Из опыта работы воспитателя логопедической группы детского сада
Особенности формирования грамматического строя речи в онтогенезе
Автор: Турбина Ольга Ивановна, воспитатель логопедической группы МБДОУ детский сад комбинированного вида №5 «Родничок», г. Луховицы.Описание материала: Предлагаю вам свою разработку на тему «Особенности формирования грамматического строя речи в онтогенезе». Данный материал будет полезен для воспитателей и родителей, а также для тех, кого интересует данная тема
Особенности формирования грамматического строя речи в онтогенезе.
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.
Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это в свою очередь расширяет представления ребёнка об окружающей жизни. Овладение ребёнком речью в определённой степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.
Речь возникает при наличии определённых человеческих предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования цен¬тральной нервной системы.
Речь - важная функция коры головного мозга, которая представляет собой сложную функциональную систему, опирающуюся на совместную деятельность вторичных и третичных зон мозга, в основном второго и третьего функциональных блоков левого полушария.
Так же речь является исторически сложившейся формой общения людей посредством языка. Поэтому, речь является важной социальной функцией и для её развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребёнка со взрослым.
Речевая система включает в себя такие структурные компоненты:
1. связная речь;
2. лексика;
3. грамматика;
4. фонетика.
Только своевременное развитие данных компонентов позволяет говорить о полноценном развитии речевой системы ребёнка. Формирование грамматического строя речи осуществляется на основе определённого уровня когнитивного развития ребёнка, так, при формировании словоизменения ребёнок прежде всего должен уметь дифференцировать чем начать использовать языковую форму, ребёнок дол¬жен понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи ребёнок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.
В логопедической литературе вопросам поэтапности становления ре¬чи при нормальном развитии ребёнка уделяется достаточно много внимания. В монографии А.Н. Гвоздева, в работах Г.Л. Розенгард-Пупко, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Н.Х. Швачкина, В.И. Бельтюкова, Т.Н. Уша-ковой, A.M. Шахнарович и других подробно описано становление речи у детей, начиная с самого раннего детства.
Эти авторы с разных позиций рассматривают и определяют этапы речевого развития. Например, А.Н. Гвоздев подробно рассматривал последовательность усвоения ребёнком частей речи, структур предложений, характер их грамматического оформления. В зависимости от этого он предлагает свою периодизацию. В работах А.Н. Гвоздева с учётом тесно¬го взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие периоды формирования грамматического строя
речи.
Первый период - период
1) этап однословного предложения,
2) этап предложений из нескольких слов-корней.
Первый этап первого периода (1 год 3 мес. - 1 год 8мес). На этом кратковременном этапе ребёнок использует лишь отдельные слова в роли предложения (однословные предложения! В речи ребёнка лишь небольшое количество слов, которые он использует для выражения своих желаний, потребностей впечатлений. При этом для уточнения смысла своего высказывания ребёнок часто использует жесты, интонацию. Первые слова, которые употребляет ребёнок, не имеют определённой грамматической формы, это аморфные слова-корни. В различных предложениях они используются в одинаковом звуковом оформлении, без изменения.
Основную часть слов составляют существительные, обозначающие названия лиц, предметов, звукоподражания (бух, би-би, му, мяу), лепетные слова (ди, моко).
Второй этап первого периода (1 год 8 мес. - 10 мес.) - этап предложений из нескольких слов-корней.
На этом этапе ребёнок объединяет в одном высказывании сначала два, затем три слова, то есть в речи ребёнка появляется фраза. Грамматическая связь между словами отсутствует. Ребёнок объединяет слова в высказывания, связывая их только интонацией, общностью ситуации. При этом слова используются в предложениях в одной и той же аморфной неизмен-ной форме. Существительные употребляются либо в именительном паде¬же единственного числа, либо в усечённой, искажённой, неизменяемой форме. Глаголы представлены либо в неопределённой форме, либо в форме 2-го лица единственного числа повелительного наклонения (дай, неси, пать).
