологическое воспитание и я этим занимаюсь с большим удовольствием! Дарю Вам ГОЛОС!
Светлана Николаевна Наумова # 12 февраля 2016 в 16:44 +1
Татьяна Александровна! Мне очень понравилось , как Вами составлена викторина. в ней присутствуют элементы сказки, игры. Загадки , стихи, песни. Познавательно и увлекательно для детишек.Бережное отношение к природе,к животным надо воспитывать с самого детства. Примите мой голос.
Альбина Анатольевна Печникова # 15 марта 2016 в 20:25 +2
Татьяна Александровна, познакомилась с вашим сценарием игры – викторины по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему "Здравствуй, лес, здравствуй, матушка природа". Материал заслуживает высокой оценки.Мне понравились цель и задачи,которые вы поставили и успешно решили в процессе работы! Молодец!Голос! +16 v
Минаева Анна Алек сандровна # 5 ноября 2016 в 10:29 +1
Спасибо за конспект, материал подобран замечательно, завтра проводить викторину ... а времени нет. Спасибо за ваш труд голос вам.
Галина Викторовна Тарасова # 6 февраля 2017 в 11:07 0
Спасибо! Очень интересный сценарий! Обязательно использую в работе!