Творческая гостиная для родителей детского сада: Интеллектуальное развитие ребенка 5-7 лет
Творческая гостиная для родителей «Интеллектуальное развитие ребенка»
Данная разработка будет полезна для воспитателей дошкольных учреждений детей старшего возраста.Даются рекомендации по проведению развивающих игр с детьми дома
«Каждый из нас, педагогов и родителей, несет свою долю ответственности за сокровище по имени Детство» – эти слова Е.П. Арнаутовой определяют смысл совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи. Именно от взрослых, их согласованных действий, умения договориться, помочь друг другу в воспитании детей зависят личностное развитие ребенка и его психическое здоровье. Эффективность такого сотрудничества определяется степенью взаимопонимания, доверия и взаимопомощи друг другу.
В соответствии с Концепцией дошкольного образования подход к сотрудничеству с родителями базируется на взаимосвязи семьи и Дошкольного учреждения. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий ДОУ и семьи с целью личностного развития ребенка вместе с взрослыми с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и особенностей.
Формы работы с родителями очень разнообразны. Это проведение родительских собраний, круглых столов, родительских «пятниц». Я хочу остановиться на одном из эффективных способов работы с родителями - проведение творческих гостиных. Тема одной из творческих гостиной «Интеллектуальное развитие ребенка»
В этой работе решаются сразу несколько задач:
• установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
• объединение усилий для развития интеллектуальных способностей и воспитания детей; обогащение знаний родителей по формированию элементарных математических представлений у детей.
• развитие творческого педагогического потенциала родителей.
• создание атмосферы общности интересов, что способствует сплочению родительского коллектива.
• осознание ими своей воспитательской роли в семье, своего опыта взаимоотношений с ребенком.
Предварительная работа:
блиц-опрос родителей: какой вид деятельности (игра, занятия, питание, оздоровление) в детском саду вас интересует больше всего? На какую тему воспитания детей вы хотели бы поговорить? Анкетирование на тему: «Место математики в вашей семье?»
Подготовить конспект НОД по формированию элементарных математических представлений и провести её со съемкой на видео.
Подготовить несколько комплектов развивающих игр – блоки Дьенеша, палочки Кьюзенера, игры «Разноцветные флажки», «Забавные кубики»
Разработать для каждого родителя памятку примерных развивающих игр.
Ход мероприятия
Уважаемые родители, сегодня мы с вами встретились, чтобы поговорить об интеллектуальном развитии наших детей, о развитии логического мышления. Особая роль здесь отводится математике. Математика – один из самых трудных учебных предметов. Результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Необходимо помнить, что формирование и развитие логических структур мышления должно осуществляться своевременно. Упущения здесь трудновосполнимы. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются приблизительно в возрасте от пяти до одиннадцати лет. Но математикой можно заниматься от года, идя по принципу «от простого к сложному» Уже в дошкольном возрасте у детей формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.Одной из наиболее важных задач является развитие у ребенка интереса к математике. Приобщать к этому предмету лучше в игровой и занимательной форме.
По результатам блиц-опроса мы выявили, что многие родители хотели бы посмотреть со стороны как занимается ребенок на занятии, как отвечает, справляется ли с заданиями. Многих интересуют развивающие игры, в которые играют дети в детском саду. Сегодня в нашей творческой гостиной хочу для вас представить видео-занятие по формированию элементарных математических представлений, где вы увидите, как занимается ваш ребенок, познакомитесь с некоторыми развивающими играми, которые будут способствовать интеллектуальному развитию детей. Предлагаю посмотреть видео-занятие с участием ваших детей.
Обсуждение НОД с родителями:
-Как вы думаете, справились дети с целью, поставленной на занятии?
- Был ли у детей интерес?
- Кто из детей был самым активным? Кто затруднялся?
- Какое задание вам показалось более интересным?
В старшем дошкольном возрасте ребенок должен знать порядковый счет до 10, знать цифры. Вот этот прием – (разложить пронумерованные следы с цифрами по-порядку) показанный на занятии, можно использовать дома. Следы можно вырезать из линолиума или из картона. Ещё дома для закрепления цифр, навыков счета как порядкового, так и обратного легко изготовить такую игру как «Разноцветные флажки». Здесь развиваются память, внимание, ориентировка в пространстве.
Разноцветные флажки изготовлены из цветного картона. Ножка флажка сделана из пищевой палочки-соломинки, стоят они на крышке от пластмассовой бутылки. Варианты игры:
1. «Путаница» Учить выстраивать числовой ряд, закреплять цифры, порядковый и обратный счет.