Анализ детских высказываний этого этапа показывает, что дети улавливают из речи окружающих лишь общее содержание, общий смысл слова, выраженный в его лексической основе. Формально знаковые средства языка не дифференцируются, остаются вне сферы его восприятия. Так, при восприятии различных форм слов (дом, дома, домой, домом и т. д.) ребёнок воспринимает лишь общую часть этих слов (дом).
При комбинировании аморфных слов-корней ребёнок ещё не ставит и не может решить задачу выбора нежной грамматической формы и употребляет одинаковую форму слова в различных словосочетаниях.
Второй период - период усвоения грамматической структуры предложения (1 год 10 мес. - 3 года). Этот период состоит из трёх этапов:
1) этап формирования первых форм слов (1 год - 10 мес. - 2 года 1 мес);
2) этап использования флексий системы языка для выражения синтаксических связей слов (2 года 1мес. - 2 года 6 мес);
3) этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (2 года 6 мес - 3 года).
Первый этап второго периода характеризуется появлением первых форм слов. На этом этапе формирование грамматического строя речи дети начинают замечать различную связь между словами в предложении.
В отличие от предыдущего этапа, на котором все слова использовались в одинаковой, не изменяющейся форме, на этом этапе ребёнок начинает использовать в речи различные формы одного и того же слова.
Первыми грамматическими формами существительных являются сле-дующие формы:
- формы именительного падежа единственного числа и множественного числа с окончаниями -ы-, -и- (фонетически всегда -и по причине смягчения согласных);
- формы винительного падежа с окончанием -у (кису, куклу);
- иногда появляются формы родительного падеже с окончанием кисы);
- окончание -е для обозначения меча (и...........предлог не употребляется.
Первыми грамматическими формами глаголов являются:
- формы 3-го лица единственного числа настоящего времени, бе* чередования в основе (сидит, спит);
- возвратные и невозвратные глаголы.
К двум годам появляются прилагательные, чаще всего в форме имени-тельного падежа мужского или женского рода. Но без согласования с существительными.
Таким образом, в речи ребёнка начинают обозначаться гк>пгчмг- гт>ямма-тические отношения между словами: согласование существительных в именительном падеже единственного числа с глаголом изъявительного наклонения (матик играет), некоторые формы управления глаголом (дай кису). Однако в речи ребёнка имеется большое количество аграмматизмов.
На этом этапе отмечается расширение структуры предложения до 3-4
слов (Таня играет кука).
Второй этап второго периода - этап использования системы флексий для выражения связей слов (от 2 лет 1 мес. - 2 лет 6 мес).
Словоизменение в русском языке характеризуется большим разнообразием флексий, которые систематизируются при формообразовании в раз-личные типы склонений имён и спряжений глаголов. Из-за сложности флексийной системы ребёнок не может усвоить все формы словоизменения.
Последовательность усвоения ребёнком грамматических форм слов определяется семантической функцией и частотностью использования в речи окружающих.
Общей тенденцией детской речи является первоначальное усвоение наиболее частотных флексий. В течение определённого времени дети используют только одно, наиболее продуктивное окончание, которое А.Н. Гвоздев называет «главенствующим». Другие варианты окончаний, выражающих то же грамматическое значение, отсутствуют в речи, оказываются вытесненными, они заменяются в речи продуктивными флексиями. Так, формы существительных родительного падежа множественного чис¬ла имеют несколько вариантов окончаний: -ов, нулевое окончание, -ей, среди которых продуктивной флексией является окончание -ов. В связи с этим длительное время в речи детей наблюдаются замены непродуктивных флексий окончанием -ов (много ложков, ножов).
Чем больше флексий используется в языке для выражения одного и того же грамматического значения, тем труднее усваиваются эти формы. Характерной чертой детской речи на этом этапе является стремление к унификации основы различных форм слов. В начале отмечается одно-значное соединение корня и флексии, что выражается в отсутствии чередования, беглости гласных, супплетивизма (молотоком, левы, человеки). Таким образом, на начальном этапе ребёнок усваивает наиболее об¬щие, наиболее продуктивные правила формообразования, позже овладевает частными правилами, исключениями из общего правила (нормой языка), происходит дифференциация внутри системы языка.
