Современные воспитательные технологии в начальной школе по ФГОС
Из опыта работы учителя начальной школы «Современные воспитательные технологии во внеурочной и урочной деятельности»
Автор: Муравьева Ольга Евгеньевна, учитель начальных классов, ОКОУ «Школа-интернат №5» г. Курска. Описание: Разработка содержит описание опыта работы по использованию современных воспитательных технологий во внеурочной и урочной деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната. Данная статья может быть полезна воспитателям, учителям начальных классов, родителям обучающихся.
Цель внеурочной работы с обучающимися с ОВЗ направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, семейной и профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Задачи:
Способствовать коррекции дефектов психического и физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью» программа внеурочной деятельности должна быть направлена на социально-эмоциональное, спортивно-оздоровительное, творческое, нравственное, познавательное, общекультурное развитие личности средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС ОО УО ОВЗ понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности при освоении основных учебных предметов, приобретении социально-значимых навыков, способствующих их социализации и адаптации в современном обществе, повышающих качество их жизнедеятельности.
Именно поэтому программы внеурочной деятельности в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы, представлены как общеразвивающими, так и коррекционно-развивающими курсами.
Мной проводятся занятия по внеурочной деятельности в 1 дополнительном классе, по четырем основным направлениям:
- спортивно-оздоровительное направление («Непоседы»);
- духовно-нравственное направление («Азбука общения»);
- социальное направление («Я среди людей»);
- общекультурное направление («Чудеса аппликации»)
Курс «Непоседы» реализует спортивно – оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 1 классе, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель занятий: ознакомление младших школьников с нормами ведения здорового образа жизни, сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья.
Изучение программного материала ведётся на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности.
Кроме того, курс включает:
- чтение стихов, сказок, рассказов;
- организация подвижных игр;
- выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
Уроки содержат не только теоретическую информацию о человеке, но и практические рекомендации, советы, комплексы процедур по уходу за своим телом, расширение знаний и навыков детей по гигиенической культуре.
С детьми проводились беседы об органах зрения, слуха, игра «Полезно – вредно», оздоровительные минутки. Отдельные темы освещали влияние вредных привычек на здоровье школьника.
Курс «Чудеса аппликации» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 1 дополнительном классе.
Аппликация - один из наиболее любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания.
Аппликация дает детям возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, форме и композиции.
Уроки аппликации – наилучшая из возможностей для развития у ребёнка не только умения фантазировать и воплощать фантазии в виде поделки из бумаги своими руками, но и таких навыков, как усидчивость, опрятность, сосредоточенность. К тому же создание аппликации из цветной бумаги способствует развитию мелкой моторики. Неудивительно, что ребёнок, умеющий мастерить поделки из бумаги, гораздо быстрее учится правильно говорить, читать, писать.
В процессе работы, обучающиеся имеют возможность в увлекательной форме практически закреплять, совершенствовать знания, которые они получили на уроках труда.
Основным принципом выполнения детьми поделок или рисунков является развитие творческой индивидуальности. Стимулом к дальнейшему развитию детского творчества служат выставки рисунков, поделок, традиционные творческие конкурсы у нас в школе.
Лучшие работы детей отмечаются дипломами, грамотами.
Цель программы «Азбука общения»: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
На занятиях у детей формируются умения устанавливать и поддерживать эмоционально-положительные личные взаимоотношения с людьми. Обучающиеся учатся уважать интересы других, слушать и понимать сверстников, предупреждать и устранять конфликты в межличностных отношениях.
При реализации всех программ используются разные методы:
• словесные – беседы, рассказ, объяснение, диалог, консультация;
• наглядные - просмотр фотографий, рисунков, картин;
• практические- изготовление поделок;
• игра.
На уроках при работе с детьми стараюсь создать комфортный психологический климат и эмоциональный настрой детей.
Соблюдаю санитарно- гигиенических требования такие как, проветривание помещения, смена видов деятельности, своевременное и обязательное проведение физкультминуток, динамических пауз во время уроков.
Вместе с детьми мы выходим на прогулку на улицу. Благодаря смене обстановки, такая прогулка-экскурсия становится интересной детям. Они с удовольствием наблюдают за живой и неживой природой. По возможности использую на прогулке спортивный инвентарь (мячи, кегли, флажки, скакалки), с ними игра становится интереснее, привлекательнее, способствует укреплению осанки и развитию координации движений, ловкости.
Во время уроков провожу оздоровительные минутки, для того, чтобы обучающиеся не уставали и могли работать в полную силу. Физкультминутки провожу иногда с музыкальным сопровождением.
Время начала физкультминутки выбираю в соответствии с состоянием обучающихся, когда у значительной части детей начинает проявляться утомление (часто отвлекаются, разговаривают).
Провожу упражнения направленные на снятие напряжения мышц спины, пальцев рук, плечевого пояса, ног и упражнения для глаз.
В своей работе использую следующие виды физминуток:
1.оздоровительно-гигиенические;
2. двигательно-речевые;
3.подражательные;
4.физкультурно-спортивные.
Почти каждое занятие проводим пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика служит для развития у детей ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращают образовательный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.
Дети очень любят музыкально-ритмическую гимнастику.
Мы подбираем музыку, сами разрабатываем комплексы гимнастики.
Например:
- «Зайцы делают зарядку»,
- «Паровоз Букашка»,
- «Солнышко» и др.
Учитывая особенности развития наших детей, большое внимание уделяю коррекционной гимнастике.
Проводятся следующие упражнения:
- упражнения для развития равновесия у детей «Стойкий оловянный солдатик»;
- упражнения для профилактики плоскостопия: «Поздоровались», «Пяточки-носочки».
В зависимости от интенсивности зрительной нагрузки занимаемся гимнастикой для глаз.
Для этого использую наглядный материал, показ педагога.
С целью активизации мыслительной деятельности воспитанников, я использую наглядно-демонстрационный материал, игровые задания.
Внимательно слежу за временными рамками выполнения заданий, чередую выполнение устных и письменных видов работ. Всё это не только повышает интерес детей к учёбе, но и предотвращает быструю утомляемость детей, позволяет полнее использовать их умственные и физические возможности, и сохранить здоровье.
Так же одной из форм работы по охране здоровья детей является классный час.
Я регулярно провожу беседы на такие темы: «Будем закаляться!», «Советы от доктора Айболита», «Полезные продукты», «Фрукты и овощи», «В стране Здоровья» и т.д.
Эти беседы дают положительный результат, дети постепенно усваивают важные термины и понятия.
При работе с детьми необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку, понимание его индивидуальных особенностей и поиск соответствующих методов обучения и воспитания.
Поэтому очень важно работать в тесном взаимодействии со всеми участниками педагогического процесса - родителями, учителями, логопедами, дефектологами, воспитателями, медработниками, тьюторами.
Рекомендуем посмотреть:
Приём Кластер в начальной школе Использование дифференцированной технологии в начальной школе Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в начальной школе Как научить бегло читать детей 1-3 классаУчастник №15 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2018 года
← Объемный декупаж для начинающих пошагово с фото | Новогодний плакат своими руками в школу пошагово с фото →
Автор: Ольга Евгеньевна Муравьева
Опубликовано: 2236 дней назад (8 ноября 2018)
Просмотров: 4452
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|
||
|