2. «Какой цифры не стало» Ребенок закрывает глаза, убираем, какую либо цифру, одну или две, затем ребенок угадывает, какой цифры не стало.
3. «Что изменилось» Ребенок закрывает глаза, поменять местами цифры, затем ребенок угадывает что изменилось, где ошибка.
Ребенок закрывает глаза, уберите одну цифру и спросите, какой цифры не стало?
«Забавные кубики»
Изготовить это пособие очень просто из обычных кубиков от пластмассового конструктора. Один нужно обклеить цифрами, а другой изображением различных предметов.
Кубики помогут закрепить знание цифр, счет, умение соотносить количество с цифрой.
«Какая цифра» - вбрасывается на пол кубик, ребенок должен назвать верхнюю цифру, а затем найти это кол-во предметов на другом кубике.
Уважаемые родители, на занятии вы видели, как ребята работают с блоками Дьеныша, расшифровывают карточки-схемы. Многие родители хотели бы знать, что это за игры. Давайте немного познакомимся с этими развивающими играми и сами попробуем в них поиграть.
Предлагаются родителям на столы наборы игр Дьенеша.
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок может выполнять разнообразные предметные действия (группировать по признаку, выкладывать ряды по заданному алгоритму).
По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Предлагаю поиграть в игру «Давайте познакомимся». Возьмите по одной любой фигуре и встаньте в круг. Блоки «оживают», «разговаривают» друг с другом. Чтобы познакомиться, нужно назвать «полное имя» блока, т. е. перечислить весь объём его свойств (толщину, цвет, форму, размер). Затем встать в положенные на полу обручи. 1 обруч – фигуры красного цвета, 2 обруч – синего, 3 – желтого. Сколько человек стоит в первом обруче? Сколько во втором? В каком обруче больше? Также можно группировать по признаку толщины или величины.
Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.
У каждого блока есть кодовое обозначение. Вот, например, синий цвет обозначается синим пятном, красный цвет - красным и т.д. Толщина обозначается вот таким худым или полным человечком, а размер – большим или маленьким домиком.
Давайте поиграем в игру «Вырастим цветы»
Цель: Развивать творческое и пространственное воображение, логику мышления и действий. Развивать конструктивные способности, упражнять в составлении из частей целого. Закрепить знание цифр от одного до десяти. Упражнять в умении «читать» кодовое обозначение блоков.
Мы гуляем на солнечной, цветочной полянке. И видим, что она оказалась пустой: кто-то сорвал все головки цветов, и пропала красота полянки. Вместе подумать, как вернуть ей красоту. Вдруг появляется зайчик и предлагает вырастить цветы, но не обычные, а волшебные. В корзинке у зайца есть волшебные блоки и карточки с помощью которых цветы оживут. Нужно «прочитать» код каждого блока и найти нужные фигуры. Отгаданные фигуры располагают в виде головок цветов. После окончания работы полянка ожила цветами. Спросить, что понравилось, какая полянка получилась. Можно предложить нарисовать такие же цветы на бумаге.
Всем известно, что дети, очень подвижные, активные. Для закрепления счета можно предложить выполнить заданное количество прыжков, наклонов, приседаний или выполнить по показу цифры.
Вот так, играя с ребенком, вы разовьете у него интерес к математике, плодотворно пообщаетесь, ещё больше сплотитесь со своим ребенком. Ребенок будет вам благодарен, что вы с ним поиграли, а заодно дали или закрепили у него знания о цифрах, форме или ещё какие либо.
Итак, интеллектуальное развитие детей является очень важным. Во-первых, потому что все развитие идет из детства. Во-вторых, потому что то, как будет происходить это развитие у детей и с какого возраста, окажет влияние на обучение ребенка в дальнейшем и на всю его жизнь в целом.
Хочу закончить нашу встречу в творческой гостиной словами: (Обращаю внимание на надпись на экране): «Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни… «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей» Л.А.Венгер, О.М. Дьяченко
Приложение
Цель занятия: (на экране) озвучить.
- Учить ориентироваться по карте, находить правильное направление движения; составлять числовой ряд от 1 до 10; на основе блоков Дьенеша находить заданную фигуру по схеме-картинке;
- Упражнять в раскладывании палочек Кюизенера в порядке убывания, умении воспроизводить заданное кол-во движений, закреплять порядковый счет; знание цифр.
- Развивать у детей логическое мышление, внимание, память, усидчивость.
- Воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивости, желание помочь героям в трудную минуту. Прививать интерес к занятиям по математике.
