Краеведение для младших школьников
Младший школьник и краеведение
Содержание:
I. Введение.II. Нормативно-правовые основы педагогической деятельности.
III. Цель и задачи педагогической деятельности.
IV. Основные понятия, используемые в концепции.
V. Структура образовательного пространства.
VI. Основные направления, формы и методы деятельности. VII. Педагогические условия реализации концепции.
VIII. Ожидаемый результат реализации концепции.
«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может быть рост духовной культуры всего общества»
Д.С. Лихачёв
I. Введение
Происходящие в настоящее время динамичные процессы преобразований в различных сферах жизни нашего общества убеждают нас в необходимости гуманизации дополнительного образования. XXI век внёс огромное ускорение и развитие новых информационных технологий, приблизив к нам глобальное общество знаний, цель которого – создать условия для созидания коллективной мудрости на земле. Но в условиях глобальных перемен перед всеми народами и государствами возникает опасность потерять свою самобытность, «раствориться» в общей культуре.
Историческое и культурное наследие, оставленное предшествующими поколениями, бесценно, поскольку уникально и при утрате невосполнимо. В современном мире укрепившееся понимание важности сохранения культурно-исторического наследия определяет цивилизованный подход к оценке духовных и материальных сокровищ прошлого. Миссия краеведения – сохранение и приумножение знаний об истории, традициях и культуре родного края и страны.
Краеведение, как символ творческих устремлений, вошло в мою жизнь ещё в годы обучения в Борисоглебском государственном педагогическом институте. В 2002 году впервые набиралась экспериментальная историко-филологическая группа, будучи студенткой которой я познакомилась с музейной педагогикой, неоднократно проходила диалектическую практику, занималась исследовательской деятельностью. Особенно значимой для меня была краеведческая практика, результатом которой стала исследовательская работа «Обряды и традиции Воронежской губернии на примере посёлка Озёрный Новохопёрского района». Позже, став педагогом дополнительного образования, я выбрала одним из главных направлений своей деятельности – краеведческое.
Я глубоко убеждена в том, что детское краеведение должно стоять на трёх китах: семья, образовательное учреждение (школа, дом творчества), общество. Первые две категории позволяют преодолеть камерность, замкнутость краеведения, сделать его достоянием всех. Семейные предания, родословное древо, домашний архив – вот всё то, что поможет буквально всех приобщить к краеведческой деятельности. Первые игрушки, старые письма, семейные реликвии – вот одни из главных составляющих нашего домашнего архива. От дома протягивается нить к образовательному учреждению, в моём случае – это краеведческое объединение, на занятиях которого особенно востребованы знания, материалы, экспонаты, хранящие память о предках и родном крае.
Самые небольшие исследования и открытия юных краеведов вливаются в летопись истории родного края. Детское краеведение в нашем районе не замыкается в рамках образовательного учреждения, встречи педагогов и детей, увлечённых краеведением, на муниципальных конференциях стали традицией, которой не один десяток лет. Краеведов в областном масштабе объединяет движение «Край родной».
Формируя свою педагогическую концепцию, я пришла к выводу, что одним из ключевых её компонентов может и должна стать образовательная программа для школьников 7-9 лет. Именно в этом возрасте закладывается фундамент гражданского развития маленькой личности, даётся старт всех высоких человеческих начал, закладываются основы познавательного интереса к изучению малой Родины, как окружающего ребёнка микромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно-ценностной и практической ориентации ребёнка.
Дополнительная образовательная программа «Родная старина», разработанная мною, рассчитана на два года обучения, её особенностью является интегрирование педагогических возможностей краеведения и других вспомогательных дисциплин: этнографии, музыки, изобразительного творчества, театрализации. В процессе работы планируется создание обогащённой развивающей среды, способствующей раскрытию творческого потенциала ребёнка, приобщение к русской национальной культуре посредством включения детей в равноправное участие в жизнь семьи, краеведческого объединения, района, области, страны.
II. Нормативно-правовые основы педагогической деятельности.
Правовая основа моей педагогической концепции «Развитие духовно-
нравственных качеств личности младшего школьника через приобщение к истории и культуре родного края» представляет собой совокупность взаимосвязанных, внутренне согласованных основополагающих документов, содержащих юридические принципы и нормы, направленные на правовое регулирование отношений в сфере педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей:
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
- Концепция воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области;
- Областная краеведческая программа движения «Край родной»;
- Устав МКУДО Аннинского ДТ;
- Положение о детском объединении МКУДО Аннинского ДТ.