На этом этапе в детской речи встречается ещё много грамматических неточностей. Одни флексии заменяются другими, но в пределах одного грамматического значения.
Среди грамматических форм существительных усваиваются беспредложные формы косвенных падежей: винительного, родительного, творительного.
В речи детей наблюдается дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов изъявительного наклонения, усваивается изменение по лицам (кроме 2-го лица множественного числа), разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени, однако в прошедшем времени ещё смешиваются формы мужского, женского и среднего рода.
Словоизменение прилагательных ещё не усвоено, в речи детей наблюдается как правильное, так и неправильное согласование прилагательного с существительным. Во множественном числе прилагательные правильно употребляются лишь в именительном падеже. В ряде случаев прилагательные употребляются после существительных. Личные местоимения уже усвоены.
В устной речи детей на этом этапе появляются некоторые семантически простые предлоги: в, на, у, с, но их употребление не всегда соответствует языковой норме, наблюдаются замены предлогов, смешение окончаний.
Происходит расширение и усложнение структуры предложения до 5-8 слов, появляются сложные предложения, сначала бессоюзные, затем сложносочинённые предложения с союзами.
Третий этап второго периода - этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (от 2 лет 6 мес. до 3 лет). Характер¬ной особенностью нормального речевого развития является то, что усвоение предлогов происходит лишь после усвоения основных наиболее функциональных грамматических элементов языка - флексий.
На этом этапе ребёнок правильно употребляет простые преллоги и многие союзы, но при употреблении более сложных предлогов (ю-за, из-под) наблюдаются аграмматизмы.
Освоение предлогов происходит в следующей последовательности: о 3 - 4 года дети с нормальным речевым развитием свободно образуют в речи все простые предлоги (у, в, на, под, с, из, к, за, но, после) и свобод¬но пользуются ими в самостоятельной речи.
В 5 — 6 лет дети правильно используют сложные предлоги (из-за, из-под, около, между и т.д.).
Так, уже в три года дети употребляют винительный падеж с предлогом «под», родительный падеж с предлогами «через», «без», «для», «после». От трёх до четырёх лет усваивается родительный падеж с предлогом «до» для обозначения предела: «до леса», с предлогом «вместо».
Продолжается усвоение более частных правил словоизменения, в том числе дифференциация морфологической системы склонения существительных: усвоение окончаний множественного числа -ов, -ами, -ах, падежных окончаний именительного падежа множественного числа -а, -иа
(рога, стулья).
На этом этапе закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах.
В речи детей на этом этапе происходит дальнейшее развитие сложно-сочинённого и сложноподчинённого предложений, усваиваются многие
служебные слова.
Ребёнок допускает стойкий аграмматизм («играю с братиком) - это является выраженным убедительным симптомом, свидетельствующим о выраженном недоразвитии речевой функции. Такие дети нуждаются в систематических логопедических занятиях ло поступления в школу.
1 реши период - период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3 до 7 лет).
В этот период ребёнок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения. Также в этот период значительно сокращается свободное использование морфологических элементов (словотворчество), так как ребёнок овладевает не только общими правилами грамматики, на и более частотными правилами, системой «фильтров», накладываемых на использование общих правил.
В речи детей до 4 лет иногда ещё встречаются случаи неподвижного ударения при словоизменении (на коне), тенденции унификации основы (пени. левы). После 4 лет такого рода ошибки исчезают из детской речи, остаются лишь нарушения чередования в основах глагола (заплатю).
Усваивается согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах, глагольное управление.
Таким образом, к школьному возрасту, ребёнок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения русским языком является очень высоким, что позволяет ребёнку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.
По мере развития грамматической стороны речи у ребёнка становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ и синтез.
Рекомендуем посмотреть:
Экспериментирование в детском саду Инклюзивное обучение в детском саду посредством игры Работа с семьей в условиях села Справка по результатам комплексной проверки ДОУ
Автор: Ольга Ивановна Турбина
Опубликовано: 3751 день назад (15 сентября 2014)
Просмотров: 5813
Рубрика: Дошкольное воспитание
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (1)
|