Просмотр родителями видео-занятия.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, помните, мы с вами писали письмо Лунтику, в котором приглашали его со своими друзьями к нам в гости. Так вот, Лунтик пришел сегодня к нам в гости, но без своих друзей. Давайте позовем его сюда.
Воспитатель: Лунтик, почему ты такой грустный? (вносит в группу Лунтика)
Лунтик: Злой волшебник заточил в замке моих друзей, мне очень их жаль и я теперь так одинок.
Воспитатель: Может быть, мы тебе поможем вернуть друзей?
Лунтик: Хорошо бы, но это очень сложная задача. Замок волшебника находится далеко, да и закрыт на ключ. У меня есть карта дороги до замка, но я не могу ей пользоваться, а от ключа у меня только вот одна часть (пазлы).
Воспитатель: Ребята, а как мы сможем помочь Лунтику? (Ответы детей)
Лунтик, покажи нам свою карту, мы посмотрим, как добраться до замка злого волшебника.
Дети вместе с воспитателем рассматривают карту, на которой видно, что до замка ведет дорога через четыре остановки, где каждая обозначена определенной геометрической фигурой с заданием. Если задание будет выполнено, то они получат часть (пазл) от ключа. Собрав все части (пазлы), получится ключ, с помощью которого можно открыть замок и освободить друзей Лунтика.
Воспитатель: - Итак, ребята, вы готовы к путешествию до замка злого волшебника? Посмотрите на карту и определите, в какую сторону нужно идти, где первая остановка с заданием.
Дети вместе с Лунтиком отправляются и определяют первую остановку: круг.
Воспитатель: Ребята, но до первой остановки у нас препятствие – болото. Чтобы перейти его благополучно, нужно разложить по порядку от 1 до 10 вот эти пронумерованные следы, пройдя по которым, мы не провалимся в болото.
Дети раскладывают на полу тропинкой следы от 1 до 10, а затем проходят по ним след в след, подходят к столу со знаком круга.
Задание 1 (с блоками Дьеныша)
Каждому ребенку по карточке-схеме расшифровать заданную фигуру. (Дети выполняют)
Воспитатель: Молодцы, ребята, первое задание выполнили, давайте, проверим, друг друга, правильно ли нашли заданную фигуру.
Итак, все, верно, берите пазл (часть ключа) и двигаемся дальше к нашей цели.
Посмотрите по карте, какая следующая остановка. (Дети определяют следующую остановку - овал, подходят к остановке со знаком.)
Воспитатель: Ребята, здесь какой-то конверт лежит. Давайте посмотрим, что там. Дети открывают и обнаруживают цифры и листочек с заданием.
Задание 2. Встать в круг и выполнить столько движений, сколько показывает цифра.
Физминутка
Ровным кругом друг за другом мы идем за шагом шаг,
Стой на месте, дружно вместе хлопнем мы вот столько раз, (показ цифры)
Ровным кругом друг за другом мы идем за шагом шаг,
Стой на месте, дружно вместе прыгнем мы вот столько раз (показ цифры)
Ровным кругом друг за другом мы идем за шагом шаг,
Стой на месте, дружно вместе мы приседаем столько раз (показ цифры)
Ровным кругом друг за другом мы идем за шагом шаг,
Стой на месте, дружно вместе повернемся столько раз (показ цифры)
Воспитатель: Молодцы, сделали все, верно, получите еще один пазл (часть от ключа). Можно двигаться дальше. А следующую остановку отгадайте по загадке.
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).
Дети подходят к столу обозначенным знаком – квадрат
Задание 3. Каждому ребенку разложить палочки Кюизенера в порядке убывания, то есть от самой длинной до самой короткой и посчитать их. ( Дети выполняют задание)
Воспитатель: Молодцы, ребята, давайте посмотрим у всех ли правильно. Что у нас должно получиться? (лесенка). А теперь ответьте на вопрос: Какая по счету розовая палочка? Какая по счету голубая палочка? (Ответы детей) Молодцы, получите ещё один пазл (часть ключа).
Воспитатель: Ну и последняя наша, остановка, смотрим по карте, какая? (треугольник)
Задание 4. Решить две задачи.
Задача 1 - На березу село четыре воробья, а потом прилетели еще две синички. Сколько птиц всего стало?
Задача 2 – На лесной полянке ползали 5 гусениц, прилетели птицы и трёх из них склевали. Сколько гусениц осталось?
Воспитатель: Молодцы, ребята, всё правильно, а вот у нас и последняя часть (пазл) от ключа. Лунтик, мы выполнили все задания, добрались до замка злого волшебника, где закрыты твои друзья. Давайте попробуем открыть замок. (Дети открывают настоящий маленький замочек на замке)
Воспитатель: Ура! У нас получилось! Вот они, друзья Лунтика – пчёлка Майя, кузнечик Кузя. Бедненькие, вам наверное, было страшно одним в этом закрытом замке?