III. Цель и задачи педагогической деятельности.
Цель - создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, самореализации и самосовершенствования в процессе краеведческой деятельности.
Задачи:
- воспитывать у школьников любовь к Родине, бережное отношение к природному и культурному наследию родного края;
- развивать эмоциональную сферу ребёнка, национальное достоинство, коллективизм;
- приобщать детей к истокам национальной культуры через знакомство с бытом, нравами, промыслами, традициями, устным народным творчеством поколений предков;
- формировать активную жизненную позицию на основе общечеловеческих ценностей через многообразную социальную практику;
- формировать умение практически осмысливать и систематизировать социальную информацию и противодействовать асоциальным проявлениям;
- укреплять положительную мотивацию к познанию и самосовершенствованию;
- привлекать обучающихся к активному изучению родного края.
IV. Основные понятия, используемые в концепции.
- Воспитание – управление процессом развития и формирования личности воспитанника через создание благоприятных для этого условий.
- Краеведение в системе дополнительного образования - изучение обучающимися природы, экономики, истории и культуры родного края.
- Развивающая образовательная среда – комплекс развивающих, обучающих, воспитательных и оздоровительных ресурсов для саморазвития и самосовершенствования всех субъектов образовательной деятельности детского объединения.
- Духовно-нравственное развитие личности школьника – целенаправленная педагогическая деятельность по формированию непреходящих человеческих ценностей и ориентированности личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов.
- Физическое развитие ребенка – формирование у обучающихся устойчивой привычки к здоровому образу жизнедеятельности, положительно влияющей на здоровье.
- Предметная среда – система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовно-нравствен -ного и физического развития.
- Индивидуальный образовательный маршрут является способом реализации идей индивидуализации обучения, воспитания и развития школьника, и представляет собой целенаправленную программу деятельности, ориентированную на личностное развитие сопровождаемого.
- Дополнительное образование детей – вид образования, основное предназначение которого – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных, социокультурных и образовательных потребностей детей.
- Методика коллективной творческой деятельности – коммунарская методика И.П.Иванова, которая раскрепощает личности субъектов (обучаемого и обучающего), является одним из типов форм организации воспитательной деятельности, основное средство современной методики воспитания.
- Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
- Педагогические условия реализации Концепции – совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых факторов, обеспечивающих целенаправленность создания развивающей образовательной среды с использованием современных педагогических технологий, средств и форм образовательной деятельности, которые способствуют формированию личности социально активного россиянина.
- Результативность деятельности детского объединения – совокупность положительных результатов (итог деятельности согласно целям), отслеживаемых и получаемых в процессе деятельности детского объединения: текущие, промежуточные и итоговые результаты деятельности.
- Предметные компетенции формируются в рамках конкретной образовательной деятельности и выражены в умении обучающихся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
- Межпредметные компетенции формируются в рамках интеграции краеведения и других вспомогательных дисциплин: этнографии, музыки, изобразительного творчества, театрализации.
- Ключевые компетенции относятся к общему содержанию образования в целом. Они формируются в процессе основных видов деятельности обучающегося, познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, бытовой, культурно-досуговой, и позволяют ему овладеть социальным опытом.
V. Структура образовательного пространства.
Социальное окружение ребенка представляет собой две стороны: организованную (семья, школа, учреждение дополнительного образования) и неорганизованную (двор, общественный транспорт и т.д.). Организованное социальное пространство большую часть стабильно, постоянно, малоизменчиво. Неорганизованное пространство нестабильно, изменчиво. В процессе взаимодействия с социальным окружением ребенок осознает смысл социальных явлений, осваивает социокультурные нормы, ценности, формирует определенные образы поведения.
Формирование и организация образовательного пространства, обеспечивающего высокое качество образовательных услуг, открытого для социального партнёрства ребёнка со сверстниками, педагогами, родителями, открытого для привлечения к сотрудничеству представителей из различных сфер социума – это одно из важнейших направлений моей деятельности.
Образовательное пространство, центром которого является детское объединение, может включать в себя:
- МКУДО Аннинский ДТ;
- образовательные учреждения района;
- учреждения культуры района (дом культуры, библиотека);
- районный и школьные краеведческие музеи;
- учреждения здравоохранения;
- РОВД, ГИБДД, Госпожнадзор;
- родительскую общественность;
- средства массовой информации.
Организация сотрудничества и партнерства всех субъектов образовательного пространства обеспечит творческое развитие ребёнка, обеспечит его включение в социокультурные отношения, сформирует положительный социальный опыт.