Лунтик: Спасибо большое, вам ребята, за помощь. Вы очень хорошо справились с заданиями, сориентировались по карте куда идти. Вы сообразительные, дружные ребята.
Воспитатель: Какое задание вам понравилось больше всего? Что вам показалось сложным? (ответы детей) А сейчас давайте потанцуем с Лунтиком и его друзьями.
Анкета «Место математики в вашей семье?»
- Считаете ли важным интеллектуальное развитие ребенка?
- С какого возраста необходимо начинать заниматься математикой с детьми?
- Как вы учите ребенка считать? Запоминать цифры? Формы? Задаете ли вопросы поискового характера?
- Считаете ли вы знания ребенка достаточными для его возраста?
Памятка
Развитие логического мышления у детей
Развитие логического мышления у детей является очень важным. Во-первых, потому что все развитие идет из детства. Во-вторых, потому что то, как будет происходить развитие логического мышления у детей и с какого возраста, окажет влияние на обучение ребенка в дальнейшем.
Поступая в первый класс замечено, что, немало детей умеют читать и неплохо пишут печатными буквами, пересказывают. Но в чем была заметна проблема, так это в развитии логического мышления у детей. А между тем, логическое мышление будет базой их дальнейшей учебы. Читать и писать первоклашек научат. Поэтому лучше больше времени посвятить развитию логики.
Развитие логического мышления у детей включает в себя немало операций мышления. Поэтому для занятий с детьми подбирайте разнонаправленные упражнения.
Вот несколько упражнений, которыми можно развивать данный вид мышления. А под каждую группу можно подобрать то, что есть у вас в наличии.
1. Исключить лишнее. Положите перед ребенком ряд каких-то предметов или картинок с предметами, объединенных одной группой: мебель, транспорт, растения, техника, посуда и т.д. И среди этих предметов положите один, который не относится к этой группе. Попросите найти «лишний» предмет или изображение предмета.
2. Найти общее. Здесь надо работать над разными свойствами и качествами предметов. Можно подбирать предметы общие по:
• цвету (яблоко и игрушка — желтые);
• форме (часы и тарелка — круглые);
• предназначению (лампа и свечка – светят);
• размеру (пуговица и бусинка – маленькие);
• смысловой группе (пылесос и веник – предназначены для уборки).
Задача ребенка — понять, по какому признаку вы их объединили, то есть найти общее.
3. Обобщение. Можно играть с теми же предметами, но суть будет другая. Кладете перед ребенком предметы одной смысловой группы и просите его назвать, что это такое все вместе. К примеру, яблоко, лимон, груша — фрукты.
4. Классификация. Кладете перед ребенком предметы из разных смысловых групп или объединенные разными признаками. К примеру:
— зеленые, круглые и разные часы;
— мелкие предметы, продукты, квадратные предметы и т.д.
Задание: разложить предметы по группам.
5. Продолжи ряд. Предложите ребенку логическую цепочку предметов. К примеру, пуговица-бусинка-пуговица-бусинка… И попросите продолжить ряд в той же последовательности, предложив необходимые предметы. Можно ряд выкладывать по принципу увеличения: малюсенькая пуговица-маленькая пуговица-средняя пуговица… Можно чередовать цвета: зеленый-зеленый-желтый-желтый-зеленый-зеленый…
6. Найди отличия. Для этого упражнения хорошо использовать готовые картинки, которые сейчас можно легко найти и в интернете и в журналах для детей.
7. Чего не хватает? Ну, пора бы порисовать! Начинайте рисовать какой-то рисунок и в процессе сознательно пропускайте какую-то деталь. Спрашивайте у ребенка: «Все? Рисунок готов? А чего не хватает?»
Развитие логического мышления у детей должно проводиться систематически. Не переживайте, если сначала что-то не получается. Наши ребятишки постепенно все поймут. Подсказывайте, как надо помочь поймать суть. Но зато, если он овладеет этими операциями мышления, то он будет гораздо быстрее понимать смысл прочитанного, легче обучаться и разбираться в науках.
Рекомендуем посмотреть:
Экологическая газета для родителей детей подготовительной группы Семинар для родителей детского сада Встреча в детско-родительском клубе на тему: Новый год. Конспект Родительский клуб в детском саду. Тема: ВеснаУчастник №78 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2015 года
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (2)
|
||
|
|
||
|