VI. Основные направления, формы и методы деятельности.
6.1. Направления исследовательской деятельности:
- «Летопись родного края в истории России»;
- «История населённых пунктов Аннинского района»;
- «Мои знаменитые земляки»;
- «Родословие»;
- «Этнография»;
- «Литературное краеведение»;
- «Фольклор и народные забавы наших предков».
- «Ремёсла и промыслы Воронежской губернии».
6.2. Формы и методы:
В настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из существующих классификаций имеет как преимущества, так и недостатки.
Мне, как молодому педагогу, близка классификация методов обучения,
предложенная академиком Ю.К. Бабанским, в которой выделены три большие группы методов:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
o перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств);
o словесные (лекция, рассказ, беседа и др.);
o наглядные (демонстрация, иллюстрация и др.);
o практические (опыты, упражнения, выполнение заданий);
o логические, т. е. организация и осуществление логических операций (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.);
o гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные);
o самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой).
 Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
o методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, экскурсии, создание проблемных ситуаций и др.);
o методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.).
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. К этой группе отнесены различные методы проверки знаний, умений и навыков, а также методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельностью.
В сочетании с данными методами я использую в своей работе активные методы и формы обучения, позволяющие мне поставить ребёнка не в ситуацию пассивного созерцания, а сделать его активным участником урока:
- Мозговой штурм - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
- Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих учебную деятельность путем игры, по заданным правилам.
- «Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.
- Анализ конкретных ситуаций — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.
- Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколь¬ко приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения.
Важнейшая задача педагога дополнительного образования, на мой взгляд, создать условия, при которых каждый ребенок получит возможность развить творческие способности, проявить то, что в школе не смогло проявиться, удовлетворить духовные, двигательные, интеллектуальные притязания. В этом и педагогу и воспитаннику поможет методика коллективной творческой деятельности (КТД), она разработана более сорока лет назад ленинградским ученым Игорем Петровичем Ивановым и группой его единомышленников. Однако каждый год многие педагоги, в частности мои коллеги по учреждению и я, вновь открывают для себя ее суть: дети сами ищут дело по душе, сами делают выбор, сами планируют (в т.ч. при активном участии взрослых), сами разрабатывают (сочиняют сценарии, режиссируют и т.д.), выбирают роли, поручения, сами проводят свои КТД, их обсуждают и оценивают. Девиз методики: «Все творчески, иначе – зачем?» Отличительная черта – субъектами ее применения выступают дети и педагоги в равной степени. Результат – пассивный превращается в активного, «трудные» становятся талантливыми, педагог оказывается интересным человеком. Я осваиваю и использую элементы методики КТД в своей профессиональной деятельности.
VII. Педагогические условия реализации концепции.
7.1. Педагогические условия:
- создание развивающей образовательной среды;
- реализация личностно-ориентированного подхода в обучении;
- формирование мотивационной заинтересованности обучающихся;
- установление творческих взаимоотношений в общении детей и педагога;
- установление добрых межличностных отношений в детском объединении;
- продуктивное взаимодействие детского объединения с социумом;
- научно-методическое и программное обеспечение;
- ресурсное обеспечение образовательного процесса;
- вовлечение родителей в деятельность детского объединения.
7.2. Психологические приёмы успешной коммуникации:
- постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.
- постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами.
- более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.
- найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).
- установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.
- не упустить момент словесного или эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.
- не стесняться проявлять свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения.
VIII. Ожидаемый результат реализации концепции.
Успешным результатом реализации данной концепции я считаю сформированность определённых знаний умений, навыков, предметных, межпредметных, ключевых компетенций.
Среди ожидаемых эффектов в процессе реализации концепции следует отметить повышение уровня мотивации к познавательной деятельности, освоение детьми правил работы с материалами исследования и алгоритма деятельности с ними, проявление потребности самовыражения с помощью представления результатов своей творческой деятельности, понимании и уважении прав и достоинств участников образовательного процесса, формирование адекватной положительной самооценки.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в начальной школе: Моя малая родина Внеклассное мероприятие по краеведению в начальной школе, 3 класс Формирование креативных свойств личности в начальной школе Внеурочное мероприятие в начальной школе с презентацией. Моя малая Родина
Автор: Ольга Игоревна Фролова
Опубликовано: 2978 дней назад (27 сентября 2016)
Просмотров: 4414
Блог: Блог Ольги Фроловой
Рубрика: Статьи
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!